Идеи теократического
устройства разумного государства
в трудах Т.Кампанеллы
Коль позабудет мир “мое”,
“твое”
Во всем полезном, честном и
приятном,
Я верю, раем станет бытие,
Слепое чувство - зрячим, не развратным,
Высоким знаньем - тупость и
лганье,
И гнет тирана - братством благодатным.
Т.Кампанелла. Сонет “ О золотом
веке”.
П опытку создания
универсального натурфилософского
синтеза, охватывающего центральные
проблемы философии, конкретных
естественных и гуманитарных
наук и включающего программу
всеобщего социально-политического
преобразования на основе принципов
утопического коммунизма, предпринял
в конце XVI-первой трети XVII века
Томмазо Кампанелла (1568-1639).Современник
Галилея и Декарта, Бэкона и
Гассенди, он, однако, целиком принадлежит
философской культуре Возрождения
, и ,несмотря на живой интерес
к достижениям современного естествознания,
остается чуждым науке и философии
Нового времени.Человеком Ренессанса
его делает не только разносторонняя
одаренность и широта интересов (ему принадлежат
сочинения по философии и богословию,
астрономии и астрологии, физике и математике,
медицине, истории, поэтике, логике, не
говоря о многочисленных политических
трактатах, его итальянские и латинские
стихи ставят его в ряд наиболее значительных
поэтов 17 в., кроме того, он написал не дошедшую
до нас трагедию о Марии Стюарт),не только
“мистический склад ума”,но и необычайная
даже для его эпохи сила характера, убежденность,
мощное и неодолимое стремление к деятельности,
к воплощению в жизнь своих научных, политических
и нравственных идеалов.Свою собственную
жизнь - многолетнее противоборство с
враждебными силами политической и церковной
реакции - он рассматривал как убедительное
доказательство присущей человеку свободы,
как воплощение гуманистических принципов
достоинства человека.
Д
жованни Доменико Кампанелла
родился 5 сентября 1568 г. в городе Стило,
в Калабрии, в семье неграмотного
сапожника.Тяга к знаниям и незаурядные
способности привели его, как
и Джордано Бруно, к вступлению в
1582 г. в славящийся своими учеными
традициями Доминиканский орден, там
он принял монашеское имя Томмазо.Обширные
познания и стремление к самостоятельному
мышлению вскоре привели его к
столкновению с косным и невежественным
окружением.В поисках альтернативы
не удовлетворяющей его схоластической
традиции, он открывает для себя
натурфилософию Телезио, сыгравшую
определяющую роль в его дальнейшем
развитии.Первая его книга - “Философия,
основанная на ощущении”(1591),направлена
против хулителя Телезио, защитника
перипатетической ортодоксии Дж.А.Марты,
но, по существу, далеко выходит за рамки
апологии телезианства и является первым
очерком собственной философской
системы молодого Кампанеллы, испытавшего
воздействие ренессансного неоплатонизма
. Травля и преследования, которым
подвергло его монастырское начальство,послужили
толчком к его бегству сперва
в Рим, затем во Флоренцию и
Падую, где он был арестован по
обвинению в ереси.После нескольких
лет инквизиционных процессов и
тюремного заключения Кампанелла возвращается
в Неаполь, а в июле 1598 г. - в
Калабрию.
Там он становится
во главе обширного заговора,
объединяющего всех недовольных
испанским владычеством, выступает
со страстными проповедями перед
народом и разрабатывает план
радикальных общественных преобразований
на основе общности имуществ
и всеобщего равенства и справедливости.
В августе 1599 г. в результате
доноса заговор был раскрыт,
Кампанелла брошен в тюрьму.Ему
грозила смертная казнь, но, симулировав
сумасшествие, он добился отмены
смертного приговора. Двадцатисемилетнее
заключение в неаполитанской
тюрьме было заполнено постоянной
борьбой за право думать и
писать, за освобождение, за возвращение
к деятельной жизни. Несмотря
на жестокие условия заключения,
в эти годы создает десятки
сочинений - прежде всего знаменитую
утопию “ Город Солнца”, трактаты
по философии, “Метафизику”,”Апологию
Галилея”. В 1617-1622 г. в Германии
выходит в свет несколько его
книг.
