Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:21, реферат
Идея общественного развития есть идея истории, точнее - всемирной истории человечества*. Эта идея призвана связать историю воедино, сообщить ей направленность и смысл. Но многие мыслители Просвещения обосновывая идею развития, стремились к тому, чтобы рассматривать его в качестве естественного закона, стирая в той или иной мере грань между обществом и природой.
Введение.
1. Общественное развитие. Прогресс и регресс.
2. Общественное развитие – идея и реальность
3. Критерии развития.
4. Критерии общественного развития
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Содержание:
Введение.
1. Общественное развитие. Прогресс и регресс.
2. Общественное развитие – идея и реальность
3. Критерии развития.
4. Критерии общественного развития
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Введение
Идея общественного развития является порождением Нового времени. Имеется в виду, что именно в это время укоренилось в сознании людей и стало формировать их мировоззрение представление о поступательном, восходящем развитии общества. В античности подобного представления не было. Античное мировоззрение, как известно, носило космоцентрический характер. А это значит, что человек античности был координирован по отношению к природе, космосу. Эллинская философия как бы вписывала человека в космос, а космос в представлении античных мыслителей являл собой нечто пребывающее, вечное и прекрасное в своей упорядоченности. И человек должен был найти свое место в этом вечном космосе, а не в истории. Для античного мироощущения характерно было также представление о вечном круговороте - таком движении, при котором нечто, созидаясь и разрушаясь, неизменно возвращается к самому себе. Идея вечного возвращения глубоко укоренена в античной философии, ее находим у Гераклита, Эмпедокла, стоиков. Вообще движение по кругу рассматривалось в античности как идеально правильное, совершенное. Оно представлялось совершенным античным мыслителям потому, что не имеет начала и конца и происходит в одном и том же месте, являя собой как бы неподвижность и вечность.
Идея общественного
развития утверждается в эпоху
Просвещения. Эта эпоха поднимает
на щит разум, знание, науку,
свободу человека и под этим углом
зрения оценивает историю,
противопоставляя себя предшествующим
эпохам, где, на взгляд просветителей,
преобладали невежество и деспотизм.
Просветители определенным
образом понимали современную
им эпоху ( как эпоху «просвещения»
), ее роль и
значение для человека, и
сквозь призму так понятой современности
они рассматривали прошлое человечества.
Противопоставление современности,
трактуемой как наступление
эры разума, прошлому человечества,
заключало в себе, конечно,
разрыв между настоящим и прошлым,
но как только делалась
попытка восстановить между
ними историческую связь
по основанию разума и знания,
то сразу возникала идея
о восходящем движении в
истории. Развитие и
распространение знания рассматривалось
при этом как постепенный
и накопительный процесс. Неоспоримой
моделью для такой реконструкции
исторического процесса служило
просветителям накопление
научного знания, происходившее
в Новое время. Моделью служило
им также умственное становление
и развитие отдельного человека,
индивида: будучи перенесено
на человечество в целом,
оно давало историческое
развитие человеческого разума.
Так, Кондорсе в своем « Эскизе
исторической картины развития человеческого
разума » говорит, что «это развитие
подчинено тем же общим законам,
которые наблюдаются в развитии наших
индивидуальных способностей…».[1]
Идея общественного
развития есть идея истории,
точнее - всемирной истории человечества*.
Эта идея призвана связать
историю воедино, сообщить
ей направленность и смысл.
Но многие мыслители Просвещения
обосновывая идею развития,
стремились к тому, чтобы рассматривать
его в качестве естественного закона,
стирая в той или иной мере
грань между обществом и природой.
Натуралистическая трактовка развития
была у них способом сообщить
развитию объективный характер.
1.
ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие которое
характеризуется переходом от низшего
к высшему, от менее совершенного к более
совершенному. Заслуга выдвижения идеи
и разработки теории общественного развития
принадлежит философам второй половины
XVIII в., а социально-экономической базой
для самого возникновения идеи общественного
развития послужило становление капитализма
и вызревание европейских буржуазных
революций. Кстати, оба творца первоначальных
концепций общественного развития — Тюрго
и Кондорсе — были активными общественными
деятелями предреволюционной и революционной
Франции. И это вполне объяснимо: идея
общественного развития, признание того
факта, что человечество в целом, в главном
идет в своем движении вперед, есть выражение
исторического оптимизма, свойственного
передовым социальным силам.
Три характерных черты отличали первоначальные
концепции развития.
Во-первых, это
идеализм, т. е. попытка отыскать причины
поступательного развития истории
в духовном начале — в бесконечной
способности совершенствования человеческого
интеллекта (те же Тюрго и Кондорсе) или
в спонтанном саморазвитии абсолютного
духа (Гегель). Соответственно этому критерию
развития тоже усматривали в явлениях
духовного порядка, в уровне развития
той или иной формы общественного сознания:
науки, нравственности, права, религии.
Между прочим, развитие было подмечено
прежде всего в сфере научного познания
(Ф. Бэкон, Р. Декарт), а затем уже соответствующая
идея была распространена на социальные
отношения в целом.
Во-вторых, существенным
недостатком многих ранних концепций
социального развития являлось недиалектическое
рассмотрение общественной жизни. В таких
случаях общественное развитие понимается
как плавное эволюционное развитие, без
революционных скачков, без попятных движений,
как непрерывное восхождение по прямой
линии (О. Конт, Г. Спенсер).
