Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:16, курсовая работа
Задачи: рассмотреть особенности формирования экзистенциальной концепции; охарактеризовать специфику философии экзистенциализма; проанализировать роль и значение А. Камю в экзистенциализме.
Новизна данного исследования:
- выявлены философские истоки экзистенциальной традиции построения образа человека;
- рассмотрена роль и значение А. Камю в экзистенциализме;
- проанализирована специфика представления А. Камю экзистенциальная концепция субъекта.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Философско-методологические предпосылки в формировании экзистенциальной концепции субъекта А. Камю………………………………...5
1.1 Историко-философские подходы в формировании экзистенциальной концепции субъекта………………………………………………………………...5
1.2 Антропология субъекта во французском экзистенциализме………………14
2 Абсурдность человеческого бытия в философии А. Камю.……………….....19
2.1 Трансформация представлений А. Камю о человеке от нигилизма к бунту……………………………………………………………………………….19
2.2 Специфика субъекта в философии А. Камю. Смысл жизни. Проблема самоубийства………………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованных источников…………………………………………….37
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет гуманитарных и социальных наук
Кафедра истории философии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Философско-антропологические основания экзистенциальной концепции субъекта в философии А. Камю
Зав. кафедрой
к.ф.н , доц.
«Допустить к защите»
«___»
____________20__г.
Руководитель
канд. филос. наук, доцент
Студент Лотрева Д.Д
Нормоконтролер Недорезов В.Г.
к.ф.н , доц.
Оренбург 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1 Философско-методологические предпосылки
в формировании экзистенциальной концепции
субъекта А. Камю………………………………...5
1.1 Историко-философские подходы в формировании
экзистенциальной концепции субъекта…………………………………………………………
1.2 Антропология субъекта во французском
экзистенциализме………………14
2 Абсурдность человеческого бытия в философии
А. Камю.……………….....19
2.1 Трансформация представлений А. Камю
о человеке от нигилизма к бунту…………………………………………………………………
2.2 Специфика субъекта в философии А. Камю.
Смысл жизни. Проблема самоубийства………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….37
Введение
Актуальность
темы. Специфика современного
состояния общественной жизни отмечена нарастающим
вниманием к проблеме сущности и бытия
человека, так как происходит постоянное
изменение условий жизни, ее содержания,
в конце концов, меняется образ самого
человека. Особо остро проблема человека
встает в переломные периоды жизни человечества,
требующие максимального напряжения всех
духовных и физических сил человека. Именно
поэтому актуализация экзистенциально-
Степень разработанности. Проблема сущности человека, ее оснований, собственно, существовала всегда в истории философии, но формулировалась по-разному. Экзистенциальная философия человека, возникшая в 20-х годах 20 века, представил свое оригинальное видение и понимание поиска возможностей постижения личности.
В современной философии Франции, в частности, в творчестве А. Камю анализировались в отечественной и зарубежной философской литературе. В работах отечественных философов Андреева Л. Г., Долгова К. М., Фокина С., Кузнецова В. Н., Сахаровой Т. А., Лосского И. О., были проанализированы аспекты проблемы соотношения субъекта и объекта, свободы и выбора, свободы и ответственности, а также – абсурдности бытия и др. В них показывается, что А. Камю проблемы человеческой свободы рассматривает через призму экзистенции человека, через его внутренние переживания, через его самодетерминацию и через осознание своей ответственности.
Объектом исследования является специфика субъекта в философии А. Камю.
Предмет курсовой работы - философско-антропологические основания экзистенциальной концепции субъекта в философии А. Камю.
Цели и задачи. Целью данного исследования явилось рассмотреть пространство экзистенциального субъекта в философии А. Камю.
Задачи: рассмотреть особенности формирования экзистенциальной концепции; охарактеризовать специфику философии экзистенциализма; проанализировать роль и значение А. Камю в экзистенциализме.
Новизна данного исследования:
- выявлены философские истоки экзистенциальной традиции построения образа человека;
- рассмотрена роль и
значение А. Камю в
- проанализирована специфика представления А. Камю экзистенциальная концепция субъекта.
1 Философско-методологические
предпосылки в формировании экзистенциальной
концепции субъекта А. Камю
1.1 Историко-философские подходы в формировании
экзистенциальной концепции субъекта
Современная философия поставила проблему человека в тесной связи с его повседневной жизнью, которая, разумеется, охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности. Поэтому современная философия «вышла из берегов» философии на широкое поле современной культуры, и прежде всего такой важной и необходимой для жизни и деятельности человека сферы, какой является сфера ценностей.
Экзистенциальная концепция
человека возрождает августинианское
понимание личности. И это не случайно.
Философия существования
«Дальнейшее развитие философии от Декарта и Локка до Канта, демонстрирует превращение эпистемологии, центрированной вокруг человека, в общий фундамент философии. По-новому даже стала употребляться терминология. Слово «субъект» буквально означает «брошенное вниз», то есть «лежащее в основе»1. До Ренессанса человек не был подлинным субъектом в этом смысле. Лежащим в основе (субстанцией) столь же легко могли быть и вещи»2.
