Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:31, курсовая работа
Цель нашей работы – охарактеризовать концепцию этногенеза Л.Н. Гумилева с точки зрения современной науки.
Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
- описать биографию Л.Н. Гумилева и влияние его исторической судьбы на научную деятельность;
- выявить особенности Л.Н. Гумилева как современного мыслителя;
- охарактеризовать концепцию этногенеза;
- проанализировать критику концепции Л.Н. Гумилева и выделить его достижения.
Стр.
Введение 3
Основная часть
Глава 1. Л.Н. Гумилев как современный русский мыслитель 5
1.1. Жизненный путь Л.Н. Гумилева 5
1.2. Л.Н. Гумилев как выдающийся современный русский мыслитель 8
Глава 2. Соотношение этногенеза и биосферы 12
2.1. Основные положения концепции этногенеза 12
2.2. Критическое осмысление концепции этногенеза Л.Н. Гумилева 20
2.3. Идеи Л.Н. Гумилева и их значение 25
Заключение 28
Список использованных источников
Л.Н. Гумилев как историк. Историки ценят Гумилева прежде всего как тюрколога, внесшего большой вклад в изучение истории кочевых народов Евразии. Он протестовал против распространенного мифа о том, будто кочевые народы играли в истории исключительно роль грабителей и разрушителей. Взаимоотношения Древней Руси и степных народов (в том числе Золотой Орды) он рассматривал как сложный симбиоз, от которого каждый народ что-то выигрывал. Такой подход противоречил патриотической традиции, согласно которой монголо-татары якобы всегда являлись непримиримыми врагами русских земель [11].
Заслугой
Гумилева является внимание к исторической
климатологии. Изучая «великие переселения»
кочевых народов, ученый объяснял их
колебаниями климатических
Хотя историческая судьба Л.Н. Гумилева складывалась в начале и середине XX в., его мировоззренческая позиция оказалась близкой научной идеологии конца старого тысячелетия—начала нового с ее стремлением к взаимодействию различных наук, в том числе естественных и гуманитарных, когда основные тезисы и понятия мигрируют из одной области в другую.
После крушения советских идеологических догм, многие идеи Гумилева были открыто приняты российским научным сообществом. В частности, возникла школа социо-естественной истории (ее лидером является Э.С. Кульпин), сторонники которой развивают концепцию Гумилева о сильном влиянии климатической среды и ее изменений на развитие различных обществ.
Лев Гумилёв предложил комплекс оригинальных методов изучения этногенеза, заключающихся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии и географии вмещающего ландшафта и археологических и культурных источников. Основу его исследования составила оригинальная пассионарная теория этногенеза, с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторического процесса. Хотя теория этногенеза Гумилева имеет как яростных сторонников, так и критиков, однако она явно отличается своей самобытностью, оригинальностью, ее нельзя игнорировать. Теория этногенеза Гумилева преподается наравне с другими теориями (Тойнби, Шпенглера) в разнообразных курсах гуманитарных дисциплин [1, 15].
Л.Н. Гумилев в контексте политики. Всю жизнь старался он держаться так далеко от политики, как мог [18]. Он никогда не искал ссор с цензурой и при всяком удобном случае клялся «диалектическим материализмом». Более того, нет ни малейших оснований сомневаться, что свою теорию, претендующую на окончательное объяснение истории человечества, он искренне полагал марксистской. Ему случалось даже упрекать оппонентов в отступлениях от «исторического материализма». Маркс, говорил он, предвидел в своих ранних работах возникновение принципиально новой науки о мире, синтезирующей все старые учения о природе и человеке. В 1980-е гг. Гумилев был уверен, что человечество – в его лице – «на пороге создания этой новой марксистской науки». В 1992 г. он умер в убеждении, что создал такую науку.
И в то же время он подчеркивал свою близость с евразийцами. «Меня называют евразийцем — и я не отказываюсь... С основными историко-методологическими выводами евразийцев я согласен» [18]. Его не смущала безусловная антизападная ориентация евразийцев, которая – после сильного, блестящего и вполне либерального начала в 1920-е гг. – привела их в лагерь экстремистского национализма, а затем к вырождению в реакционную эмигрантскую секту.
