Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:44, контрольная работа
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или
иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде
всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти
наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно
утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной
обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое
немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью
регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и
государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет
старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от
общества и встала над ним.
.
Границы отношения объекта к субъекту властнования простираются от
отжесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть
отсутсвует) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения.
Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств
объекта властвования, а также от восприятия руководителя исполнителями,
наличие или отсутствие у него авторитета.
Качества
объекта политического
политической культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкших
лишь бесприкословно повиноваться, жаждущих «твердой руки», является
благоприятной средой для деспотических режимов. С этой точки наибольшую
покорность обеспечивает патриархальная и подданническая типы политических
культур.
Осознание зависимости субъекта власти от покорности населения нашло свое
практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко
используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об
эффективности этого средства свидетельствует факт обретения независимости
Индией в результате массовых акций неповиновения колониальным британским
властям.
Ресурсы власти
Реализация, осуществление власти подразумевает взаимодействие между многими
ее составными элементами. Законное право разрабатывать и претворять в жизнь
решений, от которых зависит создание и распределение ценностей, является
самым важным атрибутом государственной власти. Неверие в возможности власти
решить вопросы, связанные с обеспечением нормальных условий жизни и быта
населения,
вызывает его сопротивление
возможности власти зависят от ее ресурсов.
В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или
группа могут использовать для влияния на других».
Ресурсы власти так же разнообразны как многообразны средства удовлетворения
различных потребностей и интересов людей. Для выделения различных видов
ресурсов власти широко распространена классификация ее ресурсов в
соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности.
Экономические ресурсы –
общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий
эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.
Социальные ресурсы – способность повышения или понижения социального
статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с
экономическими ресурсами власти. Так, например, доход и богатство, являсь
экономическими ресурсами, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Но
социальные ресурсы включают также и такие показатели, как должность, престиж,
образование, социальное обеспечение и т.п.
Культурно-информационные
их получения и распространения: институты науки и образования, средства
массовой информации и др. Далеко не во всех странах знания и информация имеют
приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами, но тенденция
повышения значимости культурно-информационных ресурсов в современном мире
очевидна.
Принудительные (силовые) ресурсы – оружие, институты физического
принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро
составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их
вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д. Этот
вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ресурсом власти,
поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества и свободы –
высших ценностей.
Специфическим ресурсом является сам человек – демографические ресурсы.
Люди – универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие
ресурсы.
Человек – создатель
и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний
и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает
ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений – будучи
использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек – не только
ресурс власти, но и ее субъект и объект.
Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает
реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам);
господство, руководство, организация и контроль.
Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводит к
постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к
взаимному соперничеству и давлению друг на друга в этой сфере государства и
общества, противоборству власти управляющих и влияния управляемых.
Управляющие обладают организованным контролем над общегосударственными
ресурсами и административным аппаратом, а управляемые располагают лишь своими
частными
ресурсами потенциалом
движений, которые наряду с регулируемым распределением «сверху» постоянно
ведут борьбу за выгодное им перераспределение общественных ресурсов и
усиление социального контроля над ними «снизу».
Природа подчинения
Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе
перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности
в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на
авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на индентификации объекта
субъектом власти.
Все эти мотивы влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта
влиять на объект. Высокая сила воздействия и вероятность подчинения отличает
власть от влияния – более широкой, чем власть категории,
характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное
воздействие субъета на объект.
Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, имеет
тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от
этого
неприятного эмоционального состояния.
Специалисты в области
отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за
неповиновение, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно
пропорциональна вероятности избе жать его в случае непослушания.
Власть, базируюшаяся на привычке, т.е. обычае повиноваться, имеет менее
болезненный характер. Привычка – надежный фактор стабильности власти до тех
пор, пока она не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни.
Власть, построенная на интересе, побуждает подчиненных к добровольному
выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных
санкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации
подчинения – на основе убежденности, авторитета и идентификации.
Подчинение
по убеждению связано с
глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок.
Власть, базирующаяся на авторитете, т.е. высоко ценимых качествах,
которыми подчиненые наделяют руководителя, основана на согласии и означает
уважение к руководящей личности или организации. В зависимости от лежащих в
основе авторитета качеств он бывает научным (качество учености), деловым
(компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества),
религиозным (святость) и т.п.
В случае индентификации достигается максимальная сила власти и субъект
воспринимается объектом как свой представитель и защитник. Субъективная
индентификация исполнителей может объясняться двумя причинами: 1). Быть
свойством реального действенного положения людей в отношениях власти (например,
в демократической организации, где индивиды выступают и субъектом власти –
выбирают и контролируют руководство, и ее объектом – исполняют его решения; 2).
Выступать результатом общности интересов и возникновения у последнего чувства
единения со всей организацией или группой.
Сила власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного
фактора — неравенства.
В основе подчинения одного человека другому (объекта субъекту) может лежат
неравенство. Власть, — возникающая на основе естественного не равенства, всегда
носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована.
Возникает подчинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется
неспособным продемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения
Информация о работе История развития политической мысли о власти