Идея сверхчеловека Фридриха Ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 07:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена прежде всего спецификой той социальной ситуации, в которую поставило себя современное человечество. Мир сегодня - это арена крайне обострившейся борьбы «воля к власти» на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни. В сфере экономики борьба между финансовыми группами за передел мира вновь вспыхнула с такой же силой, как и накануне каждой из двух мировых войн. В политической сфере эта борьба принимает обличье борьбы между союзами государств за сферы своего влияния, идущей сегодня с таким накалом, что многих людей уже пугает призрак третьей мировой войны. Ожесточилась борьба между разными этническими и конфессиональными группами.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Воля к власти в философии Ф. Ницше……………………………..5
Идея сверхчеловека………………………………………………...16
Идея неравенства…………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

ницше.docx

— 60.82 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение ……………………………………………………………………3

  1. Воля к власти в философии Ф. Ницше……………………………..5
  2. Идея сверхчеловека………………………………………………...16
  3. Идея неравенства…………………………………………………...27

     Заключение………………………………………………………………..31

     Список  литературы……………………………………………………….34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  темы обусловлена прежде всего спецификой той социальной ситуации, в которую поставило себя современное человечество. Мир сегодня - это арена крайне обострившейся борьбы «воля к власти» на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни. В сфере экономики борьба между финансовыми группами за передел мира вновь вспыхнула с такой же силой, как и накануне каждой из двух мировых войн. В политической сфере эта борьба принимает обличье борьбы между союзами государств за сферы своего влияния, идущей сегодня с таким накалом, что многих людей уже пугает призрак третьей мировой войны. Ожесточилась борьба между разными этническими и конфессиональными группами.

     Обострилась борьба между людьми не только на уровне больших групп и организаций, но и на личном уровне: житель современного мегаполиса, зачастую не знакомый со своими соседями по подъезду, гораздо более  одинок в толпе себе подобных, чем  даже житель большого города пятьдесят  лет назад (не говоря уже о члене  крестьянской общины или средневековой  цеховой корпорации), и потому гораздо  менее связан моральными нормами  в отношениях со всеми остальными людьми, чем его предки. Жизнь  современного большого города - это  такая война всех против всех, которая  по своей всеобщности не имеет  аналогов во всей предыдущей истории  человечества; и эта жизнь является чрезвычайно благоприятной средой для произрастания агрессивных  индивидуалистов.

     Именно  сегодня крайне интересным объектом для исследования являются такие  философские учения, в которых, как  в ницшеанстве, всё вращается  вокруг вопроса о власти; именно сегодня не только интересно, но и  полезно выявить, благодаря чему подобные философские учения приобретают  популярность и как они воплощаются  в тех или иных результатах  деятельности отдельных людей и  целых организаций. Конец XX века чреват философскими учениями, подобными ницшеанству, и в начале третьего тысячелетия мы будем свидетелями появления новых Ницше; а это значит, что имеет смысл заранее подготовиться к этому.

     Целью является определение концепции власти в философии Ф. Ницше.

     Достижение  поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

     -  рассмотреть волю власти в  философии Ф. Ницше;

     - изучить идею сверхчеловека;

     - проанализировать идею неравенства.

     Объектом  исследования является философия Ницше, изложенная в его трудах, а также произведения философов и политических идеологов.

     Предметом исследования является сущность концепции власти Ницше.

     При написании исследования использованы работы А. Аствацатуровв, И. Войской, Р. Данилевского и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Воля к  власти в философии Ф. Ницше
 

     Воля  к власти - основное понятие в  философии Ницше, используемое им для  обозначения принципа объяснения всего  совершающегося в мире как таковом; его субстанциальной основы и  фундаментальной движущей силы. Это  то, с помощью чего все должно быть в конечном счете истолковано  и к чему все должно быть сведено [5, С.12].

     Воля  к власти - понятие, подвергавшееся в истории философии беспрецедентным  искажениям и фальсификациям; оно  и по сей день остается объектом самых различных интерпретаций  в том числе и потому, что  сам Ницше не особо заботился  объяснить, что же все-таки он под  ним понимает. История его формирования восходит к концу 1880-х, когда философ  надеялся написать систематически целостный, завершающий все его искания  труд. Его наиболее интенсивные творческие усилия на протяжении этих последних  лет, когда он был еще психически здоров, были связаны именно с анализом Воли к власти - этой дерзкой и во многом претенциозной идеи, на которую Ницше, тем не менее, возлагал большие надежды - использовать ее в качестве главной несущей конструкции, понятия, с помощью которого можно было бы объединить, систематизировать и интегрировать все остальные идеи его философии. Более того, он намеревался с его помощью радикально изменить всю тогдашнюю философию и науку. Таким образом, именно в Воле к власти он увидел своего рода ключ к пониманию и своей собственной философии, и мира в целом.

