Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

1. Этапы и уровни научного познания. Научное и вненаучное знание
2. Проблема взаимоотношения философии, знания и языка в позитивизме, основные этапы его развития
3. Проблема происхождения человека в философии и науке
4. «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия
философи¬ей, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени».
– Как Вы понимаете данное высказывание?
5. Определите названия философских течений в теории познания (гносеологии), выраженных в следующих положениях. В каких исторических типах философии они возникли?
а) В познании решающую роль играют чувства. В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах.
б) В познании решающую роль играет разум, показаниям органов чувств доверять нельзя.
в) В познании решающую роль играют бессознательные, неподконтрольные разуму (противоразумные) факторы (интуиция, инстинкты, слепая вера, озарение и т.д
6. Какой метод познания соответствует отраженной в отрывке концепции: «Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу или историю человечества или нашу собственную духовую деятельность, то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движется, возникает, изменяется и исчезает»?

Работа содержит 1 файл

Копия ФилософияWord.doc

— 133.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 
 

    1. Этапы и уровни научного познания. Научное и вненаучное знание 

    2. Проблема взаимоотношения философии,  знания и языка в позитивизме,  основные этапы его развития 

    3. Проблема происхождения человека в философии и науке

    4. «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия

    философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени».

      – Как Вы понимаете данное  высказывание? 

    5. Определите названия философских течений в теории познания (гносеологии), выраженных в следующих положениях. В каких исторических типах философии они возникли?

    а) В познании решающую роль играют чувства. В разуме нет ничего, чего первоначально  не было бы в чувствах.

    б) В познании решающую роль играет разум, показаниям органов чувств доверять нельзя.

    в) В познании решающую роль играют бессознательные, неподконтрольные разуму (противоразумные) факторы (интуиция, инстинкты, слепая вера, озарение и т.д 

    6. Какой метод познания соответствует  отраженной в отрывке концепции:  «Когда мы подвергаем мысленному  рассмотрению природу или историю  человечества  или нашу собственную духовую деятельность, то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движется, возникает, изменяется и исчезает»?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Этапы и уровни научного познания. Научное  и вненаучное знание.

Из этой формулировки вскрываются этапы познания (фазы), вырисовывется его ОБЩАЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ  МЕТОДОЛОГИЯ:

1 этап - познание  свойств и объекта как совокупности  этих свойств. Его составляет опыт, наблюдения (в том числе инструментальные), созерцание объекта, через взаимодействие с ним. Созерцание осуществляется через взаимодействие с ним субъекта, через отображение (изменение) свойствами объекта свойств субъекта, а фактически, через взаимное изменение их соразмерных свойств (относительность объекта и субъекта). Через прямое взаимодействие или через посредничество объектов-инструментариев взаимодействие косвенное. При помощи инструментального опыта, мы в сравнении только с некоторыми познанными ранее свойствами опытного инструментария, познаём только некоторые свойства объекта соразмерные свойствам инструментария. И не более того. Ибо, каждый объект познания имеет различные свойства относительно нескольких субъектов, если субъекты относительно друг друга различны. (Пример, вольтметром мы можем познать лишь относительную разницу потенциалов, линейкой только длину, а весами лишь вес. Незрячий человек может отображать звуки, а не слышащий визуальные образы). В этом подходе, на этом этапе проясняется относительность созерцания, наблюдения, опыта, относительность отображения и изменения. В результате этого выясняются лишь некоторые свойства объекта соразмерные свойству субъекта и при взаимодействии (сопоставлении) выясняются относительные сравнительные величины этих свойств. Вырисовывается объект П. - относительное целое, конечная совокупность определённых при помощи способов познания (в сравнении со свойствами субъекта познания) относительных свойств. Производится определение его относительной сравнительной характеристики (величины) его свойств и набора свойств. Перебирая (применяя) различные способы познания субъект определяет совокупность (набор) относительных им свойств - объект. При этом всегда останется непознаваемая часть свойств познаваемого объекта, которая не соразмерна свойствам познающего объекта (пустое множество неопределённых свойств).

