Идея сверхчеловека Фридриха Ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 07:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена прежде всего спецификой той социальной ситуации, в которую поставило себя современное человечество. Мир сегодня - это арена крайне обострившейся борьбы «воля к власти» на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни. В сфере экономики борьба между финансовыми группами за передел мира вновь вспыхнула с такой же силой, как и накануне каждой из двух мировых войн. В политической сфере эта борьба принимает обличье борьбы между союзами государств за сферы своего влияния, идущей сегодня с таким накалом, что многих людей уже пугает призрак третьей мировой войны. Ожесточилась борьба между разными этническими и конфессиональными группами.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Воля к власти в философии Ф. Ницше……………………………..5
Идея сверхчеловека………………………………………………...16
Идея неравенства…………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

ницше.docx

— 60.82 Кб (Скачать)

     Отвергая  различные концепции происхождения  государства: договорную, религиозную, теорию общественного разделения труда, которой частично придерживался и Платон, Ницше критикует последнего, утверждая, что государство возникает вследствие того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение культурного человека, поднимающегося над всей массой и подчиняющего себе последнюю в результате наибольшего количества в ней воли к власти. Государство выступает в качестве той самой организации, которая аккумулирует множество воль и сил элиты против массы.

     Отношение Ницше к государству как орудию насилия и политического господства неоднозначно: во-первых, государство - это сила, удерживающая в подчинении рабов и массы и способствующая развитию великих личностей; в этом немецкий мыслитель видит позитивную роль государства, но, во-вторых, современное государство извратилось, став орудием масс, что негативно сказывается на развитии культуры. Поэтому, по мнению Ницше, «чем меньше государства, тем лучше для личности». Чрезмерное развитие и усовершенствование государства может приводить к разрушению личности, ее ослаблению и уничтожению 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Для творчества Ницше характерно необычное  употребление общепринятых в философии  понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же». Лишь понятие «вещи» выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления. Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти», волю к расширению своего Я, к экспансии. Ницше переносил идеи Ч. Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества. Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого философией жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление — метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове - своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия.

     Теория  познания в ее классическом смысле не была предметом Особого внимания мыслителя. А некоторые его высказывания по этим вопросам проникнуты субъективизмом и агностицизмом. Ницше отвергает  принципы демократии и исторического  прогресса: он противопоставляет ему amor fati - любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы». Ницше, будучи сторонником принципа социальной иерархии, развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты» - тех «немногих», которые «имеют право» воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством - серостью, которую не общество, а сама природа будто бы предназначила к тому, чтобы быть «общественной пользой».

     Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает  его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая  послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. А это резко претило воззрениям Ницше: он гипертрофировал волю, особенно волю к власти, в широком смысле этого слова. Читая работы Ницше, остро чувствуешь, как он «всласть описывает власть». Образ «сверхчеловека» - это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». У людей слабых она проявляется как воля к «свободе», у более сильных - как воля к большей власти или, если это не приводит к успеху, как воля к «справедливости», у самых сильных — как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлению чужой воли. Наконец, представление о хаотичности мира, об отсутствии в нем закономерного развития означает и бессмысленность морали. Для Ницше как философа жизни критерием оценки всех явлений духа служит степень автоматической включенности человека в стихийный и нерасчлененно-целостный поток бытия.

     Ницше не только характеризовал «волю к  власти» как определяющий стимул поступков человека, как главную  особенность его деяний, но простирал  этот принцип на всю «ткань бытия». Чтобы понять, что такое «жизнь»  и какой род стремления и напряжения она представляет, эту форму в  одинаковой мере следует отнести  Как к дереву и растению, так  и к животному. «Из-за чего деревья  первобытного леса борются друг с  другом? - ...Из-за власти!» Характеризуя жизнь как «специфическую волю к аккумуляции силы», Ницше утверждает: жизнь как таковая «стремится к максимуму чувства власти». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

     
  1. Аствацатуров  А. Три великие книги Ф.Ницше // Ницше Ф. Стихотворения. Философская  проза. - СПб: Худож. лит, 1993.
  2. Войская И. Бахтин и Ницше // Ф.Ницше и русская религиозная философия. - Минск, 1996.
  3. Данилевский Р.Ю. Русский образ Ницше // На рубеже XIX-XX веков. - Л.: Наука, 1991.
  4. Деррида Ж. Шпоры: стили Ницше / Вступит. Статья и пер. с фр. А. Гараджи // Философские науки. 1991. - № 2. - С. 118-142.
  5. Камбар Г. А. Критический анализ философско-эстетической концепции Ф. Ницше. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к. ф. н. - Л., 1986.
  6. Кучевский В. Б. Философия нигилизма Ф. Ницше. - М., 1998
  7. Микушевич В. Ирония Фридриха Ницше // Логос. - № 4. - 1993.
  8. Немировская Л.З. Ницше: мораль “по ту сторону добра и зла”. - М.: Знание. 1991.
  9. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. - М.: Прогресс. - 1990.
  10. Потемкина В.Н., Шинкарева К.С. Четыре мифа Ф.Ницше в контексте политической культуры России. - Уфа: Башкирский гос. пед. нн-т., 1991.
  11. Синеокая Ю. В. Влияние философии Ф. Ницше на творчество мыслителей российского религиозного возрождения рубежа XIX—XX веков // Философия в России. - М.: ИНИОН РАН. 1994.
  12. Синеокая Ю. В. Восприятие идей Ницше в России: основные этапы, тенденции, значение // Ф. Ницше и философия в России. - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. 1999.
  13. Синеокая Ю.В. Идеи Ницше в контексте формирования политики национальных интересов России: 1990-е годы // Ницше и современная западная мысль, сб. ст. под ред. В.Каплуна. – Спб.: Летний сад, 2003
  14. Хайдеггер М. Ницше и пустота. Сост. О.В.Селин. - М.: Алгоритм, 2006.
  15. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» (публ., пер. с нем. и предисловие А. В. Михайлова) // Вопросы философии. - 1990. - № 37. - С. 133—176.
  16. Холлингдейл Р. Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души. - М.: Центрполиграф, 2004.
  17. Циплаков Г. М. Ницшеанство как источник философствования А. Ф. Лосева // Фридрих Ницше и русская философия: Материалы П Всероссийской научной заочной конференции. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000.
  18. Чичнева Е. А. Философия без метафизики или имплицитная метафизика // Пути формирования современной западной философии (Фейербах, Маркс, Кьеркегор и Ницше). Уч. пособие. - М.: Современный писатель. 1999.
  19. Шестаков В.П. Ницше и русская мысль // Россия и Германия: опыт философского диалога. - М.: Медиум, 1993.
  20. Ясперс К. Ницше и христианство // Философские науки. - 1999. - №3. - С. 117-129.

Информация о работе Идея сверхчеловека Фридриха Ницше