“Живут
они по большей части до
ста лет, а некоторые и до
двухсот.Пищу они употребляют
наиболее полезную по данному
времени года и вообще по
предписанию наблюдающего за
этим Главного Врача.”. У соляриев
не бывает ни подагры, ни
катаров, ни ишиаса, ни коликов,
ни венерических болезней - этому
способствует их здоровый и
активный образ жизни - скорее
воспаления или сухие спазмы,
часто они подвержены эпилепсии,
которую лечат молитвами и
укрепляющей мозг пищей. 6 Их
врачебное искусство настолько
же оригинально, насколько просто
: главным образом, ванны из
молока и вина, жизнь в деревне,
умеренное и постепенно усиливающееся
движение, музыка и танцы.Еще раньше,
чем обитатели солнечного царства,
женщины в Спарте мыли своих
новорожденных в вине, чтобы сделать
здоровыми и сильными, и Демокрит
лечил, как рассказывают, почечные
колики и ревматизм звуками
флейты.Однако наряду с этим
в Городе Солнца глубоко изучается
анатомия, что довольно смело
для времен Кампанеллы. 5
О
бщность всего имущества,
в том числе и личного, выражающая
примитивную уравнительную тенденцию
крестьянско-плебейского движения
средних веков, сочетается в коммунистической
утопии Кампанеллы с сохранением
разделения умственного и физического
труда : в то время как одна часть
общества (большинство) занимается физическим
трудом, функции организации производства,
научного и политического руководства,
научное и политическое руководство
обществом целиком передана в
руки особой группы ученых-жрецов. Наука
и религия в Городе Солнца сливаются
в единый магический культ. Решение
всех вопросов хозяйственной, культурной
и даже личной жизни граждан идеального
государства принадлежит своеобразной
духовной иерархии.
Во главе
общины стоим верховный правитель,
он же первосвященник, именуемый
“Солнце “ или “Метафизик”,
и обозначаемый Кампанеллой с
помощью солнечного символа .
Верховный правитель - мудрейший
философ и первосвященник одновременно.
Он должен знать историю и
нравы всех народов, математику,
абстрактные науки, физику, астрологию,
а также технические искусства
(Кампанелла впервые из мыслителей
поднял на такую высоту ручной
труд). Таким образом, правитель,
“пусть совершенно неопытен в
правлении государством , не будет
ни жестоким, ни преступным, ни
тираном именно потому, что он
мудр.” При нем имеются три
соправителя -Мощь, Мудрость и
Любовь (Пон, Син и Мор), - ведающие
: вопросами войны и мира, военным
искусством и ремеслами ; свободными
искусствами, науками, учебными
заведениями; вопросами контроля
за деторождением,воспитанием, медициной,
земледелием и скотоводством.
Избрание (пожизненное, за исключением
тех случаев, когда верховные
правители сами сочтут нужным передать
свои должности более достойным) высших
четырех правителей основано на совершенстве
их познаний во всех необходимых науках.
Это правительство
избирает (а по существу, назначает)
всех остальных должностных лиц,
причем избрание их утверждается
малым Советом. 3”Под началом
Мощи есть Стратег, Начальник
единоборств, Заведующий чеканкой
монеты, Казначей, Начальник арсенала,
Конюший, Начальник разведки, Начальник
конницы, Начальники пехоты и
артиллерии, Инженер, Юстициарий. Число
подчиненных Мудрости должностных
лиц соответствует числу наук
: имеются Астролог, Космограф, Геометр,
Историограф, Поэт, Логик, Ритор,
Грамматик, Медик, Физик, Политик,
Моралист. Любви подчиняются Заведующий
деторождением, Воспитатель, Медик,
Заведующий одеждой, Агроном,
Скотовод, Заведующий приручением
животных, Главный Кухмистр. У них
столько же должностных лиц,
сколько мы насчитываем добродетелей
: Великодушие, Мужество, Целомудрие,
Правосудие, Усердие, Благотворительность,
Бодрость, Воздержание... Судьи и
низшие должностные лица - учителя
и священники.
