Идеи теократического устройства разумного государства в трудах Т.Кампанеллы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:08, доклад

Описание работы

П опытку создания универсального натурфилософского синтеза, охватывающего центральные проблемы философии, конкретных естественных и гуманитарных наук и включающего программу всеобщего социально-политического преобразования на основе принципов утопического коммунизма, предпринял в конце XVI-первой трети XVII века Томмазо Кампанелла (1568-1639).Современник Галилея и Декарта, Бэкона и Гассенди, он, однако, целиком принадлежит философской культуре Возрождения , и ,несмотря на живой интерес к достижениям современного естествознания, остается чуждым науке и философии Нового времени.

Работа содержит 1 файл

Идеи теократического устройства разумного государства в трудах Т.docx

— 48.34 Кб (Скачать)

Идеи теократического  устройства разумного государства  в трудах Т.Кампанеллы 

  

                             Коль позабудет мир “мое”,  “твое”  

                            Во всем полезном, честном и  приятном, 

                            Я верю, раем станет бытие, 

  

                           Слепое чувство - зрячим, не развратным,  

                           Высоким знаньем - тупость и  лганье,  

                          И гнет тирана - братством благодатным. 

  

                                             Т.Кампанелла. Сонет “ О золотом  веке”. 

  

  П опытку создания  универсального натурфилософского  синтеза, охватывающего центральные  проблемы философии, конкретных  естественных и гуманитарных  наук и включающего программу  всеобщего социально-политического  преобразования на основе принципов  утопического коммунизма, предпринял  в конце XVI-первой трети XVII века  Томмазо Кампанелла (1568-1639).Современник  Галилея и Декарта, Бэкона и  Гассенди, он, однако, целиком принадлежит  философской культуре Возрождения  , и ,несмотря на живой интерес  к достижениям современного естествознания, остается чуждым науке и философии  Нового времени.Человеком Ренессанса  его делает не только разносторонняя одаренность и широта интересов (ему принадлежат сочинения по философии и богословию, астрономии и астрологии, физике и математике, медицине, истории, поэтике, логике, не говоря о многочисленных политических трактатах, его итальянские и латинские стихи ставят его в ряд наиболее значительных поэтов 17 в., кроме того, он написал не дошедшую до нас трагедию о Марии Стюарт),не только “мистический склад ума”,но и необычайная даже для его эпохи сила характера, убежденность, мощное и неодолимое стремление к деятельности, к воплощению в жизнь своих научных, политических и нравственных идеалов.Свою собственную жизнь - многолетнее противоборство с враждебными силами политической и церковной реакции - он рассматривал как убедительное доказательство присущей человеку свободы, как воплощение гуманистических принципов достоинства человека. 

   

     Д 
 

жованни Доменико Кампанелла родился 5 сентября 1568 г. в городе Стило, в Калабрии, в семье неграмотного сапожника.Тяга к знаниям и незаурядные  способности привели его, как  и Джордано Бруно, к вступлению в 1582 г. в славящийся своими учеными  традициями Доминиканский орден, там  он принял монашеское имя Томмазо.Обширные познания и стремление к самостоятельному мышлению вскоре привели его к  столкновению с косным и невежественным окружением.В поисках альтернативы не удовлетворяющей его схоластической традиции, он открывает для себя натурфилософию Телезио, сыгравшую  определяющую роль в его дальнейшем развитии.Первая его книга - “Философия, основанная на ощущении”(1591),направлена против хулителя Телезио, защитника  перипатетической ортодоксии Дж.А.Марты, но, по существу, далеко выходит за рамки  апологии телезианства и является первым очерком собственной философской  системы молодого Кампанеллы, испытавшего  воздействие ренессансного неоплатонизма . Травля и преследования, которым  подвергло его монастырское начальство,послужили  толчком к его бегству сперва в Рим, затем во Флоренцию и  Падую, где он был арестован по обвинению в ереси.После нескольких лет инквизиционных процессов и  тюремного заключения Кампанелла возвращается в Неаполь, а в июле 1598 г. - в  Калабрию. 

