Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:03, курс лекций
В свое время мы учили в школе русский язык как свод незыблемых правил. Попавшим в языковые институты пришлось сразу же отбросить такое отношение: первое, что они узнали и в чем наглядно убедились, — это то, что язык — живой, развивающийся организм. Другие столкнулись с этим в ходе своей жизнедеятельности.
Философские школы
Несколько предварительных замечаний
В свое время мы учили в школе русский язык как свод незыблемых правил. Попавшим в языковые институты пришлось сразу же отбросить такое отношение: первое, что они узнали и в чем наглядно убедились, — это то, что язык — живой, развивающийся организм. Другие столкнулись с этим в ходе своей жизнедеятельности
Аналогичная картина и с философскими направлениями — они также меняются, границы между ними условны, а гносеологические переклички и пересечения неизбежны.
Большую роль в усилении неопределенности играет и познавательная традиция: одного философа его комментаторы могут относить к разным направлениям, а одно и то же направление называть разными именами. Н. Бердяева относят и к русским религиозным: (философам, и к экзистенциалистам, и к персоналистам, а древнегреческую школу с наиболее известным представителем Фалесом называют то милетской, то ионийской. И это не какая-то небрежность. Тот же Бердяев занимался проблемами, входящими в круг всех трех указанных направлений.
Впрочем, сложности на этом не заканчиваются. Есть еще как минимум четыре:
В утешение любителям строгой однозначности можно напомнить, что правилами русского языка, преподанными нам в школе, мы успешно пользуемся до конца наших дней, хотя иногда и попадаем впросак. То же касается и философских направлений. В основном они довольно устоявшиеся и общепринятые. Но если вы увидите, например, герменевтика Шлейермахера среди немецких романтиков, а философского антрополога Тейяра де Шардена среди неотомистов — не удивляйтесь, а вспомните, о чем мы вас здесь предупредили.
Домифологическая стадия и мифология
Эти стадии закономерны
для истории познания мира человеком.
Они переходим между чисто
чувственным, интуитивным осмыслением
мира и его рациональным познанием.
Мифология возникла из духовной потребности
человека объяснить мир и разобраться
в явлениях природы. Характерная
черта этого переходного
Потребность представления мира как целого заставляла человека уподоблять богов людям, а людей — богам. Более того, человек антропоморфизирует и природу, олицетворяет ее, делая таким образом ее себе подобной, а потому более понятной. Кроме того, осознание мира как целого невозможно без решения вопроса о его происхождении.
Но эти желания не были подкреплены ни практическими, ни теоретическими знаниями. Исходя из ограниченного опыта и страха перед непонятными явлениями природы, человек домысливал то, что он не знал, и таким образом создавал понятный ему и даже в какой-то мере управляемый (молитвы, жертвоприношения) Космос. Естественно, этот домышленный мир был неадекватен реальному, а необъяснимое и то, что было тогда выше понимания, превращалось в божественное.
Надо отметить еще
два момента. В качестве нерасчлененного
единого целого мифология включала
в себя зачатки всех будущих форм
духовности человечества: религии, философии,
политики, искусства, в том числе
литературного — сказки, легенды,
предания, эпос. Мифология — прародительница
всех форм современной духовности.
Но и сам мифологический тип мышления
на протяжении всей человеческой истории
порождается ими. Гносеологическая
причина этого — в
Мифологизация действительности — это не только негативное антинаучное явление. Во-первых, в нынешних условиях она противостоит чрезмерной рационализации духовного мира человека, во-вторых, дополняя личную картину мира до целостной и непротиворечивой, придает человеку уверенность в себе, абсолютно необходимую для полноценного существования.
Античность
Досократики
Объединить многочисленные
древнегреческие школы и
Но в отличие от
мифологии, досократики не ограничиваются
при столкновении с грозными и
непонятными явлениями
Одно из делений досократических школ может быть таким:
этих школах за первооснову мира принимались: у Пифагора — число, у Левкиппа и Демокрита — атомы, у Гераклита — огонь и т.д.
Из этих школ резко выделяются софисты — своей ориентацией на человека, на социальные вопросы, на практические действия в обыденных повседневных ситуациях. Они обучали приемам и формам доказательства и в конкретных случаях, и обобщая их как образцы политической деятельности и философствования. По их мнению, доказывать и доказать можно все что угодно. Это говорит об относительности истины и многозначности языка. Взгляды софистов сыграли существенную роль и в теории познания, а также в лингвистике.
