Иррационализм в постклассической философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:24, реферат

Описание работы

Постклассичекая философия как направление возникла на рубеже 19-20 веков как реакция на классическую философию. В данной работе различные направления постклассической философии выделяются по формальному признаку: к ней отнесены направления, возникшие после Гегеля. Таким образом, к постклассическим относят учения А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше, О.Конта, К.Маркса.

Содержание

Введение
1.Мир как воля и представление в философии А.Шопенгауэра.
2. «Философия жизни» Ф.Ницше.
3. Идея сверхчеловека и проблема добра и зла в философии Ф.Ницше.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Иррациональная философия.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Иррационализм в постклассической философии

План

Введение

1.Мир как воля и представление в философии А.Шопенгауэра.

2. «Философия  жизни» Ф.Ницше.

3. Идея сверхчеловека  и проблема добра и зла в  философии Ф.Ницше.

Заключение

Литература

Введение

Постклассичекая философия как направление возникла на рубеже 19-20 веков как реакция на классическую философию. В данной работе различные направления постклассической философии выделяются по формальному признаку: к ней отнесены направления, возникшие после Гегеля. Таким образом, к постклассическим относят учения А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше, О.Конта, К.Маркса.

Эти философы представили различные учения, в  основе которых лежало иное, чем  в рационализме понимание бытия. Они понимали бытие не как тождественное  мысли, мышлению, идее, а отдавали предпочтение самим вещам, фактам, жизни, практике, человеку.

На этой основе они разработали различные  учения: материалистические, продолжавшие традиции рационализма, идеалистические, опиравшиеся на идеи иррационализма.

В данной работе мы рассмотрим иррационалистическое направление философии.

Под иррационализмом  понимается учение, которое определяет инстинкт, интуицию, чувство, любовь, веру как решающие источники познания, данные которых разум лишь разрабатывает  дальше. С объективной стороны, поскольку действительность лишена логического порядка вещей,  она недоступна для познания с помощью разума, мышления, рассудка.

Иррационализм выступал прежде всего против гегелевского рационализма. Его ведущей фигурой являлся Артур Шопенгауэр (1788-1860), для которого абсолют это не разум, а слепая иррациональная воля. Рядом с ним можно поставить немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900). 
 
 

1.Мир как воля и представление в философии А. Шопенгауэра

Главное произведение Шопенгауэра «Мир как воля и представление» было написано в 1819 г.

В работе содержится анализ основных идей и  понятий философии Платона, И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля: феномена (вещи-для-нас, явления) и ноумена (вещи-в-себе); человека как центра бытия  и бытия как антропоморфного образования; окружающего мира как образа сознания; приоритета морально-нравственных рассуждений над чисто теоретическими; места человека в бытии и государстве; места и роли философии в жизни человека.

В качестве лейтмотива критического анализа классических систем Шопенгауэр предлагает собственную интерпретацию понимания знания и истины. Мир есть мир человека, другого мира нет и быть не может; нет истины более несомненной, чем мир, данный человеку в его представлении. Шопенгауэр полагает, что об объективном мире мы не можем иметь объективного знания. Истина об объекте не является знанием объекта. По мнению Шопенгауэра, истиной человек называет знание собственных представлений. Поскольку "нет объекта без субъекта", продолжает Шопенгауэр, постольку мир есть представление о мире и именно это представление о мире впоследствии познает человек. Итак, человек познает не объективный мир, а собственные представления об объективном мире.

Мир в его пространственно-временном измерении, во всем его многообразии есть только форма представления, способ представления представляющего мир человека.

Человек видит мир таким, каким ему  позволяет видеть  его собственная  способность представления. Солнце и планеты невозможно увидеть  без видящего глаза, невозможно познать без познающего рассудка. Без глаз и рассудка солнце и планеты можно назвать лишь словами, именами объектов – не более.

Если  в представлении, по Шопенгауэру, субъект  и объект связаны непосредственно (в чем состоит философская  истина), но противостоят друг другу, то необходимо выйти за границы самих представлений (за границу философской истины). Выход за границы представлений означает выход за границы гносеологии, в бытие. Но бытие существует не иначе, как в учении о бытии, т.е. в онтологии. У Шопенгауэра появляется потребность построить учение о бытии.

Но возможно ли это? Шопенгауэр идет вслед за древнеиндийской  мыслью и нащупывает источник единства, в котором субъект и объект изначально неразличены.

