Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:20, реферат
Наступивший XXI век нередко называют веком качества. Качество жизни признано международным сообществом одним из главных показателей, характеризующих развитие стран и народов. Качество продукции и услуг стало признаком высокой эффективности труда, высокоразвитой экономики, источником национального богатства, условием достойной жизни. Складывается впечатление, что человечество стоит на пороге перехода к новой цивилизации – цивилизации качества.
B.C. Соловьев широко использует понятие качественной определённости при анализе нравственно-философских проблем. Наличие качества приобретают добродетели, проявляющие свои свойства через должные (нравственные) отношения.
Добродетель, как качество, есть должное отношение человека ко всему многообразию. При этом это отношение качественно; оно имеет свои качественные различия. Так, индивид, отличая свою качественную определённость по отношению к другому, вступает в следующие типы отношений: отношение к низшему, отношение к себе подобному, отношение к высшему. Не будет должным отношение, если мы, например, к подобному себе будем относиться как к низшему или как к высшему.
Русский философ Л.П. Карсавин связывал наличие субъекта, его сознания и самосознания с обязательностью его качества. «Бескачественный субъект, бескачественное «я» просто не существует и как такового себя никогда не сознает. Самосознание бескачественности — чистейшая фикция: вне конкретных качествований самосознания нет, хотя наличествует оно и с разной степенью интенсивности или осознанности...» [12]. В то же время Л.П. Карсавин часто использует термин «качествование», как выражение деятельной стороны качества, поскольку оно присуще активно действующему и познающему субъекту в ситуациях качествования. Под этими ситуациями понимается процесс активного проявления качества, реализация возможностей (потенции) одного из качеств (условием этого является многообразие качеств) при направленности его на другое, «иное». «Качествование, - отмечает философ, - есть момент личности и сама личность, но в связи с иным. И понятно, что какой бы из моментов - личностей - всеединства мы не взяли, во всяком могут индивидуали-зироваться все эти качествования» [12]. Карсавин тем самым подчёркивает многогранность качества. И полноценным субъектом может быть только тогда, когда он познает и действует через множество и единство.
В то же время П.Б. Струве отмечал важную роль духовных, психологических факторов в экономическом поведении, в обеспечении хозяйственного подъёма. В статье «Интеллигенция и народное хозяйство» он писал: «Более производительная система не есть нечто мёртвое, лишённое духовности. Большая производительность всегда опирается на более высокую личную годность. А личная годность есть совокупность определённых духовных свойств: выдержки, самообладания, добросовестности, расчётливости. Прогрессирующее общество может быть построено только на идее личной годности как основе и мериле всех общественных отношений» [22]. Качество нового - «экономического» - человека Струве обозначает термином «годность», что, по его мнению, соответствует таким значениям, как «направленность», «действенность», «эффективность», «продуктивность». Индивидуализированная годность — это главная конструирующая экономического развития, ключевая характеристика работника.
Функциональное понимание качества, закономерность выражать качественные характеристики через количественные показатели было тесно связано с экономическими процессами, практикой хозяйствования.
В этой связи поучителен мировой опыт, опыт ряда стран, вставших уже в первые десятилетия XX в. на путь интенсивного экономического развития. 20-е годы ознаменовались изменением отношения к проблеме качества продукции. Начинает развиваться инженерная наука управления качеством в процессе производства, начинают применяться статистические методы управления на основе контрольных карт, предложенных У. Шухартом, специалистом американской компании [16].
В 30-х годах в мировой практике промышленного производства выдвигается идея совместной деятельности рабочего, контролёра и менеджера в решении проблемы качества изделий. Одним из важнейших условий повышения качества продукции выдвигается качество «рабочей жизни», то есть условий, в которых работает производственный персонал.
В конце 50-х годов, когда в ряде развитых стран были удовлетворены первые жизненные потребности населения, важнейшим условием выживания фирм стало качество изделий. В это время Д.Джураном, американским специалистом в области управления качеством, выдвигается идея бездефектности как основного показателя качества продукции [3]. В 1976 году известный японский специалист К. Исикава публикует свои работы, где описываются методы построения причинно-следственных диаграмм для решения проблемы качества. В это же время другой не менее известный японский учёный Г. Тагути публикует работы, в которых выдвигаются идея и методы обеспечения высшего уровня качества за счёт принятия оптимальных решений на этапе проектирования изделий.
