Китайская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 06:36, реферат

Описание работы

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
— сложившийся в глубокой древности слой мировой культуры. Возникнув в I тыс. до н.э., К.ф. стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и большинства стран Востока и Юго-Восточной Азии.
Кит. традиция выделяет шесть основных филос. школ в истории Китая: конфуцианство, натурфилософия (школа инь—ян), даосизм, моизм, школа имен (мин цзя) и легизм. Школы эти имели разные исторические судьбы и разное значение в истории К.ф.: одни из них — такие, как натурфилософия, моизм, школа имен и легизм, — просуществовали как самостоятельные школы сравнительно недолго (два—четыре столетия древнего периода истории Китая), другие — особенно конфуцианство и отчасти даосизм — продолжали функционировать как в древний, так и в средневековый период, причем конфуцианство, вобрав в себя существенные черты др. школ, стало доминирующим филос. направлением кит. духовной и политической культуры на протяжении двух последних тысячелетий.

Работа содержит 1 файл

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

Со времени Тайпинского восстания  кит. революционеры внесли серьезный  вклад в освободит. борьбу своего народа. Однако они не находили правильного пути к победе. Великая Октябрьская социалистич. революция, всколыхнувшая весь мир, заставила кит. революционеров пересмотреть свои позиции. "Орудийные залпы Октябрьской революции донесли до нас марксизм-ленинизм. Октябрьская революция помогла передовым людям всего мира, в том числе и Китая, пересмотреть свои проблемы, применяя пролетарское мировоззрение для определения судеб своих стран" (Мао Цзэ-дун, О новой демократии, М., 1960, с. 96). Под непосредств. влиянием Οкт. социалистич. революции началось в 1919 антиимпериалистич. и антифеод. "движение 4 мая", к-рое подорвало в самой основе традиц. идеологию китайского феодализма – конфуцианство. На историческую арену выступил рабочий класс. В этот период на кит. яз. впервые был переведен ряд работ Маркса, Энгельса и Ленина. Активизировалась деятельность передовых представителей кит. интеллигенции. В гуще рабочих масс (в Шанхае, Пекине, Ухани) возникли марксистские кружки, превратившиеся в центры пропаганды научного социализма. Осн. вопросами идеологич. борьбы стали вопросы борьбы с феодализмом и колониализмом, о движущих силах и перспективах развития совр. истории Китая, о путях нац.-освободит. борьбы кит. народа. Борьба вокруг этих вопросов по существу была борьбой за материалистич. или идеалистич. понимание истории совр. Китая. Соединение идей марксизма с революц. движением кит. рабочего класса привело к созданию на базе марксистских кружков Коммунистич. партии Китая (КПК, 1921), к-рая явилась организатором и руководителем победоносного движения кит. революции. Творчески применяя общие положения марксизма-ленинизма к конкретной практике кит. революции, КПК помогла пролетариату завоевать симпатии крестьянства и поднять роль пролетариата до гегемона революции, что предопределило превращение демократич. революции в социалистическую.

Распространение марксизма в Китае  происходило в ожесточенной борьбе с реакционной идеологией. Образовалось два лагеря на идеологическом фронте, выражающих две политические линии, к-рые существовали в то время в стране. В одном лагере находились марксисты и поддерживающие их прогрессивные мыслители, а в другом лагере – идеологи феодально-компрадорской реакции. Китайские марксисты широко развернули пропаганду марксистско-ленинских идей на страницах журналов "Синь циньнянь" ("Новая молодежь"), "Сяньдао" ("Путеводитель") и других, пытаясь применить эти идеи к анализу китайской действительности. Их идейные противники, опираясь на ведущих идеологов империалистической реакции (Бергсон, Дьюн и др.), с различных позиций атаковали марксизм-ленинизм в Китае.

