Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 07:25, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена прежде всего спецификой той социальной ситуации, в которую поставило себя современное человечество. Мир сегодня - это арена крайне обострившейся борьбы «воля к власти» на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни. В сфере экономики борьба между финансовыми группами за передел мира вновь вспыхнула с такой же силой, как и накануне каждой из двух мировых войн. В политической сфере эта борьба принимает обличье борьбы между союзами государств за сферы своего влияния, идущей сегодня с таким накалом, что многих людей уже пугает призрак третьей мировой войны. Ожесточилась борьба между разными этническими и конфессиональными группами.
Введение ……………………………………………………………………3
Воля к власти в философии Ф. Ницше……………………………..5
Идея сверхчеловека………………………………………………...16
Идея неравенства…………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….34
Содержание
Введение ……………………………………………………………………3
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность темы обусловлена прежде всего спецификой той социальной ситуации, в которую поставило себя современное человечество. Мир сегодня - это арена крайне обострившейся борьбы «воля к власти» на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни. В сфере экономики борьба между финансовыми группами за передел мира вновь вспыхнула с такой же силой, как и накануне каждой из двух мировых войн. В политической сфере эта борьба принимает обличье борьбы между союзами государств за сферы своего влияния, идущей сегодня с таким накалом, что многих людей уже пугает призрак третьей мировой войны. Ожесточилась борьба между разными этническими и конфессиональными группами.
Обострилась
борьба между людьми не только на уровне
больших групп и организаций,
но и на личном уровне: житель современного
мегаполиса, зачастую не знакомый со своими
соседями по подъезду, гораздо более
одинок в толпе себе подобных, чем
даже житель большого города пятьдесят
лет назад (не говоря уже о члене
крестьянской общины или средневековой
цеховой корпорации), и потому гораздо
менее связан моральными нормами
в отношениях со всеми остальными
людьми, чем его предки. Жизнь
современного большого города - это
такая война всех против всех, которая
по своей всеобщности не имеет
аналогов во всей предыдущей истории
человечества; и эта жизнь является
чрезвычайно благоприятной
Именно сегодня крайне интересным объектом для исследования являются такие философские учения, в которых, как в ницшеанстве, всё вращается вокруг вопроса о власти; именно сегодня не только интересно, но и полезно выявить, благодаря чему подобные философские учения приобретают популярность и как они воплощаются в тех или иных результатах деятельности отдельных людей и целых организаций. Конец XX века чреват философскими учениями, подобными ницшеанству, и в начале третьего тысячелетия мы будем свидетелями появления новых Ницше; а это значит, что имеет смысл заранее подготовиться к этому.
Целью является определение концепции власти в философии Ф. Ницше.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть волю власти в философии Ф. Ницше;
- изучить идею сверхчеловека;
-
проанализировать идею
Объектом исследования является философия Ницше, изложенная в его трудах, а также произведения философов и политических идеологов.
Предметом исследования является сущность концепции власти Ницше.
При
написании исследования использованы
работы А. Аствацатуровв, И. Войской, Р.
Данилевского и других.
Воля к власти - основное понятие в философии Ницше, используемое им для обозначения принципа объяснения всего совершающегося в мире как таковом; его субстанциальной основы и фундаментальной движущей силы. Это то, с помощью чего все должно быть в конечном счете истолковано и к чему все должно быть сведено [5, С.12].
Воля
к власти - понятие, подвергавшееся
в истории философии
Вновь, как и в после-романтический период своего творчества, Ницше много занимается естествознанием и, в частности, теорией Дарвина. Считая жизнь конечной целью всех человеческих стремлений, он отождествляет ее с ростом, подъемом, увеличением мощи, борьбой и т.п., хотя и не приемлет дарвиновской идеи цели и отрицает прогресс, особенно применительно к человеческому обществу, считая, что последнее, наоборот, быстрым и решительным шагом идет в направлении вырождения.
Прогресс вообще есть, по Ницше,
"идея современная, то есть
ложная", неприменимая ко всей
природе: "все животное и растительное
царство не развивается от
низшего к высшему, но все
в нем идет вперед
Известно, что Ницше всю свою жизнь чрезвычайно критически относился ко всякой метафизике как учению о принципах бытия и познания, тем не менее, признав волю к власти именно в таком, вышеотмеченном качестве, он не мог не прийти к разработке собственной версии метафизики, существенно отличающейся, однако, от всех когда-либо существовавших своим во многом "прикладным" характером. Иначе говоря, многие чисто метафизические соображения и мотивы не играли здесь самостоятельной роли, будучи в значительной мере подчинены скорее нравственным постулатам Ницше - его титаническому стремлению к утверждению грядущей новой жизни, жаждой сильных людей и т.п. Именно поэтому метафизические построения достаточно подвижно и органично переходят и переплетаются в его философии с моральным творчеством, как бы фундируя его идеал сильного, целостного человека, принимающего жизнь со всеми ее страданиями и бессмыслицей и использующего ее в качестве материала для творчества своей воли. Вплотную приблизившись к полю непосредственно метафизической традиции, Ницше не последовал, тем не менее, принятому здесь в качестве канона принципу системного изложения философских воззрений [10, С.86].
