Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:07, контрольная работа
Эпоха Возрождения XV — XVIII вв. — период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин «Возрождение» употребляется для того, чтобы обозначить стремление ведущих деятелей этого времени возродить ценности и идеалы античности. Однако в этом значении термин «Возрождение» следует трактовать весьма условно. Возрождение на деле означало поиск нового, а не реставрацию старого. В истории невозможно повернуть назад, возвратиться в какую-либо прошлую эпоху.
Введение
Основная часть:
Предпосылки и характерные черты философии эпохи Возрождения.
Основные направления философии эпохи Возрождения:
- антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения;
- пантеизм (Н. Кузанский, Дж. Бруно);
- натурфилософия и медицина Ренессанса (Н. Коперник, Г.Галилей, И. Кеплер, Парацельс, А. Везалий).
C. Социальная философия эпохи Возрождения:
- политический реализм Н. Макиавелли;
- утопизм (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Заключение
Список литературы
Материя, понятая как субстанция, есть материя в ее единстве с формой. Внутреннюю способность материи к образованию форм Бруно называет Душой мира. В духе платонизма он иногда именует ее также Мировой душой. Таким образом, душой у Бруно оказывается то, что схоласты, вслед за Аристотелем, называли субстанциальной формой, которая имела вполне рациональный смысл, утраченный позже механистической философией Нового времени. Душа в учении Бруно — это форма, но не та, которая на материи, а та, которая организует материю изнутри. Природный мир у Бруно оказывается чем-то вроде безмерного тела, которое обладает душой, восходящей до мыслящего духа. Мировая душа в учении Бруно находится не вне мира, а внутри него — в качестве его внутренней формы. Здесь мы подходим к тому же вопросу, но как бы с другой стороны. Как душа мира доходит до состояния мыслящего духа, или как мыслящий дух производится всей материей — суть у этих вопросов одна и та же. Она в том, как именно из всеобщего (материи) рождается особенное (мыслящее тело). По большому счету Бруно ответа на этот вопрос не дает. Но оригинальность его позиции в том, что он не видит в духе чего-то противостоящего материи. Христианские представления о духе и материи, какими их застал Бруно, основаны на противоставлении одного другому в качестве антиподов. При этом вечный дух в лице Бога творит материю как свою противоположность. [8]
Натурфилософия и медицина Ренессанса (Н. Коперник, Г.Галилей, И. Кеплер, Парацельс, А. Везалий)
Высшим достижением философской мысли эпохи Возрождения является итальянская натурфилософия XVII вв., вобравшая в себя разнообразные, порой противоречивые традиции. Связи натурфилософов с современным им естествознанием был глубоки и многообразны. Несмотря на общую тенденцию натурфилософской мысли, ее характерной особенностью являются индивидуальные отличия и стремление каждого мыслителя создавать собственный вариант картины мира.
Натурфилософия — это совокупность философских попыток толковать и объяснять природу.
Представители натурфилософии:
• обосновывали материалистический взгляд на мир;
• стремились отделить философию от теологии;
• формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
• выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
• считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).
Натурфилософия Ренессанса носила пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой.
Натурфилософские взгляды философов Ренессанса соединяются с элементами стихийной диалектики, которая во многом исходит из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, они утверждали, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты — в моря. Человек, по их мнению, часть природы, а его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром.[7]
Николай Коперник (1473-1543), создавший
гелиоцентрическую систему
Немаловажное философское значение имеют труды Галилео Галилея (1564—1642). Он стяжал славу «Колумба неба», открыв кратеры и хребты на Луне (в его представлении «горы» и «моря»), разглядел бесчисленные скопища звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутники Юпитера, рассмотрел, благодаря сконструированному им телескопу, пятна на Солнце.
Все эти открытия положили
начало его ожесточенной полемике со
схоластами и церковниками, отстаивавшими
аристотелевско-птолемеевскую
Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл некоторые ее фундаментальные законы, которые свидетельствовали о том, что существует естественная необходимость. Это позволило Галилею впервые в истории человечества ввести понятие закона природы в своем «Диалоге о двух главных системах мира — птолемеевой и коперниковой». Эта книга послужила поводом для обвинения Галилея в ереси со стороны католической церкви. Ученый был привлечен к суду римской инквизиции. В 1633 г. состоялся процесс над Галилеем, на котором он был вынужден формально отречься от своих «заблуждений». Однако сам суд привлек к идеям Галилея еще большее внимание. Ученые, не только астрономы, но и математики, физики, естествоиспытатели все больше убеждались в правоте идей не только Галилея, но и Коперника, Бруно. Мыслитель фактически вышел победителем.
Галилей призывал отбросить все фантастические построения и изучать природу опытным путем, искать естественные, собственно природные причины объяснения явлений. С его точки зрения, все явления можно свести к их точному количественному соотношению. А поэтому, полагал он, математика и механика лежат в основе всех наук.
Он был страстным
Галилей в научную методологию
вводит количественный анализ, опытно-индуктивный
и абстрактно-дедуктивный
Научная методология Галилея опиралась в первую очередь на математику и механику и таким образом определила характер его мировоззренческой ориентации как механистического материализма. Галилей всячески подчеркивал, что природу, ее тайны нельзя познать, не овладев математическим языком. В произведении «Пробирщик золота» он указывает, что частицам материи присуща определенная форма, величина, определенное место в пространстве, движение или покой, но они не обладают ни цветом, ни запахом, ибо последние представляют собой восприятия субъекта. Так он выступил против гилозоизма материи, но одновременно открыл пути к отрицанию объективной основы таких качеств, как вкус, цвет, запах, звук.
