Критерии общественного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:21, реферат

Описание работы

Идея общественного развития есть идея истории, точнее - всемирной истории человечества*. Эта идея призвана связать историю воедино, сообщить ей направленность и смысл. Но многие мыслители Просвещения обосновывая идею развития, стремились к тому, чтобы рассматривать его в качестве естественного закона, стирая в той или иной мере грань между обществом и природой.

Содержание

Введение.
1. Общественное развитие. Прогресс и регресс.
2. Общественное развитие – идея и реальность
3. Критерии развития.
4. Критерии общественного развития
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение.

1. Общественное развитие. Прогресс и регресс.

2. Общественное развитие – идея и реальность

3. Критерии развития.

4. Критерии общественного  развития 

5. Заключение

6. Список использованной литературы

           

  Введение 

         Идея  общественного  развития   является   порождением Нового  времени.  Имеется в виду,   что именно  в это время   укоренилось   в сознании  людей и стало формировать их  мировоззрение   представление о поступательном,  восходящем  развитии  общества.  В  античности  подобного  представления  не  было.  Античное  мировоззрение,  как  известно,  носило  космоцентрический  характер.   А  это  значит,  что  человек  античности   был  координирован  по отношению к  природе,  космосу.  Эллинская философия  как  бы  вписывала человека  в  космос,   а  космос   в  представлении  античных  мыслителей   являл  собой  нечто  пребывающее,  вечное  и  прекрасное  в  своей  упорядоченности.  И  человек должен  был  найти  свое  место  в  этом  вечном  космосе,  а  не  в  истории.  Для  античного мироощущения  характерно  было  также  представление  о  вечном  круговороте - таком  движении,  при  котором  нечто,  созидаясь  и  разрушаясь, неизменно   возвращается   к  самому  себе.   Идея  вечного  возвращения  глубоко укоренена  в  античной  философии,  ее  находим  у  Гераклита,  Эмпедокла,  стоиков.  Вообще   движение  по  кругу  рассматривалось  в  античности  как  идеально правильное,  совершенное.   Оно  представлялось  совершенным   античным  мыслителям   потому,  что не  имеет начала  и конца и происходит  в одном и том же  месте,  являя собой как бы  неподвижность и вечность.

Идея  общественного  развития  утверждается  в эпоху Просвещения.  Эта эпоха поднимает на  щит разум,  знание,  науку,  свободу человека  и под этим углом зрения   оценивает историю,   противопоставляя   себя   предшествующим эпохам,  где,   на взгляд  просветителей,   преобладали невежество  и деспотизм. Просветители   определенным  образом   понимали  современную  им  эпоху  ( как эпоху  «просвещения» ),   ее   роль   и   значение   для  человека,  и  сквозь  призму так  понятой  современности  они  рассматривали  прошлое  человечества.  Противопоставление  современности,   трактуемой  как  наступление  эры  разума,   прошлому  человечества,  заключало  в  себе,  конечно,   разрыв  между  настоящим  и прошлым,  но   как  только   делалась  попытка   восстановить  между  ними  историческую  связь   по  основанию  разума  и  знания,   то  сразу   возникала   идея  о восходящем   движении  в  истории.   Развитие   и   распространение знания  рассматривалось  при  этом  как  постепенный  и  накопительный процесс. Неоспоримой  моделью  для  такой  реконструкции  исторического  процесса  служило   просветителям   накопление   научного   знания,   происходившее   в  Новое время.   Моделью  служило  им  также   умственное   становление  и  развитие  отдельного   человека,   индивида:   будучи  перенесено   на  человечество  в  целом,  оно  давало   историческое  развитие человеческого   разума.   Так,  Кондорсе  в своем   « Эскизе  исторической  картины развития человеческого  разума »  говорит,  что  «это развитие подчинено  тем же  общим законам,  которые наблюдаются в развитии  наших индивидуальных  способностей…».[1] 

Идея  общественного  развития  есть  идея  истории,   точнее  -  всемирной истории человечества*.   Эта   идея   призвана   связать историю воедино,   сообщить   ей   направленность  и смысл.   Но  многие  мыслители Просвещения обосновывая   идею  развития,   стремились  к тому,  чтобы   рассматривать его в качестве  естественного закона,  стирая  в той или иной  мере  грань между обществом   и природой.   Натуралистическая трактовка развития  была  у  них  способом  сообщить  развитию  объективный характер. 

1.     

ОБЩЕСТВЕННОЕ  РАЗВИТИЕ

Развитие которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного развития принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного развития послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного развития — Тюрго и Кондорсе — были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции. И это вполне объяснимо: идея общественного развития, признание того факта, что человечество в целом, в главном идет в своем движении вперед, есть выражение исторического оптимизма, свойственного передовым социальным силам. 

