Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:53, реферат
Цель реферата – закрепить, углубить и расширить теоретические знания о философии информационного общества. Для этого необходимо решить следующие задачи: раскрыть сущность понятия «информационное общество», рассмотрев различные подходы к его определению, проанализировать исторические этапы развития и формирования информационного общества, изучить место человека в новом обществе и выявить проблемы нового общества.
Введение……………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты информационного общества
1.1 Сущность понятия «информационное общество»…………………….5
1.2 Исторические этапы становления и развития информационного общества………………………………………………………………………….10
2 Бытие человека в информационном обществе………………………....17
3 Последствия информационного общества для человечества ..…….....19
Заключение…………………………………………………………………21
Список использованных источников……………………………………..23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Философия и методология науки
на тему: Концепция информационного общества
Магистрантка
Проверил И.П. Мамыкин
МИНСК 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические аспекты информационного общества
1.1 Сущность понятия «информационное общество»…………………….5
1.2 Исторические этапы становления и развития информационного общества…………………………………………………………
2 Бытие человека в информационном обществе………………………....17
3 Последствия информационного общества для человечества ..…….....19
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..23
ВВЕДЕНИЕ
Информационное общество - социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З.Бжезинский, Д.Белл, О. Тоффлер. Концепция информационного общества исходит из представлений о том, что в мировой истории можно выделить три главных типа общественного устройства: аграрное, индустриальное и информационное общество.
Аграрное общество возникло на Земле приблизительно восемь-десять тысяч лет назад в результате первой социотехнологической революции - аграрной. Для этого типа социальной организации характерно то, что земля является основой экономики, политики, семейной организации, культуры, всей жизни общества. Промышленная, индустриальная революция, которая началась в XVII веке и продолжалась до начала XIX века, ознаменовала переход от аграрного к индустриальному типу общественного устройства. Крупное машинное производство в принципе определяет специфику всех общественных отношений в индустриальном обществе. Во второй половине XX века началась новая социотехнологическая революция – информационная, которая имеет в качестве своих основных компонентов компьютерную и телекоммуникационную революции. Компьютерная революция была связана с появлением и оформлением определенных социальных функций, для осуществления которых на некотором уровне общественного развития стала необходимой новая технология. Это функции управления и контроля над общественным производством и социально-значимой деятельностью, функции общения, памяти, совершенствования материального производства, познания. Компьютерной революции предшествовали и определенные технические предпосылки и научные знания, позволившие создать новую технику и технологию.
В ходе информационной революции появляется такой новый тип социальной организации, как информационное общество, которое является доминирующим типом общественного устройства в большинстве стран мира, что обуславливает актуальность темы данной работы.
Цель реферата – закрепить, углубить и расширить теоретические знания о философии информационного общества. Для этого необходимо решить следующие задачи: раскрыть сущность понятия «информационное общество», рассмотрев различные подходы к его определению, проанализировать исторические этапы развития и формирования информационного общества, изучить место человека в новом обществе и выявить проблемы нового общества.
Центральное место среди работ, посвященных развитию идей и концепций информационного общества, постиндустриальной цивилизации, занимают книги О.Тоффлера, Д.Белла, А. Турена, И.Массуды, Г. Кана. Обсуждению идей этих исследователей посвящены многие работы, среди которых своей критической направленностью выделяется книга известного философа Т.Роззака. Работы, развивающие или оспаривающие идеи информационного общества, постоянно публикуются в журнале "Информационное общество", издаваемом в Нью-Йорке. В среди русских философов идеи и концепции информационного общества нашли развитие в работах Э.Я. Баталова, Т.В.Андриановой, Р.Ф.Абдеева, В.З.Когана, А.Н.Кочергина, Г.Л.Смоляна, И.Б. Новика, А.И.Ракитова, А.Д.Урсула, А.В.Пурина, Н.Л.Поляковой, Б.А.Глинского, А.Ш.Абдуллаева и других.
1 Теоретические аспекты информационного общества
1.1 Сущность понятия «информационное общество»
В 50-70-е годы стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Проблема существования и бытия человека в полностью «технизированном» и «информатизированном» мире не могла не занимать философов, что вызвало к жизни концепцию «информационного общества», которая была провозглашена в 70-е годы на международной футурологической конференции в Киото (1970 г.) и на специальной международной конференции в Брюсселе (1972 г.). Данная концепции (Ж.Ж. Серван-Шрейер, Е. Масуда, Дж.Нэсбит, поздний О. Тоффлер, Ф. Махлуп, М. Порат) возродила веру в научно-технический прогресс, основанный на развитии информационных технологий.
