Идеи теократического устройства разумного государства в трудах Т.Кампанеллы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:08, доклад

Описание работы

П опытку создания универсального натурфилософского синтеза, охватывающего центральные проблемы философии, конкретных естественных и гуманитарных наук и включающего программу всеобщего социально-политического преобразования на основе принципов утопического коммунизма, предпринял в конце XVI-первой трети XVII века Томмазо Кампанелла (1568-1639).Современник Галилея и Декарта, Бэкона и Гассенди, он, однако, целиком принадлежит философской культуре Возрождения , и ,несмотря на живой интерес к достижениям современного естествознания, остается чуждым науке и философии Нового времени.

Работа содержит 1 файл

Идеи теократического устройства разумного государства в трудах Т.docx

— 48.34 Кб (Скачать)

 

   И 
 

дея всемирной теократической монархии, развитая в “Монархии  Мессии” и “О царстве божием”, была впервые сформулирована в “Христианской  монархии”, написанной задолго до заговора. После провала заговора Кампанелла не отказался от своей мечты. Основу государства он видит в законе природы, выражающем волю бога. которую способна открыть человеческая мудрость и которой должен следовать человек.Конечная цель государственности - соединение всех людей под единой вселенской властью, отражающей единство бога. Утопия всемирной монархии, изложенная им в книгах “Монархия Мессии” и “ О царстве божием”, порождена у него стремлением прекратить братоубийственные войны между народами, голод, эпидемии ,когда одни народы могли бы приходить другим на помощь. Благодаря свободным путешествиям и связям между людьми “приумножатся науки” и установится всеобщее братство. Эта всемирная монархия мыслится Кампанеллой не как деспотическое правление одного сильнейшего государя. Это скорее своего рода союз государств и народов. Во главе его должен стать римский первосвященник. В Риме должен быть учрежден сенат, в который войдут либо главы всех государств, либо их представители. Все государства обязуются повиноваться постановлениям сената. Безусловно, воспрещаются всякие войны, все споры должны решаться путем мирного обсуждения. Если какой-нибудь тиран вздумает нарушить общее согласие, то все остальные государства должны выступить против нарушителя мира. 3 Но осуществление этой цели Кампанелла ждет от реакционнейших сил его времени. Разочаровавшись в народных массах, не поддержавших заговорщиков, он продолжал добиваться осуществления справедливого общественного устройства, надеясь использовать для этого государство и церковь, настойчиво предлагал план глубоких социальных преобразований европейским государям. Мы находим у него идею господства церкви над государством, всемирной монархии папы, не будучи в состоянии найти в окружающей его действительности силу, способную осуществить всемирное единство, он обращается даже к испанской монархии. 4 

   Свои надежды  на коренные изменения в общественном  устройстве, свои планы преобразования  человеческого общества, свои мечты  об установлении  справедливого,  естественного  и разумного  строя Кампанелла неизменно связывал  с ожиданием космического переворота. “Возвращение к невинному естественному  состоянию “ человечества Кампанелла  рассматривал как неизбежный  результат “естественного круговорота  вещей” ,под которым понимал господствующую  в космосе объективную закономерность.Непознанная,  она именуется “Роком, Судьбой  или Случаем”, но , осмысленная людьми, воплощается в “Благоразумии”  человеческого поведения , считающегося  с обстоятельствами. 

