Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:27, контрольная работа
1. Этапы и уровни научного познания. Научное и вненаучное знание
2. Проблема взаимоотношения философии, знания и языка в позитивизме, основные этапы его развития
3. Проблема происхождения человека в философии и науке
4. «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия
философи¬ей, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени».
– Как Вы понимаете данное высказывание?
5. Определите названия философских течений в теории познания (гносеологии), выраженных в следующих положениях. В каких исторических типах философии они возникли?
а) В познании решающую роль играют чувства. В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах.
б) В познании решающую роль играет разум, показаниям органов чувств доверять нельзя.
в) В познании решающую роль играют бессознательные, неподконтрольные разуму (противоразумные) факторы (интуиция, инстинкты, слепая вера, озарение и т.д
6. Какой метод познания соответствует отраженной в отрывке концепции: «Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу или историю человечества или нашу собственную духовую деятельность, то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движется, возникает, изменяется и исчезает»?
Факты сами по себе
не составляют науки. Факты должны быть
подвергнуты отбору, классиф, обобщению
и объяснению, тогда они включатся в ткань
науки. Факт содержит немало случайного.
Поэтому основой для н анализа явл не просто
еди факт, а множество фактов, отражающих
основную тенденцию. Только во взаимной
связи и цельности факты могут служить
основанием для теорет обобщеия. Из соответственно
подобр фактов можно построить любую теорию.
Описание, и объяснение. В ходе наблюд и эксперим осуществляется описание, протоколирование. Основное н. требование к описанию - его достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента.
Объяснение - это
мыслит операция, ориентированная на
выявление причинной
Обоснование и доказ гипотезы проводится на основании анализа накопленного знания, сопоставления его с уже известными фактами, с установлеными новыми фактами и теми фактами, кот могут быть установлены в будущем. Иначе говоря, обоснов гипотезы предполагает ее оценку с точки зрения эффективности в объяснении имеющихся фактов и предвидеии новых.
Гип выступает как опред обобщение имеющегося знания. Но она принципиально носит вероятностный характе. Степень цености гипотезы определяется уровнем ее вероятности. (Фрейд. Ядро Земли из мармелада).
Теории. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, пичинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития опред области реальности.
Теория может
меняться путем включения в нее
новых идей и фактов. Когда в рамках
данной теории выявл противоречие, неразрешимое
в ее рамках, то его разрешение ведет к
построению новой теории. Сердцевину н
теории составляют входящие в нее законы.
В теории выделяют такие сущ моменты: исходную
эмпирич основу (факты, данные эксперим,);
различного рода допущения, постулаты,
аксиомы; логику теории, допустимые в рамках
теор правила лог выводов и док-в; совокупность
выведенных утверждеий с их доказательствами;
законы наук, а также предвидение.
Различают описательные терии, математизированные, интерпретационные и дедуктивные теории.
Поворотными пунктами в истории науки становятся н революци. Рев в науке выражаются в качеств изменении ее исходных принципов, понятий, категорий, законов, теорий., т.е. в смене научной парадигмы. Под парадигмой понимают: выработанные и принятые в данном научном сообществе нормы, образцы эмпир и теорет мышления, приобретшие характер убеждеий; способ выбора объекта исследования и объяснения опред системы фактов в форме достаточно обоснованных принципов и законов, образ логически непротиворечивую теорию.
Философия науки как особая философская тема. Институализация научной деятельности. Наука в социокультурном измерениии.
В общем виде наука --- это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Разумеется чел занимается научной деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными задачами, и для того, чтобы с ними справиться, чел необходимы исчерпыв знания , выработка которых и есть цель всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации. Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на Др Востоке: Египет, Вавилон, Индия, Китай. Здесь накапливаются и осмысливаются эмпирические знания о природе и общ, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики. Это достояние воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Др Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой, отмежевавшись от мифологических и религиозных традиций. С тех пор до самой инд рев главной функцией науки было объяснение, а ее основной задачей --- познание с целью раздвинуть горизонты мира, видения природы, частью которой явл сам чел. Но тем не менее длительное время научное знание пребывало в эмбриональном состоянии. Становление развитой науки требовало постоянной опоры на факты, широкой распространенности, последовательной рационализации, доминирования соответствующего менталитета. Всего этого не было ни в эпоху античности, ни в средневековье, когда вообще все содержание науки было сохранено только благодаря монастырям, хранившим рукописи античности. Ситуация изменилась к 16-17 в, в Новое время формы мышления] и в целом менталитет человека, бывшие ранее исключением, стали достоянием большинства образованных людей. Наука стала важным фактором жизни. Без этого становление индустриального общ вообще не могло состояться. Естественно, что многие науки появились значительно позже, например, генетика, социология, кибернетика. В наши дни наука имеет разветвленную структуру и научных знаний, и науч учреждений. Она стала важнейшим фактором формирования дух жизни общ, культуры и практики общения.