Высший
правительственный орган - Совет,
состоящий из первосвященника,
трех помощников и нескольких
высших сановников. Он сам себя
пополняет, выбирая членов из
намеченных народом кандидатов.
В Городе Солнца существует
народное собрание (Большой Совет),
который критикует деятельность
правящих, заявляет требования об
их смещении, намечает кандидатов
на посты. Он собирается каждое
новолуние и полнолуние. В нем
присутствуют все от двадцати
лет и старше, и всем предлагается
поодиночке высказаться о том,
какие есть в государстве недочеты,
какие должностные лица исполняют
свои обязанности хорошо, какие
- дурно... Должностные лица (кроме
высших) сменяются по воле народа...Все
по отдельности подсудны старшему
начальнику своего мастерства.Таким
образом, все главные мастера
являются судьями и могут присуждать
к изгнанию, бичеванию, выговору,
отстранению от общей трапезы,
отлучению от церкви и запрещению
общаться с женщинами...Тюрем и
палачей у них нет...Смертная
казнь исполняется только руками
народа, который убивает или побивает
осужденного камнями, и первые
удары наносят обвинитель и
свидетели”. 4
П
олитическая власть
в Городе Солнца соединяется со священнослужением
: первосвященником является Метафизик,
священниками - высшие должностные
лица.Они ведают богослужением и
исповедуют граждан.При храме
существует особая коллегия из 12 жрецов,
которые также принадлежат к
ученой элите:кроме пения псалмов,
“на их обязанности лежит наблюдать
звезды, отмечать из движения при помощи
астролябии и изучать их силы и
воздействие на дела человеческие...
Они определяют часы для оплодотворения,
для посева, жатвы, сбора винограда,
записывают замечательные события
и занимаются научными изысканиями”.
Характеристика религии соляриев, “закона
природы”, близкой к христианству, соединена
в “Городе Солнца” с изложением натурфилософских,
научно-астрономических и астрологических
учений самого Кампанеллы.
Не только
политическая власть связана
с религией, но и та и другая
связаны с наукой, как ее понимал
Кампанелла, - в неразрывном единстве
с магией и астрологией. 3 Осознание
практической цели знания приобретает
в философии Кампанеллы специфику,
связанную с историческими особенностями
возникновения новой науки в
недрах натурфилософии эпохи
Возрождения - форму учения
о магии как искусстве практического
применения знаний о мире. Кампанелла
писал об естественной магии
(использовании активных и пассивных
сил природы, связанном с физикой
и астрологией) и искусственной
( воздействие технических изобретений,
но лишь тех, механизм действия
которых еще неизвестен широким
массам). Таким образом, маг в
его понимании - это “философ,
который не ограничен созерцанием,
но действует, основываясь на
знании глубочайшей взаимосвязи
мира, вводя вещи приятные и
полезные всем, а немногих противящихся
убеждая, что они хороши”, а
магия должна служить практической
деятельности в целях всеобщего
преобразования. 2 Солярии добились
больших успехов в естествознании,
технике, медицине. Они построили
машины, облегчающие труд человека,
научились предсказывать погоду,
создали совершенное оружие. Солярии
достигают успехов в земледелии
: сообразуясь “ с ветрами и
благоприятными звездами”,”пользуясь
при этом тайными средствами”,
они “ ускоряют всходы, умножают
урожай и предохраняют семена”.
