Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:34, реферат
Данная работа написана на основе лекции, прочитанной студентам по теме
«Философия Древнего Востока». Ее задача состоит не в том, чтобы изложить
историю философии в Древней Индии и Древнем Китае. Этому посвящено
множество исследований и учебников. Задача состоит в следующем: показать
зарождение философской мысли в древних цивилизациях Индии и Китая,
выяснить их специфический способ философствования, отличие от
западноевропейского стиля философствования.
1. Введение.
2. Философская мысль Древней Индии.
3. Философия Древнего Китая.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
образный ( и наука в
европейском понимании там
Сложившийся на Востоке стиль мышления привел к своеобразной
активности. Она вытекала из фундаментальных представлений о
реальности. Возьмем категорию Дао в китайском мировоззрении. В
даосизме она играет роль, аналогичную Богу в европейском мышлении.
Но если Бог создает мир актом творения, то Дао создает мир
нетворением (увэй). Это может соответствовать нашему слову
«произрастание». Подобное представление о реальности приводит к
модели поведения, связанной с невмешательством, ненасилием над
природой вещей – к недеянию. Но его не стоит понимать как
«ничегонеделание», это способ не нарушать ход существования вещей,
их гармонию, порядок. Поэтому недеяние рассматривается как выход из
цепи перерождений, путь к нирване. При этом пропадает грань между
познающим субъектом и познаваемым объектом, достигается
недуальность сознания – состояние однобытия.
3. Принцип монизма («одно во всем и все в одном»). С позиции
восточного мировоззрения, мир есть единый живой организм. Каждая
вещь непосредственно переживает состояние целого. Каждая вещь и
есть целое, вся Вселенная «в свернутом виде». Здесь ни целое не
предшествует части, ни часть целому. Нет различия форм и расцветок,
нет противоположности объекта и субъекта. «Все есть единое и вечное,
и нет слов, чтобы описать это».
В европейском мышлении,
в философии и науке
единство обусловлены, напротив, следованием: одна вещь как причина
порождает другую как следствие.
24
4. Принцип синхронности. Если каждая единичная вещь содержит в
«себе» всю Вселенную, всю реальность, то в мире уже все есть, есть
здесь и сейчас. Вещь не возникает как результат причинных цепей
(закономерных или случайных),
а уже имеет место. Это
только к иным представлениям о пространстве и времени, но и к иным
представлениям о
Данное положение объясняет то, почему на Востоке не сложилось
науки. Европейская наука открывает устойчивые, необходимые,
повторяющиеся связи между вещами – законы. А в восточном
мировоззрении необходимость, закон не имеют того самодовлеющего
значения; акцент ставится на случайное, неповторимое, единичное. Ведь
оно содержит в себе все. Случайное с европейской и восточной точек
зрения – разные понятия.
Подлинной реальностью в восточных учениях, как было показано,
обладает небытие. Все «выплывает» из небытия и в него же
«возвращается». Мир не имеет ни начала, ни конца. В таком случае
естественно представление об изменениях как движении по кругу.
Причем, такое движение не воспринимается как бесконечное
повторение, это знак неповторимости. Круг в таком случае
символизирует не однообразие, а полноту, совершенство.
Итак, в заключении были перечислены наиболее существенные
черты, присущие философии Древнего Востока, рассмотренные в
противопоставлении к западной традиции. Однако необходимо иметь в
виду, что при всем различии между ними, есть немало сходных мыслей
и идей. В философском отношении Запад и Восток интересны друг
другу, их достоинства
вполне сочетаем с индийским психологизмом, китайским прагматизмом.
25
В своем единстве философские традиции Запада и Востока призваны
обеспечить планетарную философию, способную обеспечить будущее
человечества в грядущие эпохи. В концептуальном отношении
философии Запада и Востока идентичны друг другу. В конечном счете,
субъектом философии являются не отдельные личности, а мировое
философское сообщество, не признающее национальных и религиозных
границ.
26
Список использованной литературы
1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в
средневековом Китае. М., 1989.
2. Бог, общество, человек
в традиционных культурах
3. Боровкова Л.А.
император династии Мин // Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и
практики. М., 1982.
4. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.
5. Буров В.Г., Титаренко М.Л. Философия древнего Китая //
Древнекитайская философия. Т.1. М., 1972.
6. Васильев Л.С. Конфуций // Вестник древней истории. 1989. №3.
7. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1988.
8. Гачев Г.Д. Образы Индии. М., 1993.
9. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1995.
10. Головачёва Л.И. О взаимосвязи понятий «жэнь» – «чжи» – «сюэ» в
раннеконфуцианском памятнике «Лунь юй» // Четырнадцатая научная
конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Ч.1.
М., 1983.
11. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979.
12. Дао-дэ цзин – Древнекитайская философия. Т.1. М., 1972.
13. Древнекитайская философия. Т.1-2. М., 1972.
14. Ерасов В.С. Культура,
религия, цивилизация на
15. Завадская Е.В. Миссия слова в «Лунь юе» // Конфуцианство в Китае.
Проблемы теории и практики. М., 1982.
16. Карапетьянц А.М.
категорий // Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М.,
1982.
27
17. Карапетьянц А.М. Человек и природа в конфуцианском
четверокнижии // Проблема человека в традиционных китайских учениях.
М., 1983.
18. Кобзев А.И. Понятийно-
социальной утопии // Китайские социальные утопии. М., 1987.
19. Кобзев А.И. Проблема
природы человека в
Конфуция до Ван Яньмина) // Проблема человека в традиционных
китайских учениях. М.,1983.
20. Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М., 1977.
21. Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н.
Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.
22. Культура Древней Индии. М., 1975.
23. Кычанов Е.И. Ли и право // Этика и ритуал в традиционном Китае.
М., 1988.
24. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай
и Индия. М., 1989.
25. Мартынов А.С. Конфуцианская личность и природа // Проблема
человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.
26. Мартынов А.С. Конфуцианская утопия в древности и в
средневековье // Китайские социальные утопии. М., 1987.
27. Махабхарата. Рамаяна. М., 1974.
28. Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1992.
29. Ольденберг С.Ф. Культура Индии. М., 1991.
30. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.
31. Ригведа. М., 1973.
32. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. М., 1976.
33. Юнг К.-Г. О психологии восточных религий и философии.
М., 1994.
28
29__