Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:31, курсовая работа
Цель нашей работы – охарактеризовать концепцию этногенеза Л.Н. Гумилева с точки зрения современной науки.
Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
- описать биографию Л.Н. Гумилева и влияние его исторической судьбы на научную деятельность;
- выявить особенности Л.Н. Гумилева как современного мыслителя;
- охарактеризовать концепцию этногенеза;
- проанализировать критику концепции Л.Н. Гумилева и выделить его достижения.
Стр.
Введение 3
Основная часть
Глава 1. Л.Н. Гумилев как современный русский мыслитель 5
1.1. Жизненный путь Л.Н. Гумилева 5
1.2. Л.Н. Гумилев как выдающийся современный русский мыслитель 8
Глава 2. Соотношение этногенеза и биосферы 12
2.1. Основные положения концепции этногенеза 12
2.2. Критическое осмысление концепции этногенеза Л.Н. Гумилева 20
2.3. Идеи Л.Н. Гумилева и их значение 25
Заключение 28
Список использованных источников
Пассионарии в полном смысле этого слова – люди, у которых пассионарный импульс (стремление к самопожертвованию) сильнее, чем чувство самосохранения, как индивидуального, так и видового. Варианты пассионарности различны и выражены могут быть ярче и слабее – от пророков и революционеров, идущих на баррикады, до безымянных зодчих и сочинителей сказок. Пассионарии – это конкистадоры и землепроходцы, поэты и ересиархи, и инициативные фигуры вроде Цезаря или Наполеона. Пассионарность не делает человека «героем», ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находится именно в «толпе», определяя ее потентность и степень активности на тот или иной момент.
Но как ни велика роль пассионариев в этногенезе, число их в составе этноса всегда ничтожно. У подавляющего большинства – гармоничных особей – оба импульса уравновешены. Гармоничные особи – люди работоспособные, полноценные умственно и физически, уживчивые, но не сверхактивные. Люди этого склада – крайне важный элемент в теле этноса. Они восстанавливают его, умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев, пока не объявится внешний враг.
Третья категория – люди с «отрицательной» пассионарностью (субпассионарии). Их поступками управляют импульсы, вектор которых противоположен пассионарному напряжению. Они плохие солдаты, никакие рабочие; они не умеют регулировать свои вожделения. Они не изменяют мир и не сохраняют его, а существуют за его счет.
В
силу своей подвижности
Пассионарность обладает важным свойством: она заразительна. Это значит, что люди гармоничные (а в еще большей степени – импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны.
Стадии развития этноса. Что происходит с этносами между рождением и смертью? То же примерно, что и с людьми. Они становятся на ноги («консолидация системы»), впадают в подростковое буйство («фаза энергетического перегрева»), взрослеют и, естественно, стареют («фаза надлома»), а потом как бы уходят на пенсию («инерционная фаза») и наконец испускают дух (или вступают в «фазу обскурации»). Все это вместе и называет Гумилев этногенезом.
Развиваясь, этнос проходит, по Л.Н. Гумилеву, шесть фаз (табл.):
Ведущий
императив в этот период – «Будь
тем, кем ты должен быть». Это означает:
по мере сил исполняй свои общественные
обязанности: если ты воин – воюй, если
крестьянин – паши. Ведущая часть населения
толкает всю систему по пути этнического
развития, накапливает материальные и
духовные ценности. Каждый активный строитель
этнической целостности чувствует себя
продолжателем дела предков, к которому
он еще что-то добавляет. Каждая прожитая
минута воспринимается как приращение
к прожитому, которое живет в человеке.
Фаза подъема, как правило, связана с внешней
экспансией, расширением территории. Общественная
система укрепляется;
Таблица. Фазы этногенеза (по Л.Н. Гумилеву)
Срок | Название | Примечания |
0 лет (начало отсчёта) | Толчо́к или дрейф | Как правило, не отражён в истории |
0—150 лет | Инкубацио́нный пери́од | Рост пассионарности. Отражён только в мифах |
150—450 лет | Подъём | Быстрый рост пассионарности.
