Индийская и китайская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:34, реферат

Описание работы

Данная работа написана на основе лекции, прочитанной студентам по теме
«Философия Древнего Востока». Ее задача состоит не в том, чтобы изложить
историю философии в Древней Индии и Древнем Китае. Этому посвящено
множество исследований и учебников. Задача состоит в следующем: показать
зарождение философской мысли в древних цивилизациях Индии и Китая,
выяснить их специфический способ философствования, отличие от
западноевропейского стиля философствования.

Содержание

1. Введение.
2. Философская мысль Древней Индии.
3. Философия Древнего Китая.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

индийская и китайская философия.docx

— 56.47 Кб (Скачать)

образный ( и наука в  европейском понимании там отсутствовала).

Сложившийся на Востоке стиль  мышления привел к своеобразной

активности. Она вытекала из фундаментальных представлений  о

реальности. Возьмем категорию Дао в китайском мировоззрении. В

даосизме она играет роль, аналогичную Богу в европейском  мышлении.

Но если Бог создает  мир актом творения, то Дао создает  мир

нетворением (увэй). Это может  соответствовать нашему слову

«произрастание». Подобное представление о реальности приводит к

модели поведения, связанной  с невмешательством, ненасилием над

природой вещей – к  недеянию. Но его не стоит понимать как

«ничегонеделание», это способ не нарушать ход существования вещей,

их гармонию, порядок. Поэтому  недеяние рассматривается как выход  из

цепи перерождений, путь к нирване. При этом пропадает  грань между

познающим субъектом и  познаваемым объектом, достигается

недуальность сознания –  состояние однобытия.

3. Принцип монизма («одно во всем и все в одном»). С позиции

восточного мировоззрения, мир есть единый живой организм. Каждая

вещь непосредственно  переживает состояние целого. Каждая вещь и

есть целое, вся Вселенная  «в свернутом виде». Здесь ни целое  не

предшествует части, ни часть  целому. Нет различия форм и расцветок,

нет противоположности объекта  и субъекта. «Все есть единое и вечное,

и нет слов, чтобы описать  это».

В европейском мышлении, в философии и науке целостность,

единство обусловлены, напротив, следованием: одна вещь как причина

порождает другую как следствие.

24

4. Принцип синхронности. Если каждая единичная вещь содержит в

«себе» всю Вселенную, всю реальность, то в мире уже  все есть, есть

здесь и сейчас. Вещь не возникает  как результат причинных цепей

(закономерных или случайных), а уже имеет место. Это приводит  не

только к иным представлениям о пространстве и времени, но и  к иным

представлениям о необходимости  и случайности.

Данное положение объясняет  то, почему на Востоке не сложилось

науки. Европейская наука  открывает устойчивые, необходимые,

повторяющиеся связи между  вещами – законы. А в восточном

мировоззрении необходимость, закон не имеют того самодовлеющего

значения; акцент ставится на случайное, неповторимое, единичное. Ведь

оно содержит в себе все. Случайное с европейской и  восточной точек

зрения – разные понятия.

Подлинной реальностью в  восточных учениях, как было показано,

обладает небытие. Все  «выплывает» из небытия и в  него же

«возвращается». Мир не имеет  ни начала, ни конца. В таком случае

естественно представление  об изменениях как движении по кругу.

Причем, такое движение не воспринимается как бесконечное

повторение, это знак неповторимости. Круг в таком случае

символизирует не однообразие, а полноту, совершенство.

Итак, в заключении были перечислены  наиболее существенные

черты, присущие философии  Древнего Востока, рассмотренные в

противопоставлении к  западной традиции. Однако необходимо иметь в

виду, что при всем различии между ними, есть немало сходных  мыслей

и идей. В философском  отношении Запад и Восток интересны  друг

другу, их достоинства взаимодополнительны: западный рационализм

вполне сочетаем с индийским  психологизмом, китайским прагматизмом.

25

В своем единстве философские  традиции Запада и Востока призваны

обеспечить планетарную  философию, способную обеспечить будущее

человечества в грядущие эпохи. В концептуальном отношении

философии Запада и Востока  идентичны друг другу. В конечном счете,

субъектом философии являются не отдельные личности, а мировое

философское сообщество, не признающее национальных и религиозных

границ.

26

Список использованной литературы

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в

средневековом Китае. М., 1989.

2. Бог, общество, человек  в традиционных культурах Востока.  М., 1993.

3. Боровкова Л.А. Экзаменационная  система, обряды и первый

император династии Мин // Конфуцианство  в Китае. Проблемы теории и

практики. М., 1982.

4. Бонгард-Левин Г.М., Ильин  Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.

5. Буров В.Г., Титаренко  М.Л. Философия древнего Китая  //

Древнекитайская философия. Т.1. М., 1972.

6. Васильев Л.С. Конфуций // Вестник древней истории. 1989. №3.

7. Васильев Л.С. Проблемы  генезиса китайской мысли. М., 1988.

8. Гачев Г.Д. Образы  Индии. М., 1993.

9. Гачев Г.Д. Национальные  образы мира. М., 1995.

10. Головачёва Л.И. О  взаимосвязи понятий «жэнь» –  «чжи» – «сюэ» в

раннеконфуцианском памятнике  «Лунь юй» // Четырнадцатая научная

конференция «Общество и  государство в Китае». Тезисы и  доклады. Ч.1.

М., 1983.

11. Григорьева Т.П. Японская  художественная традиция. М., 1979.

12. Дао-дэ цзин – Древнекитайская  философия. Т.1. М., 1972.

13. Древнекитайская философия.  Т.1-2. М., 1972.

14. Ерасов В.С. Культура, религия, цивилизация на Востоке.  М., 1990.

15. Завадская Е.В. Миссия  слова в «Лунь юе» // Конфуцианство  в Китае.

Проблемы теории и практики. М., 1982.

16. Карапетьянц А.М. Первоначальный  смысл основных конфуцианских

категорий // Конфуцианство  в Китае. Проблемы теории и практики. М.,

1982.

27

17. Карапетьянц А.М. Человек и природа в конфуцианском

четверокнижии // Проблема человека в традиционных китайских учениях.

М., 1983.

18. Кобзев А.И. Понятийно-теоретические  основы конфуцианской

социальной утопии // Китайские  социальные утопии. М., 1987.

19. Кобзев А.И. Проблема  природы человека в конфуцианстве  (от

Конфуция до Ван Яньмина) // Проблема человека в традиционных

китайских учениях. М.,1983.

20. Конрад Н.И. Избранные  труды. Синология. М., 1977.

21. Крюков М.В., Переломов  Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н.

Древние китайцы в эпоху  централизованных империй. М., 1983.

22. Культура Древней Индии.  М., 1975.

23. Кычанов Е.И. Ли и  право // Этика и ритуал в  традиционном Китае.

М., 1988.

24. Лукьянов А.Е. Становление  философии на Востоке. Древний  Китай

и Индия. М., 1989.

25. Мартынов А.С. Конфуцианская  личность и природа // Проблема

человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.

26. Мартынов А.С. Конфуцианская  утопия в древности и в

средневековье // Китайские социальные утопии. М., 1987.

27. Махабхарата. Рамаяна.  М., 1974.

28. Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1992.

29. Ольденберг С.Ф. Культура  Индии. М., 1991.

30. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.

31. Ригведа. М., 1973.

32. Темкин Э.Н., Эрман В.Г.  Мифы древней Индии. М., 1976.

33. Юнг К.-Г. О психологии  восточных религий и философии.

М., 1994.

28

29__


Информация о работе Индийская и китайская философия