Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:21, реферат
Идея общественного развития есть идея истории, точнее - всемирной истории человечества*. Эта идея призвана связать историю воедино, сообщить ей направленность и смысл. Но многие мыслители Просвещения обосновывая идею развития, стремились к тому, чтобы рассматривать его в качестве естественного закона, стирая в той или иной мере грань между обществом и природой.
Введение.
1. Общественное развитие. Прогресс и регресс.
2. Общественное развитие – идея и реальность
3. Критерии развития.
4. Критерии общественного развития
5. Заключение
6. Список использованной литературы
И все же господствовавшая
идея беспредельного прогресса с
неизбежностью подводила к, казалось
бы, единственно возможному решению
вопроса; главным, если не единственным,
критерием общественного
Примечательно,
что вывод о состоянии и
уровне развития производительных сил
как генеральном критерии прогресса разделялся
и оппонентами марксизма — техницистами,
с одной стороны, и сциентистами, с другой.
Позиция последних нуждается, очевидно,
в некоторых комментариях, ибо возникает
законный вопрос: как могли сойтись в одной
точке концепция марксизма (т. е. материализма)
и сциентизма (т. е. идеализма)? Логика этого
схождения такова. Сциентист обнаруживает
общественный прогресс прежде всего в
развитии научного знания, но ведь научное
знание обретает высший смысл только тогда,
когда оно реализуется в практике, и прежде
всего в материальном производстве.
В процессе еще
только уходящего в прошлое
Таким интегративным,
а значит — наиболее важным, критерием
прогресса выступает уровень гуманизации
общества, т. е. положение в нем личности:
степень ее экономического, политического
и социального освобождения; уровень удовлетворения
ее материальных и духовных потребностей;
состояние ее психофизического и социального
здоровья. Заметим, кстати, что внутри
этого сложного по своей структуре индикатора
можно и нужно выделить один, по сути дела
объединяющий в себе все остальные. Таковым,
на наш взгляд, является средняя продолжительность
жизни. И если она в данной стране на 10—12
лет меньше, чем в группе развитых стран,
да к тому же обнаруживает тенденцию к
дальнейшему уменьшению, соответственно
должен решаться вопрос и о степени прогрессивности
этой страны. Ибо, как сказал один из известных
поэтов, «все прогрессы реакционны, если
рушится человек».
Уровень гуманизации
общества как интегративный критерий
вбирает в себя в снятом виде рассмотренные
выше критерии. Каждая последующая формационная
и цивилизационная ступень является более
прогрессивной и в плане личностном —
она расширяет круг прав и свобод личности,
влечет за собой развитие его потребностей
и совершенствование его способностей.
Достаточно сравнить в этом отношении
статус раба и крепостного, крепостного
и наемного рабочего при капитализме.
На первых порах может показаться, что
особняком стоит в этом отношении рабовладельческая
формация, знаменовавшая собой начало
эры эксплуатации человека человеком.
Но, как разъяснял Ф. Энгельс, даже для
раба, не говоря уже о свободных, рабовладение
было прогрессом в плане личностном: если
раньше пленного убивали или съедали,
то теперь его оставляли жить.
Итак, содержанием
общественного прогресса было, есть
и будет «очеловечение
Заключение
1). Общество представляет
собой сложный организм, в котором
функционируют разные «органы» (предприятия,
объединения людей, государственные учреждения
и др.), одновременно происходят различные
процессы (экономические, политические,
духовные и т. п.), развертывается разнообразная
деятельность людей. Все эти части одного
общественного организма, все эти процессы,
различные виды деятельности находятся
во взаимной связи и вместе с тем могут
не совпадать в своем развитии. Более того,
отдельные процессы, изменения, происходящие
в разных областях жизни общества, могут
быть разнонаправленными, т. е. прогресс
в одной области может сопровождаться
регрессом в другой.[10] Таким образом, невозможно
найти какой либо общий критерий по которому
можно было бы судить о прогрессе того
или иного общества. Как и многие процессы
в нашей жизни, общественный прогресс
опираясь на различные критерии можно
охарактеризовать по-разному. Поэтому
общего критерия, как я считаю, просто
не существует.
2). Несмотря на
противоречивость и неясность
многих положений социально-
Понятие прогресса, как выше
сказано, опирается на какую
- небудь ценность или совокупность
ценностей. Но понятие прогресса
настолько прочно вошло в
современное массовое сознание,
что мы сталкиваемся с ситуацией,
когда само представление
о прогрессе - прогрессе как
таковом - выступает в роли
ценности. Прогресс таким образом
сам по себе, безотносительно
к каким-либо ценностям пытается
наполнить смыслом жизнь и
историю, и от его имени
выносятся вердикты. Прогресс, может
мыслиться либо как стремление
к какой-то цели, либо как
беспредельное движение и развертывание.
Очевидно, что прогресс без основания
в какой-либо иной ценности,
которая бы служила ему целью,
возможен лишь как бесконечное
восхождение. Его парадоксальность
состоит в том, что движение без
цели, движение в никуда, вообще
говоря, бессмысленно.
Список использованной литературы:
1.
Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Философия,
Москва Гардарина 2005г.
2.
Волчек Е.З., Философия, Минск 1995г.
3.
Фролов Н. В., Введение в философию,
Москва 1989.
4.
Человек и общество: Учеб. пособие для
учащихся 10-11 кл. / Л.Н.
5.
Боголюбов, Е.А. Глушков и др, «Просвещение»,
1996 г, стр. 156
6.
Алферов А.А. Идея общественного прогресса:
содержание и
становление. (опубл. в: Философия
в пространстве культуры. Серия
«Восток - Запад - Россия». Ростов н/Д,
1999)
7.Алферов А.А.
Идея общественного прогресса: содержание
и становление. (опубл. в: Философия
в пространстве культуры. Серия «Восток
- Запад - Россия». Ростов н/Д, 1999)
8.Губин В.Д., Сидорина
Т.Ю., Философия, Москва Гардарина 2005г.