В 1626 г.
ему удается добиться освобождения
и перевода в Рим, где он
снова на несколько лет оказывается
узником инквизиционной тюрьмы.
Покровительство папы Урбана VIII,
заинтересовавшегося астрологическими
занятиями Кампанеллы, обеспечило
ему освобождение, но попытки
издания книг встречали противодействие
церковных властей, напечатанные
в 1630 г. “Побежденный атеизм”
и в 1633 г. “Монархия Мессии”
подверглись цензурному преследованию.
Интриги папских придворных и
происки испанцев вынудили Кампанеллу
бежать во Францию. Там он, преодолевая
сопротивление богословов Сорбонны,
издает книги, пишет многочисленные
политические трактаты, надеясь
побудить правительство Франции
к освобождению Италии от испанского
ига.Умер Кампанелла в Париже
21 мая 1639 г.3
С
амый большой парадокс
этого мыслителя - в том, что тридцать
тысяч страниц, написанных Кампанеллой,
принадлежат словно бы разным людям.
Самые названия их звучат странно
в устах калабрийского мятежника
и вольнодумца, пленника инквизиции
: “ Монархия Мессии”, “Речи
о свободе и счастливом подчинении
церковному государству”, “Философское
обоснование истины всеобщей религии
против антихристианства и макьявеллизма”,
“Вспомнят и обратятся к Господу
все края земли” и т.д. Их содержание
являет противоестественную с первого
взгляда смесь дерзко-обновленческих
и безнадежно ретроградных суждений.1
Страстный противник испанского
владычества, составивший заговор
и поплатившийся за это десятилетиями
тюрьмы, пишет трактат об испанской
монархии и подает королю советы о
подчинении Нидерландов, обосновывает
права испанской короны на западное
полушарие и представляет рекомендации
о способах увеличения доходов в
вице-королевстве. Создатель коммунистической
утопии проповедует идеал всемирной
монархии под эгидой папства. Уличенный
в ереси узник инквизиции хлопочет
об обращении в католицизм всех народов
земли, опровергает лютеран и
кальвинистов, убеждает учредить конгрегацию
“Пропаганда веры” для подготовки
ученых миссионеров. Защитник Галилея
составляет астрологические трактаты
и гороскопы. Обличитель макиавеллизма
дает такие советы государям, каким
позавидовали бы самые ревностные почитатели
флорентийского секретаря. Последователь
материалистического учения Телезио
сочиняет многотомные богословские
труды и вступает в теологические
дискуссии. Обвиняемый в безбожии пишет
детальное опровержение безбожников
- знаменитый “Побежденный атеизм”.
Может быть, как
считают многие исследователи,
большая часть этих книг является
“случайными”, “непоследовательными”
или же продиктованными необходимостью
“изворачиваться”, маскировать свои
убеждения в жесточайших тюремных
условиях ? Но сам Кампанелла в
одном ряду называет “Испанскую
монархию” и “Город Солнца”,
“Астрологию” и ”Апологию Галилея”
, “Богословие” и “О способности
вещей к ощущению”, “Метафизику”
и “Побежденный атеизм”, добиваясь
с одинаковым упорством опубликования
каждой из них и не считая нужным отречься
ни от одной даже за год до смерти, уже
на свободе.
К счастью, в философии Кампанеллы
не удается отделить семь пар
чистых идей от семи пар
нечистых. В основе многообразного
литературного наследия лежит
общая система взглядов, и внешние
противоречия отдельных книг
есть только внутренние противоречия
системы.Все свои книги Кампанелла
рассматривал как части одного
свода наук , “восстановленного
фра Томмазо Кампанеллой в
соответствии с собственными
принципами на основании двух
божественных книг - Природы и
Писания”.2 Все его метафизические,
натурфилософские, астрологические,
коммунистические, эсхатологические,
социально-критические, католико-апологетические
идеи не просто “сочетаются”,
а питают друг друга и вырастают
из одного умонастроения. Для
нас эти идеи несоединимы, т.к.
