Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:40, контрольная работа
Культура и философия эпохи Возрождения вызывают интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей. Это объясняется не только целями и задачами, которые стоят перед наукой, но и гуманистическим пафосом ренессансных духовных ценностей, их огромной значимостью для всемирной, общечеловеческой культуры. В последнее время существенно изменяется традиционный взгляд на Возрождение. Рассматривается концепция регионального и национального восточного Возрождения. В рамках западноевропейского возрождения выделяется регион Северного Возрождения. Растет интерес к гуманистическим идеям белорусских мыслителей того времени.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Особенности эпохи Возрождения в Беларуси 6
2. Главные направления развития философской мысли Беларуси в эпоху Возрождения 10
2.1 Характеристика основных направлений философской мысли Беларуси 10
2.2 Философские взгляды Ф. Скорины, Н. Гусовского и А. Волана как представителей гуманистического направления 11
2.3 Философские воззрения представителей умеренного реформационно-гуманистического направления 14
3. Гуманизм философской мысли Беларуси в эпоху Возрождения 18
заключение 20
Список литературы 22
В соответствии с духом времени философские проблемы рассматривались Сымоном Будным преимущественно в рамках теологии.
Социально-политические взгляды Будного выражали главным образом устремления мелкой и средней шляхты, стремившейся к некоторому реформированию феодальных отношений, смягчению крепостнической системы эксплуатации. Учитывались им также некоторые классовые интересы ремесленно-торговых слоев городского населения. Религиозно-философские взгляды Будного были гораздо радикальней его социологических воззрений. Смелой критикой Библии и основных догматов христианской веры он подрывал господствующее церковное учение, ортодоксальную теологию, схоластику, расчищал путь для развития философии нового времени.
Будный отверг безоговорочный авторитет «отцов церкви» и схоластической философии. Критерием «религиозной истины» он считал индивидуальный человеческий разум. Он критиковал те положения христианского вероучения, которые, по его мнению, не могли получить рационального обоснования или быть объяснены на основе естественных причин. Если философы-схоласты подчиняли разум вере, откровению, то Будный, напротив, веру и «Священное писание» стремился подчинить разуму, а многие библейские чудеса истолковывал как естественно обусловленные события. Теизм Будного носил неортодоксальный характер. Предпринятый им рационалистический и натуралистический пересмотр основных догматов христианства подрывал целостность и непротиворечивость его теистического мировоззрения, обусловил наличие во взглядах деистических, материалистических и атеистических тенденций.
Выступая против слепой веры в авторитеты, порождающей догматизм, Будный обосновывает необходимость критического подхода к проблеме научных методов познания и отыскания истины, теоретического мышления. Христианско-схоластической апологетике он противопоставляет объективное научное исследование и стремится его распространить не только на священное писание, но и на действительность в целом [8, 74].
Будный осознавал ту большую роль, которую должны играть в жизни общества принципы веротерпимости, свободы мысли и творчества, а также то большое зло, которое несут с собой религиозный фанатизм и интеллектуальная нетерпимость. Как гуманист он решительно осудил интеллектуальную нетерпимость и религиозный фанатизм иезуитов, католических и протестантских теологов, политических деятелей, которые «не только пером, но и огнем и мечом» насаждают свое учение [8, 80].
Отличительная особенность этической доктрины Будного в том, что он различал высшие моральные законы, данные Богом в заповедях Моисея, а затем повторенные Христом, от законов, установленные людьми, с тем, чтобы регулировать гражданские отношения. Особенность учения Будного о высшем моральном законе в том, что он подробно анализировал каждую заповедь в пяти главных направлениях: а) как следует понимать ее содержание; б) что необходимо делать, чтобы соблюдать ее; в) чего нельзя делать, чтобы не противоречить ей; г) какие вознаграждения ожидают того, кто сохраняет заповедь; д) как будут наказаны нарушители Божьих заповедей [9, 153-154].
Большое место в своих сочинениях Будный уделял опровержению христианского догмата о троичности божества. Он отрицал божественность Христа и считал, что мифическая история о Христе была сочинена Маркионом. Позднейшие теологи, указывал Будный, этот вымысел использовали для обоснования церковного догмата о троичности божества [2, 45].
В целом для Будного характерно стремление сделать тайны религии доступными человеческому разуму, представить их в соответствии с натурфилософией Возрождения как непознанные тайны природы, что являлось в сущности попыткой эмансипации бытия от сверхъестественных сил. Пытаясь выяснить историческое, земное содержание многих библейских чудес и, в частности, таких понятий, как ад, рай, бессмертие души, рождение Христа и т. п., Будный тем самым подходил к выводу о том, что сверхъестественное есть не что иное, как мистифицированная людьми действительность.
