Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:23, реферат
Пытаться говорить о Сергии Радонежском – это, по ощущениям, сметь войти в область запретного, неизъяснимого по своей природе, не могущего быть изреченным. Телесные черты великого святого земли Русской стерлись и давно заменились духовным портретом, то лик, который мы знаем по иконам, - это оттиск на нетленной плащанице народной памяти, проступивший из общего взгляда и запечатлевшийся из обратимости необратимого. Наш язык для вызывания «духа земного ангела» и «небесного человека» тщетен, для этого нужна родственность особого рода.
Введение…………………………………………………………………………...3
Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского…………………4
Рождение и детство…………………………………………………….4
Начало монашеской жизни……………………………………………7
Образование Троице-Сергиевого монастыря……………………….11
Общественное служение Сергия Радонежского……………………13
Старость и кончина преподобного…………………………………..27
Идее русской религиозной философии…………………………………28
2.1 Исихазм………………………………………………………………..30
2.2 Образ Святой Троицы………………………………………………...39
2.3 Мистицизм…………………………………………………………….41
2.4 Подвижничество и старчество……………………………………….44
Заключение…………………………………………………………………...45
Список литературы…………………………………………………………..47
Преподобный Сергий Радонежский стал подлинным «светильником» для современников и потомков – человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Избегая искуса судить и назидать, он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь. Поэтому жизненный путь «великого старца», как его называли, выглядит и парадоксальным – всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем. Уже при жизни преподобного Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси, которого столь жаждал русский народ в XIII-XIV столетиях.
Вскоре после смерти, в 1447 году, преподобный Сергий Радонежский был канонизирован, а позднее почитался как небесный покровитель и заступник московских государей. И недаром именно в Троице-Сергиевом монастыре крестили великокняжеских и царских детей.
Заключение
Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского – это его жизнь.
Подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи.
В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к «жизни во Христе», ввел идею и практику «высокого жития», как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить», «ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения». По сути дела, в этом завещании, в краткой форме, выражены все главные составляющие идеи «высокого жития».
Проповедуя «высокое житие», Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов – богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. «А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим», – говорил Сергий.
Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Отказ от всего мирского должен был способствовать тому, чтобы иноки хранили «чистоту души», как необходимое условие «высокого жития». В этом смысле, Сергий Радонежский следовал древней монашеско-аскетической традиции. В тексте Жития говорится, что в своем сердце (»на сердци имеа») преподобный Сергий носил примеры знаменитых древних подвижников, основателей монастырской вообще и, в частности, общежительской традиции -Антония Великого, Евфимия Великого, Савву Освященного, Пахомия, Феодосия и прочих.
Немаловажным условием «высокого жития» были идеи смирения и любви. И Сергий Радонежский всей своей жизнью доказывал окружающим – жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло. Недаром Г.П. Федотов, говоря о Сергии Радонежском, вполне справедливо заметил: «Смиренная кротость – основная духовная ткань его личности».
Такие светоносные явления, как Сергий Радонежский, становятся не итогом чего-то, а предвестием, в том числе необходимостью спасительных переходов через духовное бездорожье. Когда окаянство в России принялось одолевать пришли Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский и вновь указали переправы через предстоящие потоки лжи и грязи на противоположный берег, где, установясь на твердую почву, русский человек сможет опять обрести себе в праведных трудах.
Много тяжкого ждет его
впереди, особенно в ближайшие годы,
но не оставят его Великие
Список литературы
1. Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н., Никонов К.И., уч. Основы религиоведения, М, «Высшая школа», 2002, 511с.
2.Губина В.Д., Сидорина Т.Ю., Флатова В.П., уч. 2-е изд. доп. и перераб. «Философия», М, Остожье, 2001, 704с.
3.Зеньковский В.В., История русской философии. В2-х тт. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999, 325с.
4. Крупин В. Н., Великие Русские Святые, М, «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003, 320с.
5. Кусков В.В., История древнерусской литературы., М., «Высшая школа», 1989
6. Мейендорф Иоанн, Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение, издание 2-е, исп. и доп. для русского перевода,С-П, «Византинороссика», 1997, 480с.
7. Мень Александр, Мировая духовная культура, "Нижегородская ярмарка", 1995, 671 с.
8. Соколова Т. А., Преподобный Сергий Радонежский, М., «Новатор» 1996, 384 с.
9. www.hesychasm.ru
10. www.hrono.ru
11. www.stsl.ru
12. www.pravoslavie.ru
Информация о работе Идеи русской религиозной философии и Сергий Радонежский