Идеи теократического устройства разумного государства в трудах Т.Кампанеллы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:08, доклад

Описание работы

П опытку создания универсального натурфилософского синтеза, охватывающего центральные проблемы философии, конкретных естественных и гуманитарных наук и включающего программу всеобщего социально-политического преобразования на основе принципов утопического коммунизма, предпринял в конце XVI-первой трети XVII века Томмазо Кампанелла (1568-1639).Современник Галилея и Декарта, Бэкона и Гассенди, он, однако, целиком принадлежит философской культуре Возрождения , и ,несмотря на живой интерес к достижениям современного естествознания, остается чуждым науке и философии Нового времени.

Работа содержит 1 файл

Идеи теократического устройства разумного государства в трудах Т.docx

— 48.34 Кб (Скачать)

  

С 
 

  оциально-политической  утопии Кампанеллы присущи глубокие  внутренние   противоречия. Гневный  протест против угнетения сочетается  в ней с надеждой  на благодатное  вмешательство сверху, общность  имущества - с теократией, стремление  организовать общество на научной,  рациональной основе - с магическими  и астрологическими фантазиями. Вера во всемогущество науки  приводит в утопии “Город Солнца”  к наивному выводу о возможности  рационально, “научно”, путем строгой  регламентации жизни и быта  граждан решить все сложные  проблемы человеческого существования.  Протестуя против индивидуализма, Кампанелла в “Городе Солнца”  последовательно подчиняет человеческую  личность государственному контролю  и руководству. Отвергая брак, основанный на происхождении  и материальных интересах, он  забывает об индивидуальной любви  и склонности, в описании брачной  церемонии нет ничего, что выходило  бы за пределы заботы о получении  здорового потомства. Обращая  огромное внимание на общественный  характер воспитания и образования,  он вместе с тем всю повседневную  жизнь граждан идеального государства  регламентирует в соответствии  с указаниями “ученых“-жрецов. Солярии  не только “работают отрядами”,но  и спят и обедают совместно,  вся их частная жизнь согласована  с предписаниями правительства  и велениями звезд. Кампанелла  печется о религиозном единстве  и определяет смертную казнь  за преступления против господствующего  религиозного культа.Так в мечте  о справедливом и разумном  общественном устройстве явственно  проступают казарменно-монастырские  черты. 

   Эти особенности  коммунистической утопии Кампанеллы  объясняются ее социальной природой.Утопия  Кампанеллы явилась выражением  плебейской оппозиции бесчеловечным  формам классового гнета эпохи  первоначального накопления.В ней  нашли свое выражение и сила  протеста против несправедливости  и неравенства, и страстная  мечта об ином, совершенном общественном  строе, а одновременно слабость  и бессилие угнетенных масс.Социальной  природой программы Кампанеллы  определялась и ее практическая  неосуществимость: ни калабрийский  заговор, ни попытки провести  реформы сверху руками просвещенных  государей или с помощью церковной  иерархии не увенчались успехом.  

    Выдвинутый  в “Городе Солнца” идеал общественного  устройства, основанного на общественной  собственности, общем труде, Томмазо  Кампанелла рассматривает как  вполне реальную политическую  программу, не сомневаясь не  только в возможности, но и  в необходимости ее как можно  скорейшего осуществления. Но  нужно было быть таким идеалистом, как Кампанелла, так же не знать  действительных отношений окружающего  мира, чтобы настолько обманываться , как делал это он, думая, что  надо только выдумать коммунистическое  государство, чтобы его осуществление  тотчас сделалось возможным. 3 В  эпоху утверждения национальных  государств и экономических стимулов  действия он был слишком большим  идеалистом - попросту глупцом, который, адресуясь к кардиналу Ришелье : “ Город Солнца, который я изобразил, а тебе надлежит воздвигнуть”, - совершенно не умел оценить ход событий и не видел того, что было ясно самому провинциальному французскому чиновнику, не говоря уже о светлом уме кардинала. Он не желал ничего понимать, потому что, поняв хоть что-нибудь, был бы вынужден отказаться от переделки мира и от самого себя. Избыток трезвой проницательности, учет всех возможностей преград и последствий, взвешивание наилучших путей, рефлексия, вскрывающая, что не всякие изменения что-то меняют и что история норовит вернуться на круги своя - все это, пожалуй, очень неглупо, но мешает действовать. (Между прочим, в масштабах нескольких столетий проницательность Ришелье и “глупость” Кампанеллы довольно относительны - через два века на развалинах абсолютизма, который так долго строил Ришелье, опять вырастет кампанелловская проблематика.)

