Философское понимание счастья

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:45, реферат

Описание работы

Представления о счастье – самый древний элемент мировоззрения человека. Начиная с Платона и до наших дней, категория счастья была и есть в центре горячих дебатов в этике и политике. Каждый человек имеет своё представление о счастье: для одних это материальное благополучие, для других наличие смыла в жизни, для третьих – это сочетания множества различных факторов: положительных эмоций, межличностного общения, здоровья и др. Вся жизнь человека – это естественное стремление к счастью. И хотя счастье многими понимается как смысл человеческой жизни, то, к чему человек стремится всю свою жизнь, тем не менее, единства в понимании счастья нет до сих пор. Что же такое счастье? Если мы довольно четко можем определить, что есть несчастье, то дать определение счастью гораздо сложней. Не вызывает сомнений тот факт, что каждый человек понимает счастье по-своему и по-своему стремится достичь его.

Работа содержит 1 файл

СЧАСТЬЕ))) РЕФЕРАТ.docx

— 45.34 Кб (Скачать)

  Интересно, что сколько бы мы ни уравнивали «за» и «против» счастья, ни решали дилемму «женись, брат Лукане женись, брат Лука»,все равно считается, что Лука проиграет и так и эдак. Дело в том, что в жизни наблюдается явная ассиметрия не в пользу счастья:

  а) здоровье и свободу мы ценим после того, как их утратим. Пока мы чемто не обладаем, то болезненно ощущаем его отсутствие, когда же приобретаем, то привыкаем и уже никаких ощущений по этому поводу не испытываем даже самые сильные чувства имеют тенденцию .притупляться. То, что казалось неисчерпаемым источником радости, со» временем перестает радовать, но утрата будет новым несчастьем;

  б) время  не течет равномерно, оно проходит тем быстрее,. чем приятнее, и наоборот. Страдания оставляют более яркий след в памяти. (И. А. Бунин: «Чувства радости почти ничего не значат по сравнению с чувствами печали»);

  в) с  удивительным постоянством повторяются из века в век мысли о тщете жизни. Такой, казалось бы, жизнерадостный народ, как греки эпохи античности, не верили в счастье-вечное беспокойство человеческого духа, слабость тела, чрезмерные надежды, тяжесть труда, изменчивость судьбы, быстротечность времени, запоздалое познание смысла жизни все это приводит к несчастью. Людям проще представить ад, чем рай. В русских народных сказках описываются» долгие мытарства героев, когда же дело доходит до счастливой развязки, тут уж будто не хватает слов, и сказка оканчивается словами: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало» или: «Стали жить-поживать и добра наживать».

  Сколько бы мы ни приводили примеров ассиметрии не в пользу счастья, люди, тем не менее страстно к нему стремятся. «Люди, писал Вольтер, ищут счастья, как пьяный свой дом, не могут найти, но знают, что оно есть».

  Если  вы хотите узнать, как представляют счастье ваши» близкие, попробуйте им задать следующие вопросы:

  1. Зависит  ли счастье от уровня образования  и культуры?

  2. От  материального благосостояния?

  3. От  наличия творческих способностей?

  4. От  умения приспосабливаться к жизни?

  5. Является  ли безответная любовь одной  из причин несчастья?

  6. Счастье  чаще наступает при серьезном,  разумном, трудолюбивом образе жизни  или при импульсивном легком  настрое?

  7. Мужчины  себя чаще считают более счастливыми,  чем женщины. Почему? (Может быть, потому, что более независимы от личных отношений).

  При ориентации на те или иные представления о счастье встает проблема выбора. Счастье есть осуществление внутренней свободы. 
 
 
 
 
 

  Обратимся к истокам философии и представлении философов о счастье

  Доминирующая  потребность человека  потребность  в реализации самого себя, своей  творческой потенции, что и дает ощущение полноты бытия, счастья. Творческое начало связано с субъективностью. Человеческая субъективность это целостность, то, что, по словам Аристотеля, означает «энтелехию, смысл». (См. Аристотель. О душе).

  Развитие  личности заключается как в освоении культуры общества, так и во все  более полном развитии человеческой индивидуальности. Индивидуализация есть обретение личностью своего «Я», развитие способностей и дарований, овладение культурой, социализация одновременно выступает индивидуализацией, формированием индивидуальных ценностных ориентаций, жизненных "интересов, целей. Формирование творческого мышления прежде всего связано деятельностью самого человека, его ответственностью за рост духовных потребностей, нравственных принципов.

