Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:03, курс лекций
В свое время мы учили в школе русский язык как свод незыблемых правил. Попавшим в языковые институты пришлось сразу же отбросить такое отношение: первое, что они узнали и в чем наглядно убедились, — это то, что язык — живой, развивающийся организм. Другие столкнулись с этим в ходе своей жизнедеятельности.
Единственная подлинная
Он живет рядом с другими людьми, в социуме, он общается с окружающими, либо подчиняясь, либо подчиняя — но он одинок в своих чувствах. Человек может принять позицию другого или ориентироваться на общественные ценности и всеобщие цели. Но в этом случае он теряет свободу, свою экзистенцию, самого себя как личность, снимает с себя ответственность — основной атрибут свободы-экзистенции.
Проблемы гносеологии в
Экзистенциализм оказался созвучным XX в. — веку страха перед ядерной катастрофой, глобальными проблемами, разочарования в избранном человечеством пути развития, приведшем его на грань гибели, веку рационализма и осознания человеком истин, часто неприятных, своего существования, веку тоски по иной, лучшей гармоничной жизни и стремления к ней.
Персонализм
Это философское направление
Персонализм имел широкое развитие в начале XX в. в России. В этом направлении заметно противопоставление личности как первичного всем остальным жизнепроявления. Именно личность создает социум; история трактуется как процесс, основанный на развитии личностного начала в человеке.
Христианская философия XX века
Неотомизм
Это официальная философская
Основные категории неотомизма,
впрочем, не изменились: это Бог, чистое
бытие, духовное первоначало. Однако эта
основа находит современное прикладное
применение: религиозное постижение
естественно-научных теорий, обоснование
существования высшего существа
с помощью космологических
Неотомисты считают
Протестантизм
Это направление, так же как и
неотомизм, имеет многовековую традицию.
Современные протестантские направления
не только противопоставляют ортодоксии
католицизма различные
Суть этого противопоставления и пересмотра в отражении мироощущения современного человека, его ценностей и практических установок. В рамках такой направленности вера субъективируется, отношения человека с Богом носят глубоко индивидуализированный характер.
Современный протестантизм — это множество новых теологических концепций, таких как:
диалектическая теология К. Барта;
демифологизация Нового
универсальная теология П. Тиллиха;
эсхатологическая теология Р. Нибура;
теология мертвого Бога Д. Бонхеффера;
теология надежды Ю.
теология революции М.
теология современного
Критический рационализм
Представители этого направления
(К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд) разрабатывают
проблемы научного знания. Основным методом
философии они считают «
Как мы помним, аналитическая философия выдвигает принцип верификации — установления истинности научного знания на основе опыта. В отличие от этого направления, критические рационалисты предложили метод фальсификации, который призван отделить научное знание от ненаучного. В соответствии с этим методом любое научное утверждение может быть опровергнуто, а научно лишь то, что опровержимо. На этой основе и осуществляются рациональная критика науки и ее демаркация.
Структурализм
Это направление ставит задачей выявление устойчивых структур в составе целого и тем самым выделение общего в многообразном. На появлении этого философского направления сказалось широкое применение методов формализации и математического моделирования в конкретных науках. Поэтому, осуществляя поиск устойчивых и пересекающихся структур в самых разнообразных сферах культуры — языке, социальных установлениях, истории, искусстве, мифологии и т.д., структуралисты используют специальные структурные методы.
Выявление структур — закономерный и универсальный процесс в любой сфере, но в структурализме — это основной метод философствования. Здесь заметно тяготение к поискам универсального метода преобразований структур, которое легко перерастает в поиск метафизических сущностей. Более того, универсальная структура, поставленная над любыми научными направлениями, сама становится такой сущностью. Структурализм — одно из немногих философских направлений современности, не ставящее в центр исследования человека, делающее его одним из предметов исследования, а также недооценивающее фактор истории, ибо универсальная структура стоит над ней. Это в целом ведет к дегуманизации знания.
Тем не менее он принес значительную пользу науке, прежде всего раскрытием глубинных структур культуры, а также упорядочением исторических форм развития человеческого сознания, в частности мифологического.
Постмодернизм
Приверженцы этого направления
принципиально отказываются от универсальной
философской теории. Философия в
их представлении решает бинарную задачу
со взаимоисключающими целями: накопления
и упразднения знания. В их философии
противопоставляются высшие ценности,
устанавливаемые Разумом —
В этом мнении постмодернисты пересекаются
с аналитической философией, в
частности, с лингвистическим
Философия постмодернистов — это
философия отрицания. Они не видят
достойной созидательной
Постмодернизм вступает в противоречие
с жизнью как позитивным актом. Конечно,
отрицать и критиковать, не предлагая
ничего взамен, гораздо легче, чем
созидать. Но постмодернизм отрицает
сам принцип созидания
Заключение
В заключение еще раз подчеркнем, что деление философии по направлениям — это во многом условная акция. Ее можно сравнить с научным абстрагированием — временным отвлечением от целостности в аналитических целях. Философские направления — это то же абстрагирование для изучения целостной философии. Они перепекаются, входят составными частями в другие, развиваются, меняются — словом, живут. В то же время такое выделение отражает реалии современной философии. Так, философия XX в. выдвинула необозримое множество частных направлений философствования, размышления над отдельными, хотя и очень важными, философскими вопросами, но не породила целостных, всеобъемлющих философских систем, что было типично для философствования прошедших веков.
Видимо, именно в XX в. настала пора критического осмысления мирового философского наследия, пришло время анализа и оценки. Но это не все и даже не главное.
Главное же в том, что жизнь человечества не стоит на месте, и философия должна адекватно отражать и предвосхищать ее динамику. Сегодня жизнь принципиально плюралистична, но не факт, что это и есть стратегическая линия развития человечества на долгую перспективу. Ведь во многих сферах жизни наблюдаются однозначные тенденции к интеграции. Сегодня мир разделен по многим основаниям — национальному, государственному, экономическому и др. Еще силен пафос противостояния и борьбы. Но такая ли уж утопия — единое мировое сообщество? По крайней мере, представляется, что сегодня это более перспективный путь, нежели жизнь по закону джунглей. Сегодня развитие по пути интеграции и толерантности можно назвать дорогой к спасению человечества.
Этот ли разумный путь доведется отразить философии нового столетия? Или — какие-то новые возможности, найденные человечеством для своего выживания и процветания?
Будем надеяться на это и будем работать для того, чтобы наши надежды осуществились. Ведь все мы уже — люди XXI в.
Философия