Сопровождается тяжёлой борьбой
и медленным расширением |
450—600 лет | Акмати́ческая фа́за, или перегре́в | Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества |
600—750 лет | Надло́м | Резкий спад пассионарности. Гражданские войны, раскол этнической единицы. |
750—1000 лет | Инерцио́нная фа́за | Медленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание |
1000—1150 лет | Обскура́ция | Спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация |
1150—1300 лет | Аго́ния | Только для этносов, не сумевших выйти в гомеостаз. Быстрый распад |
1500 лет—неопределённо долго | Гомеоста́з | Существование в равновесии со средой |
2) акматическая фаза: пассионарное напряжение наивысшее, а пассионарии стремятся к максимальному самовыражению. Часто наступает состояние перегрева – избыточная пассионарная энергия тратится на внутренние конфликты. Господствующий императив меняется: каждый хочет «быть самим собой» и ради этого ломает созданную организацию, принося интересы этноса в жертву своим собственным. При пассионарном перегреве гибнут одна за другой пассионарные особи. Результатом является определенное угасание пассионарности. Возрастает роль гармоничных особей;
3) надлом – количество пассионариев резко сокращается при одновременном увеличении пассивной части населения (субпассионарии). Господствующий императив – «Мы устали от великих!». Снижаются, а то и сводятся на нет усилия персон творческих, которых объявляют «фанатиками». Именно на этой фазе развития, по Гумилеву, находилась Россия конца XX в.;
4) инерционная фаза: напряжение продолжает падать, но уже не скачком, а плавно. Отличительной чертой этого периода является сокращение активного элемента и полное довольствие эмоционально пассивного и трудолюбивого населения. После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя. Они уже научились понимать, что индивидуальности, желающие проявиться во всей оригинальности, представляют для соседей наибольшую опасность. Этнос переживает период мирного развития, происходит укрепление государственной власти и социальных институтов. Посредственность становится идеалом. Для людей, не желавших отказаться от своей оригинальности, оставались сферы искусства и науки, казавшиеся безобидными. Императив этого периода времени – «Будь как я»;
5) обскурация – пассионарное напряжение возвращается на первоначальный уровень. В этносе преобладают субпассионарии, постепенно разлагающие общество: узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность.
Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в армии солдаты держат в покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами. Ни на кого нельзя положиться, и правитель вынужден применять тактику разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать своих соратников. Императив «Будь таким, как мы» осуждает любого человека, сохранившего чувство долга, трудолюбие и совесть.
6) мемориальная фаза – от былого величия остаются только воспоминания – «Помни, как было прекрасно!». Сочинения поэтов сохраняются как фольклор, шедевры художников становятся мотивами народного искусства, история подвигов героев превращается в легенду или былину. Если среди людей этой фазы случайно рождаются пассионарные особи, они ищут себе применение не на родине, а у соседей. После того как происходит полное забвение традиций прошлого, цикл развития этноса полностью завершается.
Инерция пассионарного толчка теряется за 1200 лет при любом, даже самом благоприятном варианте, но лишь счастливые этносы доживают до своего естественного конца. В истории наблюдаются постоянные обрывы этногенезов в самых разных возрастах. Однако, и тут есть статическая закономерность. Этнос, находящийся в первых фазах этногенеза, практически неистребим и непокорим. Но этнос, меняющий фазу развития, легко уязвим и может стать жертвой соседа, если тот достаточно пассионарен.
Комплиментарность. В процессе этногенеза происходит взаимодействие различных этнических групп. Для характеристики возможных результатов такого взаимодействия Гумилев вводит понятие «этническое поле». Он утверждает, что этнические поля, подобно другим видам полей, имеют определенный ритм колебаний. Взаимодействие различных этнических полей порождает феномен комплиментарности – подсознательного ощущения этнической близости или чуждости. Таким образом, есть этносы совместимые и несовместимые.