Аналогичные процессы в это время шли и в бывшем СССР, где на государственном уровне ставилась задача повышения качества производственных изделий, в первую очередь, применительно к оборонной технике. Велась разработка систем и методов управления качеством на производстве.
Мир 70-х и 80-х годов прошедшего столетия тем самым все больше и больше завоёвывает идея приоритета качества.
Итогом этих процессов стало утверждение в мировом производстве идеи приоритета качества. Обострение внимания к качеству продукции вызывалось не только конкуренцией товаров, но и рядом других факторов: эргономических, экологических, технологических. Конец 80-х годов отмечен формированием идеи всеобщего управления качеством (Total Quality Menagement - TQM) [9], главным содержанием которой является ответственность за качество всех работников предприятия, на всех стадиях создания изделий. В практику внедряется система ИСО-9000, в соответствии с которой качество определяется как «совокупность свойств и характеристик изделий или услуги, обеспечивающей удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей» [21].
На рубеже второго и третьего тысячелетий вполне закономерно встал вопрос об интегральном понимании качества. Сама логика бытия и жизнедеятельности человечества выводит на необходимость качественного синтеза всех факторов: природных и социальных, бытийных и деятельностных, материальных и духовных, хозяйственно-экономических и духовно-нравственных и т.п.
1.3. Целевое назначение качества
Закономерно возникает вопрос: в чем заключается цель качества, какими условиями и факторами она определяется?
Стремление к качеству вносит осмысленность в жизнь человека, делает её более творческой и радостной. Человек не только участвует в действии природных сил, творя вторую природу на земле, он должен знать цель планетарно-космического процесса, что придаёт осмысленность и свободу его действиям.
Цель качества определяется:
мировоззренческими ориентирами: человек живёт и действует в качественно многообразном мире. Системы мироздания, начиная с микроявлений и кончая галактическими образованиями, представляют собой качественные явления, имеющие специфические пространственно-временные характеристики;
логико-гносеологическими и методологическими условиями: познавая те или иные процессы, которые становятся объектом для научного исследования, мы прежде всего стремимся выявить их качественную определённость, раскрыть их свойства, связи и отношения. Применяемые при этом методы и средства в той или иной степени учитывают качественные особенности исследуемого объекта;
психологическими факторами: качественная, хорошо организованная деятельность, а также и качество производственной среды вызывают положительные эмоции и чувства, приносят удовлетворение. Качество тем самым положительно «заряжает» человека;
этическими и эстетическими нормами и принципами: нравственно развитый человек творит, организует свою деятельность, ориентируясь на принцип качества, и направляет максимум усилий своей душевной энергии на его достижение. Эстетика качества, красота воспитывают нравственную чистоту, человеческие качества;
социальной основой: человек стремится жить в качественном социуме, в котором созданы условия для его жизни и творчества. Социум должен иметь такие качественные характеристики, как целостность, духовность, демократичность, гуманистичность и т.п.;
технологическими условиями: они определяют значимость качества материалов, проектирования, технологий, работающего персонала и т.д. Итогом этих условий и является качество продукции, процессов, услуг [16].
Целевое назначение качества, таким образом, определяется множеством факторов и условий.
Для человеческого бытия качество начинается с процесса мышления. По мнению Н.К. и Е.И. Рерихов, «Каждое мгновение человек или творит, или разрушает. Мир наполнен мыслями противоречивыми, множество болезней заложено мыслями разрушения, множество убийств происходит на дальних расстояниях от мыслей. Но почти невозможно внушить человеку, что его преимущество есть в постоянном мышлении. Невозможно передать, насколько ответственен человек за качество мышления».
Трагические события последнего времени ещё раз убеждают нас в том, насколько значимо качественное содержание процесса мышления, его направленность на созидательность.
Процесс мышления имеет свои качественные характеристики, подчиняется определённым законам, изучаемым формальной и диалектической логикой.
Формальная логика, основателем которой по праву считается Аристотель - изучает мышление и его законы с точки зрения качественной его определённости, представленной посредством логической формы и основных форм мышления: понятия, суждения, умозаключения [11].
Качественные характеристики мышления, прежде всего, выражены в основных законах мышления: законе тождества, законе логического непротиворечия, законе исключённого третьего и законе достаточного основания. Данные законы характеризуют определённость, непротиворечивость, последовательность и доказательность мышления. Соблюдение этих законов есть необходимое условие процесса мышления.