     Вновь, как и в после-романтический  период своего творчества, Ницше много  занимается естествознанием и, в  частности, теорией Дарвина. Считая жизнь конечной целью всех человеческих стремлений, он отождествляет ее с  ростом, подъемом, увеличением мощи, борьбой и т.п., хотя и не приемлет дарвиновской идеи цели и отрицает прогресс, особенно применительно к  человеческому обществу, считая, что  последнее, наоборот, быстрым и решительным  шагом идет в направлении вырождения.

       Прогресс вообще есть, по Ницше, "идея современная, то есть  ложная", неприменимая ко всей  природе: "все животное и растительное  царство не развивается от  низшего к высшему, но все  в нем идет вперед одновременно, спутано, вперемежку и друг  на друга". Понятие воля к власти становится у Ницше своего рода принципом истолкования и новым началом всемирного космического процесса. Определенную роль в разработке учения о В.кВ. сыграло и традиционное увлечение Ницше античностью; можно даже сказать, что это учение стало своего рода переосмыслением и углублением его ранних, хорошо знакомых еще по "Рождению трагедии из духа музыки" взглядов и настроений: "Теперь едва осмеливаются говорить о воле к власти: иначе в Афинах". Это, по преимуществу социальное наблюдение, расширяется и переносится им затем на другие области действительности, приобретая поистине онтологический статус - становясь тем, что лежит в основе всего существующего и является наиболее фундаментальным в устройстве мира [5, С.12].

     Известно, что Ницше всю свою жизнь чрезвычайно  критически относился ко всякой метафизике как учению о принципах бытия  и познания, тем не менее, признав волю к власти именно в таком, вышеотмеченном качестве, он не мог не прийти к разработке собственной версии метафизики, существенно отличающейся, однако, от всех когда-либо существовавших своим во многом "прикладным" характером. Иначе говоря, многие чисто метафизические соображения и мотивы не играли здесь самостоятельной роли, будучи в значительной мере подчинены скорее нравственным постулатам Ницше - его титаническому стремлению к утверждению грядущей новой жизни, жаждой сильных людей и т.п. Именно поэтому метафизические построения достаточно подвижно и органично переходят и переплетаются в его философии с моральным творчеством, как бы фундируя его идеал сильного, целостного человека, принимающего жизнь со всеми ее страданиями и бессмыслицей и использующего ее в качестве материала для творчества своей воли. Вплотную приблизившись к полю непосредственно метафизической традиции, Ницше не последовал, тем не менее, принятому здесь в качестве канона принципу системного изложения философских воззрений [10, С.86].

     Так, книга, в которой он по сути и изложил  свое учение, названная им аналогичным  образом - " Воля к власти ", - представляет собой в принципе бессистемное, афористическое изложение. Сам Ницше считал печальным  признаком для философа, когда  тот замораживал свои мысли в  систему: "Систематик - это такой  философ, который не хочет больше признавать, что его дух живет, что он подобно дереву мощно стремится  вширь и ненасытно захватывает  все окружающее - философ, который  решительно не знает покоя, пока не выкроит из своего духа нечто безжизненное, нечто деревянное, четырехугольную  глупость, "систему". Стремясь дать изложение своей философии, Ницше  в то же время не считал ее мертвой  догмой; для него она была, скорее, своего рода регулятивным принципом  для обоснования последующих  взглядов и идей. Возвращаясь к  самой книге " Воля к власти ", следует отметить, что в том  виде, в каком она предстала  перед читающим миром, она не была выполнена самим ее автором, а  представляла из себя обработку подготовленных им планов и материалов, осуществленную уже после его смерти сотрудниками Архива Ницше в Веймаре под  руководством его сестры Э.Ферстер-Ницше.

     Именно  поэтому вопрос об аутентичности  текста и по сей день остается открытым и составляет предмет специального рассмотрения. И тем не менее, здесь  можно отметить ряд малоизвестных  и небезынтересных деталей. Так, известный исследователь творчества Ницше - профессор Карл Шлехта в своем  выдающемся издании работ философа под названием "Nietzsches Werke in Drei Bande" (Munich, 1958) использовал вместо одиозного  названия "В.кВ." вполне нейтральное "Из неопубликованных работ 1880-х  годов", выступив тем самым в  знак протеста против вопиющих издательских вольностей, с которыми отнеслась  к наследию философа его сестра и  люди из Архива Ницше. Он полагал, в  частности, что эти поздние заметки очень трудно упорядочить хронологически, так как они не имеют точной датировки в рукописях самого Ницше и таким образом, строго говоря, в них нет как таковой книги под названием " Воля к власти ". И тем не менее в этом огромном количестве неопубликованных фрагментов очень многие посвящены разработке и прояснению именно данного понятия - "Воля к власти ".

