Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:20, реферат
Наступивший XXI век нередко называют веком качества. Качество жизни признано международным сообществом одним из главных показателей, характеризующих развитие стран и народов. Качество продукции и услуг стало признаком высокой эффективности труда, высокоразвитой экономики, источником национального богатства, условием достойной жизни. Складывается впечатление, что человечество стоит на пороге перехода к новой цивилизации – цивилизации качества.
Уже в глубокой древности отдавали себе отчёт в ключевом значении нравственного воспитания человека. Мудрецы древности в этом воспитании видели выполнение воли неба, т.е. следовании космическим законам. Нравственный человек, по их мнению, не должен приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам жизни, а должен следовать высшим Законам Бытия.
Накопленный духовно-нравственный опыт человечества актуален в современных условиях, когда качество становится осознанным ориентиром для бытия и деятельности человека. При этом следует помнить о том, что не только законы современного (цивилизованного) рынка и предпринимательской деятельности утверждают приоритетное значение качества, но в большей степени на это ориентируют законы бытия человека в мире [8].
Моральные качества, т.е. моральные нормы и предписания (рисунок 2):
КАЧЕСТВА МОРАЛЬНЫЕ
Нравственные нормы
и законы
Моральные требования
и предписания
Оценки качества
и поступков
Критерии поступков
Пороки
(отрицат. качества)
Добродетели
(положит. качества)
Рисунок 2 – Моральные нормы и предписания
Моральные нормы и требования, отличные по своему происхождению и статусу от других социальных и правовых норм, носят конструктивно-нормативный характер, т.е. указывают на то, каким должен быть человек. Они имеют общий характер для всех людей, но могут конкретизироваться по отношению к определённым сферам человеческой деятельности. В современных условиях все более значимым становится вопрос о профессиональной этике - кодексах профессионального поведения. Принято говорить об этике деловых отношений, этике предпринимательской деятельности. Все это свидетельствует лишь о том, что для всех сфер человеческой деятельности приоритетное значение имеют моральные нормы и предписания, а для каждого человека - быть нравственно воспитанным.
С моральными нормами органично связаны эстетические качества. Их диалектическая взаимосвязь выражает важнейший принцип гуманистического качества: прекрасным (эстетическим) является то, что возвышает и облагораживает человека, т.е. является нравственным, нравственное же не может быть моральным, если внутренне (качественно) не связано с прекрасным.
Глубокий смысл заложен в лаконичных утверждениях: «Красота спасёт мир» (Ф.М.Достоевский), «Осознание красоты спасёт мир» (Н.к Рерих). Человек всегда был устремлён к красоте. «Красота, отмечал В.А. Сухомлинский, известный педагог, - воспитывает нравственную чистоту, человечность лишь тогда, когда труд, создающий красоту, очеловечен высокими нравственными побуждениями, прежде всего, проникнут уважением к человеку. Чем глубже эта человечность труда, создающего красоту для людей, тем больше уважает человек сам себя, тем более нетерпимым становится для него отступление от норм нравственности.
Эстетические качества имеют многогранное значение (рисунок 3):
Этические и эстетические качества проявляются и закрепляются в стиле поведения человека, этикете, моде.
Стиль поведения характеризует наиболее типичное в коммуникативно-поведенческой сфере:
Правила этикета являются составной частью культуры общества и человека. Они регулируют проявления человеческих взаимоотношений. К ним относятся:
ЭСТЕТИЧЕСТКОЕ КАЧЕСТВО
Принципы
Целостность
Гармония
Целесообразность
Симметрия
Пропорция
Сферы
Коммуникативно-
поведенческая
Среды жизни:
природная,
производственная,
жилая
Деятельность:
Человек устремлен творить по законам
красоты
Рисунок 3 – Значения эстетического качества
Понять и дать оценку психического мира человека, на основе которого осуществляется его отношение с миром и общение с другими людьми, возможно только с точки зрения качества.
Психический мир человека представляет собой сложную функционально-целостную систему, включающую память, мышление, волю, способности и ряд других составляющих её элементов (рисунок 4).
Психический мир тем самым представляет собой качественную определённость, целостность. В связи с тем, что человек проявляет себя в профессиональной сфере, большое внимание обращается на профессионально важные качества. Под профессионально важными качествами понимаются индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность её освоения. Приступая к освоению деятельности, субъект уже обладает определёнными психическими свойствами, ряд из которых является профессионально важным. В процессе становления психологической системы деятельности происходит перестройка операционных механизмов психических свойств в соответствии с требованиями деятельности. При этом, как показывают экспериментальные данные, наиболее эффективный способ развития профессионально важных качеств заключается в организации процесса обучения, в выполнении специальных упражнений до начала деятельности.