  А. Эйнштейн считал наиболее сильным мотивом  творчества желание оторваться от серости  и монотонности будней и приобщиться к миросущностных идей; духовное начало создает личность и дает ей устойчивый центр. В научном творчестве человек стремится выразить свою причастность к: законам мироздания, в художественном  ищет ответ на. вечные вопросы смысла жизни, добра и страдания.

  «Что  есть Я?»  спрашивал Л. Н. Толстой  и отвечал: «Я есть соединение двух деятельностей. Одна из них ограничена и зависима от внешнего мира через  телесную организацию человека, составляет все то, что мы называем потребностями  человека. Другая, духовная  ничем  не ограничена и потому свободна, она-то и составляет сущность сознания человека». Стремление разрешить противоречие духовного и плотского начала прослеживается у Л. Н. Толстого на протяжении всего творчества, начиная с автобиографических заметок и кончая «Исповедью». 
 
 
 
 
 

  Кое-что  о счастье (из моих заметок):

  Так как понятие «Счастье» относится  к наиболее общим понятиям, дать ему определение весьма трудно.

  Определения могут быть:

  -  простейшие негативные – «не  в деньгах счастье»;

  -  простейшие позитивные – «высшее  удовлетворение, полное довольство, успех, удача»;

  -  казуистические – «счастье есть  отсутствие несчастья»;

  -  парадоксальные – «счастливей  всех шуты, дураки, сущеглупые и нерадивые, ибо укоров совести они не знают, призраков и прочей нежити не страшатся, боязнью грядущих бедствий не терзаются, надеждой будущих благ не обольщаются».

  Люди  серьезные (попы, философы и социологи) разработали множество подходов к изучению счастья.

  Социология  счастья основывается на принципе потребления и на теории человеческих потребностей. Сущность данного направления заключается в признании внешней по отношению к человеку социальной природы счастья. Человек и счастье представляются обособленными феноменами, исследуется и оценивается степень значимости общеизвестных благ. По мнению сторонника этого направления П.А. Ландесмана, известного современного исследователя проблемы счастья: «Только раскрытие объективной основы и социальной сущности человеческих потребностей позволяет научно подойти к разрешению проблемы счастья: выявить, во-первых, содержание, круг, объем и структуру потребностей в каждых данных конкретно-исторических условиях, т.е. определить в чем действительно люди нуждаются для достойной жизни, а также, во-вторых, какие из этих потребностей и в какой степени могут быть удовлетворены обществом на той или иной ступени своего развития».

  (Очень  похоже на работу профессора. Выбегало в этом направлении).

  Историко-культурная традиция счастья. Данное направление мысли не ведет какого бы то ни было подсчета и анализа счастья и счастливой жизни индивида. Главная цель здесь – вернуть современного человека, заблудившегося в поисках счастья в социуме и культуре, к его истинной духовной природе и к подлинному счастью. Многочисленные древние «рецепты» счастья, почерпнутые из раскрываемых сегодня источников эзотерической мудрости, равно как мудрости народной, традиционно этнической, невероятно просты в своей основе, ибо предлагают человеку направить все свои усилия и сосредоточить всю свою деятельность на последовательную гармонизацию его внутреннего бытия и преобразование окружающей реальности. Работы, представляющие данное направление в изучении счастья, невероятно разнообразны по формам воплощения, но все они, активно циркулируя в современной культуре, подчиняются главному принципу – указать индивиду путь к первородному, естественному и, главное, достижимому счастью. Концепция счастья, на которой основывается историко-культурная традиция счастья, заключается в мысли о том, что счастье – это естественное состояние человека, отвечающее его настоящей природе. Каждый индивид рождается с потенциалом счастья, который он обязан полностью реализовать в условиях земной жизни, в процессах индивидуального становления и взаимодействия с внешним миром, заключенном в мире природы, культуры и социума. А когда далее пошли ссылки на теорию физического вакуума, торсионное поле Земли, хранящее и материализующее мыслеформы человека, стало понятно, что занесло авторов куда-то. Опять вспомнился профессор Выбегало с его проектом идеального человека.