Прагматист Ху Ши, выступая против марксизма, отрицал объективную  истину и возможность познания закономерностей  обществ. развития. Им была выдвинута  т.н. теория постепенной эволюции, исключающая любую форму революц. борьбы народа за свое нац. и социальное освобождение. Вслед за ним выступают неокантианцы (Чжан Дун-сунь, Лян Ци-чао и др.) с тезисом о том, что Китаю сначала нужно всестороннее развитие капитализма и лишь после этого можно говорить о социализме. Причем социальные преобразования они понимали в плане этич. совершенствования в духе кантовского учения о категорич. императиве. В 1923 между махистами (Дин Вэнь-цзян и др.) и бергсонианцами (Чжан Цзюнь-май и др.) развернулась дискуссия по вопросам науки и метафизики. В 1925 правый гоминьдановец Дай Цзи-тао выпустил книги "Национальная революция и гоминьдан" и "Философские основы сунъятсенизма", в к-рых он требовал изничтожения марксизма, пропагандировал реакц. идеи о пассивности нар. масс и решающей роли выдающихся личностей в истории. Попытка возрождения и модернизации буддизма содержится в соч. Тай Сюя (1889–1947) "Обозрение истории свободы". В 30–40-х гг. один из ведущих в то время философов Фын Ю-лань выступил со своей "системой нового неоконфуцианства", в к-рой развивал идею синтеза неоконфуцианского идеализма с прагматизмом и неореализмом. Синтезом традиц. идеологии кит. феодализма и реакц. бурж. философии Запада занимались и мн. др. идеологи феод.-компрадорской клики, в том числе Лян Шу-мин, к-рый еще в начале 20-х гг. написал книгу "Культура и философия Востока и Запада" ("Дун-си вэньхуа цзи ци чжэсюэ"). Идея синтеза реакционных идей Запада и Востока находит наиболее яркое выражение в "Философии жизни" ("Вэйшэн-лунь") Чэнь Ли-фу, где дается филос. обоснование диктатуры гоминьдановской реакции.

Разоблачая различного рода реакц. бурж. идеи и борясь против правого  и левого оппортунизма в своих  рядах, кит. коммунисты творчески применяли  и развивали марксизм-ленинизм, анализируя политич. обстановку и соотношение классовых сил в стране, определяя политич. линию партии в едином нац. фронте, разрабатывая стратегию и тактику революц. войны и идеологич. борьбы в Китае. Важный вклад в развитие филос. мысли марксизма представляют собой работы Мао Цзэ-дуна "Относительно практики" и "Относительно противоречия", сыгравшие большую роль в идейном воспитании кит. коммунистов. В первой работе рассматриваются вопросы о соотношении теории и практики, о роли практики в процессе познания. Во второй – закон борьбы противоположностей, вопросы о всеобщности и специфичности противоречия, о главном противоречии и о главной стороне противоречия, о месте антагонизма в ряду противоречий, о противоположности как источнике движения. Творч. применение и развитие КПК марксизма-ленинизма явилось одним из решающих условий, приведших к победе народной революции в 1949.

После образования Китайской Народной Республики (КНР) марксизм-ленинизм, в  т.ч. диалектич. и историч. материализм, стал руководящей теоретич. основой  в борьбе за социализм и получил широкое распространение в стране, став господств. мировоззрением, противостоящим всем унаследованным от прошлого враждебным взглядам. В духе марксистско-ленинской идеологии стала проводиться огромная воспитат. работа среди населения. Еще в первые годы после образования КНР широко развернулось движение за идеологич. перевоспитание интеллигенции. В 1954–55 проводились кампании по разоблачению реакц. взглядов Ху Фына, Ху Ши и Лян Шу-мина. В 1957 по всей стране происходила борьба против реакц. взглядов правобурж. элементов и их сторонников из числа ревизионистов. В борьбе против бурж. идеологии большую роль сыграла работа Мао Цзэ-дуна "К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа" (1957).

Народ Китая под руководством КПК быстро и успешно осуществил социалистич. преобразования в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Была достигнута победа на политич. и идеологич. фронтах; на смену старым производств. отношениям пришли новые. Победа, одержанная кит. народом в народно-демократич. революции, а затем и в социалистич. революции, означает победу идей марксизма-ленинизма над мелкобуржуазной и буржуазной идеологией.

В процессе идеологич. борьбы воспитываются  и растут филос. кадры нар. Китая. Создаются и расширяются филос. учреждения, объединяющим центром к-рых является Ин-т философии АН. Изучение и разработка проблем философии ведется также на кафедрах в Народном, Пекинском, Шаньдунском, Шанхайском, Уханьском, Гуанчжоуском и др. ун-тах. За годы нар. власти кит. философы-марксисты создали ряд трудов по вопросам диалектич. и историч. материализма, логике и критике совр. бурж. философии. К их числу относятся работы Ай Сы-ци "Философия масс" ("Дачжун чэкэсюэ", 1949), "Лекции об историческом материализме и истории развития общества" ("Лиши вэйулунь, тэхуй фачжань ши цзяньи", 1953), "Лекции по диалектическому материализму" (1957, рус. пер. 1959); Фын Дина "Простая истина" ("Пинфаньди чжэньли", 1955), "Коммунистическое мировоззрение" ("Гунчаньчжун жэньшэнгуань", 1956); Юй Гуан-юаня "Лекции по основам общественных наук" ("Шэхуй кэсюэ цзибэнь чжиши цзянцзо", 1953, совм. с Ху Шэн и Ван Хуй-дэ), "К вопросу о преобразовании природы" ("Таньжань чайцзао цзыжаньди вэньти", в журн. "Чжэсюэ яньцзю", 1958, No 4); Цзюнь Юэ-линя "Критика интуитивизма Лян Шу-мина" ("Пи-нань Лян Шу", в журн. "Чжэсюэ яньцзю", 1956, No 2); "Об единстве действительного и истинного мышления" (там же, 1959, No 3).