Ранний эллинизм
Киники
Антисфен, Диоген и их последователи,
по словам Вл. Соловьева, проповедовали
верховенство природы и разума, единую
сущность всего существующего и
ничтожность всех искусственных
и исторически разделенных
Отсюда — их осуждения правительства,
частной собственности, института
брака, рабства. Отсюда и презрение
ко всяким условностям и приличиям
— в манерах, одежде, пище. Их конструктивная
программа формировалась «от
противного»: мир плох, поэтому надо
научиться жить независимо от него;
блага жизни непрочны — поэтому
не следует стремиться к ним. Моральная
свобода заключается в
Как известно на примере жизни Диогена, киники делом доказывали возможность реального воплощения в жизни своего кредо.
Гедонизм (эпикурейцы)
Эпикуреизм в обыденном мнении
нередко отождествляют с
Действительно, основным принципом
эпикурейцев является удовольствие
— принцип гедонизма. Счастье
и блаженство — высшие цели и
ценности жизни (принцип эвдемонизма).
Но вопрос состоит в том, в чем
заключаются счастье и
В своей афинской философской школе «Сад Эпикура» ее создатель учил не только принципам своей знаменитой этики. У него была целостная система философии, состоящая из физики (онтологии), логики (гносеологии) и этики, куда входило учение о морали и государстве.
Идеи Эпикура не умерли вместе с
ним. Через несколько веков в
Древнем Риме его взгляды по-своему
интерпретировал и активно
Скептицизм
Острое ощущение непознанности, переходящей
в непознаваемость мира, осознание
относительности даже самых устойчивых
представлений о нем, социальные
катаклизмы, познавательная традиция
— все это привело к
Поскольку невозможно познать суть
вещей, мы не можем говорить ни о
прекрасном, ни о безобразном, ни о
справедливом, ни о несправедливом.
Всякому нашему утверждению о
предмете или явлении может быть
с равным правом и равной силой
противопоставлено
Стоицизм
Учение стоиков
По воззрениям стоиков, человек
вовсе не рожден для наслаждений.
Жизнь полна страданий и
Особое внимание стоики уделяли
воле. Из нее исходят все стоические
добродетели. Их необходимо соблюдать,
поскольку все в мире предопределено,
в нем господствует принцип всеобщей
целесообразности: целесообразно как
добро, так и зло. Покорность, выносливость
и стойкое перенесение
Важнейшей чертой учения стоиков, особенно поздних, является признание всех человеческих существ равными по природе. Это объективно означало отрицание сословности и значения социального положения личности и суждение о ней только по личным достоинствам. Отсюда их мнение о том, что собственно философское начало коренится в самом человеке. Стоики не только проповедовали эти взгляды, но и пытались осуществить их на деле. Так, в период правления Марка Аврелия было улучшено положение женщин и рабов. Учение стоиков послужило одной из существенных основ раннего христианства. Их идеи и сегодня не потеряли своей актуальности.
Поздний эллинизм
В начале темы мы говорили об относительности классификации философии по школам и направлениям. Наглядным примером тому является поздний эллинизм. Строго говоря, именно к этому периоду следовало бы отнести учение стоиков, ибо наивысшего расцвета оно достигло в Древнем Риме. Уместен здесь и пример эпикуреизма, который уже в период позднего эллинизма развивал Тит Лукреций Кар. По существу, и учение неоплатоников имеет корни в классической античности. Эта закономерность будет прослеживаться на протяжении всего последующего изложения. Стоит ли этому удивляться? Философия — это грандиозное Целое, которое развивается из своих основ...
Неоплатонизм — учение, систематизирующее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностный пафос неоплатонизма — в сохранении внутреннего покоя личности. Это было актуально в эпоху дряхления и распада Римской империи.
Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады — Единое — Ум — Душа и доведение ее до космическою масштаба.
Главным в философии неоплатоников становится учение о Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий, включая Ум и Душу. Единое неразличимо и нераздельно соприсуще всему явленному и всему мыслимому. Фактически оно и есть все сущее, взятое в абсолютной единичности. Соответственно, оно не дробится и существует везде и во всем. При этом «все из него изливается».