           Три характерных черты отличали первоначальные концепции развития.  

Во-первых, это  идеализм, т. е. попытка отыскать причины  поступательного развития истории  в духовном начале — в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта (те же Тюрго и Кондорсе) или в спонтанном саморазвитии абсолютного духа (Гегель). Соответственно этому критерию развития тоже усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. Между прочим, развитие было подмечено прежде всего в сфере научного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на социальные отношения в целом.  

Во-вторых, существенным недостатком многих ранних концепций  социального развития являлось недиалектическое рассмотрение общественной жизни. В таких случаях общественное развитие понимается как плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без попятных движений, как непрерывное восхождение по прямой линии (О. Конт, Г. Спенсер).  

В-третьих, восходящее развитие по форме ограничивалось достижением  какого-нибудь одного облюбованного  общественного строя. Весьма отчетливо  этот отказ от идеи неограниченного развития сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением мирового развития им провозглашался христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании.[2] 

Эти недостатки в значительной степени были преодолены в марксистском понимании сущности общественного развития, включающем в себя признание его противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же явление и даже ступень исторического развития в целом могут быть одновременно развитыми в одном отношении и регрессивными, реакционными в другом. Именно таков, как мы видели, один из возможных вариантов воздействия государства на развитие экономики.  

Следовательно, говоря о поступательном развитии человечества, мы имеем в виду главное, магистральное направление исторического процесса в целом, его результирующую применительно к основным ступеням развития. Первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, эпоха социализированных общественных отношений в формационном срезе истории; первобытная доцивилизационность, земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная волны в ее цивилизационном срезе выступают основными «блоками» исторического развития, хотя по каким-то своим конкретным параметрам последующая формация и ступень цивилизации могут уступать предыдущим. Так, в ряде областей духовной культуры феодальное общество уступало рабовладельческому, что послужило основанием для просветителей XVIII в. смотреть на Средние века как на простой «перерыв» в ходе истории, не обращая внимания на большие успехи, сделанные в течение Средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV— XV вв. и создание предпосылок для возникновения экспериментального естествознания.  

Если попытаться в общем виде определить причины общественного развития, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Как уже отмечалось в главе второй, эти потребности многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить общественное развитие, а само общественное развитие отнюдь не является какой-то изначально заложенной в ход истории идеей («программой»), осуществление которой составляет ее сокровенный смысл. В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой; а в ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества.

Как вам известно, общество находится в непрерывном  движении. Мыслители давно задумались над вопросом: в каком направлении  оно движется? Можно ли это движение уподобить, например, циклическим изменениям в природе: вслед за летом наступает осень, затем зима, весна и снова лето? И так тысячи и тысячи лет. Или, может быть, жизнь общества подобна жизни живого существа: появившийся на свет организм взрослеет, становится зрелым, затем стареет и умирает? Зависит ли направление развития общества от сознательной деятельности людей? 

Развитие и регресс 

Направление развития, для которого характерен переход  от низшего к высшему, от менее  совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально движение вперед). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. 

По какому пути идет общество: по пути прогресса или  регресса? От того, каким будет ответ  на этот вопрос, зависит представление  людей о будущем: несет ли оно  лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего? 

Древнегреческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй — «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. Вероятно, вам нетрудно определить, каким видел Гесиод путь человечества: прогрессивным или регрессивным? 

В отличие от Гесиода древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. 

С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения  связано развитие идеи исторического  прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727—1781). Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743—1794) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был, и над 

тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондор-се, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет  ему надеяться. 

Итак, Кондорсе видит исторический процесс как  путь социального прогресса, в центре которого — восходящее развитие человеческого разума. Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и К- Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека. 

XIX и XX вв. ознаменовались  бурными событиями, которые дали  новую «информацию к размышлению»  о прогрессе и регрессе в  жизни общества. В XX в. появились  социологические теории, которые  отказались от оптимистического  взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистиче­ские идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер (род. в 1902 г.), который писал: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать — значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей».[3]

2. Общественный  прогресс – идея и реальность 

            Степень удовлетворенности общественным  устройством можно считать важнейшей  социологической характеристикой.  Но реальных заказчиков эта характеристика нашего социума не интересует. 

            А какое общественное устройство  нужно гражданам? Вот тут у  нас, особенно в последнее время,  непривычная неясность. 

            Поиск устойчивых критериев соответствия  общественного устройства устремлениям людей,  шаг за шагом сужает круг возможных решений. Остается лишь редукционистский вариант - найти естественнонаучное основание для вывода критериев оценки общественного устройства. 

Информация о работе Критерии общественного развития