  Психология  счастья. А. Маслоу сконструировал иерархическую модель мотивации и выделил пять уровней потребностей, которые считал врожденными и универсальными для любого человека: Первый уровень – физиологические потребности, второй – потребности в безопасности, третий – потребности в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе, четвертый – потребности в уважении и признании и пятый, наивысший уровень – потребность в самоактуализации, т.е. потребность в реализации своих творческих потенций, своего личностного начала. Эта система дает иерархию человеческих стремлений и представлений о счастье соответственно. То есть, индивид может в своем счастье остановиться на физиологических потребностях, и его интересы будут ограничены этим уровнем, а может «подниматься» по лестнице потребностей и сопрягать счастье с соответствующими уровнями. При этом универсальность иерархии потребностей Маслоу состоит еще и в способности индивида удовлетворять высшие потребности при условии неудовлетворения низших. Так, невозможно лишить человека ощущения счастья, если он удовлетворен, например, своей творческой деятельностью, но не имеет четкой связи с той или иной социальной группой. В данном случае для индивида важно психологическое счастье от процесса сотворения. Одновременно с этим, первые четыре уровня потребностей могут обеспечить прочную основу для удовлетворения потребности реализации себя и принести счастье, когда индивид «создает» себя не вопреки обстоятельствам и нереализованным нуждам, а с их помощью, благодаря их благотворному влиянию.

  Инструментом, позволяющим достигать состояния счастья, во всех небредовых учениях признается деятельность, труд. Обычно имеют ввиду деятельность чисто творческую, в том числе и научную.

  В том  же «Понедельнике» о деятельности учёных сказано замечательно: «Трудовое законодательство нарушалось злостно, и я почувствовал, что у меня исчезло всякое желание бороться с этими нарушениями, потому что сюда в двенадцать часов новогодней ночи, прорвавшись через пургу, пришли люди, которым было интереснее доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя водкой, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных степеней легкости. Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно… Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же»

  Вот с этим я полностью согласна.

  P.S. Когда-то  и у нас в Институте Атомной  Энергии им. И.В. Курчатова была  подобная атмосфера. А общение  с физиками, которые зачастую  не прочь «полялякать» на мировоззренческую тематику, способствует расширению кругозора в различных областях.

  P.P.S. А второй афоризм Гельвеция,  вынесенный в эпиграф, можно  проиллюстрировать известными высказываниями  наших бывших соотечественников:

  ·  Если бы я был царь, я бы жил  лучше, чем царь – я бы ещё немножечко шил.

  ·  Имею возможность купить козу, но не имею желания, имею желание купить дом, но не имею возможности …пусть  всегда наши желания совпадают с нашими возможностями (тост из «Кавказской пленницы»).

  Счастье: никто, конечно, не знает точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по-разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием. Удовольствие - это имитация счастья. Самым крайним видом такого иллюзорного счастья является наркотическое опьянение: человек полностью отрешен от мира, полностью растворен в чистом удовольствии, он абсолютно счастлив и доволен, и больше ничего ему в данный момент не нужно. Правда, потом наступит очень тяжелое похмелье, человека ждут тяжкие страдания, но сейчас он об этом не думает.

  Многие  отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей: у них все есть, они богато живут, им легко доступны физические и духовные удовольствия - что еще надо для счастья? Есть старая древнегреческая легенда, в которой повествуется, как богатый царь Крез спросил мудреца Солона, видел ли когда-нибудь Солон счастливого человека. На что Солон ответил, что никогда не видел и вообще видеть счастливого человека нельзя. "Но ведь я перед тобой, - возмутился Крез, - самый счастливый, потому что я самый богатый". Но Солон ответил, что об этом еще рано судить, так как Крез еще жив. Действительно, вскоре на Креза напали враги, разгромили и разграбили его государство и убили его самого. Греки считали, что лишь смерть придает жизни законченный вид. Жизнь должна завершиться, и тогда можно ответить, счастлив ли человек. А пока она продолжается, сказать этого нельзя.

  Некоторые люди связывают свое представление  о счастье с карьерой, прежде всего  с политической: им кажется, что настоящее  счастье - иметь власть, управлять  другими людьми, все время быть на виду, слушать крики одобрения. Но, как показывает жизнь, политические деятели редко бывают счастливы - власть быстро развращает и опустошает человека.

Информация о работе Философское понимание счастья