Эта способность без внутреннего раздвоения служить (а Гумилев рассматривал свою работу как общественное служение) под знаменами сразу двух таких разных школ мысли вовсе была тем парадоксом, который разделял он с молчаливым большинством советской интеллигенции.
Влияние исторической судьбы Л.Н. Гумилева на его взгляды. Историческая судьба Л.Н. Гумилева, его рождение в талантливой семье, широта его кругозора, интеллигентность значительно повлияли на развитие его взглядов, энциклопедичность познания. Однако годы, проведенные в лагерях также способствовали формированию его как человека, его стойкости, способности выживать в трудных условиях. Хотя влияние особенностей его лагерной жизни на идеи его теории стало также предметом критики.
Трижды, начиная с 17-летнего возраста, его научные поиски сменялись годами тюрьмы, лагеря и пыток. Это очень грустная, очень несправедливая истина, но такие вещи не проходят бесследно. Перерывы в профессиональной подготовке и в карьере исследователя, длительная изоляция нарушит нормальное развитие научных способностей и профессиональных качеств ученого. В условиях преследований и жестокой борьбы у него сложился психологический комплекс гонимого пророка, отнюдь не способствующий трезвому исследованию. Упрямство, ненужный азарт, страсть к эпатированию и в результате – новый догматизм. А бесчеловечность среды незаметно вошла в плоть и кровь его учения, сделала учение антигуманистическим.
Трудно винить в этом автора. Он и сам – жертва. Пассажи о неких отчаянно смелых личностях, выламывающихся из социальной системы, не признающих законов (для них законы не писаны), очень близки воровскому фольклору, героизирующему урок, камерным и лагерным быличкам. Идеи, что одним такая «пассионарная» судьба на роду написана, а другим от рождения суждено влачить жалкое существование, оставаясь серой массой, – это ведь исконное убеждение урок, философское оправдание их паразитизма – ну, такая у них вольнолюбивая разбойная натура! Но в межэтнических отношениях нужна, как нигде, сдержанность, осторожность, деликатность и ясность [9].
Таким образом, судьба Л.Н. Гумилева, его природная талантливость сформировали его как человека и как ученого. Выдающийся энциклопедист, ученый, интересовавшийся как историческими, так и естественными науками, Л.Н. Гумилев в то же время был человеком своего времени. На его взглядах не могли не отразиться годы, проведенные в лагерях, советская идеология, буквально пропитавшая его личность, а также его преданность месту, где он родился – России. Анализируя его жизнь и творчество, можно отметить масштаб его личности, талант, опережавший свое время. По своему космополитичному синтетичному мировоззрению он является нашим современником.
Глава 2. Соотношение этногенеза и биосферы
2.1.
Основные положения
концепции этногенеза
Этнос. Согласно гумилевской теории этногенеза, этнос – это не социальный феномен, а элемент биоорганического мира планеты (биосферы Земли) [3—7, 16]. Этническая принадлежность обнаруживается в сознании людей, но не есть продукт самого сознания – нельзя сознательно, по договоренности объединиться в этнос. Также нельзя по договоренности сменить национальную (этническую) принадлежность, как меняют гражданское состояние или подданство. Очевидно, этническая принадлежность отражает глубокую, внешнюю по отношению к сознанию или психологии сторону природы человека.
Этнос – открытая динамическая система. В ней первоначальный заряд энергии постепенно расходуется, а энтропия непрерывно увеличивается. Поэтому система должна постоянно обмениваться с окружающей средой энергией и энтропией. Этот обмен регулируется управляющими системами, использующими запасы информации, которые передаются по наследству. В нашем случае роль управляющей системы играет традиция, которая равно взаимодействует с общественной и природной формами движения материи.
Этнос тесно связан с вмещающим ландшафтом; ландшафт действует на этнос принудительно, и при его смене этнос вынужден либо исчезнуть, либо выработать новую форму адаптации, что означает смену стереотипа поведения. А это свидетельствует о появлении нового субэтноса или даже этноса, если популяция мигрирует за пределы этноландшафтной зоны.
