Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:44, контрольная работа
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или
иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде
всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти
наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно
утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной
обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое
немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью
регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и
государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет
старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от
общества и встала над ним.
Многообразие определений власти
Определение
понятия власти, её сущности и
характера имеет важнейшее
для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и
политические отношения из всей суммы общественных отношений.
В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что
отражает сложность, многоаспектность этого явления. Можно выделить следуюшие
важнейшие аспекты трактовки власти.
Телеологические (с точки
как способность достижения поставленных целей, получения намеченных
результатов.
Телеологические определения
распростаняя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие
человека с окружающим миром – в этом смысле, например, говорят о власти над
природой.
Бихевиористские трактовки
при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Такой подход
индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных
личностей, обрашая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Согласно
типичной бихевиористской трактовке, предложенной Г.Лассуэлом, человек видит во
влати средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы и
т.п. В то же время власть – это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее
обладанием.
Психологические интерпритации
власти пытаются раскрыть
мотивацию этого поведения, истоки власти , коренящиеся в сознании людей. Одно
из виднейших направлений этого рода – психоанализ. Различные психоаналитики
расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Одни (С.Московиси,
Б.Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во
взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж.Лакан)— в особой восприимчивости
подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом психологический
подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование
– подчинение.
Системный подход исходит из производности власти не от индивидуальных
отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как «способность
обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на
реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода
(К.Дойч, Н.Луман) трактуют власть как средство социального общения
(коммуникации),
позволяющее регулировать
интеграцию общества. Системностью власти обуславливается ее относительность,
т.е. распространенность на определенные системы.
Структурно-функционалистские интерпритации власти рассматривают ее как
свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой
общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и
исполнения. Власть – свойство социальных статусов, ролей, позволяющее
контролировать ресурсы, средства влияния. Другими словами, власть связана с
занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью
позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.
Реляционистские определения рассматривают власть как отношение между
двумя партнерами, агентами, один из которых оказывает определяющее влияние на
второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и
объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует
объект.
Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и
право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять
другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою
специфику. Ее отличительными признаками являются:
*верховенство, обязательность ее решений для всего общества и,
соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние
других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;
*всеобщность,
т.е. публичность. Это
власть действует на основе права от имени всего общества;
*легальность в использовании силы и других средств
властвования в пределах страны;
*моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра
(системы
властных органов) принятия
*широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и
реализации власти.
Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется
реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю,
выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия власти
государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не
только в рамках государства, но и в других составных частях социально-
политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций
и т.д.
Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными
интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена
родственными племенными связями. Политическая власть определена
пространственными, территориальными границами. Ею обеспечивается порядок на
основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной
категории, приверженности идее. При неполитической власти нет жестких
различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть
осуществляется всегда меньшинством, элитой. Такой вид власти возникает на
основе соединения процесса концентрации воли множества и функционирования
структур (учреждений, организаций, институтов), взаимосвязи двух компонентов:
людей, которые сосредоточивают в себе власть, и организаций, через которые
власть концентрируется и реализуется.
Нередко
власть и принуждение
состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не
является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и не
подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает.
Трудно представить себе общество из людей подобного типа. Такое общество,
строго говоря, упраздняется, т.к живя в обществе, человек не может быть
свободным от общества.
Основные элементы власти
Основными элементами власти являются ее субъект, объект, а также средства
(ресурсы).
Субъект (актор) воплощает
быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ, или даже
мировое сообщество, объединенное в ООН.
Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом
качеств. Прежде всего это желание власти, появляющееся в распоряжениях или
приказах. Для многих, однако, стремление к власти имеет инструментальный
характер, т.е. служит средством достижения других целей.
Помимо желания руковолить и готовности брать на себя ответсвенность субъект
власти должен быть компетентен, знать суть дела, обладать авторитетом и т.д.
Реальные носители власти в разной степени наделены этими качествами.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее
первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными –
политические организации, субъектами наиболее высокого уровня,
непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и
организации, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может
прерываться, так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от
собственных партий.
Отражением первостепенной роли субъета в отношениях власти является широко
распространенное в повседневном языке отождествление власти с ее носителем.
Так, говорят о решениях власти, о действиях властей, о произволе власти и
т.п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.
Субъект определяет содержание властного отношения через:
1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться
воле субъекта власти;
2)
подчинение как поведение
власти;
3) наказание
(санкции) как средство
воли;
4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим
интересом.
Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя
Информация о работе История развития политической мысли о власти