Философское понимание счастья

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:45, реферат

Описание работы

Представления о счастье – самый древний элемент мировоззрения человека. Начиная с Платона и до наших дней, категория счастья была и есть в центре горячих дебатов в этике и политике. Каждый человек имеет своё представление о счастье: для одних это материальное благополучие, для других наличие смыла в жизни, для третьих – это сочетания множества различных факторов: положительных эмоций, межличностного общения, здоровья и др. Вся жизнь человека – это естественное стремление к счастью. И хотя счастье многими понимается как смысл человеческой жизни, то, к чему человек стремится всю свою жизнь, тем не менее, единства в понимании счастья нет до сих пор. Что же такое счастье? Если мы довольно четко можем определить, что есть несчастье, то дать определение счастью гораздо сложней. Не вызывает сомнений тот факт, что каждый человек понимает счастье по-своему и по-своему стремится достичь его.

Работа содержит 1 файл

СЧАСТЬЕ))) РЕФЕРАТ.docx

— 45.34 Кб (Скачать)

  1. Невежественный город – его жители не знают и никогда не знали, что есть подлинное счастье, поэтому они и не стремятся к нему. За благо они почитают: «телесное здоровье, богатство, наслаждения, свободу предаваться своим страстям, почести и величие» . Обладание этими благами и является счастьем для жителей невежественного города. Невежественные города бывают нескольких видов:

  а. Город  Необходимости - где стремятся удовлетворять  только насущные требования выживания;

  б. Город Обмена - где для жителей достижение богатства есть цель всей жизни;

  в. Город  Низости и Несчастья - где царствует  гедонизм, жители его стремятся к различного рода наслаждениям;

  г. Город  Честолюбия - где все стремятся  к похвалам и признанию;

  д. Город  Властолюбия – где смыслом  жизни является достижение власти, победа над другими людьми, их покорение  и подчинение себе;

  е. Город  Сластолюбия - где правит бал полная распущенность.

  2.    Безнравственный город – его жители знают, что есть истинное счастье и добродетели, но ведут себя так, как будто не знают их, как невежественные.

      3.  Переменчивый город – был Добродетельным, но впоследствии переменился.

  4. Заблудший город - его жители полагают, "что счастье будет после этой жизни" , т.е. надеются на загробную жизнь.

  5. Добродетельный город - "в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье", где царит мир и взаимоподдержка, где «люди помогают друг другу в целях достижения счастья». Такой город управляется централизованно, а его глава обладает всеми добродетелями. Аль-Фараби считал, что будущее есть только у Добродетельных городов, всех же остальных ждет распад и гибель. Но, по мнению аль-Фараби, «вся земля станет добродетельной, если народы, ее населяющие, будут помогать друг другу для достижения счастья».

  Аль-Фараби считал, что "Счастье - это добро, искомое ради себя... Действия, помогающие достижению счастья - это прекрасные действия. Нравы и привычки, которые производят их, - это добродетели"; "Человек не может быть с самого начала, от природы наделенным добродетелью или пороком, так же как он не может быть прирожденным ткачом или писцом". После смерти души людей освобождаются, сливаются на небесах и достигают счастья, и чем более они умножаются, тем больше их общее счастье. Злые же души, не способные оторваться от материи, гибнут вместе с ней.  
 
 
 
 
 
 
 

  Из  истории: В античной философии существовало два основных представления о счастье. Гедонистическое направление (основано Аристиппом из Кирены род. ок. 435 – ум. ок. 355 гг. до н.э.), в котором счастье – есть  сиюминутные наслаждения, чувственная радость, удовольствие как мотив и цель всего поведения человека. Эвдемонистическое направление (термин «эвдемония» введён Аристотелем)  – рассматривало счастье, как стремление к полному, устойчивому, целостному благу, счастье как мотив и цель всех стремлений. При этом для эвдемонистического счастья обязательно наличие внешнего фактора, внешней оценки со стороны, т.е. данное направление, является объективным, наличие внешнего, божественного или случайного фактора, который ведёт за собой состояние счастья.Кроме этих двух основных подходов к пониманию счастья, каждый философ Античности, так или иначе, касался понятия счастья, еще в I веке до н.э. римский философ Варрон насчитал 289 различных точек зрения на счастье, так например, для Аристотеля «Свободное применение своего таланта есть счастье», для Платона «Счастье (эвдемония) – заключается в знании совершенства чисел», для Цицерона: «Все, обладающие добродетелью, счастливы. Счастливее всех тот, кто зависит только от себя» – этот список можно продолжать бесконечно, и в каждом новом определении будет какая-то одна точная идея, без которой счастье действительно невозможно.