3Веря в таинственное значение
чисел , Кампанелла упоминает
в “Городе Солнца “ только
кабалистические. Стены города
защищают 7 укрепленных валов, 7 светильников
в храме ; воспитание детей
начинается с 6 лет для науки
и искусства и с 12 - для войны,
знамя на куполе храма содержит
36 символов, верховный вождь должен
быть не менее 36 лет от роду,
(6 и кратные 6 числа у Пифагора
- символ всякого благополучия) ;
у верховного правителя 3 помощника,
обучение наукам идет в форме
чтения трехстиший, с 3 лет дети
учат азбуку и т.д.4 Впрочем,
астрология не вела к фатализму
: “естественный круговорот вещей”
лишь создает предпосылки для
свободного человеческого деяния.Поэтому,
не полагаясь на божественную
и благоприятное стояние светил,
человек должен сам стремиться
к преобразованию мира. “ Солярии
неоспоримо доказывают, что человек
свободен, и говорят, что если
в течение сорокачасовой жесточайшей
пытки, какою мучили одного
почитаемого ими философа враги,
невозможно было добиться от
него на допросе ни единого
словечка признания в том, чего
от него добивались, потому что
он решил в душе молчать(здесь
Кампанелла вспоминает свою собственную
победу над палачами после
провала калабрийского заговора),
то, следовательно, и звезды, которые
воздействуют издалека и мягко,
не могут заставить нас поступать
против нашего решения!” 4
Вместе с тем
“магическая” религия соляриев
имеет еще важную общественную
функцию в утопической программе
Кампанеллы. Сохраняя в идеальном
государстве религию, Кампанелла
исходит из представления о
важнейшем значении духовного
единства в жизни общества. “Общность
душ создается и сохраняется
благодаря основанной на науке
религии, которая есть душа
политики и защита естественного
закона”, - писал он в “Политических
афоризмах”. Принимая религию как
магическую силу, объединяющую общество,
Кампанелла пытался разрешить
задачу духовной сплоченности
своей коммунистической общины.
Иной силы, способной воздействовать
на массы, калабрийский мятежник
не знал.В его теократии воплощен
идеал “научно”-магического руководства
обществом и одновременно стремление
с помощью магии истолковать религиозное
обеспечение духовного единства Города
Солнца.3
Б
удущее Города Солнца
может быть обеспечено лишь в том
случае, если Город станет неприступной
твердыней, а его жители, как мужчины,
так и женщины, будут в любую
минуту готовы к отпору врагам. Подобно
горе Стило, которую он в речах
перед участниками заговора именует
горой изобилия и свободы, высится
в воображении неаполитанского
узника неприступная гора, на которой
расположен Город Солнца.Постройки
Города составляют семь концентрических
кругов, или поясов. Каждый из них
тем больше возвышается над остальными,
тем ближе к центру. Из одного
круга в другой можно попасть
по четырем мощеным улицам сквозь
ворота, обращенные на четыре стороны
света. Город построен с таким
расчетом, что если бы неприятелю и
удалось взять приступом первый
круг, то для взятия второго ему
бы пришлось употребить вдвое больше
усилий, а для овладения третьим
- еще более. Следовательно ,тому, кто
задумал взять Город приступом,
пришлось бы брать его семь раз. Но
невозможно захватить и первый круг:
настолько широк земляной вал
и так укреплен он бастионами, башнями,
бомбардами и рвами.Все несут
военную службу. Ежедневно проводятся
военные учения. Сами солярии никому
не причиняют насилия, но немедленно
вступают в бой, если на них нападает
неприятель. Благодаря хорошему вооружению,
тщательно разработанной тактике
и героизму своих воинов они всегда
выходят победителями. Все больше
и больше распространяется их образ
жизни на соседние страны. ”Все имущество
покоренных или добровольно сдавшихся
городов немедленно переходит в
общинное владение. Города получают гарнизон
и должностных лиц из соляриев
и постепенно приучаются к обычаям
Города Солнца, общей их столицы, куда
отправляют учиться своих детей,
не входя для этого ни в какие
расходы”. Город Солнца, процветающий
и неприступный, служит примером для
всех людей. 6 Все страстно желают такой
организации общества, заявляет Кампанелла,
все мечтают о таких порядках,
как о золотом веке. Если они
до сих пор нигде не осуществлены,
то причина этому - в злонамеренности
государей, подчиняющих государство
своему произволу и предпочитающих
его высшим велениям разума.
Л
итературные влияния,
под которыми сложились социальные
идеи Кампанеллы, не трудно установить.
Он был хорошо знаком с классической
литературой. Хотя в “Городе Солнца”
мы встречаем прямые ссылки только
на Сократа и Платона, круг чтения
Кампанеллы был значительно шире.
