Категория качества с точки зрения философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:20, реферат

Описание работы

Наступивший XXI век нередко называют веком качества. Качество жизни признано международным сообществом одним из главных показателей, характеризующих развитие стран и народов. Качество продукции и услуг стало признаком высокой эффективности труда, высокоразвитой экономики, источником национального богатства, условием достойной жизни. Складывается впечатление, что человечество стоит на пороге перехода к новой цивилизации – цивилизации качества.

Работа содержит 1 файл

реферат по философии.docx

— 799.29 Кб (Скачать)

Имеется взаимосвязь между  тем, как понимается качество, как  оно рассматривается, и тем, как  и какими методами решается вопрос об управлении им. Субстратному и предметному пониманию качества соответствует технологический уровень управления, воздействие на вещь (предмет) с целью придания ему соответствующих свойств; системному и функциональному - современные системы управления, построенные на принципах всеобщего управления качеством (TQM). В этой системе управления учитывается обусловленность качества не только экономическими и технологическими факторами, но и организационными, психологическими.

В этих системах подчёркивается, что только систематическая и  целенаправленная работа может принести успех. Над качеством нельзя работать эпизодически, на любом хозяйственном  объекте необходимо сформировать установку  на качество, на недопустимость дефектов в материалах, продукции, технологии, квалификации персонала. Иначе говоря, качество должно быть задано технологически, организационно, психологически, ибо  категория эта - и технологическая, и организационная, и психологическая, и нравственная.

 

 

Рисунок 5 - Интегральная модель управления качеством

 

Типичная ошибка - сужение проблемы качества до проблем технологии. Качество начинается с качества работника, его квалификации, его раскрепощённой. Э. Деминг в своей концепции качества обращает внимание и на такой психологический фактор, как страх. Поэтому предлагается изгонять страх, так как он разрушает качество человека, его достоинство, его гордость. Раскрепощение людей, создание условий для творческой работы, поддержка и стимулирование их инициативы создаёт ориентацию на качество.

Другая типичная ошибка - оценка результатов работы по количеству. Конечно, оценить количество проще: оно измеряемо и наглядно. Сложнее увидеть всю систему факторов, взаимоотношений, которые обеспечивают качество. Результаты труда каждого работника зависят не только от его личного умения и усердия, но и от организации процесса производства, состояния оборудования, качества взаимоотношений между людьми, качества комплектующих материалов и т.п.

Интегральное понимание  качества требует более широкого - философского подхода к проблемам рассмотрения феномена управления качеством.

Управление представляет собой, с одной стороны, целенаправленное воздействие на объект с целью придания ему новой качественной определённости, с другой, - само управление есть функция качества.

Управление - это не только качественный вид деятельности, на что обычно больше обращают внимание, но прежде всего - системная деятельность. Субъект, объект, цели, средства и методы управления взаимообусловливаются и находятся в системной взаимосвязи. В этой системности полнее выявляют свои возможности все «слагаемые» процесса управления.

Субъект управления:

    • участники процесса управления;
    • специфические органы управления.

Качество субъекта управления во многом определяется тем, насколько и как вовлечены в процесс управления все его участники.

Средства и  методы управления:

    • человеческие качества;
    • властные отношения;
    • информационные ресурсы.

Качество средств и  методов управления определяется прежде всего тем, насколько и как мотивируются человеческие качества. Человеческие качества - ведущий фактор процесса управления, властные же отношения имеют абсолютное значение лишь в критических и чрезвычайных ситуациях.

Объект управления:

    • отношения между людьми;
    • технологические процессы.

Качество объекта управления определяется отношениями между людьми. Черед формирование этих отношений объекту управления придаётся новое качество. Важное значение имеет и проблемы управления технологическими процессами.

Цели управления:

1) достижение нового качества организованности, нового порядка;

2) достижение более высоких  качественных и количественных показателей в работе.

