Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:16, курсовая работа
Задачи: рассмотреть особенности формирования экзистенциальной концепции; охарактеризовать специфику философии экзистенциализма; проанализировать роль и значение А. Камю в экзистенциализме.
Новизна данного исследования:
- выявлены философские истоки экзистенциальной традиции построения образа человека;
- рассмотрена роль и значение А. Камю в экзистенциализме;
- проанализирована специфика представления А. Камю экзистенциальная концепция субъекта.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Философско-методологические предпосылки в формировании экзистенциальной концепции субъекта А. Камю………………………………...5
1.1 Историко-философские подходы в формировании экзистенциальной концепции субъекта………………………………………………………………...5
1.2 Антропология субъекта во французском экзистенциализме………………14
2 Абсурдность человеческого бытия в философии А. Камю.……………….....19
2.1 Трансформация представлений А. Камю о человеке от нигилизма к бунту……………………………………………………………………………….19
2.2 Специфика субъекта в философии А. Камю. Смысл жизни. Проблема самоубийства………………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованных источников…………………………………………….37
Камю считал вопрос о смысле
жизни самым неотложным из всех вопросов.
Он выделял так называемые им «методы
Ла Палисса и Дон Кихота», эти
методы применять нужно «для всех
существенных проблем, которые грозят
смертью и удесятеряют
Камю считает, что поиски смысла жизни затрагивают душу и разум человека лишь постольку, поскольку человек как бы не принадлежит миру, а противостоит ему. Камю словно выделяет из общего фона человека - единственное существо, обладающее мышлением и способностью к новаторству, к творчеству. Он намекает на то, что есть два варианта развития жизни на Земле: либо сущность проявляется в части мира (дереве, животном, камне, воде) и тогда не задумывается ни о каком смысле, ибо последнего нет; либо сущность проявляется в виде человека, но тогда он обречен на поиски себя и смысла своего существования.
«Понимаю я также две достоверности - мое желание абсолюта и единства, с одной стороны, и несводимость этого мира к рациональному и разумному принципу - с другой. И я знаю, что не могу примирить эти две противоположные достоверности. Какую еще истину я мог бы признать, не впадая в обман, не примешивая надежду, каковой у меня нет и которая бессмысленна в границах моего удела?
Будь я деревом или животным, жизнь обрела бы для меня смысл. Вернее, проблема смысла исчезла бы вовсе, так как я сделался бы частью этого мира. Я был бы этим миром, которому ныне противостою всем моим сознанием, моим требованием вольности.
Ранее речь шла о знании; должна ли жизнь иметь смысл, чтобы ее стоило прожить. Сейчас же, напротив, кажется, что, чем меньше в ней смысла, тем больше оснований, чтобы ее прожить. Пережить испытание судьбой значит полностью принять жизнь. Следовательно, зная об абсурдности судьбы, можно жить ею только в том случае, если абсурд все время перед глазами, очевиден для сознания.
Но что значит жить в такой вселенной? Ничего, кроме безразличия к будущему и желания исчерпать все, что дано. Вера в смысл жизни всегда предполагает шкалу ценностей, выбор, предпочтение. Вера в абсурд, по определению, учит нас прямо противоположному.
Итак, я вывожу из абсурда три следствия, каковыми являются мой бунт, моя свобода и моя страсть. Одной лишь игрой сознания я превращаю в правило жизни то, что было приглашением к смерти, и отвергаю самоубийство»37.
Убежденный в неизбежности
абсурда, Камю настаивал на том, что
существование подразумевает «
Камю отвечает решительным «нет». Не являясь разрешением проблемы, самоубийство - лишь последнее убежище. Фактически это непростительный экзистенциальный грех: «Человеку важно умереть непримиренным, - настаивал Камю, - и не по собственной воле»38. Самоубийство усиливает отрицание смысла, делая невозможным извлечение выгоды из признания того, что «абсурд имеет значение лишь постольку, поскольку его не признают». Абсурд никуда не исчезнет, если мы заявим, что отказываемся умирать. Наоборот, он останется. Но Камю полагал, что для победы над абсурдом мы должны оставить его в покое. Парадоксально, но он даже рекомендует придавать особое значение созерцанию абсурда, так как «жизнь станет гораздо лучше, если в ней не будет смысла»39.
