Философские школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:03, курс лекций

Описание работы

В свое время мы учили в школе русский язык как свод незыблемых правил. Попавшим в языковые институты пришлось сразу же отбросить такое отношение: первое, что они узнали и в чем наглядно убедились, — это то, что язык — живой, развивающийся организм. Другие столкнулись с этим в ходе своей жизнедеятельности.

Работа содержит 1 файл

Несколько предварительных замечаний.docx

— 61.33 Кб (Скачать)

 культ разума;

 культ науки;

 культ человека;

 идея прогресса, впервые осмысленная  в эту эпоху;

 идея всеобщего равенства,  прежде всего юридического;

 идея просвещения народных  масс и надежда на просвещенных  правителей;

 борьба с религией и метафизическими  учениями, обосновывающими бытие  Бога;

 проблемы наилучшего общественного  устройства;

 исторический оптимизм, вера  в прогресс человечества;

 подход к историзму как  типу мышления.

Не все идеи просветителей оказались  продуктивными. Некоторые из них  были явно идеалистическими (например, идеи равенства или просвещенных правителей). Между просветителями, как это бывало во все эпохи, также  шла ожесточенная идейная борьба. Тем не менее философия Просвещения  задала направление движения всему  человечеству вплоть до конца тысячелетия.

Сегодня вокруг этих идей идет серьезная  полемика. В частности, беспокойство вызывают чрезмерная рационализация, противопоставление человека природе, выделение его из Целостности, Космоса, его человекобожеские претензии.

«Виновата» ли в этом эпоха, отстоящая  от нашего времени более чем на два столетия? Думается, что это  вопрос чисто риторический. Любую  самую хорошую идею можно довести  до абсурда. Идеи, как и люди, —  дети своего времени. Люди осмысливают  их, отбрасывают бесперспективные, развивают полезные. Свершают великое  и ошибаются, достигают вершин и  падают и бездну. И только от них, вернее от нас зависит, какие идеи и в каком виде мы берем с  собой в будущее.

 

Романтизм

Романтизм обычно принято было считать  явлением искусства, и не удивительно: основные его представители, как  правило, занимались художественным творчеством. Однако сегодня пора пересмотреть эту  ограниченную и поверхностную точку  зрения. Пришло время рассматривать  романтизм не только как особый вид  художественного творчества, но и  как особый тип философствования, важнейший этап развития европейской  культуры. Ошибка предшествующих «ценителей»  романтизма заключалась в том, что  они форму (искусство) принимали  за содержание, выступавшее в этой форме. Содержанием же мыслительной деятельности романтиков было опровержение культа разума, типичного для Просвещения, и поиск своих способов познания мира, которые они и находили в  искусстве, выдвигая положение о  его преобразующей роли в жизни. Тем самым они утверждали господство в мире духовного начала, подчиненность  материи духу. Это и был ответ-опровержение на абсолютизацию разума просветителями. Путь же к жизненной гармонии они  видели в духовном развитии индивидуума, наделенного неограниченными и  уникальными творческими возможностями, которые, но мнению большинства романтиков, наиболее адекватно могли проявиться только в искусстве.

Романтизм был необходимым и  закономерным этапом в развитии философии. Так, он сыграл огромную роль в становлении  немецкой классической философии. Помимо прямых представителей романтизма —  Ф. Шлегеля, Ф. Шлейермахера, Л. Тика, дань ему в разной степени и на разных этапах своего развития отдали великие  немецкие просветители Шиллер и Гете, не менее великий швейцарец Руссо, гиганты немецкой классической философии  Кант и Фихте.

 

Немецкая классическая философия

Источниками немецкой классической философии, которые она синтезировала и  превзошла, сделав этот синтез базой  для своих миропостроений, стали  философия Нового времени, философия  Просвещения и романтизм. Немецкая классическая философия изменила акценты  с противопоставления человека природе, разумного неразумному на разделение универсальной категории бытия  на подлинное и неподлинное. В этой категории она синтезировала рационализм и эмпиризм Нового времени, разумное и неразумное эпохи Просвещения, интуитивизм и рассудочность романтизма под единой эгидой разума. Реальность — это воплощенный разум. Но помимо реальности есть еще невоплощенные в ней, неадекватные формы разума. Здесь и проходит граница между подлинным и неподлинным бытием. Опираясь на разум как воплощение разумного бытия, классики строили свои самодостаточные непротиворечивые системы.