Прежде чем, дать определение понятию «информационное общество», рассмотрим термин «информация» как предикатор «информационного общества». Термин «информация» принадлежит к исходным, неопределяемым понятиям науки, основанным на интуитивном представлении [23, с. 246]. Информацию рассматривают как существующей вне управления, так и неразрывно связанной с ним. Передача информации может быть связана с передачей сведений или передачей убеждений. Можно также готовить об информации в ее донаучном смысле (который до конца 40-х годов разделяли даже специалисты в области информации) и строго-научном смысле, который в свою очередь распадается на множество альтернативных истолкований (шеноновский подход, комбинаторный, топологический, алгоритмический подход Эшби и пр.). В донаучном смысле, воспринятом в публицистической литературе как подлинное, информацию понимали только "как передачу от одного человека к другому или группе людей" либо как "передачу условных знаков посредством специальных передающих и принимающих устройств" [11, с. 210]. В конечном счете информация интерпретируется при этом как некое кодированное сообщение, включенное в качестве файла в процессы передачи, преобразования хранения его.
Развернутую характеристику понятию информации дает Т. Стоуньер, демонстрируя принципиальное отличие последней от иных видов экономических и социальных ценностей. Тем самым он обосновывает идею об исключительности наступающей новой стадии и неизбежности кардинального перелома в истории с ее наступлением. “...инструменты и машины, будучи овеществленным трудом, суть в то же время овеществленная информация. Эта идея справедлива по отношению к капиталу, земле и любому другому фактору экономики, в котором овеществлен труд. Нет ни одного способа производительного приложения труда, который в то же самое время не был бы приложением информации. Более того, информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В силу высокого уровня развития технологии в постиндустриальной экономике перевод нересурсов в ресурсы стал основным принципом создания нового богатства. Важно понимать, что информация имеет некоторые специфические свойства. Информация - это ресурс, которым можно без сожаления делиться. Другая специфическая черта потребления информации заключается в том, что в отличие от потребления материалов или энергии, ведущего к увеличению энтропии во Вселенной, использование информации приводит к противоположному эффекту - оно увеличивает знания человека, повышает организованность в окружающей среде и уменьшает энтропию” [21].
Информация как понятие "ретроактивного представления" в философии признается фундаментальным понятием не только в естественных науках и технике, но и в гуманитарных и общественных науках; особенно существенно оно для понимания физических вычислений, коммуникации и человеческого познания. В западной философии было несколько поворотов, например, от бытия к познанию, инициированный Кан том, и к значению - в прошлом столетии; теперь, в самом начале нашего века, в этот ряд входит информация [13, с. 46].
Исследование Г. Кана о разграничении понятий “интеллекта” и “информации” является весьма важным для понимания сущности “информационного общества”, поскольку оно позволяет четко выявить различия между духовной (имеется в виду человеческий разум) и материальной (имеется в виду “информация”) сферами жизни нового общества и тем самым подчеркнуть, что информация сама по себе, не одухотворенная человеческой эмоциональностью не способна двигать вперед человеческую культуру, способствовать прогрессу духа. “Разница между понятиями «информация» и «интеллект» является искусственной, но достаточно важной. «Информация» стремится быть относительно формальной и легко доступной. «Интеллект» в данном случае употребляется больше в значении «военное мышление», чем «человеческое мышление»... Понятие «интеллект» является более широким и специфическим, менее официальным и формальным, чем то, что мы называем информацией. Понятие «интеллект» означает знание о событиях и людях, это знание может быть предположительным, интуитивным, личным и/или полученным наугад, неофициально или тайно. «Интеллектуальные» данные обычно не включаются в стандартные карточки, а информация включает в себя шаблонные данные, которые ожидаются от системы. Трудно сделать различие между интеллектом и информацией более четким, но когда в систему вводят «интеллект», то это происходит в меньшей степени благодаря механическому или электронному программированию, а в большей степени благодаря случайному (или запланированному) наличию нужных людей, на нужном месте, в нужный час” [10, с.195].
Произошедший в обществе "информационный взрыв" - "резкий количественный и качественный скачок в сфере информации и коммуникации, вызванный научно-техническим прогрессом" [23, с. 180] индуцирует "информационную революцию", в ходе которой осуществляется компьютеризация общества, превращение информации в решающий фактор его жизни, интеллектуализация всей человеческой деятельности, вытеснение труда физического умственным, производительного - непроизводительным, нарастает децентрализация производства, и происходит становление общества знания, изобилия и досуга. "Информационное общество" - это суммирующая реализация достижений и возможностей "информационной революции".
