Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 06:36, реферат
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
— сложившийся в глубокой древности слой мировой культуры. Возникнув в I тыс. до н.э., К.ф. стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и большинства стран Востока и Юго-Восточной Азии.
Кит. традиция выделяет шесть основных филос. школ в истории Китая: конфуцианство, натурфилософия (школа инь—ян), даосизм, моизм, школа имен (мин цзя) и легизм. Школы эти имели разные исторические судьбы и разное значение в истории К.ф.: одни из них — такие, как натурфилософия, моизм, школа имен и легизм, — просуществовали как самостоятельные школы сравнительно недолго (два—четыре столетия древнего периода истории Китая), другие — особенно конфуцианство и отчасти даосизм — продолжали функционировать как в древний, так и в средневековый период, причем конфуцианство, вобрав в себя существенные черты др. школ, стало доминирующим филос. направлением кит. духовной и политической культуры на протяжении двух последних тысячелетий.
В целом в классической
китайской философии
ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ. В
начальный период своего
Примерно синхронная (хотя,
по некоторым предположениям, и
более поздняя, вплоть до
Эти структурно аналогичные
шестеричные построения, исходящие
из идеи единства истины (дао)
и многообразия ее проявлений,
стали основой для первой
ной его сыном Сыма Цянем (2—1 вв. до н. э.) первой динас тийной истории “Ши цзи” (“Исторические записки”). В этом произведении перечислены и охарактеризованы: 1) “школа темного и светлого [мирообразующих начал]” (иньян цзя), в западной литературе называемая также “натурфилософской”; 2) “школа ученых” (жу цзя), т. е. конфуцианство; 3) “школа Мо[Ди]” (мо цм, моизм); 4) “школа имен” (мин цзя), в западной литературе называемая также “номиналистской” и “диалектико-софистической”; 5) “школа законов” (фа цзя), т. е. легизм и 6) “школа Пути и благодати” (дао дэ цзя), т. е. даосизм. Наивысшей оценки удостоена последняя школа, которая, подобно конфуцианству, в классификациях из “Сюньцзы” и “Чжуан-цзы”, представлена здесь синтезирующей главные достоинства всех остальных школ.
Данная схема получила
развитие в классификационно-
Конфуцианство создали выходцы из ведомства просвещения, “помогавшие правителям следовать силам инь ян и разъяснявшие, как осуществлять воспитуюшее влияние”, опираясь на “письменную культуру” (вэнь) канонических текстов “Лю и”, “Уцзин”, *Ши синь цзин” и ставя во главу угла гуманность (жэнь) и должную справедливость (и). Даосизм (дао цзя) создали выходцы из ведомства хронографии, которые “составляли летописи о пути (дао) успехов и поражений, существования и гибели, горя и счастья, древности и современности”, благодаря чему постигли “царское искусство” самосохранения посредством “чистоты и пустоты”, “униженности и ослабленности”. “Школу темного и светлого [мирообразующих начал]” создали выходцы из ведомства астрономии, следившие за небесными знамениями, солнцем, луной, звездами, космическими ориентирами и чередованием времен. Легизм создали выходцы из судебного ведомства, которые дополняли управление на основе “благопристойности” (ли) наградами и наказаниями, определенными законами (фа). “Школу имен” создали выходцы из ритуального ведомства, чья деятельность обусловливалась тем, что в древности в чинах и ритуалах номинальное и реальное не совпадало и возникала проблема их приведения во взаимное соответствие. Моизм создали выходцы из храмовых сторожей, проповедовавшие бережливость, “всеобъемлющую любовь” (цзянь ай), выдвижение “достойных” (сянь), почтение к “навям” (гуй), отрицание “предопределения” (мин) и “единообразие” (тун; см. Да тун). Дипломатическую “школу вертикальных и горизонтальных политических союзов]” создали выходцы из посольского ведомства, способные “вершить дела как должно и руководствоваться предписаниями, а не словопрениями”. Эклектико-энциклопедическую “свободную школу” создали выходцы из советников, сочетавшие идеи конфуцианства и моизма, “школы имен” и легизма во имя поддержания порядка в государстве. “Аграрную школу” создали выходцы из ведомства земледелия, ведавшие производством продовольствия и товаров, которые в “Хун фане” отнесены соответственно к первому и второму из восьми важнейших государственных дел (ба чжэн). “Школу малых изъяснений” создали выходцы из низкоразрядных чиновников, которые должны были собирать сведения о настроениях среди народа на основе “уличных пересудов и дорожных слухов”.