Психический мир человека
Способности:
общие и
специальные,
нормативные,
способности творческие и духовные
Мышление, память, сознание, мотивация, принятие решения
Эмоционально-волевая сфера: установки, эмоции, воля
Деятельность: программа деятельности, результат деятельности
Рисунок 4 – Функционально-целостная система психического мира человека
Любая деятельность характеризуется совокупностью основных параметров: производительностью, качеством и надёжностью. И каждый из этих параметров обеспечивается своей подсистемой индивидуальных психологических качеств. При этом одни и те же психологические свойства могут входить в разные подсистемы. В целом деятельность можно представить как постоянную смену психологических подсистем действий, в каждой из которых психологические качества имеют своё функционально-оперативное проявление.
Психологические качества образуют систему, в которой доминирующее значение имеют духовные качества. Средневековый мыслитель Ибн Сина (Авиценна) отмечал: десять признаков есть у души человеческой - шесть её унижают, и четыре её возвышают. Унижают: подлость, ложь, зависть, небрежность к близким, к несчастью и боли народной. Возвышают: мудрость, опора, сила и гордость.
Существенным моментом является и то, что психологические качества человека развиваются. Человек находится в процессе своего становления. Познавая свой психический мир, совершенствуя его, формируя его новую качественную определённость, человек тем самым выполняет своё предназначение.
Выводы по разделу
В данной главе рассматривается система определений философского содержания категории качества, отражающая единство системно-структурных и ценностно – прагматических аспектов.
Современная философия даёт несколько трактований качества, от простейшего: «Качество - постоянная совокупность свойств предмета», к более исчерпывающим: «Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, который владеет совокупностью присущих ему свойств и принадлежит к классу однотипных с ним предметов».
Приведённые дефиниции определяют качество через совокупность свойств и характеристик предмета, который подтверждается очередным определением: «Качество – целостная интегральная характеристика предмета (единство его свойств) в системе его связей и отношений с другими предметами».
Если в философском понимании качество - постоянная совокупность свойств предмета, а в мирском понимании, это способность удовлетворить относительные требования, которые зависят от точки зрения человека, то можно сделать вывод, что качество никогда не может быть абсолютным - качество всегда относительная категория.
Качество — это часть исторического процесса и как таковая изучается серьёзной философской мыслью. Поэтому для уяснения сути, логического содержания категории качества, был рассмотрен её генезис, то есть, подробное описание основных этапов развития данной категории.
Далее было объяснено целевое назначение качества, которое определяется множеством факторов и условий.
Таким образом, с философской
точки зрения любой объект обладает
качеством в силу сущностной определённости,
в то время как социально-
Значительный разброс в трактовках данной категории, по мнению А.В. Гличева, объясняется: чрезвычайной сложностью самой категории, бесконечным разнообразием объектов, обладающих качеством, различиями восприятия свойств объекта отдельным человеком, особенностями языка (слово "качество" употребляется во многих значениях).
2 Философия управления качеством
Исключительно важное значение в современных условиях имеет процесс управления, посредством которого возможно достижение тех или иных целей, придание системности проводимым изменениям. При этом существенно то, что цели, средства и методы управления сориентированы на качество, т.е. речь идёт об управлении качеством. И этот фактор становится ведущим для характеристики развитости современных стран и государств. Те страны и государства, которые осознали значимость фактора качества в своём развитии, разрабатывают и применяют соответствующие системы управления качеством [16].
Под философией управления понимают самые общие принципы, на основе которых строится структура управления организацией и выполняются процессы управления. Конечно, философия качества и философия управления взаимосвязаны: первая задаёт цель и направление деятельности организации, вторая определяет организационные средства для достижения цели [18].
2.1 Интегральная модель управления качеством
В современных условиях, необходимо философское осмысление существа проблем управления качеством, что позволит, с учётом мирового опыта, подойти к формированию интегральной системы управления качеством, которую можно представить в виде эллипсоида (рис. 5) [16].
Устремлённость к качеству есть всеобщая составляющая всего мироздания. Мир, Вселенная, Космос как порядок, организованность есть качественная определённость, находящаяся в постоянном движении. И эту устремлённость к качеству человек может выразить своим творчеством, своей культурой, а также и хозяйственной деятельностью.
Информация о работе Категория качества с точки зрения философии