     К 
 

  

ампанелла сберег ренессансную страсть к новизне, но отринул  светскость и античность. Он сберег ренессансный пафос мифа о человеке, но возвысил не личность, а общину и  видел смысл существования не в культуре, а в социальности, пронизанной высшими христианскими  идеями.Он превратил антидогматизм  в оружие утверждения абсолюта. Он искал выход в возврате к средневековой  соборности, и одно это резко отделило его от всех , кто исповедовал  монтеневский скептицизм и видел, подобно  Гамлету, что живет в эпоху  вопросов, но не ответов. Для таких  людей он был слишком фанатичен, а его слишком практические интриги  и всемирные проекты - несъедобны и химеричны. 

    Кампанелла  не мог не оказаться совершенно  одиноким со своей комбинацией  контрреформационных идей, утопического  социализма и “новой философии”. В сущности, он чужой всем современникам  и всем идейным движениям века, в том числе и тем, которые  отстаивал. Он воевал с перипатетиками, “макьявеллистами”, еретиками,  его имели основание ненавидеть  в Венеции и Нидерландах, Германии  и даже в родной Калабрии (после  того как он подал советы  об увеличении там налогов). Он  был “непоследовательным” телезианцем,  “непоследовательным” сенсуалистом, не смог переварить коперникианство  и т.д. Именно такие люди, как  Кампанелла, обозначили собой исчерпанность  католицизма в плане его средневековой  исторической необходимости, выполнения  неких тотальных духовных функций,  которые мог выполнять только  он. Отныне католицизм, чтобы привлечь  к себе мыслителей нового склада, должен будет деформироваться,  дробиться на составляющие, участвовать  в интеллектуальном компромиссе. 

   Коммунистические  идеи Кампанеллы сами по себе  были антиквированы в XVIII или  XIX вв. и ничем для нас уже  не актуальны и не поучительны.  Что касается идей, ретроградность  которых была очевидна уже для некоторых современников, то они тем более способны привлекать к Кампанелле ( или отталкивать от него ) только специалистов по философии 17 века, пишущих друг для друга. В результате, взятое как сумма того и другого, наследие Кампанеллы может спокойно оставаться в историко-философской кунсткамере.  

  Тем не менее  Кампанелла подлинно велик, и  без него история 17 века неполна,  потому что история, т.е. самооформление  людей, невозможна без утопий. Столкновение их с обстоятельствами  дает в итоге нечто третье - не то, что представлялось в  утопии, но и не то, что существовало  до того - движение истории через  диалектику субъекта и обстоятельств.  При всей исторической ограниченности  коммунистического идеала “Города  Солнца” несомненным достоянием  последующих столетий оказались  прозрения мятежника и пророка  о роли науки в жизни человеческого  общества, о просвещении народа, о прекращении войн и раздоров, об упразднении частной собственности  и эксплуатации, о справедливом  и разумном общественном устройстве.1  

  

                           Список литературы : 

  

1. Баткин Л.М.Итальянское  Возрождение : проблемы и люди.М,1995г. 

2.Горфункель А.Х.  Томмазо Кампанелла. М., “Мысль”, 1969г. 

3. Горфункель А.Х.Философия  эпохи Возрождения.М.,”Высшая школа”,1980. 

4. Кампанелла Т.  Город Солнца. Перевод с латинского  и комментарии А.Петровского,  вступительная статья В.Волгина.  М., 1954. 

5. Лафаргъ П. Томасъ  Кампанелла. Санктъ-Петербургъ, 1898. 

6. Штекли А.Э.Кампанелла. (Из серии “Жизнь замечательных  людей”). М., “Молодая гвардия”, 1966. 

Информация о работе Идеи теократического устройства разумного государства в трудах Т.Кампанеллы