   Но если  Кампанелла пытался с помощью  астролого-эсхатологических представлений  обосновать и освятить задуманный  им социальный переворот, то  сама мысль о назревании необходимости  глубоких перемен возникла из  современной ему политической  действительности. 3 Конец 16 и начало 17 века были для Италии временем  глубокого хозяйственного упадка. В течение длительного периода,  предшествовавшего этим тяжелым  годам, Италия являлась самой  передовой в хозяйственном отношении  страной Европы. Экономический расцвет,  рост торговых связей, возникновение  капиталистических отношений создали  в Италии значительные кадры  мануфактурных рабочих. Но хозяйственное  развитие Италии было односторонним,  не образовалось внутреннего  национального рынка. Разрыв торговых  связей, вызванный великими географическими  открытиями и установлением турецкого  владычества в восточном Средиземноморье,  вызвал в Италии тяжелые хозяйственные  последствия. Положение плебейских  масс, оставшихся практически без  работы, и деревенской бедноты  было невероятно тяжелым, ни  в одной стране не были так  развиты нищенство и разбой. 4  “Взгляните на Италию”, - писал  Кампанелла в 1635 году в одном из последних своих политических сочинений, обращаясь к французам, - Там... платят налогов больше, чем имеют имущества, каждый платит подушную подать в 20 дукатов, даже если он нищий, только за то, что дышит воздухом... нет и ничтожной вещи, не обложенной налогом, и налоги растут из года в год и из месяца в месяц... Взгляните, найдете ли вы у них золото, серебро, веселость или же медь, мелкую монету, и тяжкий труд, и страдание, и постоянный страх, и жизнь, висящую на волоске! И горе тому, кто осмелится жаловаться!” Поэтому в теории грядущие мировые катаклизмы получили лишь видимость “научного” и теологического оправдания. 2 

 

c  
 

  очинение ”Город  Солнца” -  наиболее известное  и наиболее полное    

 воплощение программы  социально-политических преобразований  общества,  неразрывно связанное  со всей совокупностью философских  и политических сочинений Кампанеллы. “Город Солнца” написан в  форме диалога моряка-генуэзца, вернувшегося  из плавания, и хозяина гостиницы.  Но избрав для своего рассказа  эту форму , весьма распространенную  в античной литературе и в  15-16 веке, Кампанелла не сумел  использовать ее должным образом.  В сущности мы имеем не диалог, а сплошной рассказ от первого  лица, в который вкраплены в  угоду литературной традиции  часто бессодержательные реплики  собеседника, оправдывающие, и  то не во всех случаях, необходимость  перехода к новой теме рассказа, не внося в него ничего нового. Взятый сам по себе рассказ  построен по схеме, обычной  для такого рода утопических  произведений : путешественник во  время своих странствий попадает  в невиданную, вновь открытую  страну, где и находит осуществление  представляющегося ему совершенным  общественного порядка. Этот трафарет, выработавшийся еще в Древней  Греции (утопии Эвгемера, Ямбула  и др.), получил в 16-17 веках большое  распространение в связи с  новыми географическими открытиями. Стиль рассказа Кампанеллы - сухой,  абстрактный, лишенный ярких образов.  Его успех и влияние были  обусловлены не литературными  достоинствами, а сформулированными  автором довольно четкими коммунистическими  принципами. 4 Кампанелла создал  единую утопию справедливого  общественного устройства, основанную  на ликвидации частной собственности,  всемирном объединении человечества  в одном государстве, преодолении  национальных , государственных, религиозных  противоречий. Этому идеалу подчинен  не только “Город Солнца”,  но и “Монархия Мессии”, “О  царстве божием”, “Вспомнят и  обратятся...”, “Политические афоризмы”,  “Речи о свободе и счастливом  подчинении государству”, даже в  “Богословии “ цитируется и  воспроизводится “Город Солнца”.2 

 

  В 
 

сеобщее участие  в труде, который из проклятия  стал почетным и уважаемым делом - важнейшая черта общественного  строя Города Солнца. Солярии “того  почитают знатнейшим,кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет  применять их с большим знанием  дела”. Самые тяжелые ремесла, например кузнечное или строительное, считаются  у них и самыми похвальными.. “Самым гнусным пороком считают они  гордость, и надменные поступки подвергаются жесточайшему презрению. Благодаря  этому никто не считает для  себя унизительным прислуживать за столом или на кухне, ходить за больными и  т.п. Всякую службу они называют учением. Поэтому каждый, на какую бы службу ни был он назначен, исполняет ее как самую почетную.”  

    Люди ценятся  по их трудовым успехам и  знаниям. ”Они издеваются над  нами за то, что мы называем  мастеров неблагородными, а благородными  считаем тех, кто не знаком  ни с каким мастерством, живет  праздно и держит много слуг  для своей праздности и распущенности”. Они не мыслят себе жизни  вне общественного труда. Даже  инвалиды находят занятие по  силам. Солярии исключительно  усердны и умелы в работе  и ни в чем не испытывают  недостатка. В результате  “ всего  у них изобилие, потому каждый  стремится быть первым в работе ,которая и невелика ,и плодотворна”. 