     Сколько бы не упрекали Элизабет Ферстер-Ницше (а упрекать действительно есть за что) за использование словосочетания " Воля к власти " в качестве названия для этих посмертно опубликованных фрагментов, у нее все же были для этого некоторые основания. "Воля к власти" и в самом деле было одним из рабочих названий той книги, которую Ницше планировал подготовить в конце жизни, и вряд ли расхождение между названием и содержанием подборки афоризмов здесь больше, чем в тех работах, которые он публиковал сам. Суть оригинальной концепции воли к власти вытекает из критического требования философа о "переоценке всех ценностей". От осмысления "ложных" ценностей современного ему мира Ницше переходит к анализу его глубочайших бытийственных оснований, усматривая последние в примате ratio, доминировании истины над жизнью, что, на его взгляд, является главным симптомом упадка последней, ибо только она - жизнь - может и должна быть конечной целью всех человеческих стремлений: "единственной целью моей воли". Эту жизнь он понимает в виде потока, вечного и абсолютного становления, в котором нет ни конечной цели, ни логики, а есть лишь бессмысленная последовательность сложных комбинаций и игра случайных сил [10, С.86].

     Становление недоступно, по Ницше, какому-либо разумному  толкованию и в принципе непознаваемо. Единственное, что философ считает  возможным о нем сказать - это  то, что оно есть результат соперничества  между энергиями, между состязающимися центрами сил или центрами власти - волями, каждая из которых стремится  сделаться сильнее и "которые  постоянно либо увеличивают свою власть, либо теряют ее". Во всех проявлениях жизни Ницше находит, таким образом, Воля к власти. Это, пишет он, "не бытие, не становление, а пафос - элементарный факт, из которого уже и порождается и становление и действие". И дальше: "Вся энергия, вся действительная сила - в воле к власти, кроме нее нет никакой другой ни физической, ни динамической, ни психологической силы". Воля к власти, согласно Ницше, свойственна любому становлению, является основой мировой эволюции и фактом... не допускающим никаких объяснений. Воля к власти, по Ницше, не едина, а распадается на некоторые центры сил, мощь которых либо растет, либо уменьшается в зависимости от присущей им энергии и степени противоборства противостоящих центров.

     Принцип, управляющий всем этим процессом, есть, по Ницше, не дарвиновская "борьба за существование" и не стремление к  самосохранению и устойчивости; "великая  и малая борьба идет всегда за преобладание, за рост и расширение, за мощь воли к  власти, которая и есть воля к  жизни". Становление есть, таким  образом, непрерывное усилие к возрастанию  жизни, росту, как условию ее сохранения. Это усилие становления, "жажда  жизни" и есть Воля к власти как "самая внутренняя сущность бытия". Ницше пытается проследить ее на всех ступенях развития жизни, полагая, что  любой живой организм представляет собой собрание действующих в  унисон силовых центров. Даже процесс  питания он рассматривает в контексте "применения первоначальной воли сделаться  сильнее". Заметно, как в этом самом  общем определении жизни угадываются  многие из выводов социально-нравственного  учения Ницше [10, С.89].

     Так, эксплуатация, по его мысли, не есть атрибут "развращенного, несовершенного или же примитивного общества: это - часть существа всего живого, его  органическая функция, следствие истинной Воли к власти, которая есть прежде всего воля к жизни. Еще одно, очень характерное в этом плане высказывание: "Жить значит постоянно отталкивать от себя нечто, что собирается умереть; жить значит быть жестоким и неумолимым ко всему, что слабо и старо в нас", и т.п. Человек, как и человечество в целом, превращаются в этой системе координат в своего рода сложную группировку центров природных сил, постоянно соперничающих между собой за рост "чувств власти". Ницше против того, чтобы описывать человечество в терминах метафизических объяснений, внушающих человеку мысль о его исключительном по сравнению с природой положении в мире. "Он должен быть глух к таким голосам и стоять с бесстрашными глазами Эдипа и заклеенными ушами Улисса" [9].

       Будучи частью универсальной  жизненной силы и выражением  единого жизненного принципа, человек,  как и любой сложный механизм, отличается многообразным и неоднозначным  его проявлением, где каждая  из множества " Воля к власти " имеет свой способ выражения.  Первичными и наиболее естественными  здесь являются аффекты, и только  за ними идут уже интеллект  и мышление, являющиеся не более  чем "только выражением скрытых  за ними аффектов, единство которых  и есть воля к власти". Последняя  становится у Ницше также и  основополагающим принципом познания, которое, будучи лишь "перспективным  учением об аффектах" - перспективизмом,  рассматривается им тоже как  только орудие Воля к власти, ибо все высшие проявления человеческого сознания служат не более чем повышению жизни [13, С.25].

Информация о работе Идея сверхчеловека Фридриха Ницше