То, что определяет в позитивном
смысле понятие экзистенциального
существования в
Итак, обозначаемое понятием
экзистенциального
Так, например, — кратко намечая внутренний процесс подобной реализации — человек может открыть для себя, что его имущество и столь хорошо знакомый «родной» край, в котором он обычно чувствует себя защищенным, внутренне становятся ему чужды и что он потерял бы самого себя, если бы «связал» с этим свое сердце. Соответственно, он может, например, открыть, что все принадлежащее ему в сфере телесного — обладание собственными конечностями, использование собственных чувств, само тело с его слабостями и недугами — сходным образом оказывается ему внешним и что в нем имеется окончательное ядро его существа, которое не может быть затронутым, уменьшенным даже и при тяжелых потерях в этой области.
Уже отсюда проступает «первая значительная черта существования, посредством которой оно резко отличается от понятия жизни: жизнь может быть сильнее или слабее, богаче или беднее, благороднее или грубее, она может изменяться, расти или убывать. Существование же лежит по ту сторону этих определений. Оно может быть лишь целиком обретено или целиком утеряно. Оно сущностным образом неделимо и прекращается лишь тогда, когда человек мертв или же является совершенно душевнобольным»3.
Подобные открытия повторяются,
в свою очередь, в мире духа и культуры.
Богатство творческих возможностей
последних настолько
Человеческое бытие вообще отличается от бытия внешних предметов, является способность относиться к самому себе. У Кьеркегора говорится примерно в том духе, что «Я человека» есть «отношение, которое относит себя к самому себе и в этом отношении-к-себе-самому относит себя к иному, где это «иное» подробно определяется затем в дальнейшем изложении как «Бог». И точно таким же образом формулирует Ясперс: «Существование есть то, что относит себя к самому себе и в этом — к своей трансценденции»5, причем под трансценденцией он понимает постигаемое в экзистенциальном опыте абсолютное бытие, к которому человек устремлен вовне самого себя.
В сжатой формулировке отношения-себя-к-самому-себе сразу же угадывается фундаментальный момент, выявленный еще в проблеме «экзистенциального мыслителя», а именно что для существующего все сводится к самому его существованию, причем теперь становится ясно, что это существование должно браться не в смысле внешнего состояния, а в строгом смысле понятия экзистенциального существования. Однако любое отношение к самому себе, о чем еще будет необходимо сказать подробнее, одновременно всегда предполагает с неизбежностью отношение к иному. Подобное отношение к самому себе и к Другому прежде всего являлось бы еще всеобщим определением, которое могло бы иметь место в отношении любого живого субъекта и, соответственно, могло бы выдвигаться непосредственно в плоскости жизни философией жизни. Новое же, что по сравнению с этим добавляется в экзистенциальной философии, есть окончательная безусловность такого отношения, и потому то иное, к чему существование относится, в свою очередь, также заключается в чем-то безусловном, к чему человек устремлен вовне самого себя и что обозначено у Кьеркегора в качестве Бога, у Ясперса же более общим образом — в качестве трансценденции. Подобно тому как в плоскости естественной жизни одновременно с Я уже всегда полагается мир, точно так же и теперь в экзистенциальной плоскости в рамках такого же неделимого опыта одновременно с существованием полагается трансценденция. «Экзистенциальное существование постигает себя лишь в своей свободе, в то время как тем же самым актом оно воспринимает иное по отношению к себе»6. «Экзистенциальное существование возможно лишь в отношении к трансценденции или же вообще никак»7.
В этом же направление в
свою очередь, указывает формула, вновь
и вновь возникающая у
Если до сих пор наряду
с понятием существования иногда
употреблялось практически
В этом смысле Ясперс может терминологически установить: «Стало быть, экзистенциальное существование — это не просто мое личное бытие, но человек в своем личном бытии является возможным экзистенциальным существованием»9. Ведь он может находиться, и чаще всего находится, в таком состоянии, в котором экзистенциальное существование, взятое в строгом смысле этого слова, оказывается выскользнувшим. В этой связи Ясперс обозначает безответственное массовое бытие как «личное бытие без экзистенциального существования»10. И «совершенно соответствующим образом формулирует Хайдеггер: «Это сущее, которое и есть мы сами..., мы схватываем терминологически как личное бытие». И он отличает от этого экзистенциальное существование: «Само бытие, к которому личное бытие может относиться так или иначе и всегда как-либо относится, мы называем экзистенциальным существованием. Следовательно, отношение между обоими понятиями здесь понимается так, что экзистенциальное существование являет собой цель, которая предоставлена реализующемуся личному бытию в качестве его собственнейшей возможности. В этой связи более точно понимается приводимая уже как-то раз фраза: «Сущность» личного бытия заключается в его существовании», причем сущность понимается теперь в смысле той более глубокой бытийной возможности, которой человек является не от «природы», но которая предоставлена ему в качестве его собственнейшей, требующей своей реализации задачи»11.