  “ Занятия  отвлеченными науками и ремеслами  являются у них общими как  для мужчин, так и для женщин, с одним только различием :наиболее  тяжелые ремесла и загородные  работы исполняются мужчинами...”  4 Если мы припомним грубые  и нелепые оскорбления женщин  со стороны святого Иеронима  и отцов церкви, и если мы  подумаем о том соборе, где  серьезно спорили, не следует  ли причислять женщину к животным, не имеющим души, и большинством  только одного голоса решили, что она имеет таковую, то  остается только удивляться тому, что Кампанелла освободился от  освященных религией предрассудков  своего времени и имел смелость  отвести женщине те же права  и обязанности, что и мужчине.5  

  Благодаря всеобщему  участию в труде, рабочий день  в Городе Солнца сокращается  до 4 часов. Это преимущество Кампанелла  особенно подчеркивает в противоположность  реальной картине своего времени.  “ В Неаполе 70 тысяч душ  населения, - пишет он,  - а трудится  из них всего каких-нибудь десять-пятнадцать  тысяч, истощаясь и погибая  от непосильной и непрерывной  работы изо дня в день. Да  и остальные, пребывая в праздности, пропадая от безделья, скупости, телесных недугов, распутства, ростовщичества  и т.д., и множество народа портят  и развращают, держа его у себя  в кабале и делая соучастниками  собственных пороков, чем наносят  ущерб общественным повинностям  и отправлению общественных обязанностей.”  Свободное время солярии проводят  “в приятном занятии науками,  развитии умственных и телесных  способностей, и все это делается  радостно. Они не признают никакого  иного отдыха, кроме того, во время  которого приобретают еще больше  знаний, для чего и отправляются  в поле заниматься бегом, метанием  стрел и копий, распознавать  травы и камни и т.д. и  учиться земледелию и скотоводству  в составе то  одного, то другого  отряда.” 

 

          

   ”У 
 

 них все общее” - основная программа Кампанеллы  состоит в упразднении частной  собственности, причины неравенства  : ”Община делает человека одновременно  богатым и вместе с тем бедным : богатым - потому, что у них  есть все, бедным - потому, что  у них нет никакой собственности,  и поэтому не они служат  вещам, а вещи служат им.”  Каждый гражданин получает от  общества все, что необходимо  для удовлетворения его потребностей, но власти следят за тем,  чтобы никто не получил больше, чем ему надо. Все граждане  пользуются жильем в зданиях,  принадлежащих обществу, причем  они обязаны менять помещение  каждые 6 месяцев. Питаются граждане  в общей столовой. Врачи и хранители  одежды обеспечивают людей платьем,  плотным или легким, смотря по  времени года.Отпадает необходимость  каждому тратить силы на домашнее  хозяйство.”Предметы домашнего  обихода и пища их мало занимают, так как всякий получает все,  что ему нужно, а представляют  для них интерес лишь тогда,  когда это выдается в качестве  почетной награды. А героям  и героиням раздаются от государства  на празднествах во время трапезы  обычно либо красивые венки,  либо вкусные блюда, либо нарядная  одежда”. У государства есть  денежный фонд, но он используется  исключительно для внешней торговли.6 