история их потом резко развела
и рассортировала, но Кампанелла
сопрягал их по законам другого
типа культуры и другого интеллектуального
контекста. Основа связи натурфилософии,
католицизма, утопии и веры
Кампанеллы в объединение мира
- желание непосредственного и
немедленного,тотально-преобразовывающего
социального действия.
П
осле полного провала
калабрийского заговора и мучительного
процесса Кампанелла должен был пережить
“глубочайший кризис” (Л.Фирпо) и проделать
“изнурительный анализ” причин практической
несостоятельности его реформистского
действия. Он не смирился, но неизбежно
должен был, как человек политического
действия, поставить заново свое мировоззрение.
В итоге он пришел к пророческой
убежденности в своей “конструктивной
миссии в лоне римской церкви”
и к объяснению юношеских неудач
неправильно понятым призванием.
Идеальная организация, способная
сплотить людей и осуществить mutatio
magna (“великое изменение”) - католическая
церковь. Нужно вернуться к ней.
По выражению А.Корсано, Кампанелла
стремился установить внутреннюю связь
между реформаторскими требованиями
и институциональной реальностью.
Коллизия XVII века между всяким исходящим
из абсолютизма универсализмом и
всяким секулязированным знанием была
понята Кампанеллой как коллизия
между божественной синтезирующей
Истиной, явленной ему, Кампанелле, и
еще не принявшим эту истину, из-за
ложных истолкований и извращенного
понимания, по заблуждению своему расколотым
внешним миром. Поэтому, чтобы восстановить
их “подлинный” смысл, он деформирует
идеи католицизма, утопии и натурфилософии,
добросовестно растолковывает обеим
сторонам родственность ”настоящего
“ католицизма, надлежащим образом
метафизически истолкованного опытного
знания и социальных перспектив. В
том и в другом, в идейно-политическом
радикализме и идейно-политическом
мракобесии, Кампанелла доходил до
крайности выводов благодаря
редкой ясности и последовательности
интеллекта и не менее редкому
проповедническому фанатизму. В
тогдашней Европе едва ли мог найтись
кто-либо, кто был бы левее или
правее этого доминиканца.
Только в
широчайшей панораме эпохи, где
свет и тени смешаны по-барочному
причудливо и драматично, и где
“контрреформаторский”, мистический
дух универсализма часто принимает
отнюдь не официальную и не
ортодоксальную окраску, может
найти себе место и объяснение
странный монах из Стило, создавший
обновленную метафизическую систему
католического синтеза Вселенной
и Человека во имя грядущего
всемирного братства. В эту эпоху
религия, пройдя секуляризацию,
оставалась еще, так сказать,
естественно-историческим состоянием
умов , и во всем мире было
в лучшем случае 4-5 человек, которые
почти вышли из этого состояния.
Наряду с официальными и репрессивными
действиями ”воинствующей “
церкви эпохи Контрреформации
существовали весьма разнородные
стремления к очищению католицизма,
которые в своих наиболее радикальных
проявлениях (вплоть до Савонаролы)окрашивались
в утопически-плебейские тона. То
была реакция в широком смысле
- на идеи, институты и формы
жизни, выдвинутые не только
Реформацией, но и Ренессансом,
и вместе с тем реакция на
крушение ренессансного мышления
и гуманистического мифа, на мрачные
и разочаровывающие стороны протестантизма,
реакция на реакцию папской
курии. То были , в частности,
надежды ответить на трагический
вызов истории и спасти многие
ценности Возрождения, вернувшись
к углубленному католицизму.
Кампанелла
в известном смысле был прав,
когда писал : “ У церкви
нет большего защитника, чем
я “. Однако такая организация,
как католическая церковь, имеющая
за плечами долгую эволюцию, догматическая
и иерархическая, массовая и
харизматическая, не любит непрошеных
защитников, принимающих всерьез
провозглашаемые ею принципы
и пытающихся привести ее в
соответствие с ними. Инквизиция
держала Кампанеллу полжизни
в заточении именно за его
католицизм, слишком независимый.