Качество целей управления зависит от того, что является приоритетным в работе фирмы, коллектива. Добиваясь сиюминутных успехов, можно упустить из виду главное - слаженность в работе персонала, качество взаимоотношений между членами одного коллектива.

Таким образом, субъект управления, средства и методы управления, объект управления и цели управления должны быть поставлены в системную взаимосвязь, что и обусловливает качество управления.

Рассматривая проблемы качества управления, следует обратить внимание на управляемость, представляющую собой интегральный показатель организованности системы. По мнению исследователей, управление есть соотношение между степенью контроля управляющей системы и степенью автономии управляемой системы.

Управление, построенное  на использовании властного механизма, культивирует:

  • качество исполнительности, точного и своевременного исполнения властных решений;
  • пассивность исполнителей, так как поток властных решений направлен только в одну сторону.

Сам процесс управления во многом односторонен и механистичен. Обратная связь между субъектом  и объектом управления выстраивается в виде цепочки информации об исполнении властных решений.

Управление, построенное  на основе организованности, задействует:

  • человеческие качества;
  • инициативу и творческую энергию работников;
  • неформальные отношения между работниками;
  • открытость информации.

Здесь преобладает внутренняя мотивация деятельности. Таким мотивом выступает само качество, понимаемое в широком смысле: качество работника, коллектива, взаимоотношений, рабочей среды, технологий, выпускаемых изделий [5].

Рассматривая проблемы внутренней мотивации нельзя оставить без внимания закон, сформулированный Лоуренсом Дж. Питером. "В служебной иерархии каждый сотрудник имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности".

Питер сделал следующее наблюдение: в любой организации, если кто-то хорошо выполняет свою работу, ему поручают более сложную задачу. Если он и с ней хорошо справляется, то получает повышение по службе. И так далее, пока не получит место, превосходящее его возможности. Там он будет оставаться бесконечно. У "принципа Питера" есть два следствия [20].

Во-первых, в организации  работа выполняется теми, кто еще не достиг своего уровня некомпетентности.

Во-вторых, квалифицированный  и эффективный сотрудник редко  соглашается оставаться на своём  уровне компетентности. Он постарается  сделать все для того, чтобы  достичь уровня, на котором будет  совершенно неэффективен.

Похожую идею выдвигает доктор Оксфордского университета Адриан Фернхем: «По моим наблюдениям, 50% сошедших с рельсов менеджеров были вполне успешными техническими работниками: счастливыми, довольными своей деятельностью, обладающими всеми необходимыми компетентностями. После повышения они начали выполнять работу, которая им не нравится и не подходит, и, как следствие, они потерпели неудачу: стали несчастными и неуспешными. Если вы прошли этот барьер, то вас повышают до топ-менеджера – стратегической должности. И здесь мы сталкиваемся с тем же эффектом – не все успешные руководители обладают требуемыми для топ-менеджера компетенциями, и, как следствие, часть из них терпит неудачу. И неудача топ-менеджеров, сошедших с рельсов, оказывается очень тяжёлой».

Питательной основой процесса управления качеством являются духовная, социальная и природная среды. Ключевая роль во взаимосвязи факторов качества принадлежит духовности. Духовное творчество коллектива - питательная почва, на основе которой могут быть решены и все другие проблемы, связанные с качеством.

В современной науке управления качеством главное внимание обращается на следующее:

  • управление представляет собой целенаправленное воздействие на объект с целью придания ему новой качественной определённости;
  • самоуправление есть функция качества, обеспечивающая системность, организованность и целостность объекта управления.

На конкурентоспособность  товаров и услуг влияют многие факторы: цена, условия платежа, срок поставки, организация и расходы на рекламу, размер налогов и таможенного обложения, насыщенность рынка аналогичными товарами. Но основные показатели конкурентоспособности - качество товара или услуги.

Хозяйство как целостный  организм может развиваться лишь на основе ориентированности на качество, что и определяет необходимость  решения проблем управления качеством.