   Ликвидация  частной собственности соединена  в “Городе Солнца” с упразднением  моногамной семьи.У соляриев “жены  общи и в деле услужения  и в отношении ложа”. Из  существования семьи Кампанелла  выводил возникновение частной  собственности и социального  неравенства.”Собственность образуется  у нас и поддерживается тем,  что мы имеем каждый свое  отдельное жилище и собственных  жен и детей “, а “отсюда  возникает себялюбие”.Дело здесь  не только во влиянии Платона  или монастырском воспитании  Кампанеллы.Общность жен, согласно  его учению, должна быть также  служить “научному” (“согласно  правилам философии”)государственному  контролю за деторождением. Поскольку  “производство потомства имеет  в виду интересы государства,  а интересы частных лиц лишь  постольку, поскольку они являются  частями государства; и так  как частные лица по большей  части дурно производят потомство  и дурно его воспитывают, на  гибель государства, то священная  обязанность наблюдать за этим ,как за первой основой государственного  благосостояния, вверена заботам  должностных лиц, и ручаться  за надежность этого может  только община, а не частные  лица”. Контроль за деторождением  осуществляется в Городе Солнца  в соответствии с биологическими  и астрологическими теориями  Кампанеллы. 3“На  деторождение  солярии смотрят как на религиозное  дело ,направленное на благо государства,  а не отдельных лиц, причем  необходимо подчиняться властям.  И то, что мы считаем для  человека естественным иметь  собственную жену. дом и детей,  дабы знать и воспитывать свое  потомство, это они отвергают,  говоря, что деторождение служит  для сохранения рода, а не отдельной  личности”. Опытный врач, которому  государство поручило ведать вопросами деторождения. должен, руководствуясь данными науки, так по природным качествам подбирать родителей, чтобы они обеспечивали появление на свет наилучшего потомства. При этом ученых мужей сочетают с женщинами бойкими и красивыми, толстых - с худыми, резких и неистовых - с кроткими, чтобы “уравновесить” эти качества в потомстве. Бесплодные женщины предоставляются в общественное пользование, но не пользуются большим почетом (“чтобы ни одна не предотвращала беременности ради сладострастия”). “Если же кто влюбится в женщину, то влюбленные могут разговаривать, шутить, дарить друг другу венки, подносить стихи, но если может быть опасность для потомства, совокупление не разрешается , если женщина не бесплодна или пока она не забеременеет”. 4   

 

    Т 
 

ем же рациональным принципам подчиняется в Городе Солнца воспитание и обучение детей.Всеобщему  невежеству народа в современном  ему обществе Кампанелла противопоставляет  заботу государства о просвещении. Сразу после вскармливания дети передаются на попечение назначаемых  государством воспитателей и воспитательниц, “и тут вместе с другими детьми они занимаются, играючи, азбукой, рассматривают  картины,бегают, гуляют и борются, знакомятся по изображениям с историей и языками... На седьмом году они переходят  к естественным наукам, а потом  к остальным, по усмотрению начальства, и затем к ремеслам. Для выявления  наклонностей детей их “водят в  мастерскую к сапожникам, пекарям, столярам, живописцам и т.д.”. Изучив естественные и отвлеченные науки, “постоянно усердно занимаясь обсуждением  и спорами” , юноши и девушки  “получают должности в области  тех наук и ремесел,где они  преуспевают более всего”. 3 В  Городе Солнца все стены расписаны  превосходнейшей живописью, в стройной последовательности отображающей все  науки.Каждый рисунок снабжен пояснительной  надписью в стихах или прозе. Разглядывая  настенную живопись, дети получают полное представление о животном и растительном мире Земли, о ремеслах и орудиях труда, о знаменитых ученых, изобретателях и достославных мужах истории. В распоряжении всех в идеальном государстве палестры, бассейны, лекционные залы, библиотеки. 

  Труд и физические  упражнения сделают людей здоровыми  и красивыми.Изменятся даже представления  о прекрасном.В Городе Солнца  нет некрасивых женщин, так как  у них “благодаря их занятиям  образуется и здоровый цвет  кожи, и тело развивается, и  они делаются статными и живыми, а красота почитается у них  в стройности, живости и бодрости.Поэтому  они подвергли бы смертной  казни ту, которая из желания  быть красивой начала бы румянить  лицо, или стала бы носить обувь  на высоких каблуках, чтобы казаться  выше ростом, или длиннополое  платье, чтобы скрыть свои дубоватые  ноги...И они утверждают, что у  нас все эти прихоти появились  из-за праздности и безделья  женщин, отчего портится у них  цвет кожи, отчего они бледнеют  и теряют гибкость и стройность, и поэтому приходится им краситься,  носить высокие каблуки и добиваться  красоты не развитием тела, а  ленивой изнеженностью, и таким  образом вконец разрушать естественное  развитие и здоровье не только  свое , но и своего потомства”. 

Информация о работе Идеи теократического устройства разумного государства в трудах Т.Кампанеллы