Он, несомненно, изучал Аристотеля, читал
многих римских прозаиков и поэтов ( не
случайно руководства по сельскому хозяйству
и животноводству в его государстве носят
название “Георгики” и “Буколики”, подобно
книгам Вергилия). Не случайно, вероятно,
и сходства в географическом расположении
с древнегреческой утопией Ямбула, надо
думать, известной Кампанелле по Диодору
Сицилийскому. Самым сильным было, несомненно,
влияние “Государства” Платона, на которого
Кампанелла ссылается как на своего предшественника.
В части, посвященной брачным отношениям,
Кампанелла в основном повторяет идеи
Платона, почти ничего не добавляя. Другая
часть, сходная с “Государством “ Платона
- ведущая роль в идеальном обществе духовной
аристократии, но Кампанелла не устанавливает
замкнутой правящей касты с особенным
распорядком жизни и воспитания. Правящие
лица соединяют черты жречества с чертами
светского учительства, составляя своеобразную
духовную иерархию. Идея “правления мудрых
“ была воспринята Кампанеллой потому,
что соответствовала его собственным
общественным настроениям.
Вторая
группа литературных воздействий,
отмечаемых в “ Городе Солнца”
- воздействие ранних христианских
писателей, так называемых “
отцов церкви”. Мы находим
у него упоминание о Клименте,
Тертуллиане, Августине и многих
других. Он склонен истолковывать
не только отцов церкви, но
и более поздних средневековых
богословов, вплоть до Фомы Аквинского,
как защитников принципа общности.
4 Кампанелла ссылается на
“общину первых христиан, существовавшую
при апостолах, по свидетельству
св.Луки и св.Климента”, и на
“образ жизни христиан в Александрии,
наблюдаемый при св.Марке, как
удостоверяют Филон и св. Иероним”,
и на “жизнь клириков вплоть
до папы Урбана I”, и на “жизнь
монахов, которую св.Златоуст
считал возможным распространить
на все государство”, и на более
близкий пример - общины анабаптистов,
организовавших в 1534-35 гг. коммуну
в Мюнстере. 2 Такое слияние двух
традиций, античной и раннехристианской,
является типичным почти для
всех утопий 16-18 вв., это излюбленные
литературные аргументы той эпохи,
один из любопытнейший образчиков
приспособления для нужд нового
социального спроса идей, выросших
на совершенно иной социальной
основе. Кампанелла не говорит
о классовом строении платоновского
идеального общества, о том, что
трудящиеся живут вне коммунистической
системы, опускает высказывания
отцов церкви о практической
неприкосновенности собственности.
Как это ни покажется странным,
в “Городе Солнца “ мы не
увидим заметных следов утопии
Т.Мора, хотя в других произведениях
Кампанелла ссылается на него
как на проповедника идеи общности.
4 Это, в общем, и не случайно
: если “Утопия” Мора есть
произведение государственного
деятеля, который знает то общество,
которое умно критикует и горько
осмеивает, то Кампанелла не
знает мира : живя с детства
в коммунистической сфере монастыря,
он отдается смелому полету
метафизической мысли; еще молодым
будучи заключен в тюрьму и
проведя в тюрьмах в общей
сложности 33 года, видит социальное
положение людей только через
очки своего великодушного и
горячего воображения, которое
питают сочинения греческих писателей
и рассказы путешественников
о странных обычаях среди открытых
недавно в Азии и Африке
племен варваров и диких народностей.Он
строит свое идеальное государство,
не принимая в расчет никаких
препятствий для его осуществления,
и предлагает его людям в
твердом убеждении, что достаточно
только познакомить с ним народы,
чтобы оно осуществилось. 5 Больше
общих пунктов у утопий Кампанеллы
и Дони, достаточно известного
в середине 16 века плодовитого
флорентийского писателя. Но это
сходство следует скорее всего
отнести за счет общих социальных
предпосылок и влияния Платона
на обоих авторов. 4