 

Большое внимание уделяется изучению истории философии. За последние  годы в Китае изданы такие труды, как пятитомная "История китайских идеологий" ("Чжунго сысян тунши", т. 1–5, 1957–60) Хоу Вай-лу и др.; "История древне-китайской идеологии" (рус. пер. 1957) Ян Юн-го и др. Теоретич. органом кит. филос. мысли является журн. "Чжэсюэ яньцзю". Статьи на филос. темы систематически печатаются также в журн. "Хун ци" и газ. "Жэньминь жибао" – органах ЦК КПК, в журн. "Синь цзяньшэ" и газете "Гуанмин жибао". Широко обсуждаются проблемы философии на дискуссиях: по проблемам истории кит. философии, по вопросам эстетики, логики, соотношения мышления и бытия и др. В нар. Китае переводятся и издаются важнейшие труды сов. философов, в т.ч. шеститомная "История философии", "Основы марксистской философии", монографии и учебные пособия по диалектич. и историч. материализму. Кит. ученые проводят большую работу по изданию классиков марксистской философии. За последние годы переизданы на китайском языке "Капитал" К. Маркса, "Анти-Дюринг" и "Диалектика природы" Ф. Энгельса, "Материализм и эмпириокритицизм" и "Философские тетради" В. И. Ленина. Завершено издание полного собр. соч. В. И. Ленина. Издается полное собр. соч. Маркса и Энгельса. Труды классиков марксизма-ленинизма служат могучим оружием в борьбе кит. народа за социализм. Успехи социализма в Китае – новое подтверждение истинности и всепобеждающей силы марксистско-ленинских идей.

Ян Хин-шун. Москва.

Хронологическая таблица

 

Издания: Геянь, то есть умные речи, пер. c кит. А. Л. [А. Леонтьев ], СПБ, 1779; Сы шу геы, т.е. четыре книги с толкованиями. Книга первая философа Кун Дзы, пер. с кит., СПБ, 1780; Джун-юн, т.е. закон непреложный, пер. с кит. А. Леонтьева, СПБ, [1784 ]; Хань Вэй цуншу (Собр. произведений эпохи Хань и Вэй), кн. 1–55, [б. м. ], 1791; Изречения Конфуция, учеников его других лиц, пер. с кит. П. С. Попова, СПБ, 1910; Китайский философ Мэн-цзы, пер. с кит. П. С. Попова, СПБ, 1904; Иванов Α., Материалы по китайской философии. Введение. Школа Фа. Хань Фэй-цзы, СПБ, 1912; Син ли цзин и (Полн. собр. произведений эпохи Сун), в собрании: Сы бу бэй яо, Шанхай, 1936; Чжуцзы цзичэн (Собр. произведений древних мыслителей), т. 1–8, Пекин, 1957.