Как гуманист, Будный придавал большое значение вопросу образования и воспитания молодежи, развитию просвещения, светских наук. Он высказывал ряд актуальных для своего времени педагогических идей гуманистического характера. Вслед за Скориною, но более определенно и четко Будный выдвинул требование светского образования. В «Катехизисе» он решительно протестовал против оторванной от жизни церковно-монаетырской системы образования, которая давала ученикам скудные знания, ограничивала их кругозор областью религии [8, 154].
Взгляды
Будного имели европейское
Василий Николаевич Тяпинский-Омельянович — современник и единомышленник Симона Будного. Он примыкал к антитринитарскому течению так называемых «буднеистов», принимал активное участие в обсуждении вопросов, которые волновали «буднеистов».
Тяпинский критиковал духовенство за противление народному просвещению, выступал против полонизации белорусов, в предисловии к переводу на современный ему национальный язык Евангелия поднимал вопрос «об исторических судьбах белорусской народности» [10, 72].
В
своем предисловии к «
Тяпинский
считал, что духовенство губит
общественные и моральные силы народа.
Он резко критиковал духовенство, вскрывал
самые темные стороны его жизни,
показывал его интеллектуально-
Тяпинский решительно защищал родной язык, богатую многовековую культуру народа. Он настойчиво требует как давно назревшего дела открытия школ, в которых бы преподавание велось не на латинском или польском языке, а на белорусском, достаточно богатом для применения его в учебных заведениях. По мнению Тяпинского, такие школы могут стать доступными не только для детей панов и духовенства, но и для простонародья. Школы и преподаваемые в них предметы должны соответствовать всестороннему развитию образования на родном языке и, следовательно, всестороннему развитию человека.
В.
Тяпинский как сторонник
Как отмечает А. Майхрович, именно в тот период, в атмосфере рационалистических поисков зарождаются и находят последовательное и выразительное проявление потребности национального самовыражения, звучит призыв к почитанию и развитию национальных духовных ценностей как основы сохранения самостоятельности народа. В. Тяпинский был первым, кто поднял голос в оборону белорусского языка, культуры, национальной школы, и ему по праву принадлежит почетная роль выразителя исторической необходимости свободного и независимого национального развития [6, 15].
Важнейшей установкой общественного сознания эпохи Возрождения, ее универсальным идеологическим и философским принципом видения и осмысления мира и человека был гуманизм. «Гуманизм,— пишет Н. И. Конрад,— является идеей по своему общественному содержанию, может быть, важнейшей из всех великих идей, выдвинутых человечеством на протяжении тысячелетий его истории. Идея гуманизма — результат огромного исторического опыта в его наиболее глубоком восприятии, результат осознания человеком в процессе такого опыта самого себя, своих общественных задач. Идея гуманизма есть высшая по своей общественной значимости и этическая категория. Она всегда была высшим критерием настоящего человеческого прогресса» [8, 14]
В эпоху Возрождения проблема человека в ее разнообразных философских аспектах стала одной из центральных в творчестве гуманистов. Между тем многие принципы, которые начертал на своем знамени ренессансный гуманизм, и в частности идея целостности и гармоничности мира, свободного и всестороннего развития человека, впервые были осознаны в античности. Античная философия, литература, искусство давали европейским мыслителям превосходный материал для обоснования гуманистических идей.
Обращение общественных деятелей и мыслителей Белоруссии к античному наследию, которое наиболее интенсивным было в XVI — начале XVII в., весьма убедительно свидетельствует о проявлении ренессансных гуманистических начал в культурной жизни и философской мысли этого периода, об известном культурном подъеме, связанном с эпохой Возрождения [1, 18].
Средневеково-христианская философия провозгласила мирское бытие человека греховным. Величайшим достижением идеологии и философии Возрождения была реабилитация посюсторонней, земной жизни человека. Стремление понять человека, утвердить его достоинство, права и свободу на почве земного бытия послужило отправным пунктом формирования концепции ренессансного гуманизма.