Этническая иерархия. Крупнейшей единицей после человечества в целом (как аморфной антропосферы – одной из оболочек Земли), является суперэтнос – группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность. Известные истории суперэтносы – Римский мир, Византия, Западная Европа («Христианский Мир»), Великая Степь, Китай и т. п. Можно заметить, что суперэтносы обычно существуют в границах определенной этноландшафтной зоны. Западную Европу от Российского суперэтноса, являющегося генетическим продолжением Православной Руси, отделяет сейчас, как и в средневековье, невидимая ландшафтная граница – нулевая изотерма января.
Суперэтнос определяется не размером, не мощью, а степенью межэтнической близости входящих в него этносов. Хотя этносы, входящие в суперэтнос, связаны между собой экономическим, идеологическим и политическим общением, это отнюдь не исключает военных столкновений между ними. Однако, в отличие от войн на суперэтническом уровне, когда столкновения приводят к истреблению или порабощению (например, контакт европейцев с индейцами Америки), войны внутри суперэтноса ведут лишь к достижению временного преобладания (усобицы древнерусских князей) при стремлении к компромиссу.
Этнос – всего лишь вариант суперэтноса, в который он входит как элемент мозаичной системной целостности. Структура этноса более или менее сложна, но именно эта сложность и обеспечивает этносу устойчивость, благодаря чему он имеет возможность пережить века смятений, смут и мирного увядания.
Этносы делятся на субэтносы, то есть подразделения, существующие лишь потому, что они входят в единство этноса. Без этноса они распадаются и гибнут. С одной стороны, субэтносы находятся внутри этноса, а с другой – носители субэтнических стереотипов поведения отличаются от прочих манерами, обхождением, способом выражать чувства и т. п. Этносы возникают вследствие разных исторических обстоятельств. Они сравнительно безболезненно рассасываются, заменяясь другими, но с теми же функциями и судьбами.
Назначение субэтнических образований – поддерживать этническое единство путем внутреннего неантагонистического соперничества. Эта сложность – органическая деталь механизма этнической системы. При упрощении этнической системы число субэтносов сокращается до одного, и это знаменует пережиточное (персистентное) состояние этноса.
Субэтносы вырастают из конвиксий, а те в свою очередь – из консорций.
Консорция – группа людей, объединенных одной исторической судьбой. Чаще всего они распадаются, но иногда сохраняются на срок в несколько поколений. Тогда они становятся конвиксиями – группами людей с однохарактерным бытом и семейными связями. Уцелевшие конвиксии вырастают в субэтносы. Первые колонии в Америке создавали консорции англичан, превратившиеся в конвиксии: Новую Англию – пуритане, Пенсильванию – квакеры, Виргинию – роялисты и т. п.
Пассионарность. Идея пассионарности, по собственному признанию Л.Н. Гумилева, пришла к нему в марте 1939 г., хотя научно он ее обосновал и развил значительно позднее [4, 5, 8, 10, 14]. В основе этногенеза как процесса лежит открытая В.И. Вернадским биохимическая энергия живого существа биосферы. Планета получает из космоса больше энергии, чем это необходимо для поддержания равновесия биосферы; свободная энергия порождает у животных спазмы активности, а у человека – взрывы этногенеза.
Под
воздействием очень редких и кратковременных
космических излучений
«Пусковой момент» этногенеза (взрыв этногенеза, пассионарный толчок) – это внезапное появление в популяции некоторого числа пассионариев, которое быстро увеличивается и у которого появляется через значительный промежуток времени возможность навязать свою волю большинству населения. В эти моменты происходит этническая перестройка, в результате которой из нескольких этнических субстратов – старых этносов – появляются новые. Старые при этом разваливаются, а новые активно развиваются.
Под воздействием экстремально энергичных людей, пассионариев, происходит освоение или завоевание новых территорий, создание новых религий или научных теорий. Наличие большого числа пассионариев на одной территории, благоприятной для их размножения, приводит к образованию нового этноса. Энергия, полученная пассионарными родителями, отчасти передается их детям; кроме того, пассионарии формируют особые стереотипы поведения, которые действуют еще очень долгое время.
Градации пассионарности. По признаку пассионарности Гумилев классифицирует человеческих особей на три основные группы: 1) пассионарии; 2) гармоничные особи; 3) субпассионарии.