Важной новой чертой немецкой классической философии оказалось выведение  на базе единства Бытия принципов  его развития. Имеется в виду не именно и не только диалектика Гегеля, но прежде всего само развитие.

Будучи обращенным на общество, на природу и на человека, оно воплотило  в себе впервые осознанный синтетический  принцип историзма, который объединил  всю историю человечества в единый процесс, заложив основы новой теории и методологии познания.

Еще одной типичной чертой немецкой философской классики является осознание  факта, что человек живет не только в мире природы, но и в мире культуры. Отсюда пристальное внимание к человеку, обществу и истории. Главный предмет  познания — человек, ибо, познавая любое  явление действительности, он в конечном счете делает это ради себя, как  своей конечной цели. Исходя из этого  в центре внимания философствования оказывается человеческий мир, который  далеко не ограничивается миром природным.

Выделяя эти три, на наш взгляд основных, достижения немецкой классической философии, мы еще раз обращаем внимание читателя на трудности синтеза этого явления  мировой философии и на то, что  философская система каждого  из немецких классиков далеко не ограничивается этими тремя аспектами. Поэтому  каждая из этих систем заслуживает  отдельного тщательного изучения и  собственной оценки.

 

Постклассическая философия XIX века

Многие философы объединяют этот этап философии с современным. Действительно, целый ряд философских школ и  направлений, заложенных в XIX в., продолжали развиваться и в XX в. Некоторые  направления были предвосхищены  в постклассической философии и  получили развитие лишь в наши дни. Так, большинство специалистов считают  предшественником экзистенциализма С. Кьеркегора, однако экзистенциализм  как крупное направление философской  мысли сформировался лишь в 50-е  гг. XX столетия.

Мы, однако, считаем возможным разделить  эти две философские эпохи  отчасти потому, что каждая из них  имела и свои собственные философские  школы, отчасти потому, что направления, перешедшие в XX в., порой трансформировались до неузнаваемости их современными адептами. Тем не менее отмеченную преемственность  надо постоянно иметь в виду, изучая философские направления двух последних  веков. Более того, ее надо искать, что  создаст полноту представлений  об изучаемой философской школе. Впрочем, преемственность — общий  закон истории, в том числе  и истории философии, и ее учет полезен в процессе любого познания.

 

Материализм

Если бы не было марксизма, материализм  трудно было бы даже назвать философским  направлением. Скорее это способ осмысления мира. Хронологически этот способ прослеживается от античности до современности и  наблюдается практически во все  философские эпохи.

Его основные постулаты:

 мир материален;

 мир объективен и не зависит  от сознания;

 материя первична, вечна, несотворенна;

 сознание — свойство материи;

 мир познаваем.

Что же касается марксизма, то новации, внесенные им в материализм, заключаются  в применении материализованной  гегелевской диалектики, в тезисах  о сознании как свойстве высокоорганизованной материи — мозга и о практике как критерии истины, в материалистической теории отражения (субъективная диалектика — это отражение — верное или неверное — в головах людей свойств объективного мира) и создании на этой основе материалистической теории познания и материалистического понимания истории. Главное «достижение» марксизма — в рассмотрении материалистической диалектики как критической и революционной, нацеленной не на осмысление мира, а на его преобразование, причем революционным путем.

Слабости марксизма достаточно известны и доказаны, особенно практикой  его воплощения в нашей стране. Тезис «практика — критерий истины»  сработал против тех, кто его выдвинул. Эти слабости — в преувеличении  роли экономики и политики и недооценке духовности, настрое на революционное  изменение (при очевидной закономерности эволюционного развития мира), игнорировании  человека как личности и индивидуальности.

 

Антропологизм

В XIX в. единственным крупным представителем антропологии является Л. Фейербах, которого практически всегда относят к  немецким классикам. Конечно, его идеи вышли из гегельянства и во многом используют его, чаще всего отталкиваясь от взглядов Гегеля. Тем не менее  философия Фейербаха столь своеобразна, настолько противоположна гегелевской, что отнести ее к немецкой классической философии можно лишь с большой  натяжкой.