Человек выдвигался на первый план. Реабилитировались не только плотская природа человека, но и его дух, разум, мышление. Провозглашалось право на его неограниченное стремление к знанию, развитие творческих способностей. Отрицалось все, что препятствует духовной свободе человека, развертыванию и проявлению его природных данных,— догматизм в мышлении, схоластический, оторванный от реального бытия метод познания, некритическое отношение к авторитетам, религиозный фанатизм. Утверждалась идея всесилия человека, его способность своими собственными усилиями, опираясь на свой разум и знания, разрешить стоящие перед ним проблемы. Предназначение человека усматривалось в активной познавательной и практической деятельности, служении обществу.
Пробуждается интерес к человеку, его внутреннему миру, его интеллектуальным, нравственным и эстетическим запросам. Мыслители Белоруссии в той или иной форме развивают идеи о высоком достоинстве человека, о силе его интеллекта, праве на неограниченное развитие способностей, гуманистически трактуют многие этические проблемы. Обосновывается точка зрения, согласно которой место человека в обществе должно зависеть от его интеллекта, энергии, деятельности, знаний, от всего того, чего он может добиться путем собственных усилий, а не в результате принадлежащих ему по рождению привилегий.
Обращаясь к внутреннему миру человека, проявляя заботу о его нравственных и интеллектуальных началах, Ф. Скорина тем самым утверждал один из прогрессивных, гуманистических принципов эпохи Возрождения, согласно которому истинное достоинство и благородство человека состоит не в происхождении, не в знатности, не в общественном положении, не в его религиозном рвении, а в таких его качествах, как интеллект, моральный облик, способности, а также в реальной пользе, которую он приносит обществу.
Гуманистический подход к человеку требовал рассмотрения положения личности в системе феодального государства и права. В произведениях прогрессивных мыслителей начинают подниматься проблемы, связанные с выяснением содержания таких важнейших элементов понятия свободы личности, как духовная свобода, равенство перед законом, экономическая свобода, право на участие в управлении государством. Для них характерно и стремление к выяснению самой сущности свободы. Это прежде всего относится к работам А. Волана. В сочинении «О политической или гражданской свободе» он пытается дать антропологическое обоснование свободы личности, т. е. представить ее как важнейшее врожденное свойство человека. Он стремился доказать, что свобода и равенство — важнейшие врожденные свойства человеческой природы. И в зависимости от того, насколько то или иное государство обеспечивает их реализацию, определяется степень зрелости и совершенства такого государства.
Таким образом, период XV — XVII вв. Беларуси является эпохой Возрождения. В это время происходит процесс секуляризации культуры Беларуси, развиваются книгопечатание, образование, возрастает интерес к культурно-философским ценностям античности среди феодалов и зажиточных граждан, усиливаются меценатские тенденции, распространяются идеи ренессансного гуманизма и Реформации, идет становление белорусского языка, национальной письменности, литературы, искусства. В целом в анализируемый период культурное развитие и общественное сознание восточноевропейского региона, в частности Беларуси, достигло уровня, при котором оказались возможными не только ассимиляция достижений европейского Ренессанса, но и выработка самобытных, оригинальных отечественных духовных ценностей, гуманистических идей и концепций.
В
эпоху Возрождения, когда формируются
раннебуржуазные общественные отношения
и совершается процесс
Творчество Ф. Скорины, С. Будного, а также других мыслителей-гуманистов Белоруссии (Н. Гусовского, А. Волана, «белорусских эпикурейцев») свидетельствует о том, что на протяжении XVI — начала XVII в. развитие философской мысли Белоруссии в целом шло по пути, который вел к новой философии.
Особенно велика заслуга в развитии философской мысли указанного периода Ф. Скорины и С. Будного.
Скорина воплотил в себе двойственный характер гуманистов: в нем ростки нового, рационалистического мышления соединяются еще с религиозно-схоластическим мировоззрением, опытное исследование природы—с уважением авторитета Библии. У него только намечается раздвоение между наукой и религией, знанием и верой. Он лишь делает попытку освободить мысль от слепой веры и этим самым расчистить почву для науки. Скорина еще неуверенно, в границах рассматриваемой им Библии, защищал права разума, не переходя в открытое наступление против догматов церкви.
Однако, несмотря на это, Скорина сыграл положительную роль в истории общественной мысли Белоруссии. Его творчество, характерными чертами которого были пропаганда знаний на родном языке «среди людей простых посполитых», стремление стать па научную основу в объяснении явлений природы и овладении ее силами, самоутверждение человеческой личности, скрытая борьба против официальной церковной идеологии, подготавливало почву для более рационалистических и демократических учений.
Информация о работе Философская мысль Беларуси в эпоху Возрождения