Кампанелла после “обращения”
стал консерватором и мятежником,
деятелем Контрреформации и ее
жертвой, богословом и натурфилософом
одновременно. После 1606 года Кампанелла
не стал тривиальным католиком,
но пытался включить социально-утопические
проекты, элементы телезианства
и борьбу за интеллектуальную
свободу в рамки католицизма,
согласовав это все с теологией
и догматикой. Эта задача стала
бесконечным и трагическим противоречием.1
В
философии Кампанеллы
познание мира основано на
чувствах, на ощущениях, однако, с
другой стороны, вратами для
проникновения в тайны мира
является самопознание духа, исследование
человеком своего существа, представляющего
в себе “ малый мир”. Чувства,
передавая образы вещей, могут
обманывать человека. Чтобы человек
не находился в плену у них.
ему дан разум, который возвышает
его над земным миром. Ни
в одной из книг Кампанеллы
мы не найдем выражения последовательного
атеизма и материализма. По учению
Кампанеллы, Вселенная и все ее
части одушевлены. Это живое существо,
обладающее свойствами всех существ
- мощью, мудростью, любовью (potentia, sapientia,
amor). Низшие существа, хотя и лишены сознания,
но не лишены жизни, ибо из мертвого не
может возникнуть живое. Первоисточник
бытия - в боге. Однако понятие бога у Кампанеллы
отличается от христианского. Бог-все.
Природа - “скульптурный образ”, эманация
бога. Бог руководит миром, в отношении
земных существ его волю осуществляет
солнце. Все вещи стремятся не только сохранить
свое существование, но и вернуться к своему
первоисточнику - богу. Религия есть соединение
с богом через познание, волю и любовь.4
В основе
политических взглядов Кампанеллы
лежит мысль о преодолении
распада общества, к которым приводит
частная собственность и разделение
человечества на враждующие государства.
Главную причину всех бедствий
и неустройств современного ему
мира, источник главных зол - тирании,
софистики, лицемерия - Кампанелла.
видел в эгоизме, то есть
в социальном неравенстве, существовании
богатства и нищеты. “ Во всем
христианском мире,-писал он в
“Испанской монархии”,-обнаруживается
это заблуждение, что одни
- бедняки, а другие - богачи...И
сегодня мы видим, что у одного
есть сто тысяч скуди дохода,
а у тысячи людей нет и
трех скуди на одного”.Богатство
и бедность,власть денег приводят
к господству в обществе частного
интереса, к погоне за наживой,
к разрушению нравственности. “Каждый
обращает любовь свою на деньги,
а из этого произошли мошенничества,
и люди часто продают и перепродают
свою веру, видя, что деньги пользуются
поклонением и им власть над
всем, и подчинили корысти науку
и религиозные проповеди, и
забросили земледелие и ремесла,
став рабами денег и богачей”.Господство
в обществе неравенства, частного
интереса порождает ничем не
сдерживаемое себялюбие, индивидуализм.Воплощением
этих пороков Кампанелла считает
макиавеллизм.”Государство почитает
Макиавелли за Евангелие, - писал
он папе Павлу V.-Ведь никто
не верит ни в Библию, ни
в Коран, ни в Евангелие,
а верит только в личную
пользу.” Человек должен восходить
к богу через любовь и единение,
а не погрязая в мелких себялюбивых
интересах, считает Кампанелла. Против
частного интереса и социального
неравенства, против тирании государей
и раздоров, против основы всех
бед - частной собственности направлена
вся политическая деятельность
Кампанеллы.Только в свете его
протеста против частной собственности
и порождаемого ей частного
интереса можно понять его
страстную полемику против макиавеллизма,
выступления против церковных
расколов и государственных конфликтов,
во имя нового социального
строя, во имя всего человечества.Эта
программа Кампанеллы лежит в
основе всех, на первый взгляд
разнородных его сочинений.Ею
определяется глубокое внутреннее
единство “ Города Солнца”,
плана государственных преобразований
“Испанская монархия”, идеи всемирного
единения “Монархии Мессии”. 3