Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

1. Этапы и уровни научного познания. Научное и вненаучное знание
2. Проблема взаимоотношения философии, знания и языка в позитивизме, основные этапы его развития
3. Проблема происхождения человека в философии и науке
4. «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия
философи¬ей, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени».
– Как Вы понимаете данное высказывание?
5. Определите названия философских течений в теории познания (гносеологии), выраженных в следующих положениях. В каких исторических типах философии они возникли?
а) В познании решающую роль играют чувства. В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах.
б) В познании решающую роль играет разум, показаниям органов чувств доверять нельзя.
в) В познании решающую роль играют бессознательные, неподконтрольные разуму (противоразумные) факторы (интуиция, инстинкты, слепая вера, озарение и т.д
6. Какой метод познания соответствует отраженной в отрывке концепции: «Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу или историю человечества или нашу собственную духовую деятельность, то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движется, возникает, изменяется и исчезает»?

Работа содержит 1 файл

Копия ФилософияWord.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

2. Философия  — коллективный разум людей.  Быть на «ты» с коллек-тивным  разумом так же важно, как и обладать разу-мом. А разум — концентрированное выражение чело-века. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.

Благодаря философии  человек начинает ощущать себя граждани-ном  мира, становится как бы вровень  с человечество

м и даже с  миром в целом.

3. Философия  помогает человеку осознать себя  в полном смысле человеком  (не мужчиной или женщиной, не  представителем той или иной  национальности, религиозной конфессии  или специалистом-профессионалом).

Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессио-нальную ограниченность, односторонность, т. е. за-щищает специалиста от того, что называют профес-сиональным кретинизмом (ограниченностью, узо-стью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его од-ностороння.

Человек должен быть всесторонне об-разованным, культурным, развитым. Это достигается изучением  наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественно-го вкуса, практических навыков и умений... Филосо-фия стоит как бы в центре всего этого потока образо-вательных и воспитательных задач.

В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим  подчинен-ным уважение к философии»; «студент должен усво-ить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый

день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).

4. Благодаря  философии необыкновенно расширя-ется  умственный кругозор, появляется  и/или увеличи-вается широта мышления. Последняя помогает чело-веку  понять-понимать других, учит терпимости, толе-рантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.

5. Философия  прививает вкус к отвле-ченному,  абстрактному мышлению и не  в меньшей степени, чем математика.

Философская абстрак-ция, в отличие от математической, наполнена  жизнен-ным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть та-кие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».

6. Философия  сообщает человеку то, что называют  твердостью, неустрашимо-стью духа. Благодаря ей человек избавляется от опас-ного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.

7. Философия  развивает мысль, способность  мыслить. Изучение философии —  настоящая школа творческого  мышления.

8. Философия  учит критичности, кри-тическому мышлению. Ведь первое условие философ-ствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрас-судков и заблуждений. 

 Структура и динамика процесса познания

Философия традиционно  выделяла в акте человеческого познания два его различных вида: чувственное (перцептивное) и рациональное. Первый самоочевидно связан с деятельностью наших органов чувств (зрения, слуха, осязания и пр.). Второй подразумевает работу разума — абстрактно-понятийное мышление человека. 

Формы чувственного и рационального  познания

___Основные формы  чувственного познания: ощущения, восприятия  и представления. Разница между  ними такова.

___Ощущение —  это элементарный психический  процесс, состоящий в запечатлении  отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.

___Восприятие  — целостное отражение в сознании  предметов и явлений при их  непосредственном воздействии на  органы чувств. Наиболее важные  особенности восприятия: предметность (отнесенность к объектам внешнего мира), целостность и структурность (воспринимается фактически абстрагированная от отдельных ощущений обобщенная структура — не отдельные ноты, а мелодия, например).

___Представление  — сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом. Здесь психическое явление впервые отрывается от своего материального источника и начинает функционировать как относительно самостоятельный феномен.

___Рациональное  познание в основном сводится  к понятийному абстрактному мышлению (хотя есть и мышление не  понятийное). Абстрактное мышление  представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношений вещей. Основные формы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории.

___Понятие —  это мысленное образование, в  котором обобщаются предметы некоторого класса по определенной совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е. отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. При этом понятия не только обобщают вещи, но и расчленяют их, группируют в некоторые классы, тем самым отличая их друг от друга. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.

___Суждение —  форма мысли, в которой посредством  связи понятий что-либо утверждается  или отрицается.

___Умозаключение  — рассуждение, в ходе которого  из одного или нескольких суждений  выводится новое суждение, логически  следующее из первых.

___Гипотеза —  выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом гипотеза трансформируется в теорию.

___Теория —  высшая форма организации научного  знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

___Таким образом,  в процессе познания аналитически  достаточно четко выделяются  две человеческие познавательные  способности: сенситивная (чувственная)  и рациональная (мыслительная). Ясно, что конечный результат (истина) достижим только «совместными усилиями» этих двух составляющих нашего познания. Но какая из них более фундаментальна? Другими словами, где искать наиболее достоверную, базовую основу нашего познания — в чувствах или в мышлении?

___Как мы помним  из историко-философской части  учебника, разные варианты ответа  на этот вопрос привели к  оформлению в философии двух  конкурирующих направлений —  сенсуализма (эмпиризма) и рационализма. Сенсуалисты (Д. Локк, Т. Гоббс,  Д. Беркли) надеялись обнаружить фундаментальную основу познания в чувственном опыте. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) пытались приписать ту же роль абстрактно-логическому мышлению. Аргументы сторон примерно таковы.

Сенсуализм утверждает:

• Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах. Разум непосредственно с внешним миром не связан. Без чувственного опыта (ощущений, восприятий) он глух и слеп.

• Без органов  чувств человек вообще не способен ни к какому познанию.

