История развития политической мысли о власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или

иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде

всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти

наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно

утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной

обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое

немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью

регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и

государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет

старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от

общества и встала над ним.

Работа содержит 1 файл

власть.doc

— 137.00 Кб (Скачать)
ify">взаимодействие  ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта

.

Границы отношения объекта к субъекту властнования простираются от

отжесточенного  сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть

отсутсвует) до добровольного, воспринимаемого  с радостью повиновения.

Готовность  к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств

объекта властвования, а также от восприятия руководителя исполнителями,

наличие или отсутствие у него авторитета.

Качества  объекта политического властвования определяются прежде всего

политической  культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкших

лишь  бесприкословно повиноваться, жаждущих «твердой руки», является

благоприятной средой для деспотических режимов. С этой точки наибольшую

покорность  обеспечивает патриархальная и подданническая типы политических

культур.

Осознание зависимости субъекта власти от покорности населения нашло свое

практическое  выражение в акциях гражданского неповиновения, широко

используемых  в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об

эффективности этого средства свидетельствует  факт обретения независимости

Индией  в результате массовых акций неповиновения  колониальным британским

властям.

                              Ресурсы власти                             

Реализация, осуществление власти подразумевает  взаимодействие между многими

ее  составными элементами. Законное право разрабатывать и претворять в жизнь

решений, от которых зависит создание и  распределение ценностей, является

самым важным атрибутом государственной  власти. Неверие в возможности  власти

решить  вопросы, связанные с обеспечением нормальных условий жизни и быта

населения, вызывает его сопротивление государственной  власти. Разумеется,

возможности власти зависят от ее ресурсов.

В широком  смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или

группа  могут использовать для влияния на других».

Ресурсы власти так же разнообразны как многообразны средства удовлетворения

различных потребностей и интересов людей. Для выделения различных видов

ресурсов  власти широко распространена классификация  ее ресурсов в

соответствии  с важнейшими сферами жизнедеятельности.

     Экономические ресурсы – материальные  ценности, необходимые для

общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий

эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.

     Социальные ресурсы – способность повышения или понижения социального

статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают  с

экономическими  ресурсами власти. Так, например, доход  и богатство, являсь

экономическими  ресурсами, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Но

социальные  ресурсы включают также и такие  показатели, как должность, престиж,

образование, социальное обеспечение и т.п.

     Культурно-информационные ресурсы  – знания и информация, а также  средства

их  получения и распространения: институты науки и образования, средства

массовой  информации и др. Далеко не во всех странах  знания и информация имеют

приоритет над экономическими, социальными  и силовыми ресурсами, но тенденция

повышения значимости культурно-информационных ресурсов в современном мире

очевидна.

     Принудительные (силовые) ресурсы  – оружие, институты физического

принуждения и специально подготовленные для  этого люди. В государстве их ядро

составляют  армия, полиция, службы безопасности, суд  и прокуратура с их

вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д. Этот

вид ресурсов традиционно считается  наиболее эффективным ресурсом власти,

поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества и свободы  –

высших  ценностей.

Специфическим ресурсом является сам человек – демографические ресурсы.

Люди  – универсальный,  многофункциональный  ресурс, который производит другие

ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат

и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний

и информации (культурно-информационные ресурсы) и  т.д. Личность выступает

ресурсом  власти лишь в одном из своих многочисленных измерений – будучи

использована  как средство реализации чужой воли. В целом же человек – не только

ресурс  власти, но и ее субъект и объект.

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает

реальностью ее процесс, который происходит по следующим  этапам (формам);

господство, руководство, организация и контроль.

Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводит к

постоянной  борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к

взаимному соперничеству и давлению друг на друга в этой сфере государства  и

общества, противоборству власти управляющих  и влияния управляемых.

Управляющие обладают организованным контролем  над общегосударственными

ресурсами и административным аппаратом, а  управляемые располагают лишь своими

частными  ресурсами потенциалом мобилизации  граждан со стороны партий и

движений, которые наряду с регулируемым распределением «сверху» постоянно

ведут борьбу за выгодное им перераспределение  общественных ресурсов и

усиление  социального контроля над ними «снизу».

                            Природа подчинения                           

Мотивация подчинения достаточно сложна. Она  может основываться на страхе

перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности

в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости  подчинения; на

авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на индентификации объекта

субъектом власти.

Все эти мотивы влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта

влиять  на объект. Высокая сила воздействия  и вероятность подчинения отличает

власть  от влияния – более широкой, чем власть категории,

характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное

воздействие субъета на объект.

Сила  власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, имеет

тенденцию к ослаблению вследствие естественного  стремления людей избавиться от

этого неприятного эмоционального состояния. Специалисты в области психологии

отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за

неповиновение, прямо пропорциональна тяжести  наказания и обратно

пропорциональна вероятности избе жать его в случае непослушания.

Власть, базируюшаяся на привычке, т.е. обычае повиноваться, имеет менее

болезненный характер. Привычка – надежный фактор стабильности власти до тех

пор, пока она не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни.

Власть, построенная на интересе, побуждает  подчиненных к добровольному

выполнению  распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных

санкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации

подчинения  – на основе убежденности, авторитета и идентификации.

Подчинение  по убеждению связано с мотивационным  воздействием достаточно

глубоких  слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок.

Власть, базирующаяся на авторитете, т.е. высоко ценимых качествах,

которыми  подчиненые наделяют руководителя, основана на согласии и означает

уважение  к руководящей личности или организации. В зависимости от лежащих в

основе  авторитета качеств он бывает научным (качество учености), деловым

(компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие  нравственные качества),

религиозным (святость) и т.п.

В случае индентификации достигается максимальная сила власти и субъект

воспринимается  объектом как свой представитель и защитник. Субъективная

индентификация  исполнителей может объясняться  двумя причинами: 1). Быть

свойством реального действенного положения  людей в отношениях власти (например,

в демократической  организации, где индивиды выступают  и субъектом власти –

выбирают  и контролируют руководство, и ее объектом – исполняют его решения; 2).

Выступать результатом общности интересов  и возникновения у последнего чувства

единения  со всей организацией или группой.

Сила  власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного

фактора — неравенства.

В основе подчинения одного человека другому (объекта  субъекту) может лежат

неравенство. Власть, — возникающая на основе естественного не равенства, всегда

носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована.

Возникает подчинение конкретному человеку. И  если в новой ситуации он окажется

неспособным продемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения

Информация о работе История развития политической мысли о власти