Концепция этногинеза Л.Н. Гумилёва

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы – охарактеризовать концепцию этногенеза Л.Н. Гумилева с точки зрения современной науки.

Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

- описать биографию Л.Н. Гумилева и влияние его исторической судьбы на научную деятельность;

- выявить особенности Л.Н. Гумилева как современного мыслителя;

- охарактеризовать концепцию этногенеза;

- проанализировать критику концепции Л.Н. Гумилева и выделить его достижения.

Содержание

Стр.
Введение 3
Основная часть
Глава 1. Л.Н. Гумилев как современный русский мыслитель 5
1.1. Жизненный путь Л.Н. Гумилева 5
1.2. Л.Н. Гумилев как выдающийся современный русский мыслитель 8
Глава 2. Соотношение этногенеза и биосферы 12
2.1. Основные положения концепции этногенеза 12
2.2. Критическое осмысление концепции этногенеза Л.Н. Гумилева 20
2.3. Идеи Л.Н. Гумилева и их значение 25
Заключение 28
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Концепция этногинеза Гумилёва философия.doc

— 270.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНЦЕПЦИЯ ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н. ГУМИЛЕВА 
 
 
 
 

    Курсовая  работа 
 
 

    Научный руководитель 
 
 
 
 

Минск 2011

 

Содержание 

      Стр.
Введение 3
Основная часть  
Глава 1. Л.Н. Гумилев как современный русский мыслитель 5
1.1. Жизненный путь Л.Н. Гумилева 5
1.2. Л.Н. Гумилев как выдающийся современный русский мыслитель 8
Глава 2. Соотношение этногенеза и биосферы 12
2.1. Основные положения  концепции этногенеза 12
2.2. Критическое осмысление  концепции этногенеза Л.Н. Гумилева 20
2.3. Идеи Л.Н. Гумилева  и их значение 25
Заключение 28
Список использованных источников 30
 

 

Введение 

    Несмотря  на многократные попытки ученых объяснить  процессы этногенеза, антропогенеза  и расогенеза, все же существующие концепции носят преимущественно  частный характер. До настоящего времени в этнологии мало законченных, научно аргументированных теорий, которые бы давали полное и убедительное описание всех этих процессов. Работа этнологов в этом направлении продолжается, и поэтому большой интерес вызывает концепция этногенеза Льва Николаевича Гумилева.

    В современном мире, временами спокойном  и тихом, временами бурном и непредсказуемом, этнические процессы протекают постоянно. Взаимодействие различных стран и этнических общностей постепенно перестраивает привычный нам миропорядок. На протяжении последних 25—30 лет мы являемся свидетелями многочисленных процессов: распад СССР и ряда других стран (Чехословакия, Югославия), активная миграция населения (с территорий бывших колоний в Африке в свои метрополии в Европе или, например, китайцев в Сибирь и т. п.), межэтнические конфликты (сунниты и шииты в арабских странах) и многое другое. Все эти процессы вызывают активный интерес и желание разобраться, в том, что происходит, в какую сторону движется процесс. Поэтому новый взгляд на концепцию этногенеза Л.Н. Гумилева может стать одним из проводников в мир этногенеза.

    Концепция Л.Н. Гумилева изложена в его книгах «Этногенез и биосфера Земли», «Этносфера: история людей и история природы» и др., изложены в учебных пособиях: «Введение в философию истории» И.А. Гобозова, «Введение в социальную философию» К.Х. Момджяна и многих других. Критические концепции представлены трудами А. Янова «Учение Льва Гумилёва», Л. Клейна «Горькие мысли «привередливого рецензента» об учении Л.Н. Гумилёва» и др. Обычно концепция Л.Н. Гумилева вызывает достаточно острую реакцию у исследователей: или они являются ее почитателями, или резкими критиками. Недостаточно исследований концепции этногенеза Л.Н. Гумилева, где бы были представлены обе точки зрения.

    Цель  нашей работы – охарактеризовать концепцию этногенеза Л.Н. Гумилева с точки зрения современной науки.

    Для решения поставленной цели выдвинуты  следующие задачи:

    - описать биографию Л.Н. Гумилева и влияние его исторической судьбы на научную деятельность;

    - выявить особенности Л.Н. Гумилева как современного мыслителя;

    - охарактеризовать концепцию этногенеза;

    - проанализировать критику концепции Л.Н. Гумилева и выделить его достижения.

    Объектом  исследования выступает концепция этногенеза Л.Н. Гумилева, предметом – ее место в современном научном мире.

    Методологической  основой работы являются общефилософские принципы и методы исследования. Использовались исторический метод, общелогический метод, аналитический и синтетический методы.

    Структура курсовой работы включает: титульный  лист, содержание, введение, две главы, заключение, список использованных источников. 

 

Основная часть

Глава 1. Л.Н. Гумилев как современный русский мыслитель

1.1. Жизненный путь  Л.Н. Гумилева 

    «Сын знаменитого поэта «Серебряного века» Николая Гумилева, расстрелянного большевиками во время гражданской войны, и великой Анны Ахматовой, человек, проведший в общей сложности четырнадцать лет в тюрьмах и сталинских лагерях и сумевший после освобождения защитить две докторские диссертации, по истории (1961) и по географии (1974), опубликовавший девять книг, где он бросил вызов мировой науке, оспорил Арнольда Тойнби и предложил собственное объяснение загадок всемирной истории, Лев Гумилев был одним из самых талантливых и, без сомнения, самым эрудированным представителем молчаливого большинства советской интеллигенции» [18].