• Роль мышления заключается лишь в обработке (анализе, обобщении) чувственного материала, следовательно, разум вторичен, несамостоятелен.

• В познании встречаются ошибки. Однако ощущения сами по себе обманывать не могут. Даже если мы видим мираж в пустыне  — ошибаются не органы зрения (они лишь добросовестно фиксируют дошедший до них реальный луч света, отраженный от реального объекта, но много раз преломленный в слоях воздуха с разной плотностью), а интерпретирующий содержание ощущений разум. Значит, все наши заблуждения коренятся именно в нем.

• Управление предметной деятельностью человека корректируется только с помощью органов чувств.

• Установление истинности знания, т.е. его соответствия реальности, требует выхода за пределы  сознания и контакта с самой реальностью  и, следовательно, не может быть осуществлено внутри мышления, такого контакта не имеющего.

У рационализма, однако, свои резоны.

• Только разум  способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней  существенное от несущественного, закономерное от случайного. Только мышление имеет возможность преодолевать ограниченность чувственного опыта и устанавливать знание всеобщее и необходимое.

• Восприятия одного и того же предмета в разное время  и разными лицами не совпадают; чувственные  впечатления отличаются хаотическим многообразием, они часто не согласуются между собой и даже противоречивы. Только разум способен внести в этот хаос порядок, найти в разнообразии восприятий общие основания и системное единство.

• Чувства нас  нередко обманывают: нам кажется, что Солнце движется вокруг Земли, хотя разумом мы понимаем, что все обстоит с точностью до наоборот.

• Хотя разум  и имеет своим источником ощущения и восприятия, он и только он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, которые в принципе недоступны нашим органам чувств (элементарные частицы, гены, скорость света и пр.).

• Только разум  обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы (средства труда, транспорта, связи и т.п.), которые, будучи материализованными, составляют основу человеческой жизнедеятельности.

• Критерием  истинности знания вполне может служить  его логическая непротиворечивость, т.е. следование правилам логического  вывода при условии верного выбора исходных аксиом, устанавливаемых интеллектуальной интуицией.

___Как видим,  аргументы обеих сторон достаточно  весомы. У каждой из них есть, что называется, «своя правда».  Однако при такой постановке  вопроса — либо чувства, либо  разум — исходная проблема  абсолютно достоверной основы познания выглядит совершенно неразрешимой. Поэтому не могли не появиться концепции, объявившие апологию или чувств, или разума односторонним подходом к проблеме. В частности, И. Кант посчитал процесс познания «синтезом чувственности и рассудка». Марксистская философия чуть позже увидела во взаимосвязи чувств и разума диалектическое единство противоположностей. Возникающее противоречие между чувственной и рациональной ступенями познания разрешается их синтезом в акте предметно-практической деятельности человека. Концепция неразрывной взаимосвязи чувственно-рациональных форм освоения действительности с предметной деятельностью человека стала безусловным достижением марксистской гносеологии. (Эта взаимосвязь подробно проанализирована в предыдущей главе настоящего учебника.) Однако включенная в нее идея «ступенчатого» движения познания «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике» оказалась гораздо менее удачной.

___По современным  представлениям чувственные и  рациональные формы познания  нельзя рассматривать как последовательные этапы (ступени) познавательного процесса. Такое утверждение опирается на два основания.

1 Одно из них  заключается в том, что у  развитого человека нет чистого,  беспредпосылочного «живого созерцания»,  в котором якобы веши воспринимаются такими, какие они есть «на самом деле». Наше восприятие изначально нагружено смыслами, заботливо подготовленными мышлением (причем не индивида, а общества, всех поколений людей). Ни о чем не думая и просто смотря, допустим, на стол, мы все равно будем «видеть» не какой-то твердый, тяжелый и как-то оформленный предмет, а именно «стол», т.е. предмет человеческой культуры, предполагающий совершенно определенный способ его использования. Даже если воспринимаемый предмет нам ни разу в жизни не попадался, мы все равно будем пытаться уловить в нем сходство с уже знакомыми предметами, отнести его к какой-то определенной категории.

___В таком  восприятии даже чисто физические  характеристики предметов могут  искажаться. Попросите в любой  аудитории припомнить диаметр монеты достоинством в одну копейку. Цифры будут называться, конечно, разные, но они всегда будут меньше реальной (16 мм), и никогда — больше. Но почему же непременно меньше? Да именно потому, что «копейка» — исчезающе малая величина в современной российской действительности. Сей факт и деформирует наше восприятие обычного материального объекта.

___Таким образом,  «чистого» созерцания у человека  не получается. Оно безнадежно  «испорчено» социальностью, т.е.  выработанными в детстве установками, что и как надо видеть, а также понятиями, ценностями, эмоциями и прочими «смыслами», освободиться от которых человек не сможет, даже если сильно захочет.

2 Следующее основание  отказа от рассмотрения чувств  и разума как ступеней познания  состоит в том, что абстрактные понятия редко возникают путем индуктивного обобщения свойств предметов, зафиксированных ощущениями. Наоборот, ощущения как бы «отбирают» из бесконечного разнообразия предстающих перед ними свойств предметов природы только те, которые как бы намечены заранее составленным планом. То есть понятийные схемы рассечения и обобщения реальности уже встроены в формы чувственного познания. Таким образом, человеческое познание оказывается изначально структурированным.

___Есть сильное  подозрение, что структуры эти даны человеку от рождения. Но суть их, разумеется, не биологическая, а социобиологическая — они формируются на основе специфически человеческой предметной деятельности и закрепляются эволюцией не только социально (в языке, обычае, науке и пр.), но и генетически. Как считает выдающийся австрийский биолог и философ Конрад Лоренц (1903-1989):

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"