Камю утверждал, что существует логика, имеющая смысл перед лицом абсурда. «Я хочу знать, - писал он, могу ли я жить со своим знанием, и только с ним... Я не знаю, есть ли у мира трансцендентальный смысл. Но я знаю, что мне неизвестен этот смысл и что он не станет мне известен в одночасье»40. Итак, надеяться на то, что в этой жизни можно выйти за пределы абсурда, равнозначно философскому самоубийству. Невозможно сохранить честность, поддавшись искушению этой надеждой. Но в то же время Камю понимал, что одного разума недостаточно, чтобы убедить нас в его правоте. Для того чтобы сделать те выводы, которых Камю ожидал от своей логики абсурда, нужна сила воли. Наряду с прочим нам придется решить, почему «в человеческом сердце столько упрямой надежды»41.
Писатель-философ вскрывает глубокую, с его точки зрения, экзистенциально неразрывную связь между «чуждостью» мира, его «первобытной враждебностью», между отчужденностью от нас других людей, утратой веры в бога и моральные ценности, между угрозой смерти, словим, между всей совокупностью абсурдных (именно для человека) обстоятельств жизни и «абсурдных чувств» - и мучительным желанием человека покончить с непереносимостью жизни, вырваться из круга абсурда. Так на первое место в философии Камю выдвигается вопрос о самоубийстве.
«Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно»42.
Самоубийство, замечает Камю, чаще всего рассматривается как социальный феномен. «Мы же, напротив, с самого начала ставим вопрос о связи самоубийства с мышлением индивида. Самоубийство подготавливается в безмолвии сердца...»43. Основным стремлением Камю оказывается правдивое, лишенное морализма описание того феномена интеллекта и чувств, который можно было бы назвать тягой к самоубийству. Она порождена, как ясно из сказанного, абсурдностью, безнадежностью как отличительными чертами человеческого удела. Мир вне человека не абсурден.
«Если абсурд и существует, то лишь во вселенной человека»44. Однако, настаивает Камю, призвание человека - найти силы жить в состоянии абсурда. «Итак, я вывожу из абсурда три следствия, каковыми являются мой бунт, моя свобода и моя страсть. Одной лишь игрой сознания я превращаю в правило жизни то, что было приглашением к смерти, и отвергаю самоубийство»45. «Все рассуждения и зарисовки данного эссе резюмируются «мифом о Сизифе».
Если Ницше предложил утратившему христианскую веру человечеству миф о «вечном возвращении», то Камю предлагает миф об утверждении самого себя - с максимальной ясностью ума, с пониманием выпавшего удела человек должен нести бремя жизни, не смиряясь с ним - самоотдача и полнота существования важнее всех вершин. Абсурдный человек избирает бунт против всех богов».
Заключение
Субъект, к которому обращается философия существов
А. Камю представляет специфику субъекта, как мыслящего индивида, стремящегося понять себя исходя из абсурдности и неустранимости бытия. Абсурд кроется в несовместимости одновременного присутствия различных факторов мира.
Абсурд, согласно Камю, - это экзистенциал. Абсурд - основное понятие нашей эпохи. «Сам по себе мир, - утверждает он, - просто неразумен, и это все, что о нем можно сказать. Абсурдно столкновение между иррациональностью и исступленным желанием ясности, зов которого отдается в самых глубинах человеческой души. Абсурд равно зависит и от человека, и от мира. Пока он - единственная связь между ними. Абсурд скрепляет их так прочно, как умеет приковывать одно живое существо к другому только ненависть»46. Личность ощущает всю трагичность своей связи с миром, отсутствие своего завтра, будущего. Человек очень остро переживает свой разлад с миром, свою чуждость миру.
Концепция А. Камю, пусть
каждый раз временное, но основание
для жизни человека и движения
человечества вперед. Пусть, даже не основание,
а рамки допустимого в
В философско-антропологической
концепции экзистенциализма чел
Мы можем сделать вывод, что, как заявлял сам философ, А. Камю сложно причислить к философам-экзистенциалистам, а, скорее, к прозаисту, человеку искусства, противившемуся всякого рода «клеше».
Философия А. Камю – это поистине гуманная «философия», призванная освободить человека от всеобщего зла, несправедливости, убийства и смерти.
Она отразила все, что мучает человека, приводит его к смерти. Однако в конечном итоге эта гуманная концепция способна побудить в человеке стремление бороться. А. Камю пытался найти нравственное обоснование социальной проблемы. Это обоснование – в человеческом диалоге, в их борьбе против воин, против зла вообще и, прежде всего, в искусстве.
Список использованных источников