Оценив последнюю школу (носившую в большей степени фольклорный, нежели философский характер, и продуцировавшую “беллетристику” — сяо шо) как не заслуживающую внимания, авторы этой теории признали десять оставшихся школ “взаимно противоположными, но формирующими друг друга” (сян фань эр сян чэн), т. е. идущими к одной цели разными путями и опирающимися на общий идейный базис — “Шесть канонов” (“Лю цзин”, см. “Ши сань цзчн”). Из заключения следовало, что разнообразие философских школ представляет собой вынужденное следствие распада общей государственной системы, естественным образом устраняющееся при восстановлении таковой и возвращении философской мысли в объединяющее и стандартизирующее конфуцианское русло.
Несмотря на отказ
от рассмотрения “школы малых
изъяснений” в качестве
Созданная в период формирования централизованной империи Хань, чье наименование стало этнонимом самого китайского народа, называющего себя “ханьцами”, теория Лю Синя — Бань Гу в традиционной науке обрела статус классической. В дальнейшем в течение всей истории Китая продолжалась ее разработка, особенный вклад в которую внесли Чжан Сюэчэн (1738—1801)иЧжан Бинлинь (1896—1936).
В китайской философии
20 в. она была решительно
Хотя после создания
классификации Лю Синя—Бань Гу
возникали схемы с еще большим
количеством элементов, в
СТЕРЖНЕВАЯ РОЛЬ КОНФУЦИАНСТВА.
С возникновения до настоящего
времени история конфуцианства
в самом общем виде делится
на четыре периода; начало
Первый период: 6—3 вв. до н. э. Изначальное конфуцианство возникло в середине 1-го тысячелетия до н. э., когда Китай был раздираем бесконечными войнами, которые обособившиеся децентрализованные государства вели друг с другом и с нападавшими с разных сторон “варварами”. В духовном плане происходило разложение раннечжоуской религиозной идеологии, подрываемой реликтами дочжоуских (иньских) верований, неошаманистскими (протодаосскими) культами и инокультурными веяниями, доносимыми до Срединных государств их агрессивными соседями. Реакцией на этот духовный кризис стала канонизация Конфуцием идеологических устоев раннечжоуского прошлого, запечатленных прежде всего в тексте “Писаний” (“Шу”) и “Стихов” (“Ши”), а результатом — создание принципиально нового культурного образования — философии.
Второй период: 3 в. до н. э. — 10 в. н. э. Основным стимулом формирования т. н. ханьского конфуцианства стало стремление к восстановлению идейного главенства, утраченного в борьбе с новообразовавшимися философскими школами, прежде всего даосизмом и легизмом. Реакция была, как и раньше, ретроградной по форме и прогрессивной по существу. С помощью древних текстов, в первую очередь “Перемен” (“И”) и “Величественного образца” (“Хун фань”), конфуцианцы этого периода во главе сДун Чжуншу (2 в. до н. э.) существенно реформировали собственное учение, интегрировав в него проблематику своих теоретических конкурентов: методологическую и онтологическую — даосов и школы инь-ян, политико-правовую — моистов и легистов.
Третий период: 10—20 вв. Возникновение неоконфуцианства было вызвано очередным идейным кризисом, обусловленным противостоянием официализированного конфуцианства с новым конкурентом — буддизмом (см. Божо сюэ, Саньлунь школа, Вэйши школа, Хуаянь школа, Чань школа, Тяньтай школа, Цзинту школа), а также преобразовавшимся под его влиянием даосизмом. В свою очередь популярность этих учений, особенно в их религиозно-теоретических ипостасях, обусловливалась происходившими в стране социально-политическими катаклизмами. Ответом конфуцианцев на этот вызов стало опять выдвижение оригинальных идей со ссылками на основателей их учения, прежде всего Конфуция и Мэн-цзы.