  Там он становится  во главе обширного заговора, объединяющего всех недовольных  испанским владычеством, выступает  со страстными проповедями перед  народом и разрабатывает план  радикальных общественных преобразований  на основе общности имуществ  и всеобщего равенства и справедливости. В августе 1599 г. в результате  доноса заговор был раскрыт,  Кампанелла брошен в тюрьму.Ему  грозила смертная казнь, но, симулировав  сумасшествие, он добился отмены  смертного приговора. Двадцатисемилетнее  заключение в неаполитанской  тюрьме было заполнено постоянной  борьбой за право думать и  писать, за освобождение, за возвращение  к деятельной жизни. Несмотря  на жестокие условия заключения, в эти годы создает десятки  сочинений - прежде всего знаменитую  утопию “ Город Солнца”, трактаты  по философии, “Метафизику”,”Апологию  Галилея”. В 1617-1622 г. в Германии  выходит в свет несколько его  книг.  

    В 1626 г.  ему удается добиться освобождения  и перевода в Рим, где он  снова на несколько лет оказывается  узником инквизиционной тюрьмы. Покровительство папы Урбана VIII, заинтересовавшегося астрологическими  занятиями Кампанеллы, обеспечило  ему освобождение, но попытки  издания книг встречали противодействие  церковных властей, напечатанные  в 1630 г. “Побежденный атеизм”  и в 1633 г. “Монархия Мессии”  подверглись цензурному преследованию.  Интриги папских придворных и  происки испанцев вынудили Кампанеллу  бежать во Францию. Там он, преодолевая  сопротивление богословов Сорбонны, издает книги, пишет многочисленные  политические трактаты, надеясь  побудить правительство Франции  к освобождению Италии от испанского  ига.Умер Кампанелла в Париже 21 мая 1639 г.3  

 

  С 
 

амый большой парадокс этого мыслителя - в том, что тридцать тысяч страниц, написанных Кампанеллой, принадлежат словно бы разным людям. Самые названия их звучат странно  в устах калабрийского мятежника  и вольнодумца, пленника инквизиции :    “ Монархия Мессии”, “Речи  о свободе и счастливом подчинении церковному государству”, “Философское обоснование истины всеобщей религии  против антихристианства и макьявеллизма”, “Вспомнят и обратятся к Господу  все края земли” и т.д. Их содержание являет противоестественную с первого  взгляда смесь дерзко-обновленческих и безнадежно ретроградных суждений.1 Страстный противник испанского владычества, составивший заговор  и поплатившийся за это десятилетиями  тюрьмы, пишет трактат об испанской  монархии и подает королю советы о  подчинении Нидерландов, обосновывает права испанской короны на западное полушарие и представляет рекомендации о способах увеличения доходов в  вице-королевстве. Создатель коммунистической утопии проповедует идеал всемирной  монархии под эгидой папства. Уличенный  в ереси узник инквизиции хлопочет об обращении в католицизм всех народов  земли, опровергает лютеран и  кальвинистов, убеждает учредить конгрегацию  “Пропаганда веры” для подготовки ученых миссионеров. Защитник Галилея  составляет астрологические трактаты и гороскопы. Обличитель макиавеллизма  дает такие советы государям, каким  позавидовали бы самые ревностные почитатели флорентийского секретаря. Последователь  материалистического учения Телезио  сочиняет многотомные богословские труды и вступает в теологические  дискуссии. Обвиняемый в безбожии пишет  детальное опровержение безбожников - знаменитый “Побежденный атеизм”. 

  Может быть, как  считают многие исследователи,  большая часть этих книг  является  “случайными”, “непоследовательными”  или же продиктованными необходимостью  “изворачиваться”, маскировать свои  убеждения в жесточайших тюремных  условиях ? Но сам Кампанелла в  одном ряду называет “Испанскую  монархию” и “Город Солнца”,  “Астрологию” и ”Апологию Галилея” , “Богословие” и “О способности  вещей к ощущению”, “Метафизику”  и “Побежденный атеизм”, добиваясь с одинаковым упорством опубликования каждой из них и не считая нужным отречься ни от одной даже за год до смерти, уже на свободе. 