Исходя из этих соображений, Гумилев выделил четыре различных варианта этнических контактов:
1) химера – контакт несовместимых этносов разных суперэтнических систем, при которой исчезает их своеобразие (примером является Хазария);
2) ксения – нейтральное сосуществование этносов в одном регионе, при котором они сохранят своеобразие, не вступая в конфликты и не участвуя в разделении труда (так было во время русской колонизации Сибири);
3) симбиоз – взаимополезное сосуществование этнических систем в одном регионе, при котором разные этносы сохраняют своеобразие (так было в Золотой Орде, пока она не приняла ислам);
4) слияние представителей различных этносов в новую этническую общность (это может происходить только под воздействием пассионарного толчка).
Концепция
Гумилева ведет к идее необходимости
тщательного контроля за процессами
общения между представителями
разных этносов для предотвращения
«нежелательных» контактов.
2.2.
Критическое осмысление
концепции этногенеза
Л.Н. Гумилева
В последние годы существования СССР, когда учение Гумилева об этногенезе впервые стало объектом публичного обсуждения, вокруг нее сложилась парадоксальная атмосфера. Людям, далеким от профессионального обществоведения, теория пассионарности казалась подлинно научной – новаторской, будящей воображение, имеющей большое практическое и идеологическое значение. Напротив, в профессиональной среде теория этногенеза считалась в лучшем случае сомнительной («цепью гипотез»), а в худшем – паранаучной.
Все ученые отмечали, что несмотря на глобальность теории и ее кажущуюся основательность (Гумилев заявлял, что его теория есть результат обобщения истории более 40 этносов), в ней очень много допущений, никак не подтвержденных фактическими данными [2, 9, 13, 17, 18]. Нет абсолютно никаких доказательств, будто из космоса приходит какое-то излучение, последствия которого заметны более тысячи лет. Нет никаких мало-мальски твердых критериев, при помощи которых можно отличить пассионария от субпассионария [11]. Многие этносы планеты «живут» много дольше предписанного теорией Гумилева срока. Чтобы объяснить этих «долгожителей», Гумилеву пришлось, в частности, утверждать, будто нет единой 4000-летней истории китайского этноса, а есть история нескольких самостоятельных этносов, последовательно сменявших друг друга на территории Китая. Никакого «этнического поля» наука до сих пор не знает. В работах Гумилева по истории этногенеза, претендующих на обобщение всей этнической истории, специалисты находят много фактических ошибок и ложных интерпретаций. Наконец, пассионарную теорию Гумилева ученые считают потенциально социально опасной. Обоснование запрета браков между представителями «несовместимых» этносов многие критики расценивают как расизм. Кроме того, теория этногенеза оправдывает межэтнические конфликты, которые, по Гумилеву, являются естественными и неизбежными в процессе рождения нового этноса.
Льва Гумилёва иногда называют среди предшественников фолк-хистори. Как пишет Я. Лурье, проверка историографического построения Гумилева «на материале источников по истории древней Руси обнаруживает, что перед нами – не попытка обобщить реальный эмпирический материал, а плод предвзятых идей и авторской фантазии» [13].
Коллеги-историки жёстко критикуют пассионарную теорию этногенеза и сделанные на её основе частные выводы за слабую обоснованность и политизированность. Например, В. Шнирельман, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, и С. Панарин, завотделом стран СНГ Института востоковедения РАН, главный редактор журнала «Вестник Евразии», указывают, что Гумилёв, сам оставаясь в рамках исторической науки, тем не менее подготовил почву для бурного произрастания разнообразных творцов псевдоисторического бреда ... с необходимой аудиторией потребителей их продукции. Без него ни первые не были бы столь самоуверенны, ни вторые столь многочисленны. Ибо Л. Гумилев своим авторитетом как бы санкционировал произвольное обращение с историей [17].