2.2 Современные инструменты и методы менеджмента качества

 

Существует множество  методов улучшения качества. Эти  методы предполагают совершенствование  продукта, совершенствование процесса, а также совершенствование персонала.

Инструменты менеджмента качества помогают предприятиям успешно развиваться и выживать в рыночных условиях. Они вживляются и внедряются в предприятие, изменяют его, настраивая на оптимальный и эффективный путь развития.

Ниже приведён перечень одних из самых распространённых инструментов управления качеством и методов, запускающих процесс улучшения качества.

Эффективному существованию  предприятия на рынке помогают такие  инструменты менеджмента, как реорганизация, реструктуризация, реинжиниринг, самооценка, система менеджмента качества (СМК), бенчмаркинг, стратегическое планирование и пр. [14].

Таким образом, формирование эффективного механизма управления для конкретного предприятия невозможно осуществлять без помощи современных инструментов менеджмента.

Современные инструменты менеджмента - это определённые методы, средства и приёмы, которые применяются при выработке управляющих решений, при сборе информации, её анализе и обработке.

Таких инструментов разработано  достаточно много, и их можно назвать «ключами» к конкретным ситуациям, помогающими найти целесообразный путь решения конкретной проблемы и оптимальные пути развития организации.

Наиболее часто встречающийся  и применяемый на предприятиях инструмент менеджмента - это реорганизация. Под реорганизацией понимается преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия. Реорганизация может проявляться в различных формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование [13].

Успешность применения реструктуризации зависит не только от правильности выбора её формы, но и от быстроты принятия и реализации решения, так как это процесс, связанный с изменением стратегических концепций и принципиально важных стратегических факторов деятельности предприятия, способствующих улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства.

Стремление к существенному улучшению показателей эффективности деятельности организации является главной целью ещё одного рассматриваемого инструмента менеджмента - реинжиниринга. Реинжиниринг бизнес-процессов в течение последних нескольких лет усиленно навязывался и рекламировался как оптимально реализующий стратегию предприятий организационный подход к перепроектированию проблемных бизнес-процессов [10].

Основоположники реинжиниринга  М. Хаммер и Дж. Чампи выразили сущность реинжиниринга следующими словами: «это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компании для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности - стоимость, услуги, качество, темпы». И с этим невозможно не согласится, так как одно из ключевых понятий реинжиниринга - бизнес-процессы. Именно их совершенствование является основной целью при повышении эффективности деятельности предприятия.

Встречается мнение, что  идея реинжиниринга бизнес-процессов  является скорее броским маркетинговым лозунгом, чем методологически поддержанным направлением консалтинговой и управленческой деятельности. Действительно, в относительно недавнем прошлом само внимание к бизнес-процессам и их совершенствованию требовало от менеджеров изменения многих существующих подходов к управлению, что было довольно трудно, в связи с крайне низким уровнем профессиональной подготовки персонала в этой области менеджмента. Постепенно реинжиниринг стал превращаться в систему управления, «обрастать» технологией, становиться на почву научного обоснования. На сегодняшний день новые попытки предприятий в этом направлении приводят к все более положительным результатам, и рассмотрение реинжиниринга как отдельного современного инструмента менеджмента является актуальным.

Говоря об инструментах менеджмента  нельзя не сказать о таком относительно новом изобретении инструменте западной экономики, как бенчмаркинг. Бенчмаркинг - это исследование деятельности организации, систематическое сопоставление различных элементов собственной деятельности с аналогами на лучших предприятиях с целью совершенствования собственных результатов деятельности. Он представляет собой эффективный взаимный обмен информацией между конкурентами, направленный на одновременное общее укрепление конкурентных позиций. Всестороннее сравнение экономической эффективности компаний называется эталонным тестированием (бенчмаркинг) или сравнительным  анализом бизнес-процессов.

Информация о работе Категория качества с точки зрения философии