Начать с того, что Фейербах, в отличие от всех немецких классиков, материалист, хотя сам и не считал себя таковым. В центре его философствования — человек, как продукт природы. Психика человека зависит от его  телесной организации, не сводимой, однако, к физиологии. Главное в человеке — чувство любви в философском  понимании этого слова. В основе этого возвышенного чувства взаимной любви лежит религия. Фейербах, как  и все его далекие последователи, именно в человеке искал основы переустройства мира на разумных и нравственных началах, началах любви и справедливости. Философия будущего в его представлениях сольется с религией и станет антропологией  — всесторонним учением о человеке. Это будет знаменовать новую  эпоху в развитии человечества, когда  отношения любви претворятся  в повседневную жизнь.

Принцип поиска начал переустройства мира в человеке был подхвачен  через столетие достаточно влиятельным  современным направлением — философской  антропологией. Что именно в человеке послужит основой такого переустройства, философские антропологи считают  по-разному. Однако принцип поиска основ  мира в человеке у них един, и  этим они обязаны оригинальному  философу XIX в. опередившему свое время, Л. Фейербаху.

 

Иррационализм

Под иррационализмом имеется в  виду философское учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведении людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса и  общественного развития играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный). На передний план выдвигаются внемыслительные  аспекты духовной жизни — воля, непосредственное созерцание, чувство, интуиция, бессознательное, мистическое  озарение, воображение, инстинкт и т.п. Принципом иррационализма пользовались многие философские направления, в  частности, философия жизни, экзистенциализм  и др. Но иррационализм существовал  как особое философское учение XIX в. Основным его представителем был  А. Шопенгауэр.

 

Позитивизм

Это философское направление утверждает источником подлинного (положительного), «позитивного» знания отдельные  конкретные (эмпирические) науки и  их синтетические объединения. Философия, по мнению позитивистов, не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.

Основной представитель позитивизма XIX в. О. Конт вывел исторический закон  познания, который признавали все  его последователи. Согласно этому  закону каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через  три различных теоретических  состояния:

 теологическое, или состояние  вымысла;

 метафизическое, или абстрактное;

научное, или положительное.

Отсюда три рода философствования, которое позитивисты согласно своему основному принципу не считают подлинной  наукой. Явления внешнего мира допустимо  изучать только одной науке —  естествознанию.

В условиях научных достижений XIX в. позитивизм отражал стремление усилить  опору на них вплоть до отождествления с ними философии и растворения  ее в «позитивных» науках. Отсюда подмена  собственно философского предмета и  метода исследования конкретно-научным. Отсюда же — отрицание всего предшествующего  развития философии и сведение ее к конкретным наукам, что существенно  ограничивает познавательные возможности  позитивистов.

 

Философия жизни

Это философское направление конца XIX — начала XX вв., основным понятием и предметом философствования в  котором является понятие «жизнь»  как, во-первых, органическая целостность  и во-вторых — творческая динамика бытия. Основные представители этого  направления по-разному истолковывают  это основополагающее понятие: как  противоположное рассудочному (Ф. Ницше, Л. Фробениус и др.), как космический  «жизненный порыв» (А. Бергсон), как  исторический процесс, реализуемый  в неповторимых, уникальных культурах (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер). У  последнего культура противопоставляется  цивилизации. Основные способы познания — иррационализм и интуиция.

Жизнь целостна и находится в  непрерывном становлении. Поскольку  она целостна, ее нельзя познать  рациональными, а потому односторонними методами науки. Поскольку она развивается, в нее не входит все застывшее, остановившееся в развитии (например, у Шпенглера это цивилизация  как застывшая форма культуры). Поскольку жизнь — это спонтанный поток становления живого, она  не имеет целесообразности, а соответственно в истории как части целостной  жизни нет объективных законов. История, как и человек, имеет  только свою судьбу.

Что же делает человек в этом неуправляемом, спонтанном потоке жизни? Он ее переживает, инстинктивно чувствует. Но он не пассивен. Его постоянное стремление — вырваться  за рамки своего бытия, особенно социального, возвыситься над собственной  судьбой. Отсюда трагичность его  существования, ибо судьбу победить нельзя. Однако человек должен быть горд, аристократичен, силен волей, благороден. Такой человек стремится  к целостной жизни, не боится смерти, желает быть сильнее других, постоянно  ищет целостность своего существования, максимально приближает его к  целостности жизни.

Информация о работе Философские школы