Совершая переход от стихии мифологического мироощущения к формам логического мышления, человечество тем самым поставило своей целью формирование качества мышления. А история учит - одним из поучительных примеров - деятельность софистов - тому, что только на основе качественного мышлении возможно функционирование общества и осуществление человеком своей деятельности. Современная история бытия человечества актуализирует эту древнюю истину. Она значима и для хозяйственно-экономической, предпринимательской деятельности, для решения проблем стандартизации и сертификации, управления качеством. Как заметил американский специалист по качеству А. Фейгенбаум, качество мышления в современных условиях становится ведущим фактором конкурентоспособности стран.
Качество мышления выражено на уровне его основных форм: понятий, суждений, умозаключений. Каждая из этих форм имеет свою логическую определённость. Понятие, как исходная форма мышления, позволяет выразить существенные и отличительные признаки предметов. А сами понятия качественно различны по характеру выражения признаков: различаем положительные и отрицательные, относительные и безотносительные понятия; по характеру обобщения: если обобщаем сам предмет, то понятие будет конкретным, если обобщаем свойство, оно становится абстрактным, если обобщаем не отдельные предметы, а совокупности, то в этом случае речь идёт о собирательных понятиях; по количественной характеристике: пустые, единичные, общие, универсальные, регистрируемые, нерегистрируемые понятия. Мир логических отношений между понятиями и логических операций с ними качественно выражен отношениями сравнимости и несравнимости, совместимости и несовместимости; логическими операциями обобщения и ограничения, умножения и деления, определения и классификации, и рядом других. Прежде всего, качественные характеристики нужны для понимания этого мира логических отношений.
Суждение, как логическая форма мышления, вносит в процесс мышления характеристики истинности и ложности. По качеству различают суждения, утвердительные и отрицательные, а по количеству — единичные, частные и общие. Логическая форма «S есть Р» выражает качество утверждения, a «S не есть Р» подчёркивает наличие отрицания.
Отношения между сложными суждениями в формальной логике выражены на основе таблицы истинности, позволяющей на уровне логической формы (способа связи элементов мысли) дать чёткий алгоритм условий истинности или ложности.
Умозаключение опосредствует процесс мышления, вносит в него более сложные конструкции. Оно процесс рассуждения раскрывает как качественную последовательность перехода от исходных посылок к заключениям (выводам). Умозаключение включает и условия качественной определённости выводов: дедуктивного, индуктивного, традуктивного. Однако, несмотря па всю сложность формально-логических построений и их обязательности для процесса мышления, все это раскрывает лишь исходные его условия. Они являются качественной логической конструкцией, которой не исчерпывается все содержание процесса мышления.
Содержательные моменты процесса мышления изучаются диалектической логикой, являющейся философией мышления. Если формальная (а в современных условиях и символическая) логика является общенаучной дисциплиной, то диалектическая логика - философское учение о мышлении. Оно существенно расширяет понимание мышления, обращая внимание не только на его строение и формально-логическую определённость, а на его мировоззренческие основания и принципы. В аспекте этого подхода выявляется бытийность мышления и его деятельностная роль.
«Вначале было Слово», - учит религиозная мудрость. Философское учение о мышлении, не отвергая религиозной мудрости, выявляет конструктивно-творческую роль мышления в деятельности человека и человечества. Учение о ноосфере, разработанное Н И Вернадским и П.Тейяром де Шарденом, утверждает то, что современное человечество ещё в полной мере не осознало переломного характера новой планетарно-космической эпохи, перехода в ноосферную стадию своего бытия, где ведущая роль принадлежит качеству мышления [6]. Ибо ноосфера — это осознанность бытия и духовно-творческая деятельность человечества в соответствии с высшими принципами: взаимосогласия, уважения к творчеству каждой личности, единства с миром организованности биосферы и Космоса.
Но творить может только нравственно и эстетически развитый человек, который организует свою деятельность, ориентируясь на принцип Качества, и направляет энергию своей души на достижение нового качества бытия. «Подобно тому, - подчёркивал русский мыслитель П.А. Кропоткин, - как цель воспитания ума состоит в том, чтобы мы привыкли делать множество верных умозаключений почти бессознательно, точно так же цель этики - создать в обществе такую атмосферу, чтобы большинство вполне импульсивно, то есть без колебаний, совершало бы именно такие поступки, которые ведут к благосостоянию всех и к наибольшему счастью каждого в отдельности» [15].
Информация о работе Категория качества с точки зрения философии