       К счастью, в философии Кампанеллы  не удается отделить семь пар  чистых идей от семи пар  нечистых. В основе многообразного  литературного наследия лежит  общая система взглядов, и внешние  противоречия отдельных книг  есть только внутренние противоречия  системы.Все свои книги Кампанелла  рассматривал как части одного  свода наук , “восстановленного  фра Томмазо Кампанеллой в  соответствии с собственными  принципами на основании двух  божественных книг - Природы и  Писания”.2 Все его метафизические, натурфилософские, астрологические,  коммунистические, эсхатологические, социально-критические, католико-апологетические  идеи не просто “сочетаются”, а питают друг друга и вырастают  из одного умонастроения. Для  нас эти идеи несоединимы, т.к.  история их потом резко развела  и рассортировала, но Кампанелла  сопрягал их по законам другого  типа культуры и другого интеллектуального  контекста. Основа связи натурфилософии, католицизма, утопии и веры  Кампанеллы в объединение мира - желание непосредственного и  немедленного,тотально-преобразовывающего  социального  действия. 

 

 П 
 

осле полного провала  калабрийского заговора и мучительного процесса Кампанелла должен был пережить “глубочайший кризис” (Л.Фирпо) и проделать  “изнурительный анализ” причин практической несостоятельности его реформистского действия. Он не смирился, но неизбежно  должен был, как человек политического  действия, поставить заново свое мировоззрение. В итоге он пришел к пророческой  убежденности в своей “конструктивной  миссии в лоне римской церкви”  и к объяснению юношеских неудач неправильно понятым призванием. Идеальная организация, способная  сплотить людей и осуществить mutatio magna (“великое изменение”) - католическая церковь. Нужно вернуться к ней. По выражению А.Корсано, Кампанелла стремился установить внутреннюю связь  между реформаторскими требованиями и институциональной реальностью. Коллизия XVII века между всяким исходящим  из абсолютизма универсализмом и  всяким секулязированным знанием была понята Кампанеллой как коллизия между божественной синтезирующей  Истиной, явленной ему, Кампанелле, и  еще не принявшим эту истину, из-за ложных истолкований и извращенного понимания, по заблуждению своему расколотым внешним миром. Поэтому, чтобы восстановить их “подлинный” смысл, он деформирует  идеи католицизма, утопии и натурфилософии, добросовестно растолковывает обеим  сторонам родственность ”настоящего  “ католицизма, надлежащим образом  метафизически истолкованного опытного знания и социальных перспектив. В  том и в другом, в идейно-политическом радикализме и идейно-политическом мракобесии, Кампанелла доходил до крайности выводов благодаря  редкой ясности и последовательности интеллекта и не менее редкому  проповедническому фанатизму. В  тогдашней Европе едва ли мог найтись  кто-либо, кто был бы левее или  правее этого доминиканца.  

   Только в  широчайшей панораме эпохи, где  свет и тени смешаны по-барочному  причудливо и драматично, и где  “контрреформаторский”, мистический  дух универсализма часто принимает  отнюдь не официальную и не  ортодоксальную окраску, может  найти себе место и объяснение  странный монах из Стило, создавший  обновленную метафизическую систему  католического синтеза Вселенной  и Человека во имя грядущего  всемирного братства. В эту эпоху  религия, пройдя секуляризацию,  оставалась еще, так сказать,  естественно-историческим состоянием  умов , и во всем мире было  в лучшем случае 4-5 человек, которые  почти вышли из этого состояния.  Наряду с официальными и репрессивными  действиями ”воинствующей “  церкви эпохи Контрреформации  существовали весьма разнородные  стремления к очищению католицизма,  которые в своих наиболее радикальных  проявлениях (вплоть до Савонаролы)окрашивались  в утопически-плебейские тона. То  была реакция в широком смысле - на идеи, институты и формы  жизни, выдвинутые не только  Реформацией, но и Ренессансом,  и вместе с тем реакция на  крушение ренессансного мышления  и гуманистического мифа, на мрачные  и разочаровывающие стороны протестантизма, реакция на реакцию папской  курии. То были , в частности,  надежды ответить на трагический  вызов истории и спасти многие  ценности Возрождения, вернувшись  к углубленному католицизму. 