  Начало  нового летоисчисления, ознаменовалось новым взглядом на понимание и  достижение счастья. Евангельское понимание  счастья подразумевает, прежде всего, смирение с тем, что дано человеку — и физически и метафизически. Основным аргументом в пользу такого понимания счастья в христианской мысли является текст первой из девяти заповеди блаженств — «Блаженны  нищие духом, ибо их есть Царство  Небесное», который традиционно  истолковывается в смысле возведения добродетели смирения на первое место  среди всех прочих христианских добродетелей. Счастье возможно лишь там, где человек  отдает себя, жертвует собой ради тех, кого он любит. Лишь жертвенная любовь делает людей счастливыми.

  Здесь же необходимо отметить, что этимологический  анализ термина «счастье» позволяет  в некоторой степени приблизиться к определению смыслового пространства его как философского понятия. Корень слова «часть», однокоренные ему слова «участь», «участник», «причастность», «причастие», приставка «с» в русском языке означает соединение с чем-либо, совместное бытие, сопричастие чему-то. Таким образом, получается, что понятие «счастье» в данном контексте можно понимать как соединение с некоей частью — а именно, со своей собственной долей, то есть осознание своей судьбы, своего места и назначения. В таком понимании счастья,  счастье становится возможным, когда в жизни существует смысл, цель, предназначение, возникает осмысленность.

  В.Розанов, Н.Бердяев, А.Введенский и другие философы противопоставили принципу стремления к счастью принцип стремления к смыслу как направленности на что-то ценное в мире. Счастье по-прежнему рассматривалось как субъективное переживание, но уже не замкнутое  в себе, а интенциональное переживание, порождаемое открытием и реализацией смысла посредством действий в мире. Эмпирические исследования последнего десятилетия в русле позитивной психологии свидетельствуют в поддержку этого понимания.

  Счастье и духовное совершенствование человека

  Каждый  понимает счастье поразному. Вопрос «что есть счастье?» равнозначен в некотором смысле вопросу «что есть истина?». Уяснение этой проблемы позволяет нам осознать свое отношение к жизни, свои идеалы, ценностные ориентации, нравственные принципы. Очевидно, более правомерно ставить вопрос не о том, как сделать себя счастливым, а о том, как стать достойным счастья.

  Ф. Ницше  считал, что мудрый человек не обязан быть счастливым: если человек знает, зачем он живет, ему не важно, как  он живет. Но большинству людей, особенно в юном возрасте, такие рассуждения  покажутся чересчур суровыми, чересчур пессимистичными. Как это нет  счастья, когда каждый день приносит столько радости? А сколько таких  радостей, сколько счастья нас  ожидает впереди! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Афоризмы  о счастье

  «Счастье  людей заключается  в том, чтобы любить делать то, что они  должны делать. Но общество не основано на этом принципе» 

  «Для  того чтобы мы всегда были счастливы, нашему счастью должно всегда чего-нибудь не хватать»

«Стремление к счастью прирождено человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали.»    ( Энгельс Ф.)

«Где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще. Стремление к счастью — это стремление стремлений.»    ( Фейербах. Л)

«Каждый человек хочет быть счастливым, должен быть счастливым и имеет право быть счастливым.»               ( Шелгунов Н. В.)

«Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека.»  ( Ушинский К. Д.)

«Человек создан для счастья, как птица для полета».       (Короленко В. Г.)

«Счастье в своем полном объеме есть наивысшее наслаждение, к которому мы способны, а несчастье — наивысшее страдание.»      ( Локк Д.)

«Говорят, что несчастье хорошая школа, может быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному.» (Пушкин А. С.)

«Способ быть счастливым в жизни есть: быть полезным свету и в особенности Отечеству.» (Карамзин Н. М.)

«Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.»  (Дидро Д.)

«Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастье других.»    ( Сухомлинский В. А.)

