Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Возрождения XV — XVIII вв. — период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин «Возрождение» употребляется для того, чтобы обозначить стремление ведущих деятелей этого времени возродить ценности и идеалы античности. Однако в этом значении термин «Возрождение» следует трактовать весьма условно. Возрождение на деле означало поиск нового, а не реставрацию старого. В истории невозможно повернуть назад, возвратиться в какую-либо прошлую эпоху.

Содержание

Введение
Основная часть:
Предпосылки и характерные черты философии эпохи Возрождения.
Основные направления философии эпохи Возрождения:
- антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения;
- пантеизм (Н. Кузанский, Дж. Бруно);
- натурфилософия и медицина Ренессанса (Н. Коперник, Г.Галилей, И. Кеплер, Парацельс, А. Везалий).
C. Социальная философия эпохи Возрождения:
- политический реализм Н. Макиавелли;
- утопизм (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

к.р..docx

— 64.95 Кб (Скачать)

Макиавелли стремится  подкреплять свои утверждения многочисленными примерами, которые он берет как из современной ему политической борьбы, так и из истории. Уместность сравнений с античной Грецией или древним Римом не вызывает у него никакого сомнения, поскольку он считает, что суть человеческой природы с тех пор осталась неизменной. По его словам, «Изучая события настоящего и прошедших времен, мы находим, что во всех государствах и у всех народов существовали и существуют одни и те же стремления и страсти»

Макиавелли весьма пессимистичен  относительно морального облика человечества. По его мнению, «Люди, вообще говоря, неблагодарны, непостоянны, лживы, боязливы и алчны»

Подобные взгляды приводят Макиавелли к логическому выводу, что власть скорее покоится на страхе, чем на любви, поскольку «люди скорее бывают готовы оскорблять тех, кого любят, чем тех, кого боятся; любовь обыкновенно держится на весьма тонкой основе благодарности, и люди, вообще злые, пользуются первым предлогом, чтобы ради личного интереса изменить ей; боязнь же основывается на страхе наказания, никогда не оставляющем человека».

Для Макиавелли единственная цель политики – захват и удержание  власти, для чего, по его мнению, существуют два способа: «путь закона и путь насилия». Если первый способ – человеческий, то второй – приличествует только диким животным. Тем не менее, «так как первый способ не всегда удается, то люди прибегают иногда и ко второму». Причем для Макиавелли самое главное – то, что при следовании второму способу «государи выигрывали более, чем те, которые основывали свои действия на правде и справедливости».

Используя путь насилия, или  путь диких животных, государь должен соединять в себе качества льва (грубая сила) и лисицы(способность обманывать). Интересно, что обман и коварство по классификации Макиавелли относятся к пути насилия. Насилие понимается им скорее как преступление законов и морали вообще, чем как применение силы против людей; последнее Макиавелли называет жестокостью. Причем жестокость, по его мнению, также может быть вполне оправдана. «Хорошо направленными жестокостями» он называет такие меры «к которым прибегают в случае необходимости для укрепления своей власти.

Макиавелли осознает, что  его советы выглядят безнравственными, однако полностью оправдывает любые действия государя, если только они позволяют упрочить его положение. Во-первых, по его мнению, нарушение государем своих обязательств по отношению к подданным оправдывается тем, что люди вообще не отличаются честностью и сами нарушают свои обязательства по отношению к государю. Во-вторых, аморальные действия государя абсолютно оправданы, если они ведут к усилению государства, что по большому счету, выгоднее и моральнее по отношению ко всему государству в целом. Более того, сознательное и своевременное использование жестокости, как считает Макиавелли, является оправданным, если ведет к укреплению власти государя и, тем самым, к уменьшению, если можно так выразиться, общего количества зла. По словам самого Макиавелли, «государи, когда дело идет о верности и единстве их подданных, не должны бояться прослыть жестокими. Прибегая в отдельных случаях к жестокостям, государи поступают милосерднее, чем тогда, когда от избытка снисходительности допускают развитие беспорядков, ведущих к грабежу и насилию, потому что беспорядки составляют бедствие целого общества, а казни поражают только отдельных лиц».