    Родился Л.Н. Гумилев в Царском селе 1 октября 1912 г. Сын поэта Николая Гумилёва и поэтессы Анны Ахматовой [11, 12, 19]. Брак родителей фактически распался в 1914 г., воспитанием занималась его бабушка, в усадьбе которой около Бежецка (Тверская область) прошли детские годы ребенка. Когда мальчику исполнилось 9 лет, его отец был обвинен в участии в белогвардейском заговоре и расстрелян. Позже этот факт не раз служил поводом для политических обвинений «сына врага народа».

    С 1917 г. до 1929 г. жил в Бежецке. С 1930 г. – в Ленинграде. В 1930 г. ему отказали в поступлении в Пединститут им. Герцена из-за непролетарского происхождения и отсутствия трудовой биографии. Четыре года ему пришлось доказывать свое право на образование, работая чернорабочим, коллектором, лаборантом. В 1930—1934 гг. работал в экспедициях в Саянах, на Памире и в Крыму.

    В 1934 г. поступил на исторический факультет Ленинградского университета, в 1935 г. его впервые арестовали. Гумилева быстро выпустили, но отчислили из университета. В течение следующих двух лет он продолжал образование самостоятельно, изучая историю древних тюрок и восточные языки. В 1937 г. его восстановили на историческом факультете, но год спустя вновь арестовали. После долгого следствия осудили на 5 лет ссылки в Норильске. Срок отбывал в Норильлаге. 21 сентября 1939 г. Гумилев попадает в 4-е лаготделение Норильлага. За весь срок заключения он успел поработать землекопом, горняком меднорудной шахты, книгохранителем библиотеки на руднике 3/6, техником, геологом (в геотехнической, а затем в геофизической группе горного управления), а к концу срока стал даже лаборантом-химиком. По отбытии срока был оставлен в Норильске без права выезда, работал в экспедиции Норильского комбината.

    Осенью 1944 г. добровольно вступил в Красную Армию, воевал рядовым в 1386-м зенитно-артиллерийском полку, входившем в 31-ю зенитно-артиллерийскую дивизию на Первом Белорусском фронте, закончив войну в Берлине. Писал стихи на военную тему.

    В 1945 г. был демобилизован, восстановлен в ЛГУ, который окончил экстерном в начале 1946 г. и поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР. Наученный горьким предыдущим опытом, Гумилев опасался, что на свободе ему долго находиться не дадут, поэтому в сжатые сроки сдал все экзамены и готовил диссертацию. Однако защитить ее молодой ученый не успел – в 1947 г. его как сына опальной поэтессы исключили из аспирантуры с мотивировкой «в связи с несоответствием филологической подготовки избранной специальности».

    Научная биография вновь прервалась, Гумилев работал библиотекарем психиатрической больницы, а затем научным сотрудником Горно-Алтайской экспедиции. Наконец в 1948 г. ему удалось защитить кандидатскую диссертацию по теме «Подробная политическая история первого тюркского каганата». Меньше года он проработал старшим научным сотрудником Музея этнографии народов СССР, пока его опять не арестовали.

    Л.Н. Гумилев был осуждён Особым совещанием на 10 лет, которые отбывал сначала в лагере особого назначения в Шерубай-Нура около Караганды, затем в лагере у Междуреченска в Кемеровской области, в Саянах. За это время он написал две научные монографии – «Хунны» и «Древние тюрки». В 1956 г. реабилитирован по причине отсутствия состава преступления.

    C 1956 г. работал библиотекарем в Эрмитаже. В 1960 г. вышла в свет книга «Хунны», вызвавшая диаметрально противоположные рецензии – от разгромных до умеренно хвалебных. Докторскую диссертацию «Древние тюрки VI—VIII вв.», написанную им еще в лагере, Гумилев защитил в 1961 г., а в 1963 г. стал старшим научным сотрудником Института географии при Ленинградском университете, где и проработал до конца жизни. С 1960 г. стал читать в университете лекции по народоведению, которые пользовались среди студентов огромной популярностью. «Политическая неблагонадежность» перестала мешать его научной карьере, количество опубликованных работ резко увеличилось.

    Однако  его вторую докторскую диссертацию  «Этногенез и биосфера Земли», защищенную в 1974 г., ВАК утвердил с длительной задержкой – уже не из-за «неблагонадежности» автора, а из-за «неблагонадежности» его концепции. В 1976 г. ему было отказано в присуждении второй степени доктора географических наук.

    Хотя  многие взгляды ученого вызывали резкую критику его коллег, среди  советской интеллигенции они  пользовались все большей популярностью. Этому способствовала не только неординарность его идей, но и удивительная литературная увлекательность их изложения. В 1980-е гг. Гумилев стал одним из самых читаемых советских ученых, его труды издавались большими тиражами. Гумилев, наконец, получил возможность свободно выступать с изложением своих взглядов.

    До  выхода на пенсию в 1986 г. работал в Научно-исследовательском институте географии при Ленинградском государственном университете. В 1991 г. избран академиком Российской академии естественных наук (РАЕН). Постоянное напряжение, работа на грани сил не могли долго продолжаться. В 1990 г. он перенес инсульт, но не прекратил научной деятельности. 15 июня 1992 г. Лев Николаевич Гумилев умер, его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

    В августе 2005 г. в Казани «в связи с днями Санкт-Петербурга и празднованием тысячелетия города Казань» Льву Гумилёву был поставлен памятник, на постаменте которого выбиты слова: «Русскому человеку, всю жизнь защищавшему татар от клеветы».

    По  личной инициативе президента Казахстана Н. Назарбаева в 1996 г. в казахской столице Астане именем Гумилёва был назван один из вузов страны, Евразийский Национальный университет имени Л.Н. Гумилёва. В 2002 г. в стенах университета был создан кабинет-музей Л.Н. Гумилёва. 
 

1.2. Л.Н. Гумилев как выдающийся современный русский мыслитель 

Информация о работе Концепция этногинеза Л.Н. Гумилёва