Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:27, контрольная работа
1. Этапы и уровни научного познания. Научное и вненаучное знание
2. Проблема взаимоотношения философии, знания и языка в позитивизме, основные этапы его развития
3. Проблема происхождения человека в философии и науке
4. «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия
философи¬ей, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени».
– Как Вы понимаете данное высказывание?
5. Определите названия философских течений в теории познания (гносеологии), выраженных в следующих положениях. В каких исторических типах философии они возникли?
а) В познании решающую роль играют чувства. В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах.
б) В познании решающую роль играет разум, показаниям органов чувств доверять нельзя.
в) В познании решающую роль играют бессознательные, неподконтрольные разуму (противоразумные) факторы (интуиция, инстинкты, слепая вера, озарение и т.д
6. Какой метод познания соответствует отраженной в отрывке концепции: «Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу или историю человечества или нашу собственную духовую деятельность, то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движется, возникает, изменяется и исчезает»?
2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллек-тивным разумом так же важно, как и обладать разу-мом. А разум — концентрированное выражение чело-века. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.
Благодаря философии человек начинает ощущать себя граждани-ном мира, становится как бы вровень с человечество
м и даже с миром в целом.
3. Философия
помогает человеку осознать
Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессио-нальную ограниченность, односторонность, т. е. за-щищает специалиста от того, что называют профес-сиональным кретинизмом (ограниченностью, узо-стью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его од-ностороння.
Человек должен быть всесторонне об-разованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественно-го вкуса, практических навыков и умений... Филосо-фия стоит как бы в центре всего этого потока образо-вательных и воспитательных задач.
В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчинен-ным уважение к философии»; «студент должен усво-ить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый
день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).
4. Благодаря
философии необыкновенно
5. Философия
прививает вкус к отвле-
Философская абстрак-ция, в отличие от математической, наполнена жизнен-ным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть та-кие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».
6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимо-стью духа. Благодаря ей человек избавляется от опас-ного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.
7. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.
8. Философия
учит критичности, кри-тическому мышлению.
Ведь первое условие философ-ствования:
ничего не принимать на веру. В этом своем
качестве философия помогает избавиться
от предрас-судков и заблуждений.
Структура и динамика процесса познания
Философия традиционно
выделяла в акте человеческого познания
два его различных вида: чувственное (перцептивное)
и рациональное. Первый самоочевидно связан
с деятельностью наших органов чувств
(зрения, слуха, осязания и пр.). Второй
подразумевает работу разума — абстрактно-понятийное
мышление человека.
Формы чувственного и рационального познания
___Основные формы
чувственного познания: ощущения, восприятия
и представления. Разница
___Ощущение —
это элементарный психический
процесс, состоящий в
___Восприятие
— целостное отражение в
___Представление — сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом. Здесь психическое явление впервые отрывается от своего материального источника и начинает функционировать как относительно самостоятельный феномен.
___Рациональное
познание в основном сводится
к понятийному абстрактному
___Понятие — это мысленное образование, в котором обобщаются предметы некоторого класса по определенной совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е. отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. При этом понятия не только обобщают вещи, но и расчленяют их, группируют в некоторые классы, тем самым отличая их друг от друга. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.
___Суждение —
форма мысли, в которой
___Умозаключение
— рассуждение, в ходе
___Гипотеза — выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом гипотеза трансформируется в теорию.
___Теория —
высшая форма организации
___Таким образом,
в процессе познания
___Как мы помним
из историко-философской части
учебника, разные варианты ответа
на этот вопрос привели к
оформлению в философии двух
конкурирующих направлений —
сенсуализма (эмпиризма) и
Сенсуализм утверждает:
• Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах. Разум непосредственно с внешним миром не связан. Без чувственного опыта (ощущений, восприятий) он глух и слеп.
• Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию.
• Роль мышления заключается лишь в обработке (анализе, обобщении) чувственного материала, следовательно, разум вторичен, несамостоятелен.
• В познании встречаются ошибки. Однако ощущения сами по себе обманывать не могут. Даже если мы видим мираж в пустыне — ошибаются не органы зрения (они лишь добросовестно фиксируют дошедший до них реальный луч света, отраженный от реального объекта, но много раз преломленный в слоях воздуха с разной плотностью), а интерпретирующий содержание ощущений разум. Значит, все наши заблуждения коренятся именно в нем.
• Управление предметной деятельностью человека корректируется только с помощью органов чувств.
• Установление истинности знания, т.е. его соответствия реальности, требует выхода за пределы сознания и контакта с самой реальностью и, следовательно, не может быть осуществлено внутри мышления, такого контакта не имеющего.
У рационализма, однако, свои резоны.
• Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного. Только мышление имеет возможность преодолевать ограниченность чувственного опыта и устанавливать знание всеобщее и необходимое.
• Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают; чувственные впечатления отличаются хаотическим многообразием, они часто не согласуются между собой и даже противоречивы. Только разум способен внести в этот хаос порядок, найти в разнообразии восприятий общие основания и системное единство.
• Чувства нас нередко обманывают: нам кажется, что Солнце движется вокруг Земли, хотя разумом мы понимаем, что все обстоит с точностью до наоборот.
• Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он и только он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, которые в принципе недоступны нашим органам чувств (элементарные частицы, гены, скорость света и пр.).
• Только разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы (средства труда, транспорта, связи и т.п.), которые, будучи материализованными, составляют основу человеческой жизнедеятельности.
• Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость, т.е. следование правилам логического вывода при условии верного выбора исходных аксиом, устанавливаемых интеллектуальной интуицией.
___Как видим,
аргументы обеих сторон
___По современным представлениям чувственные и рациональные формы познания нельзя рассматривать как последовательные этапы (ступени) познавательного процесса. Такое утверждение опирается на два основания.
1 Одно из них
заключается в том, что у
развитого человека нет
___В таком
восприятии даже чисто
___Таким образом,
«чистого» созерцания у
2 Следующее основание
отказа от рассмотрения чувств
и разума как ступеней
___Есть сильное подозрение, что структуры эти даны человеку от рождения. Но суть их, разумеется, не биологическая, а социобиологическая — они формируются на основе специфически человеческой предметной деятельности и закрепляются эволюцией не только социально (в языке, обычае, науке и пр.), но и генетически. Как считает выдающийся австрийский биолог и философ Конрад Лоренц (1903-1989):