2 этап - применение  способов познания объекта и  общенаучных познанных ранее  принципов. При помощи анализа  совокупности определённых свойств  и их величины, производится подбор и применение корректных способов П изменения объекта от изменения его свойств. Это этап применения познанных ранее методологий П. (средств математики, физики, логики, каких-то моделей, анализа, житейского опыта и т.п). Цель 2-го этапа, цель применения способов познания - выяснение причинно-следственной зависимости изменения объекта (относительного целого) от изменения его свойств. Логическая структура данного этапа называется теорией. В способе П., производится фактическое моделирование (представление) объекта и выясняются (проясняются) причинно-следственные связи, выясняется изменчивость целого от изменения его отдельных свойств. В этом проявляется относительность познания объекта способу его П. Производится определение причинно-следственной зависимости (размерности, природы) объекта познания. Производится формулирование причинно-следственной зависимости целого от его свойств - формулируется закон природы познаваемого объекта. Это этап П. относительной истины, относительной сути объекта, обусловленной относительностью и конечностью свойств субъекта, конечностью и относительностью свойств способов П. По этой причине и суть (истина) в зависимости от способа познания вырисовывается относительная.

3 этап - Формулирование  понятия. На основании анализа усвоения (обработки) результатов предыдущих этапов производится формулирование научного понятия объекта П. - как конечной относительной совокупности свойств, определённых соответствующими способами П., и зависимостью объекта П., как относительного целого, от изменения этих свойств. При таком подходе, понятие должно характеризовать относительную природу и относительную величину познанного объекта, быть структурно определённым. Это понятие становится базисным для дальнейшего П. Таким образом, сформулированное по единой методологии понятие, становится научным "кирпичиком" в дальнейшем познании мироздания.

Философия позитивизма  и основные этапы её развития

  Философия  позитивизма и основные этапы  её развития      Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками. Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. 

Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые  традиции Просвещения, высказывал убеждение  в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации  наук, разработанной энциклопедистами. Кант утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках. Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916).

Основные течения  — махизм и эмпириокритицизм. Махисты  отказывались от изучения внешнего источника  знания в противовес кантовс-кой  идеи «вещи в себе» и тем  самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений. В 10-20 гг.

XX века появляется  третья форма позитивизма —  неопозитивизм или аналитическая  философия, имеющая несколько  направлений. Логический позитивизм  или логический эмпиризм представлен  именами Мори-ца Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков

Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает эмпирическое подтверждение  теоретических положений науки  путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений.

Сам принцип  проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой Какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа—другого влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов. Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного.

Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или  теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.

Проблема взаимоотношения  философии инауки. Понятие методологии  и ее роль в развитии научного знания.

Эмпирическое  и теоретическое. В науке разл эмпир и теорет уровни исследования. Это различение имеет своим основанием 1. - методов познав активности;2. - характер достигаемых результатов. Эмпир исследование предполагает выработку программы исследований, организ наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспер данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом для эмпир познания характерна фактофиксирующая активность. Теорет познание - это сущностное познание, осуществляемое на урове абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы... Исторически эмпир познание предшествует теорет, но только этим путем нельзя достигнуть полного и истиного знания.

Эмпир исследование, выявляет все новые даные наблюд и эксперим, ставит перед теорет мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теорет знание ставит перед наблюдеием и эксперим все более сложные задачи.

Всякое наблюдение начин не со сбора фактов, а с  попытки решения какой-то задачи, в основе кот всегда лежит известное предположение, догадка, постановка проблемы.

Постановка проблемы и иследов программа. Люди стремятся  познать то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с кот мы обращаемся к самой природе, к жизни , к  практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка пробл в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает и исследов программу, стороит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос. этот предполаг ответ выступает в виде гипотезы.

Наблюдеие и  эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью  выявление сущ свойств и отношений  объекта познания. Оно м.б. непосредств и опосредованым приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соотв с исследов прогамой позволяет отобразить объекты с наиб точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий.

Но чел не может ограничиться ролью только наьлюдателя: наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданые условия, отвечающие целям иссследования. В ходе экспер исследователь активно вмешивается в исслед процесс.

В процессе н  познания применяется и мысленный  эксперимент, когда уч в уме оперирует  опред образами, мысленно ставит объект в опред условия.

Экспер дусторонен. С одной стор он способен подтведить или опровергнуть гипотезу, а с др - содержит возможность выявления неожиданных новых данных.

Т.о. эксперим деятельность облад сложной структурой: теорет основы экс - научные теории, гипотезы; мат основа - приборы; непосредственное осущ экспер; эксперим наблюдеие; колич и кач анализ рез эксперим, их теорет обобщение.

Необход условием н исследования явл установление фактов. Факт, от factum - сделанное, совершившееся. Факт - это явление материального  или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. “Факты - это воздух ученого”, - говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свид показания.Люди говорят об одном и том же, но как по разному. Т.о. очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности факта.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"