Бог выступает у Галилея как перводвигатель, который сообщил движение планетам. Дальше природа стала обладать своими собственными объективными закономерностями, которые должны изучать науки. Таким образом, Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу, который затем встречался у мыслителей XVII и XVIII вв. [9]
На исходе эпохи Возрождения работал выдающийся немецкий астроном и математик Иоганн Кеплер (1571-1630). Он стал одним из приверженцев гелиоцентрической теории Коперника, книга которого впервые была издана в 1543 г. в Германии, в Нюрнберге.
Используя отличавшиеся большой
точностью астрономические
Вместе с Коперником и Галилеем Кеплер стал одним из главных создателей новой астрономической науки. Он внес также значительный вклад в оптику, кристаллографию и другие отрасли знания. В то же время, как и у ряда других выдающихся ученых эпохи Возрождения, в представлениях Кеплера рациональные знания причудливо сплетались с магическими, мистическими, астрологическими представлениями.
Кеплер сам составлял гороскопы, но в то же время боролся с суевериями эпохи. Его мать была обвинена в колдовстве, и ученому с большим трудом удалось спасти ее из темницы и от сожжения. Вера в ведьм и различные виды колдовства была широко распространена во всех слоях общества.[11]
Кеплер сформулировал три закона, которые стали революцией в астрономии:
Примером пантеистического мировоззрения, в котором на базе фундаментальной идеи тождества микро- и макрокосма натуралистическое, природное начало брало верх над божественно сверхъестественным, могут служить воззрения и деятельность немецкого врача, естествоиспытателя и философа Теофраста Бомбаста фон Гогенхейма, более известного под псевдонимом Парацельс (1493-1541).
Учившийся в немецких, французских и итальянских университетах, бывший затем профессором медицины в Базеле и других городах, он работал также и в других странах Европы в качестве как учителя медицины, так и практикующего врача, завоевавшего большое доверие. Демократические симпатии Парацельса, приводившие его в эпоху Крестьянской войны в Германии и в последующие годы к конфликтам с властями, сочетались у него с глубоким интересом к приемам и средствам народной медицины, с изучением целебной силы трав и минералов. Характерно также, что свои произведения он писал преимущественно на немецком языке, на котором вел и свое преподавание. Собственно философских произведений Парацельс не создал, выражая свои мировоззренческие идеи в сочинениях на медицинские, фармацевтические, химико-алхимические, астрологические, социально-политические и теологические темы. В центре его философских интересов, как и у многих других гуманистов, находился человек в его отношении к Богу, природе и социальному миру.
Парацельса можно считать
родоначальником немецкой натурфилософии,
выдвигавшим, однако, на первый план медицину,
которая опиралась на философию,
астрологию, алхимию и теологию.
Характерна и глубокая неудовлетворенность
Парацельса состоянием современной
ему медицины, ориентировавшейся
на древние и средневековые
В контексте такого примитивного аналогизма и в интересах медицинской науки Парацельс, опираясь на многовековую практику алхимии, наряду с традиционными стихиями древней физики — землей, водой, воздухом и огнем — признавал наличие трех универсальных начал: ртути, соответствующей духу, соли — телу, и серы — душе. Нарушение нормального соотношения этих начал в человеческом организме приводит его к различным заболеваниям. Принцип соответствия человеческого микрокосма природному макрокосму закономерно приводил немецкого врача и философа к убеждению в том, что против любого заболевания можно найти лекарство в природе. Сколь ни примитивны такого рода представления, опираясь на них, Парацельс ввел в медицинскую практику новые эффективные медикаменты.
Его интерес к алхимии дополнялся и интересом к магии. В сущности, сама медицина представлялась ему натуральной магией. Одним из закономерных следствий фундаментальной идеи тождества макро- и микрокосма у Парацельса стало также его гилозоистическое убеждение во всеобщей одушевленности природы. В каждой ее частице пребывает некий архей ("начальник"), распознание которого вручает ученому наиболее действенный ключ к явлениям природы, особенно эффективный при лечении заболеваний. [8]
Андреас Везалий (1514 — 1564) совершил
революцию в философии и
Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека.
Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 — 200) — древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.[3]
Социальная философия эпохи Возрождения
Политический реализм Н. Макиавелли.
Никколо Макиавелли (1469–1527) традиционно считают одним из предтеч политического реализма. Политику, поступающуюся моральными принципами ради достижения желаемого результата, зачастую называют «макиавеллианской». В жизни Макиавелли литературная деятельность пришла на смену непосредственному участию в политике. Впоследствии многие сторонники политического реализма также сочетали создание своих теоретических трудов с самым активным участием в политической жизни. Большинство из них подчеркивали в своих работах, что их главной задачей является адекватное описание существующей реальности, а не построение абстрактных утопий. Именно так определяет суть своей работы и Макиавелли, утверждая, что он находит «несравненно удобнее при описании какого-нибудь предмета рассматривать его реальную сущность, а не отдаваться мечтательным увлечениям».