Четвертый период — последний
и незавершенный, начавшийся в
20 в. Появившееся в это время
новое конфуцианство явилось
реакцией уже на общемировые
катастрофы и глобальные
Лит.: Петров А. А. Очерк философии Китая. М.—Л., 1940; Ян Юнго. История древнекитайской идеологии. М., 1957; Избр. произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840—1897). M.. 1960; /о Можо. Философы древнего Китая. М., 1961 ; Быков Ф. С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966; Древнекитайская философия, т. 1—2. М., 1972—73; Буров В. Г. Современная китайская философия. М-, 1980; КобзевА. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М-, 1983; Он же. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1993; История китайской философии. М., 1989; Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990; Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб., 1994; Китайская философия. Энциклопедический словарь. М-, 1994; Антология даосской философии. М., 1994; Торчите Е. А. Даосизм. СПб., 1998; Фэн Юлачь. Краткая история китайской философии. СПб., 1998; Рубин В. А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993; Чжунго чжэсюэ ши цзыляо сюаньцзи (Избр. материалы по истории китайской философии). Раздел нового времени, т. 1—2. Пекин, 1959; Чжунго чжэсюэ ши цзыляосюаньцзи (Избр. материалы по истории китайской философии). Раздел двух [эпох] Хань, т. 1—2. Пекин, I960; Чжунго чжэсюэ ши цзыляо сюаньцзи (Избр. материалы по истории китайской философии). Раздел [эпох] Сун, Юань, Мин, т. 1—2. Пекин, 1962; Чжунго чжэсюэ ши цзыляо сюаньцзи (Избр. материалы по истории китайской философии). Раздел эпохи Цин. Пекин, 1962; Чжан Дайнянь, Чжунго Чжэсюэ даган (Основоположения китайской философии). Пекин, 1982; Чжюсюэ да цыдянь. Чжунго чжэсюэ ши цюань (Большой философский словарь. Том по истории китайской философии). Шанхай. 1985; ГэнЖунцшнь. Чжунго чжэсюэ фаньчоуши (История категорий китайской философии). Харбин, 1987; Чжунго да байкэ-цюаньшу. Чжэсюэ (Большая китайская энциклопедия. Философия), т. 1—2. Пекин — Шанхай, 1987; Чжунго чжэсюэ ши цзыляо сюаньцзи (Избр. материалы по истории китайской философии). Раздел [эпох] Вэй, Цзинь,Суй,Тан,т. 1—3. Пекин, 1990; Weger L. Histoire des croyances religieuses et des opinions philosophiques en Chine, depuis l'origine jusqu'à nos jours. Hien-hien, 1922; Zenker E. V. Geschichte der chinesischen Philosophie, Bd. 1—2. Reischenberg, 1926—27; Hackmann H. Chinesische Philosophie. Münch., 1927; Forke A. Geschichte der neueren chinesischen Philosophie. Harnb., 1938; Creel H. G. Chinese Thought: From Confucius to Мао Tse-tung. Chi.. 1953; Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy, v. 1—2. Princeton, 1953; BriereO. Fifty Years of Chinese Philosophy. 1898—1950. L, 1956; Chou Hsiang-kuang. A History of Chinese Buddhism. Allahabad, 1956; ChangC. The Development of Neo-Confucian Thought, v. 1—2. N.Y, 1957-62; Chan Wing-tsit (transi.). A Source Book in Chinese Philosophy. Princeton, 1963 (reprint — t., 1969); Fung Yu-lan. The Spirit of Chinese Philosophy. Boston, 1967; Hall D. L., Aines R. T. Thinking through Confucius. N. Y, 19S7. ,, „ „ „