Иными словами, можно предположить, что Макиавелли, например, вполне одобрил бы драконовские меры Муссолини или Сталина по отношению к так называемой «организованной преступности». Кроме того, Макиавелли рекомендует государям сознательно идти на обман, прикрывать неблаговидные действия благовидными речами, причем подобный обман необходим для укрепления власти самого государя. Находя желательным, чтобы подданные одновременно боялись своего государя и любили бы его, Макиавелли приходит к выводу, что государю выгоднее, чтобы подданные его боялись, нежели чем любили. Это обосновывается тем, что в первом случае государь может действовать абсолютно самостоятельно, тогда как стремление сохранить любовь своих подданных серьезно ограничивает диапазон его действий. Макиавелли, тем не менее, неоднократно подчеркивает, что государи должны избегать ненависти и презрения со стороны своих подданных, поскольку именно эти чувства.[12]

Философия Макиавелли опирается  на следующие основные положения:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущими мотивами поступков  человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

• совместное существование  людей невозможно, если каждый будет  преследовать только свои эгоистические  интересы;

• для обуздания низменной  натуры человека, его эгоизма создается  особая организация — государство;

• правитель должен руководить государством, не забывая о низменной  природе подданных;

• правитель должен выглядеть  щедрым и благородным, но не быть таковым  в действительности, поскольку при  соприкосновении с реальностью  данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками  либо противниками, а казна —  промотана);

• ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и  личную жизнь людей;

• в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества  за ее независимость допустимы все  средства, в том числе коварные и аморальные.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков  как средневековой, так и последующих  эпох.[3]

Утопизм (Т. Мор, Т. Кампанелла).

В эпоху Возрождения наблюдается  повышенный интерес к проблемам общества и государства. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

Наибольший вклад в  развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо  Кампанелла.

Томас Мор (1478 — 1535) считается  основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как  он профессионально занимался политической деятельностью. В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви.

 

Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении "Утопия". Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

Согласно Т. Мору в Утопии:

• не существует частной  собственности;

• все граждане участвуют  в производительном труде;

• труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

• все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность  общества (общественные склады) и затем  равномерно распределяются между всеми  жителями Утопии:

• в связи с тем, что  трудом заняты все, для обеспечения  Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов;

• от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

• самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные  и осужденные преступники;

• первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья" (фактически —  трудовой коллектив);

• все должностные лица избираются — прямо или косвенно;

• мужчины и женщины  имеют равные права (как и равные обязанности);

• жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

 

 Другой проект идеального  общества был дан Томмазо Кампанеллой  (1568 — 1639) в произведении "Город  Солнца". Действие происходит  в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии  — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

• отсутствует частная  собственность;

• все граждане участвуют  в производительном труде;

• результаты труда поступают  в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

• труд совмещается с  одновременным обучением;

• жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема  до отхода ко сну;

• солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;

• большое внимание уделяется  воспитанию — с рождения ребенок  забирается от родителей и воспитывается  в специальных школах, где обучается  наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

• во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий  всеми знаниями своей эпохи и  всеми профессиями.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место  социальную несправедливость и имели  много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате необходимо отметить неоднозначность оценок наследия эпохи Возрождения. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умолять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.

Возрождение утвердилось  в дуализме индивидуального и общественно-государственного, эмпирического и идеального, эмоционального и рационального.  XVII век на основе их противопоставления и анализа пытается решить, что же является определяющим в человеке.

Эпоха Возрождения - один из наиболее плодотворных этапов развития европейской истории. Возрождение - точка выбора в историческом процессе, когда ищутся новые пути интеллектуального  и цивилизационного развития. Мыслители, с одной стороны, возвращаются к  классическому античному наследию в более полном объеме, чем это  имело место в средневековой  культуре, а с другой - открывают  новый мир человека и природу.

Итак, Возрождение, или Ренессанс - эпоха в жизни человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства  и науки. Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения  общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В  искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными  и творческими возможностями. Искусство  Возрождения заложило основы европейской  культуры Нового времени, кардинально  изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердились творчески  переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием  анатомии и пропорций человеческого  тела. В традиционную религиозную  тематику произведений искусства проникало  земное содержание. Усилился интерес  к античной мифологии, истории, бытовым  сценам, пейзажу, портрету. Наряду с  монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место  в искусстве выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности.

В искусстве Возрождения  тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл  был неразрывно связан с возвышенной  поэтической красотой, в своем  стремлении к естественности оно  не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.

Безусловно, эпоха Возрождения  – одна из прекраснейших эпох в  истории человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. Издательство Центр, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2004. — 336 с. (тема 5) (www.allerg.ru)
  2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.-2-е изд.- М.:Гардарики, 2005.-736 с. (глава 3,стр.101).
  3. Янушев А. Философия (конспект лекций) (www.gumer.info.ru)
  4. И.И. Кальной, Ю.А. Сандулов. Философия для аспирантов.(www.polbu.ru)
  5. www.greatphilosophy.ru
  6. www.azbyka.ru
  7. www.plam.ru
  8. www.filosof.historic.ru
  9. www.vuzlib.ru
  10. www.abc-people.ru
  11. www.maxbooks.ru
  12. www.academia.ru

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"