     Кампанелла  в известном смысле был прав, когда писал : “ У церкви  нет большего защитника, чем  я “. Однако такая организация,  как католическая церковь, имеющая  за плечами долгую эволюцию, догматическая  и иерархическая, массовая и  харизматическая, не любит непрошеных  защитников, принимающих всерьез  провозглашаемые ею принципы  и пытающихся привести ее в  соответствие с ними. Инквизиция  держала Кампанеллу полжизни  в заточении именно за его  католицизм, слишком независимый.  Кампанелла после “обращения”  стал консерватором и мятежником, деятелем Контрреформации и ее  жертвой, богословом и натурфилософом  одновременно. После 1606 года Кампанелла  не стал тривиальным католиком,  но пытался включить социально-утопические  проекты, элементы телезианства  и борьбу за интеллектуальную  свободу в рамки католицизма,  согласовав это все с теологией  и догматикой. Эта задача стала  бесконечным и трагическим противоречием.1  

    

   В 
 

 философии Кампанеллы  познание мира основано на  чувствах, на ощущениях, однако, с  другой стороны, вратами для  проникновения в тайны мира  является самопознание духа, исследование  человеком своего существа, представляющего  в себе “ малый мир”. Чувства,  передавая образы вещей, могут  обманывать человека. Чтобы человек  не находился в плену у них.  ему дан разум, который возвышает  его над земным миром. Ни  в одной из книг Кампанеллы  мы не найдем выражения последовательного  атеизма и материализма. По учению  Кампанеллы, Вселенная и все ее  части одушевлены. Это живое существо, обладающее свойствами всех существ  - мощью, мудростью, любовью (potentia, sapientia, amor). Низшие существа, хотя и лишены сознания, но не лишены жизни, ибо из мертвого не может возникнуть живое. Первоисточник бытия - в боге. Однако понятие бога у Кампанеллы отличается от христианского. Бог-все. Природа - “скульптурный образ”, эманация бога. Бог руководит миром, в отношении земных существ его волю осуществляет солнце. Все вещи стремятся не только сохранить свое существование, но и вернуться к своему первоисточнику - богу. Религия есть соединение с богом через познание, волю и любовь.4  

   В основе  политических взглядов Кампанеллы  лежит мысль о преодолении  распада общества, к которым приводит  частная собственность и разделение  человечества на враждующие государства.  Главную причину всех бедствий  и неустройств современного ему  мира, источник главных зол - тирании,  софистики, лицемерия - Кампанелла. видел  в эгоизме, то есть  в социальном неравенстве, существовании  богатства и нищеты. “ Во всем  христианском мире,-писал он в  “Испанской монархии”,-обнаруживается  это заблуждение, что одни  - бедняки, а другие - богачи...И  сегодня мы видим, что у одного  есть сто тысяч скуди дохода, а у тысячи людей нет и  трех скуди на одного”.Богатство  и бедность,власть денег приводят  к господству в обществе частного  интереса, к погоне за наживой,  к разрушению нравственности. “Каждый  обращает любовь свою на деньги, а из этого произошли мошенничества,  и люди часто продают и перепродают  свою веру, видя, что деньги пользуются  поклонением и им власть над  всем, и подчинили корысти науку  и религиозные проповеди, и  забросили земледелие и ремесла,  став рабами денег и богачей”.Господство  в обществе неравенства, частного  интереса порождает ничем не  сдерживаемое себялюбие, индивидуализм.Воплощением  этих пороков Кампанелла считает  макиавеллизм.”Государство почитает  Макиавелли за Евангелие, - писал  он папе Павлу V.-Ведь никто  не верит ни в Библию, ни  в Коран, ни в Евангелие,  а верит только в личную  пользу.” Человек должен восходить  к богу через любовь и единение, а не погрязая в мелких себялюбивых  интересах, считает Кампанелла. Против  частного интереса и социального  неравенства, против тирании государей  и раздоров, против основы всех  бед - частной собственности направлена  вся политическая деятельность  Кампанеллы.Только в свете его  протеста против частной собственности  и порождаемого ей частного  интереса можно понять его  страстную полемику против макиавеллизма,  выступления против церковных  расколов и государственных конфликтов, во имя нового социального  строя, во имя всего человечества.Эта  программа Кампанеллы лежит в  основе всех, на первый взгляд  разнородных его сочинений.Ею  определяется глубокое внутреннее  единство “ Города Солнца”,  плана государственных преобразований  “Испанская монархия”, идеи всемирного  единения “Монархии Мессии”. 3 

Информация о работе Идеи теократического устройства разумного государства в трудах Т.Кампанеллы