С помощью  рассудка, говорит  Шопенгауэр вслед за Кантом, осуществляется познание мира. Но мир как продукт теории познания отличен от мира как такового, от бытия мира. Аналогично, человек как результат собственного познавательного акта, отличен от себя как индивида.

В результате апостериорного (послеопытного, объектного) познания рассудок имеет определенные образы и имена предметов. Чтобы рассмотреть сущностную первооснову мира, необходимо иметь априорное (до-опытное, субъектное) познание. Априорное знание подводит к пониманию воли как сущности мира. Именно воля открывает человеку внутренний механизм его существа, его деятельности, его движений.

Шопенгауэр  считает, что в бытии должна существовать единая внутренняя сущность мира, над  которой не тяготеет разделенность  субъекта и объекта,– это неразрешимое противоречие всей западно-европейской философии. Если будет найдена точка истины, в которой мир тождественен человеку, можно будет сделать вывод о возможности истины бытия.

Теоретический анализ предшествующей философии приводит А.Шопенгауэра к убеждению в том, что абсолютным первоначалом бытия является мировая воля.

Воля  универсальна: силы притяжения и отталкивания, механические, электрические, гравитационные и другие силы, действующие на физическом уровне существующего мира; соединение и разъединение молекул вещества в химии – это тоже силы, только так называемые химические силы; жизнь животных подчинена жизненным силам – размножению, обеспечению жизненно необходимым и т.д.

Воля  стоит за всеми силами мира. Воля есть то, что дает всему, что есть в мире силу и диктует свои законы, которые мир не может нарушить. Воля как воля к мощи (жизни), как воля к власти (в борьбе за выживание),– правит миром. Именно воля, а не разум. Если бы в основании мира лежал Разум, откуда взяться безумным войнам и бессмысленной жесточайшей борьбе. Разум способен разбудить, расшевелить или раздразнить уснувшую или уставшую волю. Воля не принимает руководства разума, наоборот, воля движется по своим собственным законам и сама руководит разумом. Миром правит слепая воля,– такова исходная установка А.Шопенгауэра.

Мир и  человек есть формы объективации воли. В мире и в человеке воля показывает себя, раскрывает свою сущность, проявляется. Воля полагает себя в свое иное – в мир и человека, где  желание и стремление, способность  и потребность, тип поведения, стиль общения, образ жизни человека не что иное, как проявление воли – внутренней сущности мира.

Ступенями объективации воли – от наиболее всеобщих сил природы до деятельности человека  - являются платоновские идеи. Представления, то есть объекты, определенные благодаря пространству и времени, рассматривает наука, руководствующаяся принципом каузальности (причинной обусловленности).  Поэтому только гений искусства, благодаря чистому созерцанию и необычной силе фантазии, способен познать вечную идею и выразить ее в поэзии, изобразительном искусстве, музыке.

Воля  – "слепой бессознательный порыв", есть внутренняя сущность движения, как  органических, так неорганических тел. Воля Шопенгауэра имеет причину в себе самой, но в отличие от субстанции, воля бессознательна и, как таковая, становится определяющим природу и человека принципом. Поэтому можно, считает Шопенгауэр, сказать, что сила, влекущая камень к земле есть воля.

Вся множественность  природных явлений и состояний, свойств и отношений есть формы проявления воли, ее "отголоски". Все иерархически упорядоченные варианты объективации воли, т.е. превращение воли в объекты, есть не что иное как укорененные в воле идеи, недосягаемые образцы, близкие к платоновским идеям. Но в отличие от всей новоевропейской традиции становление природы рассматривается Шопенгауэром как бесцельная (не имеющая цели в себе) бесконечная и беспрерывная борьба воли с самой собой.

Даже  человек – наивысшая форма  объективация воли, не выражает сущности воли, а есть только ее проявление. Воля является сущностью человека, но не наоборот. Это положение подтверждает факт зажатости человека цепями необходимости. А необходимость символизирует слепоту, безнадежность, бессмысленность существования. Воля человека – это воля, направленная к своей цели, т.е. сознательная.

Воля  всегда должна находиться в стремлении, которое не приводит ни к какому конечному удовлетворению, счастью. Шопенгауэр говорит о жизненных  страданиях во всех их формах и действиях. От этих страданий нет иного спасения, кроме уничтожения воли к жизни, что в конечном итоге означает снятие принципа индивидуации, переход в небытие (нирвану). Это уничтожение вытекает из познания себя в чуждых явлениях и имеет своим следствием справедливость и сострадание. Сострадание является фундаментом морали и относится не только к человеку, но и к животным.

