Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:03, курс лекций
В свое время мы учили в школе русский язык как свод незыблемых правил. Попавшим в языковые институты пришлось сразу же отбросить такое отношение: первое, что они узнали и в чем наглядно убедились, — это то, что язык — живой, развивающийся организм. Другие столкнулись с этим в ходе своей жизнедеятельности.
Вторая часть платоновской триады — Душа — не есть тело, но осуществляется в нем и имеет в нем предел своего существования. Ни одна индивидуальная душа не может существовать самостоятельно от всех других душ, но все «индивидуальные» души объемлются Мировой душой. Душа не обретает Свое бытие в некотором теле, она существует еще до того, как начинает принадлежать ему.
Ум — третья составляющая триады — тоже не есть тело, но без ума не существовало бы никакое организованное тело. Материя также находится в самом уме: кроме чувственной материи существует еще и материя умопостигаемая.
Действие Мировой души распространяется
неоплатониками на весь Космос. Они
разделяли орфико-
Средневековье
Патристика
Средневековье принципиально переменило ситуацию в философии. Этому способствовали два глобальных изменения в жизни Европы — фактическая утрата античной культуры, ее разрушение и практически безраздельное властвование в духовной жизни новой мировой религии — христианства. Господство церкви диктовало приоритет теологии над любыми другими видами знания. В этих условиях философия становится служанкой богословия.
Соответственно, решаемые ею проблемы призваны были служить обоснованию бытия Бога и апологетике божественных истин Священного Писания. Крупнейшими философами своего времени были Отцы церкви (от лат. pater — отец произошло название этого богословско-философского направления). Они решали проблемы бытия Бога, обоснования Его триединой сущности, отношения веры и разума, Божественной предопределенности бренной человеческой жизни, возможности загробного спасения души, проблемы существования зла в мире и подобные им. В патристике прослеживается влияние учения Платона, пришедшего в это направление через раннее христианство.
Ближневосточная философия
Если в Европе в X—XI вв. наблюдались серьезные перемены в духовной жизни и отрицание античного наследия, то на Востоке, прежде всего в арабских странах, в этот период происходит значительный подъем, своего рода Предвозрождение. Впрочем, это название не вполне точно, так как здесь скорее надо говорить о преемственности идей античности.
В этот период на Ближнем Востоке, в частности в Средней Азии, наблюдается значительный подъем во всех сферах жизни. Особенно заметен он в искусстве, науке, философии. Последняя испытала определяющее влияние идей Аристотеля, проникших в этот период в регион. В соответствии с этими идеями ведущие восточные философы-энциклопедисты развивают культ Разума и познания. Их интересуют проблемы Бога, творения, мировой души, бессмертия, возможностей и границ познания.
Схоластика
С IX—X вв. ведущее положение в богословском философствовании Европы занимает схоластика. Схоластика, с одной стороны, как бы приняла эстафету от патристики: проблематика, находящаяся в центре ее внимания, фактически не изменилась. С другой стороны, в 1054 г. произошло событие, которое не могло не внести изменений в философию, остававшуюся «служанкой богословия», — христианская церковь разделилась на католическую и православную ветви.
Прежде всего это, естественно,
сказалось на богословской проблематике.
Однако различия не ограничились только
сугубо теологическими спорами. На передний
план для схоластов выходят
Схоласты, однако, зачастую злоупотребляли формой представления своих взглядов в ущерб содержанию. Псевдонаучность изложения порой становилась самоцелью. Философствование в этой ситуации становилось пустой игрой терминов, что слишком хорошо напоминает некоторых наших современных философов, которые таким способом пытаются замаскировать отсутствие стоящих внимания научных идей.
Реализм
В рамках схоластики развернулся важный
для этого направления спор, который
в конечном счете сводился к вопросу
о существовании Бога и об объяснении
его троичности. Доказательство бытия
Бога Ансельмом Кентерберийским
сводилось к тому, что Высшее существо
может существовать только реально;
если оно — лишь мыслимо, то оно
не может быть высшим. Раз Бог
как высшее существо реален, то реальны
и общие понятия — универсалии.
Эти выводы основывались на положении
Аристотеля о существовании общего
в неразрывной связи с
Номинализм
Номиналисты довели идею отрицания объективного существования общего до логического конца. Они считали, что общее присутствует только в человеческом разуме, в мышлении. Они отрицали существование общего как в самой вещи, так и до вещи, считали универсалии лишь именами вещей, «звуками голоса» — «номена» (отсюда название направления). По мнению номиналистов, существует только индивидуальное и лишь оно может быть предметом познания.
Крайности реализма и номинализма
попытался примирить П. Абеляр, который
в целом стоял на номиналистических
позициях. Для этого он выработал
объединяющую, примирительную формулу
концептуализма. Согласно этой теории
универсалии не обладают самостоятельной
реальностью, реально существуют лишь
отдельные вещи; универсалии же обретают
известную реальность в сфере
ума в качестве понятий, представляющих
собой результат
Не правда ли, вполне современная позиция?
Мистика
Это умонастроение представлено в основном средневековым немецким мистиком Мейстером Экхартом (Иоганн Экхарт). Абсолютом он считал безосновное божественное ничто («бездну») как основу Бога и вообще всего бытия. Исходя из полной растворенности человека в ничто он проповедовал всеобщую любовь как основу жизни, считал, что человек независим и способен найти Бога помимо церкви. Для этого необходимы уединение и отрешенность от мира. Учение Мейстера Экхарта по существу приближается к пантеизму.
Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Эпоха Возрождения — новое явление не только европейской, но и мировой философии. Прежде всего это новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а религия отходит на второй план, хотя и не отрицается. Новые ориентиры требовали освобождения разума от догматических принципов схоластики и поворота от сугубо логической проблематики к естественно-научному познанию мира и человека. Мыслители Ренессанса не считают нужным погружаться в схоластические тонкости и смысловые оттенки абстрактных понятий и категорий. Они не спорят об определениях, а желают познавать сами реальные явления природы, общества и особенно человека.
Рождается гуманизм — человеколюбие,
прославление человека, его культ. Человек
рассматривается как средоточие
мира, венец и творец земного бытия.
На передний план выдвигаются человеческие
возможности, прежде всего возможности
познания, его достоинство, сила, гармония,
в том числе телесная. Человек
заслуживает наслаждения жизнью
— ведущий принцип эпохи. Эта
эпоха первоначального
Эпоха Возрождения провозгласила
новое рождение идей античной философии,
прежде всего ее обращенности к человеку.
Это не означало, что религия отрицалась
полностью, она просто отошла на второй
план. Некоторые представители эпохи
Возрождения, критикуя официальную
церковь за ее пристрастие к мирским
благам, греховность существования,
призывали к возрождению
Однако человек — существо несовершенное, что признавали и сами гуманисты. В средние века перед ним стоял идеал совершенства — Бог, благодаря чему можно было стремиться к идеалу богочеловека. Ренессанс удалил Бога с пьедестала, поставив на него человека. Тем самым были заложены основы культа человекобога и положено начало обезбоживанию мира.
Философия этого периода является
новым этапом в развитии мировой
философии. Она опиралась в основном
на античность, но и вобрала все
лучшее, что дало средневековье. Не
только философия, но и вся культура
Возрождения подготовили
Философия Нового времени
Период Нового времени часто
называют эпохой научной революции.
Он знаменуется значительными
Рационализм
Рационалисты фактически предлагали дедуктивный метод познания (от общего к частному). Для этого им приходилось признать существование врожденных идей. Из этих идей можно вывести любое знание, вплоть до знания о существовании Бога. Идеи существуют до ощущений и независимо от них. Понятно, что сведения о природе мы получаем из ощущений. Мышление использует опыт и эксперимент, но оно прилагается к их результатам и служит единственным критерием истины. Образцом 'для методов всех наук и философии служат математические методы, данные вне опыта и исходящие из априорных аксиом, на основании которых делаются математические выводы.
Эмпирики (сенсуалисты)
Основной метод, предлагаемый сенсуалистами,
индукция. Единственным источником знания
они считали опыт, данный нам в
ощущениях, восприятиях, представлениях.
Априорные врожденные знания полностью
отрицаются. Душа человека — tabula rasa (чистая
доска), на которую природа наносит
свои письмена. Эмпирики признавали возможную
обманчивость ощущений, но считали, что
для их верификации следует
Субъективный идеализм
Вряд ли кто будет оспаривать
тезис, что в нашем уме существуют
различные виды понятий — об отдельных
предметах, их признаках, их объединениях,
свойствах. Однако имеются понятия,
которым не соответствуют никакие
ощущения и восприятия нашего ума. Субъективные
идеалисты считают, что за такими
понятиями нет никакой
Но к таким понятиям, которые субъективные идеалисты считали фикциями, относятся основные категории философии — материя, субстанция и т.п. Поскольку они лежат в основе всех наук, являются их категориями, на которых строится все здание познания, субъективные идеалисты считали науку в принципе невозможной, так как она изначально строится на ложных основаниях.
Кроме того, мы воспринимаем не сами вещи,
а лишь их свойства, а потому в
принципе не можем «ухватить» самой
сути любой вещи. Человеческие же ощущения
— это лишь феномены психики. Это
означает, что мы познаем не объективные
вещи и явления, а их субъективные
образы, возникающие в нашем
Агностицизм
Основы позиции агностиков в противоречии: знание может быть только логическим, а предметы исследования могут быть взяты только из опыта, который не поддается логическому анализу. Опыт есть поток впечатлений, причины которых непостижимы. Причинно-следственные связи формируются имманентно в нашем уме и не соответствуют реальным, по крайней мере о степени соответствия мы ничего не можем знать. Поэтому даже на вопрос «существует ли внешний мир?» Юм отвечал: «Не знаю».
Отрицая объективную причинность, агностики признавали причинность субъективную в виде порождения идеи чувственными впечатлениями. Источником знаний для них может служить только вера (типа уверенности в восходе солнца). Наука и философия возможны лишь как опытные исследования, не претендующие на выведение теоретических законов.
Скептицизм и позитивизм агностиков
сказались на мировоззрении И. Канта,
который зачитывался
Эпоха Просвещения
Эпоха Просвещения — еще одно мировое явление, еще один взлет человечества. Ей, так же как и Ренессансу, соответствует становление капиталистических отношений в ряде стран, в которых она и достигает своих вершин. Бесспорно, ее можно рассматривать как преемницу эпохи Возрождения на новом историческом этапе. Об этом свидетельствуют и важнейшие ее характеристики: