Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:21, реферат
Идея общественного развития есть идея истории, точнее - всемирной истории человечества*. Эта идея призвана связать историю воедино, сообщить ей направленность и смысл. Но многие мыслители Просвещения обосновывая идею развития, стремились к тому, чтобы рассматривать его в качестве естественного закона, стирая в той или иной мере грань между обществом и природой.
Введение.
1. Общественное развитие. Прогресс и регресс.
2. Общественное развитие – идея и реальность
3. Критерии развития.
4. Критерии общественного развития
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Смысл жизни
человека заключен в самореализации,
самоосуществлении личности. Так
вот, свобода выступает как
Итак, согласно
этой точке зрения, критерием социального
прогресса является мера свободы, которую
общество в состоянии предоставить индивиду,
степень гарантированной обществом индивидуальной
свободы. Свободное развитие человека
в свободном обществе означает также раскрытие
его подлинно человеческих качеств —
интеллектуальных, творческих, нравственных.
Это утверждение подводит нас к рассмотрению
еще одной точки зрения на социальный
прогресс.
Как мы видели, нельзя
ограничиться характеристикой человека
как деятельного существа. Он также
существо разумное и общественное. Только
с учетом этого мы можем говорить о человеческом
в человеке, о человечности. Но развитие
человеческих качеств зависит от условий
жизни людей. Чем полнее удовлетворяются
разнообразные потребности человека в
пище, одежде, жилье, транспортных услугах,
его запросы в духовной области, чем более
нравственными становятся отношения между
людьми, тем доступнее для человека делаются
самые разнообразные виды экономическо
и политической, духовной и материальной
деятельности. Чем благоприятнее условия
для развития физических, интеллектуальных,
психических сил человека, его моральных
устоев, тем шире простор для развития
индивидуальных, присущих каждому отдельному
человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее
условия жизни, тем больше возможностей
для развития в человеке человеческого:
разума, нравственности, творческих сил.
Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
Критерии общественного прогресса.
В обширной литературе, посвященной
общественному прогрессу, в
Относительно небольшое число
авторов утверждают, что сама
постановка вопроса о едином
критерии общественного
Кондорсе (как и другие французские
просветители) считал критерием
прогресса развитие разума. Социалисты-утописты
выдвигали нравственный
Как видим, вопрос о критерии
прогресса занимал великие умы
нового времени, но решения не нашел. Недостатком
всех попыток одолеть эту задачу было
то, что во всех случаях в качестве критерия
рассматривалась лишь одна линия (или
одна сторона, или одна сфера) общественного
развития. И разум, и мораль, и наука, и
техника, и правовой порядок, и сознание
свободы — все это показатели очень важные,
но не универсальные, не охватывающие
жизнь человека и общества в целом.[6]
Господствовавшая идея
Серьезным аргументом в пользу
данной позиции является то, что
сама история человечества
Примечательно, что вывод о
состоянии и уровне развития
производительных сил как
В процессе еще только
Если в
качестве критерия прогресса
брать развитие
Некоторые философы считают,
производства
в целом, что при учете
Отнюдь не отрицая того, что
переход от одного способа
производства к другому, более
прогрессивному, лежит в основе
прогресса в целом ряде других областей,
оппоненты рассматриваемой точки зрения
почти всегда отмечают, что при этом остается
не решенным главный вопрос: как определить
саму прогрессивность этого нового способа
производства.
Справедливо считая, что человеческое
общество - это, прежде всего, развивающееся
сообщество людей, другая группа философов
выдвигает в качестве общесоциологического
критерия общественного прогресса развития
самого человека. Бесспорно то, что ход
человеческой истории действительно свидетельствует
о развитии людей, составляющих человеческое
общество, их общественных и индивидуальных
сил, способностей, задатков. Достоинство
такого подхода то, что он позволяет измерять
общественный прогресс поступательным
развитием самих субъектов исторического
творчества – людей.
Наиболее важным, критерием прогресса
выступает уровень гуманизма
общества, т.е. положение в нем
личности: степень ее экономического,
политического и социального
освобождения; уровень удовлетворения
ее материальных и духовных
потребностей; состояние ее психофизического
и социального здоровья. Согласно этой
точке зрения, критерием социального прогресса
является мера свободы, которую общество
в состоянии предоставить индивиду, степень
гарантированной обществом индивидуальной
свободы. Свободное развитие человека
в свободном обществе означает также раскрытие
его подлинно человеческих качеств —
интеллектуальных, творческих, нравственных.
Развитие человеческих качеств зависит
от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются
разнообразные потребности человека в
пище, одежде, жилье, транспортных услугах,
его запросы в духовной области, чем более
нравственными становятся отношения между
людьми, тем доступнее для человека делаются
самые разнообразные виды экономической
и политической, духовной и материальной
деятельности. Чем благоприятнее условия
для развития физических, интеллектуальных,
психических сил человека, его моральных
устоев, тем шире простор для развития
индивидуальных, присущих каждому отдельному
человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее
условия жизни, тем больше возможностей
для развития в человеке человеческого:
разума, нравственности, творческих сил.
Заметим, кстати, что внутри этого
сложного по своей структуре
индикатора можно и нужно
Уровень гуманизма общества
Итак, содержанием общественного
прогресса было, есть и будет
«очеловечение человека»,
КРИТЕРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ
Раздумья мировой
общественности о «пределах роста»
значительно актуализировали проблему
критериев общественного развития. Действительно,
если в окружающем нас социальном мире
не все так просто, как казалось и кажется
прогрессистам, то по каким наиболее существенным
признакам можно судить о поступательности
общественного развития в целом, о прогрессивности,
консервативности или реакционности тех
или иных явлений?
Отметим сразу,
что вопрос «как измерять» общественный
прогресс никогда не получал однозначного
ответа в философско-социологической
литературе. Такая ситуация во многом
объясняется сложностью общества как
субъекта и объекта прогресса, его многоплановостью
и многокачественностью. Отсюда поиски
своего, локального критерия для каждой
сферы общественной жизни. Но в то же время
общество есть целостный организм и как
таковому ему должен соответствовать
основной критерий социального прогресса.
Люди, как замечал Г. В. Плеханов, делают
не несколько историй, а одну историю своих
собственных отношений. Наше мышление
способно и должно отразить эту единую
историческую практику в ее целостности.