Ни один из философов, писавших об информационном обществе, не сомневался в радикальном обновлении всей жизни человечества в рамках этой новой формации, но большинство из них анализировали проблему односторонне, будь то с политической, экономической или социальной точки зрения. Так, по мнению А.Турена, наиболее важным моментом в формулировке понятия “информационного общества” является акцент на новые экономические отношения. А.Турен подчеркивает особую важность преобразований инвестиционной и управленческой политики в ходе телекоммуникационно-
С точки зрения экономики, можно выделить следующие основные черты информационного общества. Экономический рост приобретает информационную направленность, а информация (знание) функционирует как всеобщая универсальная производительная сила общества и его главный ресурс. Специфические машины этой цивилизации (компьютеры, нейрокомпьютеры) производят негэнтропию и снижают энтропию всего экономического среза общества. Образуется человеко-машинное сетевое общество. Происходит переплетение интеллектуального, промышленного и финансового капиталов с доминированием первого. Утверждается технократическая элита, определяющая экономическую стратегию. Финансово-денежное обращение выступает как средство передачи информации между элементами экономической системы. Происходит отход от чисто экономической мотивации человеческой деятельности и модернизация социосферы как целого, что, вероятно, придаст информационному обществу черты социологизированного способа производства. Во всех развитых странах происходит мезоструктуризация экономики от регионального до транснационального уровней. Этот процесс, диалектически связывающий интеграцию и общественное разделение труда, происходит на фоне и в тесном взаимодействии с интенсивной сетевой информатизацией. Благодаря все усиливающемуся информационному неравенству мир разделился на "присваивающие" цивилизации "золотого миллиарда" и цивилизации "вечно догоняющего" развития. Информационная составляющая (включая финансы) воспроизводственного процесса становится основой благосостояния ведущих стран [16, с. 43-44].
Существовало огромное количество разнообразных названий и определений. Практически все предложенные названия имели латинскую приставку “пост-”, т.е. “после-”, что говорит о возможном ожидании их авторами какого-то всемирного катаклизма, глобального переворота в технике и в сознании людей, после которого начнется новая эра, новая эпоха, возникнет новое общество. У. Дайзард перечисляет всевозможные названия, объединенные общей приставкой “пост”. “Стремление выразить сущность нового информационного века вылилось в целый калейдоскоп определений. Дж. Лихтхайм говорит о постбуржуазном обществе, Р. Дарендорф - посткапиталистическом, А. Этциони - постмодернистском, К. Боулдинг - постцивилизационном, Г. Кан - постэкономическом, С. Алстром - постпротестантском, Р. Сейденберг - постисторическом, Р. Барнет вносит в этот калейдоскоп прагматическую нотку, предлагая термин “постнефтяное общество”. [23, с. 247]. В приставке “пост-” сказывается некая ограниченность человеческого сознания, склонного отталкиваться от уже достигнутого, не обращая внимания на то, что для принципиально нового общества, строящегося на принципиально новых принципах, следует придумать совершенно новое название. Например, Ж. Фурастье применил термин «общество услуг», Бжезинский — «технотронное общество», Е. Масуда — «информационное общество», Дж. Нэсбит — «общество информатики и высокой технологии».
Термин «информационное общество» введен в начале 60-х годов XX века Ф. Махлупом и Т. Умесао [16, с. 43]. Философия информационного общества изложена О. Тоффлером, Д. Беллом и др.
Тоффлер в своей книге “Третья волна” хотя и ни разу не дал прямого определения понятию “информационного (или постиндустриального) общества”, но перечисляет элементы, которые являются радикально новыми для сегодняшней жизни и коренным образом изменят жизнь нынешнего или ближайшего поколения. “Многое в этой возникающей цивилизации противоречит традиционной индустриальной цивилизации. Это в одно и то же время и в высшей степени технически развитая, и антииндустриальная цивилизация. “Третья волна” несет с собой подлинно новый образ жизни, основанный на диверсифицированных, возобновляемых источниках энергии; на методах производства, которые делают устаревшими большинство фабричных сборочных линий; на какой-то новой (“ненуклеарной”) семье; на новом институте, который мог бы быть назван “электронным коттеджем”; на радикально преобразованных школах и корпорациях будущего. Формирующаяся цивилизация несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии, денежный средств и власти” [22, с. 85]. По мнению этого философа, “информационное общество” - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая “информацией”, обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества, ибо, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет и социо-культурную жизнь человека и его материальное бытие. В этом, и состоит принципиальная новизна грядущего общества.