«Наивысшее личное счастье — бороться за что-то более значительное, чем личные интересы.»                        (Сухомлинский В. А).

«Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим.»     (Бентам И.)

«Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья.»        (Чехов А. П.)

«Личное счастье невозможно без счастья других.»   (Чернышевский Н. Г.)

«Счастье- это мудрость, умение ценить то что имеешь...»

«Счастье бывает одно-жить для другого.»       ( Толстой Л.Н.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Разные  толкования счастья. В обыденном представлении счастье ассоциируется с удовольствием. Люди чаще имеют возможность и желание получить поверхностные удовольствия, а не глубокие. Причем тот, кто познал много поверхностных удовольствий, имеет меньше возможностей испытать в будущем такие, которые захватили бы его целиком.

  В философском смысле: счастье  поиск  истины, реализация своих творческих потенций. В осознании  вопросов счастья  проявляется вся  личность человека в  целом: эмоциональная, волевая, интеллектуальная сфера.

  Итак, что же такое счастье? Каждому  свое, каждый сам должен сознать  свое представление о счастье, но для этого каждый должен познать  самого себя.

  1. «Познай самого себя» гласит, надпись на Античном храме в Дельфах. «Познай самого себя» не уставал повторять Сократ,

  2. Счастье  в удовлетворении желаний. Наоборот, счастье в неудовлетворенных  желаниях, т. к. неудовлетворенные  желания побуждают к действию, что придает жизни очарование. Бывает и так, что счастье  ожидания больше, чем реализованное  желание, ибо случается, что осуществленные желания разочаровывают.

  3. Счастье  в любви. Но счастье в любви  часто выступает как зависимость  от партнера, и тогда появляется, желание освободиться. Может быть и наоборот  отдаться на волю волн и утонуть в любви, потерять себя как личность. В первом случае мы теряем объект привязанности, во втором теряем ощущение своего пути, назначения.

  4. Человеку, который тяжелым трудом добывает  скудное пропитание, может казаться  счастьем жизнь в стране лентяев. Но, поселившись на кисельных' берегах молочной реки, он не находит там счастья. Когда подобное желание осуществляется, оно перестает ассоциироваться со счастьем. Счастье в данном контексте это погоня за синей птицей, которая теряет свое яркое оперение, как только ее поймали.. По этому поводу Платон" говорил: «Невозможно хотеть того, что у тебя есть».

  5. То, что представляется счастьем  в одном возрасте, не является  таковым в другом. У разных  возрастов различные вкусы и  желания. С возрастом теряют  ценность многие удовольствия, но  зато возникают новые или приобретают  ценность те, на которые раньше  взирали с презрением. Общеизвестной  истиной считается, что счастье   привилегия молодости. Но есть  и обратное мнение, что счастье  -это старость. Есть основание полагать наиболее счастливой порой средний возраст, в этом возрасте человек еще не отягощен физическими недугами, менее зависит от внимания других людей, более деятелен, более свободен от ожиданий и воспоминаний; в этом возрасте более, чем когда - либо, может управлять  своей жизнью.

  6. С  одной стороны, счастье ассоциируется  с приятными удовольствиями, с  другой  не всякое приятное  переживание' приближает к счастью,  а некоторые в конечном счете . отдаляют от него, принося страдания «Кто жаждет удовольствий  приобретает страдания» (Монтескье). Даламбер утверждал, что следует отказаться от удовольствий, чтобы избежать страданий.

   7. В  жизни все перепутано, часто трудно  выбрать, что лучше. Русские  лубочные картинки «женись, брат  Лука, не женись, брат Лука» показывали  преимущества и недостатки выбранного  решения. Сопоставив их, Лука так  и не мог решить, что же лучше:  жениться или не жениться.

  8. Одни  говорят: «Добродетель знание», другие возражают: «Добродетель и счастье достигаются незнанием». Знание  счастье, но существует и другое мнение: «Познание приумножает скорбь»; «Во многой мудрости много печали». Тогда, естественно, возникает вопрос: приносит ли» высокое духовное развитие счастье? Да! Ибо интеллектуальному человеку доступны наслаждения общечеловеческой мыслью, доступна радость приобщения к культуре, связь времен.

Информация о работе Философское понимание счастья