Лит.: Скачков П. Е., Библиография Китая, М., 1960, с. 42–50; Опыт древней китайской  философии о их нравоучении и  правлении, СПБ, 1794; Ковалевский О., Буддийская космология, Каз , 1837; Зоммер Н., Об основаниях новой китайской философии, "Уч. зап. Казанского ун-та за 1851 г.", 1852, No 1, с. 109–67; Васильев В. П., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1, СПБ, 1857; его же, Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм, СПБ, 1873; Георгиевский С., Принципы жизни Китая, СПБ, 1888; Мифические воззрения и мифы китайцев, СПБ, 1892; Щербатской Ф. И., Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1–2, СПБ, 1903– 1909; Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам, ч. 2 – Проблемы буддийской философии, П., 1918; Петров Α. Α., Очерк философии Китая, в сб.: Китай, М.–Л., 1940; Китай, в кн.: БСЭ, 2 изд., т. 21, раздел Китайская философия; История философии, т. 1, М., 1957, гл. 1, § 3, гл. 3, § 1; там же, т. 2, М., 1957, гл. 10, § 2; там же, т. 4, М., 1959, гл. 7; Шуцкий Ю. К., Китайская классическая Книга перемен, М., 1960; Φын Ю-лань, Чжунго чжэсюэ ши (История китайской философии), т. 1–2, Шанхай, 1931–34; Xу Цяо-му, Тридцать лет Коммунистической партии Китая, пер. с кит., М., 1952; Мао Цзэ-дун, Избр. произв., т. 1–4, М., 1952–1953; Люй Чжэнь-юй, Чжунго чжэнчжи сысян ши (История политической мысли в Китае), Пекин, 1956, с. 602; Ян Xин-шун, Из истории борьбы за победу марксизма-ленинизма в Китае, М., 1957; Фэн Дин, Торжество великих идей Октября в Китае, "Вопр. философии", 1957, No 6; Хоу Вай-лу, Социальные утопии древнего и ср.-век. Китая, там же, 1959, No 9; Го Mо-жо, Философы древнего Китая, пер. с кит., М., 1961; Forke Α., The world-conception of the Chinese, L., 1925; его же, Geschichte der alten chinesischen Philosophie, Hamb., 1927; его же, Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934; его же, Geschichte der neueren chinesische Philosophie, Hamb., 1938; Krause E. E., Ju-Tao-Fo. Die religiösen und philosophischen Systeme Ostasiens, Münch., 1924; Wieger L., A history oi the religious beliefs and philosophical opinions in China, Hsien-hsien, 1927; Hackmann Η., Chinesische Philosophie, Münch., 1927; Zenker E. V., Geschichte der chinesischen Philosophie, Bd 1–2, Reichenberg, 1926–27; Wilhelm R., Chinesische Philosophie, Breslau, 1929: Hughes E. R., [ed. ], Chinese philosophy in classical times, L., 1942; Creel H. G., Chinese thought from Confucius to Mao Tse-tung, Chi., 1953.

Ф. Быков. Москва.

 

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под  редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

 

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.  Китайская философия возникла  примерно в то же время, что  и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине 1-го тысячелетия до н. э. Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом большую часть лексикона традиционной китайской философии, содержались уже в древнейших письменных памятниках китайской культуры — *Шу цзине” (“Каноне [документальных] писаний”), “Ши цзине” (“Каноне стихов”), “Чжоуи” (“Чжоуских переменах”), сложившихся в 1-й пол. 1-го тысячелетия до н. э., что иногда служит основанием для утверждений (особенно китайских ученых) о возникновении философии в Китае в начале 1-го тысячелетия до н. э. Данная точка зрения мотивируется также тем, что в состав указанных произведений входят отдельные самостоятельные тексты, имеющие развитое философское содержание, напр. “Хун фань” (“Величественный образец”) из “Шу цзина” или “Си цы чжуань” (“Комментарий привязанных слов”) из “Чжоу и”. Однако, как правило, создание или окончательное оформление подобных текстов датируется уже 2-й пол. 1-го тысячелетия до н. э.

    ГЕНЕТИЧЕСКИЕ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ. Первым исторически достоверным творцом философской теории в Китае был Конфуций (551—479 до н. э.), осознавший себя выразителем духовной традиции жу — ученых, образованных людей, интеллигентов, чье наименование стало затем терминологическим обозначением для конфуцианства.

    Согласно традиционной  датировке, старшим современником  Конфуция был Лао-Цзы, основоположник  даосизма — главного оппозиционного  конфуцианству идеологического  течения. Однако ныне установлено,  что первые собственно даосские произведения были написаны после конфуцианских, даже, по-видимому, явились реакцией на них. Лао-Цзы как историческое лицо скорее всего жил позже Конфуция. Видимо, неточно и традиционное представление о доциньском (до конца 3 в. до н. э.) периоде в истории китайской философии как эпохе равноправной полемики “ста школ”, поскольку все существовавшие в то время философские школы самоопределялись через свое отношение к конфуцианству

    Не случайно, что закончилась  эта эпоха “антифилософскими”  репрессиями императора Цинь Ши-хуана в 213—210 гг. до н. э., направленными именно против конфуцианцев. Термин “жу” с самого возникновения китайской философии обозначал не только и даже не столько одну из ее школ, сколько философию как единый идеологический комплекс, сочетавший в себе признаки философии, науки, искусства и религии. В разные эпохи баланс этих признаков был различным.

Информация о работе Китайская философия