Критерии общественного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:21, реферат

Описание работы

Идея общественного развития есть идея истории, точнее - всемирной истории человечества*. Эта идея призвана связать историю воедино, сообщить ей направленность и смысл. Но многие мыслители Просвещения обосновывая идею развития, стремились к тому, чтобы рассматривать его в качестве естественного закона, стирая в той или иной мере грань между обществом и природой.

Содержание

Введение.
1. Общественное развитие. Прогресс и регресс.
2. Общественное развитие – идея и реальность
3. Критерии развития.
4. Критерии общественного развития
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 126.50 Кб (Скачать)

И все же господствовавшая идея беспредельного прогресса с  неизбежностью подводила к, казалось бы, единственно возможному решению  вопроса; главным, если не единственным, критерием общественного прогресса  может быть только развитие материального производства, которое, в конечном счете, предопределяет изменение всех других сторон и сфер жизни общества. Среди марксистов на этом выводе не раз настаивал В. И. Ленин, который еще в 1908 г. призывал рассматривать интересы развития производительных сил в качестве высшего критерия прогресса. После Октября Ленин возвращается к этому определению и подчеркивает, что состояние производительных сил — основной критерий всего общественного развития, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация побеждала окончательно предыдущую благодаря именно тому, что открывала больший простор для развития производительных сил, достигала более высокой производительности общественного труда.  

Примечательно, что вывод о состоянии и  уровне развития производительных сил как генеральном критерии прогресса разделялся и оппонентами марксизма — техницистами, с одной стороны, и сциентистами, с другой. Позиция последних нуждается, очевидно, в некоторых комментариях, ибо возникает законный вопрос: как могли сойтись в одной точке концепция марксизма (т. е. материализма) и сциентизма (т. е. идеализма)? Логика этого схождения такова. Сциентист обнаруживает общественный прогресс прежде всего в развитии научного знания, но ведь научное знание обретает высший смысл только тогда, когда оно реализуется в практике, и прежде всего в материальном производстве.  

В процессе еще  только уходящего в прошлое идеологического  противостояния двух систем техницисты использовали тезис о производительных силах как генеральном критерии общественного прогресса для доказательства превосходства Запада, шедшего и идущего по этому показателю впереди. Тогда их оппонентами была внесена существенная поправка к собственной концепции: этот высший общесоциологический критерий нельзя брать в отрыве от характера господствующих в данном обществе производственных отношений. Ведь важно не только общее количество производимых в стране материальных благ, но и то, насколько равномерно и справедливо распределяются они среди населения, как способствует или тормозит данная общественная организация рациональное использование производительных сил и их дальнейшее развитие. И хотя поправка действительно существенная, но она не выводит критерий, принятый в качестве основного, за пределы одной — экономической — сферы социальной действительности, не делает его поистине интегративным, т. е. пропускающим через себя и впитывающим в себя изменения буквально во всех сферах жизни общества.  

Таким интегративным, а значит — наиболее важным, критерием  прогресса выступает уровень гуманизации общества, т. е. положение в нем личности: степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья. Заметим, кстати, что внутри этого сложного по своей структуре индикатора можно и нужно выделить один, по сути дела объединяющий в себе все остальные. Таковым, на наш взгляд, является средняя продолжительность жизни. И если она в данной стране на 10—12 лет меньше, чем в группе развитых стран, да к тому же обнаруживает тенденцию к дальнейшему уменьшению, соответственно должен решаться вопрос и о степени прогрессивности этой страны. Ибо, как сказал один из известных поэтов, «все прогрессы реакционны, если рушится человек».  

Уровень гуманизации  общества как интегративный критерий вбирает в себя в снятом виде рассмотренные  выше критерии. Каждая последующая формационная и цивилизационная ступень является более прогрессивной и в плане личностном — она расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование его способностей. Достаточно сравнить в этом отношении статус раба и крепостного, крепостного и наемного рабочего при капитализме. На первых порах может показаться, что особняком стоит в этом отношении рабовладельческая формация, знаменовавшая собой начало эры эксплуатации человека человеком. Но, как разъяснял Ф. Энгельс, даже для раба, не говоря уже о свободных, рабовладение было прогрессом в плане личностном: если раньше пленного убивали или съедали, то теперь его оставляли жить.  

Итак, содержанием  общественного прогресса было, есть и будет «очеловечение человека», достигаемое путем противоречивого  развития его естественных и общественных сил, т. е. производительных сил и всей гаммы общественных отношений. Этому содержанию должен быть адекватен и избираемый нами основной критерий общественного прогресса. [9]

Заключение

1). Общество представляет  собой сложный организм, в котором  функционируют разные «органы» (предприятия,  объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.), развертывается разнообразная деятельность людей. Все эти части одного общественного организма, все эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.[10] Таким образом, невозможно найти какой либо общий критерий по которому можно было бы судить о прогрессе того или иного общества. Как и многие процессы в нашей жизни, общественный прогресс опираясь на различные критерии можно охарактеризовать по-разному. Поэтому общего критерия, как я считаю, просто не существует. 

2). Несмотря на  противоречивость и неясность  многих положений социально-политической  концепции Аристотеля, предложенные  им подходы к анализу государства, метод политической науки и ее лексикон (включая историю вопроса, постановку проблемы, аргументы «за» к «против» и т. д.), выделение того, что является предметом политического размышления и рассуждения, оказывают и сегодня достаточно заметное влияние на политические исследования. Ссылка на Аристотеля все еще является достаточно весомым научным аргументом, подтверждающим истинность выводов о политических процессах и явлениях.[11] 

      Понятие  прогресса, как выше  сказано, опирается  на  какую  - небудь  ценность  или  совокупность  ценностей.   Но  понятие  прогресса   настолько  прочно  вошло   в  современное   массовое  сознание,  что  мы  сталкиваемся  с  ситуацией,  когда   само  представление   о  прогрессе  -  прогрессе  как  таковом  -  выступает  в  роли  ценности.  Прогресс таким  образом  сам  по  себе,  безотносительно  к  каким-либо  ценностям  пытается  наполнить  смыслом  жизнь  и  историю,  и  от  его  имени  выносятся  вердикты. Прогресс,  может  мыслиться  либо  как  стремление  к  какой-то  цели,  либо  как  беспредельное  движение  и  развертывание.  Очевидно,  что прогресс без  основания  в  какой-либо  иной  ценности,  которая  бы  служила  ему  целью,  возможен  лишь  как  бесконечное  восхождение.   Его  парадоксальность  состоит в том,  что движение  без цели,  движение  в никуда,  вообще  говоря,  бессмысленно.   
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы:

1.            Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Философия,  Москва Гардарина 2005г. 

2.            Волчек Е.З., Философия, Минск 1995г. 

3.            Фролов Н. В., Введение в философию,  Москва 1989. 

4.         Человек и общество: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. / Л.Н.    

  5.       Боголюбов, Е.А. Глушков и др, «Просвещение», 1996 г, стр. 156 

6.         Алферов А.А.  Идея общественного прогресса: содержание и                становление.  (опубл. в:  Философия в пространстве культуры.  Серия  «Восток - Запад - Россия».  Ростов н/Д,  1999)  

7.Алферов А.А.  Идея общественного прогресса: содержание и становление.  (опубл. в:  Философия в пространстве культуры.  Серия «Восток - Запад - Россия».  Ростов н/Д,  1999)  

8.Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Философия, Москва Гардарина 2005г. 
 


Информация о работе Критерии общественного развития