Так, книга, в которой он по сути и изложил свое учение, названная им аналогичным образом - " Воля к власти ", - представляет собой в принципе бессистемное, афористическое изложение. Сам Ницше считал печальным признаком для философа, когда тот замораживал свои мысли в систему: "Систематик - это такой философ, который не хочет больше признавать, что его дух живет, что он подобно дереву мощно стремится вширь и ненасытно захватывает все окружающее - философ, который решительно не знает покоя, пока не выкроит из своего духа нечто безжизненное, нечто деревянное, четырехугольную глупость, "систему". Стремясь дать изложение своей философии, Ницше в то же время не считал ее мертвой догмой; для него она была, скорее, своего рода регулятивным принципом для обоснования последующих взглядов и идей. Возвращаясь к самой книге " Воля к власти ", следует отметить, что в том виде, в каком она предстала перед читающим миром, она не была выполнена самим ее автором, а представляла из себя обработку подготовленных им планов и материалов, осуществленную уже после его смерти сотрудниками Архива Ницше в Веймаре под руководством его сестры Э.Ферстер-Ницше.
Именно
поэтому вопрос об аутентичности
текста и по сей день остается открытым
и составляет предмет специального
рассмотрения. И тем не менее, здесь
можно отметить ряд малоизвестных
и небезынтересных деталей. Так,
известный исследователь
Сколько бы не упрекали Элизабет Ферстер-Ницше (а упрекать действительно есть за что) за использование словосочетания " Воля к власти " в качестве названия для этих посмертно опубликованных фрагментов, у нее все же были для этого некоторые основания. "Воля к власти" и в самом деле было одним из рабочих названий той книги, которую Ницше планировал подготовить в конце жизни, и вряд ли расхождение между названием и содержанием подборки афоризмов здесь больше, чем в тех работах, которые он публиковал сам. Суть оригинальной концепции воли к власти вытекает из критического требования философа о "переоценке всех ценностей". От осмысления "ложных" ценностей современного ему мира Ницше переходит к анализу его глубочайших бытийственных оснований, усматривая последние в примате ratio, доминировании истины над жизнью, что, на его взгляд, является главным симптомом упадка последней, ибо только она - жизнь - может и должна быть конечной целью всех человеческих стремлений: "единственной целью моей воли". Эту жизнь он понимает в виде потока, вечного и абсолютного становления, в котором нет ни конечной цели, ни логики, а есть лишь бессмысленная последовательность сложных комбинаций и игра случайных сил [10, С.86].
Становление недоступно, по Ницше, какому-либо разумному толкованию и в принципе непознаваемо. Единственное, что философ считает возможным о нем сказать - это то, что оно есть результат соперничества между энергиями, между состязающимися центрами сил или центрами власти - волями, каждая из которых стремится сделаться сильнее и "которые постоянно либо увеличивают свою власть, либо теряют ее". Во всех проявлениях жизни Ницше находит, таким образом, Воля к власти. Это, пишет он, "не бытие, не становление, а пафос - элементарный факт, из которого уже и порождается и становление и действие". И дальше: "Вся энергия, вся действительная сила - в воле к власти, кроме нее нет никакой другой ни физической, ни динамической, ни психологической силы". Воля к власти, согласно Ницше, свойственна любому становлению, является основой мировой эволюции и фактом... не допускающим никаких объяснений. Воля к власти, по Ницше, не едина, а распадается на некоторые центры сил, мощь которых либо растет, либо уменьшается в зависимости от присущей им энергии и степени противоборства противостоящих центров.
Принцип,
управляющий всем этим процессом, есть,
по Ницше, не дарвиновская "борьба за
существование" и не стремление к
самосохранению и устойчивости; "великая
и малая борьба идет всегда за преобладание,
за рост и расширение, за мощь воли к
власти, которая и есть воля к
жизни". Становление есть, таким
образом, непрерывное усилие к возрастанию
жизни, росту, как условию ее сохранения.
Это усилие становления, "жажда
жизни" и есть Воля к власти как
"самая внутренняя сущность бытия".
Ницше пытается проследить ее на всех
ступенях развития жизни, полагая, что
любой живой организм представляет
собой собрание действующих в
унисон силовых центров. Даже процесс
питания он рассматривает в контексте
"применения первоначальной воли сделаться
сильнее". Заметно, как в этом самом
общем определении жизни
Так, эксплуатация, по его мысли, не есть атрибут "развращенного, несовершенного или же примитивного общества: это - часть существа всего живого, его органическая функция, следствие истинной Воли к власти, которая есть прежде всего воля к жизни. Еще одно, очень характерное в этом плане высказывание: "Жить значит постоянно отталкивать от себя нечто, что собирается умереть; жить значит быть жестоким и неумолимым ко всему, что слабо и старо в нас", и т.п. Человек, как и человечество в целом, превращаются в этой системе координат в своего рода сложную группировку центров природных сил, постоянно соперничающих между собой за рост "чувств власти". Ницше против того, чтобы описывать человечество в терминах метафизических объяснений, внушающих человеку мысль о его исключительном по сравнению с природой положении в мире. "Он должен быть глух к таким голосам и стоять с бесстрашными глазами Эдипа и заклеенными ушами Улисса" [9].
Будучи частью универсальной
жизненной силы и выражением
единого жизненного принципа, человек,
как и любой сложный механизм,
отличается многообразным и