Наука отпочковалась от обыденного знания и вместе с тем она превзошла его по всем статьям. Казалось бы, что наука может обойтись теперь и без него. В то же время наука не имеет единовластного мандата на познание. Она имеет взаимодополняющие связи с повседневным познанием, с философией, этикой,искусством и др. Наука уподобляется верхним этажам здания, но их нет без нижних. Наука находит в повседневном познании материал для дальнейшей обработки, без которого она не может обойтись. Примером этому может служить естественный язык. Хоть наука и выраб свой язык, в тоже врем я не может обойтись и без повседневного. Наука имеет своей противоположностью неверное, неправильное знание, а не то знание, которое, будучи правильным, добывается за пределами науки, в повседневной жизни, практической деятельности, искусстве.
Современную науку
можно определить как сферу исследовательскойдеятельности,
направленную на производство новых знаний
о природе,обществе и мышлении, включающую
в себя все условия и моменты этого производства:
ученых с их знаниями и способностями,
квалификацией и опытом, с разделением
и кооперацией научного труда; научные
учреждения, экспериментальное и лабораторное
оборудование; методы научно-исследовательской
работы; понятийный и категориальный аппарат,
систему научной информации, а также всю
сумму наличных знаний,
выступающих в качестве предпосылки, или средства, или результата научных исследований. Эти результаты могут выступать как одна из форм общественного сознания. Наука не ограничивается естествознанием или точными науками, как сч позитивисты. Она рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей, природоведение и обществоведение, философия и естествознание, метод и теорию, теоретические и прикладные исследования.
Наука есть необходимое следствие общ разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род занятий --- сперва очень малочисленной--- группы людей. С появлением крупного машинного производства создаются условия для превращения науки в активный фактор самого производства. В качестве основной выдвигается новая задача --- познание с целью переделки и преобразования природы. В связи с этой технической ориентацией лидирующим становится комплекс физико-химических дисциплин и соответствующие прикладные исследования. В условиях НТР происходит новая коренная перестройка науки как системы. Чтобы наука могла удовлетворять потребностям совр производства, он превращается в соц институт, для того, чтобы научные знания стали достоянием большой армии специалистов, организаторов, инженеров и рабочих. в самом процессе труда от рабочего требуется широкий научно-технический кругозор, овладение основами научных знаний. Наука превращается в непосредственную производительную силу, а практическая реализация результатов науки происходит через ее личностное воплощение.
Наука призвана
все в большей степени
Наука влияет даже
на искусство и ее формы, о результатах
научн исследований теперь быстро узнает
каждый житель Земли и интересуется ими,
Наука вошла в культуру как ее неотъемлемая
часть. Кроме того, наука служит формированию
новой этики и эстетики. Во всем мире признана
ценность именно доказательного рассуждения.
Подтверждение некоторых рассуждений
рез-тами науки считается обязательным.
Занятие наукой вырабатывает определенное
ценностное отношение к миру. Подлинный
ученый, как правило, высоко ценит логическую
дисциплину ума, способность обосновывать
сделанные выводы, стремление к истине,
достоинства теории и эксперимента. Рано
или поздно приходится решать вопрос о
правильном применении достижений науки.Оно
не является нейтральным ни в политическом,
ни в социальном, ни в экологическом, ни
в моральном плане. Недаром теперь рядом
с каждым значимым научным открытием разгораются
общ дискуссии --- применять или запретить?
Ответственность за применение несут
в первую очередь сами творцы науки, ученые,
так как никто лучше них не может представить
последствия, слабые и сильные стороны
изобретения. Хотя в полной мере не могут
это сделать и они. Вопрос об ответственности.
Прогресс --- не самоцель человечества,
а средство развития человека, улучшения
его материальных условий, и никто не отменял
ценность таких понятий, как свобода, справедливость,
счастье.
Наука как социальный институт.
Говоря о современной науке в ее взаимодействиями с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых ее социальных функций: 1) функции культурно-мировоззренческие, 2) функции науки как непосредственной производительной силы и 3) ее функции как социальной силы, связанной с тем. что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития.
Много времени
потребовалось для того, чтобы
предлагаемые наукой ответы на вопросы
стали элементами общего образования.
Без этого научные
Важной стороной
превращения науки в
Возрастающая
роль науки в общественной жизни
породила ее особый статус в современной
культуре и новые черты ее взаимодействия
с различными слоями общественного
сознания. в этой связи остро становится
проблема особенностей научного познания
и соотношения с другими формами познавательной
деятельности. Эта проблема в тоже время
имеет большую практическую значимость.
Осмысление специфики науки является
необходимой предпосылкой внедрения научных
методов в управление культурными процессами.
Оно необходимо и для построения теории
управления самой наукой в условиях развития
НТР поскольку выяснение закономерностей
научного познания требует анализа его
социальной обусловленности и его взаимодействия
с различными феноменами духовной и материальной
культуры.
Балашов Л. Е. Философия:
Учебник. 2-я редакция, с изменениями
и дополнениями. Электронная версия
— М., 2005. — с. 672.
Для чего нужно изучать филосо-фию?
1. Философствует каждый и каж-дый решает для себя жизненно важные, поистине фи-лософские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в ла-биринтах проблем, поучиться философии у дру-гих?!
Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом пе-реставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже мо-жете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.