Этика А.Шопенгауэра строится на идее, что  страдание есть продукт целенаправленной воли, а именно, воли к жизни; поэтому, чтобы упразднить страдания, необходимо искоренить волю к жизни.

Шопенгауэр  писал, что "воля" и "воля к жизни" – это одно и то же. Воля – это "существо мира, а жизнь, видимый мир, явление – только зеркало воли ... за волей к жизни нам обеспечена жизнь и пока мы проникнуты волей, нам нечего бояться за свое существование – даже при виде смерти. Индивид, по Шопенгауэру - только явление, он существует только для познания. Индивид получает от воли жизнь в подарок, а смерть – это утрата этого подарка. Жизнь и смерть, поэтому, не имеют отношения к воле как идее. Боязнь смерти аналогична жалобе солнца вечером: "Горе мне! Я погружаюсь в вечную ночь".

Жизнь (или настоящее) и смерть (или прошедшее), индивида – это формы проявления воли. Смерть не оспаривает жизнь, ибо сама содержится в жизни и принадлежит жизни. Смерть не бывает без жизни, а жизнь не бывает без смерти. Противоположностью смерти является не жизнь, а рождение. Если смерти противопоставляется рождение, то жизни – действительная борьба с волей, т.е. аскетизм. Аскетизм – это борьба с объективированной волей. Воля выражается как в жизни, так в смерти, поэтому индивид, утверждающий волю к жизни одновременно утверждает смерть. Индивид, который борется с волей, является свободным.

Страдание есть необходимость, действие вопреки  слепой воле есть свобода. Свободный выбор аскетического образа жизни, должен побороть страдания. Средством уничтожения зависимости человека являются моральные акты самого человека. Моральное действие, выраженное в аскезе, преодолевает пессимизм.

История жизни отдельного индивида – это история его страданий. Индивиды есть существа страдательные, т.е. выражающие волю, ее слепую игру. Поскольку в человеке бушует воля, он хочет жить. Жажда жизни исходит не от самого человека, а от слепой воли, проявлением которой являются все человеческие желания, в том числе и желание жить. Воля реализует свое бессознательное начало и проявляется в принципе жизни каждого живого существа – "войне против всех". "Человек человеку волк",– вот естественное состояние человека, о котором писал еще Т.Гоббс. Жажда жизни, поэтому есть проявление несвободы человека, его подчиненности слепой воле, его зависимости. Чтобы обрести свободу, надо действовать и уничтожить волю, а заодно и саму жизнь, как форму объективации воли. В отличие от воли, проявляющейся в страдании человека, мораль относится к действию, преодолевающем страдания, но преодолевающем и саму жизнь.

Когда индивид, познавший себя как волю, начинает действовать от имени этой воли, не желая ничего, не будучи заинтересован  ни в чем, он осуществляет истинное отрицание воли, т.е. аскетизм. Аскетизм, по Шопенгауэру, "незаметная и тихая жизнь человека, осененного таким познанием, в силу которого он подавляет и отвергает всеохватывающую волю к жизни ... делая его поступки противоположностью обыкновенным", т.е. противоположностью воле – хотению и желанию. Аскетизм – вот истинная противоположность истинной воли. Именно аскетизм, встречающийся в жизнеописании святых, как "преднамеренное сокрушение воли через отказ от приятного и поиски неприятного, самобичевание ради полного умерщвления воли,– есть уничтожение отдельного проявления воли, значит, трансцендентное измерение человека[7; 362].

Отвергнув себя от себя, взяв свой крест, воля возвращается к самой себе, пишет Шопенгауэр. "Человек Шопенгауэра", отрицающий волю к жизни, предпочитает самоубийство как акт свободы от слепой воли, от всех форм подчинения и зависимостей человека.

Шопенгауэр  подчеркивает, что подлинная свобода, т.е. свобода и независимость от необходимости, свойственна только воле как "вещи-в-себе", а не проявлению воли. Животное лишено всякой возможности свободы: в природе царствует необходимость, среди благодати обретает свобода. Единственный случай, когда свобода может обнаружиться в явлении, – это когда воля-сущность вступает в противоречие с волей-явлением (телом) и, отрицая последнее, уничтожает тело – свое проявление. Самоубийство, или добровольная смерть, вызванная крайним пределом аскетизма, представляет собой феномен могучего утверждения воли,– положение, которое позволило определить философию Шопенгауэра как философию пессимизма, то есть мироощущения, проникнутого унынием, безнадежностью, неверием в будущее.

Информация о работе Иррационализм в постклассической философии