В-третьих, восходящее
развитие по форме ограничивалось достижением
какого-нибудь одного облюбованного
общественного строя. Весьма отчетливо
этот отказ от идеи неограниченного развития
сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной
и завершением мирового развития им провозглашался
христианско-германский мир, утверждающий
свободу и равенство в их традиционном
истолковании.[2]
Эти недостатки
в значительной степени были преодолены
в марксистском понимании сущности общественного
развития, включающем в себя признание
его противоречивости и, в частности, того
момента, что одно и то же явление и даже
ступень исторического развития в целом
могут быть одновременно развитыми в одном
отношении и регрессивными, реакционными
в другом. Именно таков, как мы видели,
один из возможных вариантов воздействия
государства на развитие экономики.
Следовательно,
говоря о поступательном развитии человечества,
мы имеем в виду главное, магистральное
направление исторического процесса в
целом, его результирующую применительно
к основным ступеням развития. Первобытнообщинный
строй, рабовладельческое общество, феодализм,
капитализм, эпоха социализированных
общественных отношений в формационном
срезе истории; первобытная доцивилизационность,
земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная
волны в ее цивилизационном срезе выступают
основными «блоками» исторического развития,
хотя по каким-то своим конкретным параметрам
последующая формация и ступень цивилизации
могут уступать предыдущим. Так, в ряде
областей духовной культуры феодальное
общество уступало рабовладельческому,
что послужило основанием для просветителей
XVIII в. смотреть на Средние века как на
простой «перерыв» в ходе истории, не обращая
внимания на большие успехи, сделанные
в течение Средних веков: расширение культурной
области Европы, образование там в соседстве
друг с другом великих жизнеспособных
наций, наконец, огромные технические
успехи XIV— XV вв. и создание предпосылок
для возникновения экспериментального
естествознания.
Если попытаться в общем виде определить причины общественного развития, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Как уже отмечалось в главе второй, эти потребности многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить общественное развитие, а само общественное развитие отнюдь не является какой-то изначально заложенной в ход истории идеей («программой»), осуществление которой составляет ее сокровенный смысл. В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой; а в ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества.
Как вам известно,
общество находится в непрерывном
движении. Мыслители давно задумались
над вопросом: в каком направлении
оно движется? Можно ли это движение
уподобить, например, циклическим изменениям
в природе: вслед за летом наступает осень,
затем зима, весна и снова лето? И так тысячи
и тысячи лет. Или, может быть, жизнь общества
подобна жизни живого существа: появившийся
на свет организм взрослеет, становится
зрелым, затем стареет и умирает? Зависит
ли направление развития общества от сознательной
деятельности людей?
Развитие и регресс
Направление развития,
для которого характерен переход
от низшего к высшему, от менее
совершенного к более совершенному, называется
в науке прогрессом (слово латинского
происхождения, означающее буквально
движение вперед). Понятию прогресса противоположно
понятие регресса. Для регресса характерны
движение от высшего к низшему, процессы
деградации, возврат к изжившим себя формам
и структурам.
По какому пути
идет общество: по пути прогресса или
регресса? От того, каким будет ответ
на этот вопрос, зависит представление
людей о будущем: несет ли оно
лучшую жизнь или не сулит ничего
хорошего?
Древнегреческий
поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.) писал о
пяти стадиях в жизни человечества. Первой
стадией был «золотой век», когда люди
жили легко и беспечно, второй — «серебряный
век», когда началось падение морали и
благочестия. Так, опускаясь все ниже,
люди оказались в «железном веке», когда
повсюду царят зло, насилие, попирается
справедливость. Вероятно, вам нетрудно
определить, каким видел Гесиод путь человечества:
прогрессивным или регрессивным?
В отличие от
Гесиода древние философы Платон
и Аристотель рассматривали историю
как циклический круговорот, повторяющий
одни и те же стадии.
С достижениями
науки, ремесел, искусств, оживлением общественной
жизни в эпоху Возрождения
связано развитие идеи исторического
прогресса. Одним из первых теорию общественного
прогресса выдвинул французский философ
Анн Робер Тюрго (1727—1781). Его современник
французский философ-просветитель Жак
Антуан Кондорсе (1743—1794) писал, что история
представляет картину беспрерывных изменений,
картину прогресса человеческого разума.
Наблюдение этой исторической картины
показывает в видоизменениях человеческого
рода, в беспрерывном его обновлении, в
бесконечности веков путь, по которому
он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь
к истине или счастью. Наблюдения над тем,
чем человек был, и над
тем, чем он стал
в настоящее время, помогут нам,
писал Кондор-се, найти средства
обеспечить и ускорить новые успехи,
на которые его природа позволяет
ему надеяться.
Итак, Кондорсе
видит исторический процесс как
путь социального прогресса, в центре
которого — восходящее развитие человеческого
разума. Гегель считал прогресс не только
принципом разума, но и принципом мировых
событий. Эту веру в прогресс воспринял
и К- Маркс, считавший, что человечество
идет ко все большему овладению природой,
развитию производства и самого человека.
XIX и XX вв. ознаменовались
бурными событиями, которые
2. Общественный
прогресс – идея и реальность
Степень удовлетворенности
А какое общественное
Поиск устойчивых критериев