Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:40, контрольная работа
Культура и философия эпохи Возрождения вызывают интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей. Это объясняется не только целями и задачами, которые стоят перед наукой, но и гуманистическим пафосом ренессансных духовных ценностей, их огромной значимостью для всемирной, общечеловеческой культуры. В последнее время существенно изменяется традиционный взгляд на Возрождение. Рассматривается концепция регионального и национального восточного Возрождения. В рамках западноевропейского возрождения выделяется регион Северного Возрождения. Растет интерес к гуманистическим идеям белорусских мыслителей того времени.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Особенности эпохи Возрождения в Беларуси 6
2. Главные направления развития философской мысли Беларуси в эпоху Возрождения 10
2.1 Характеристика основных направлений философской мысли Беларуси 10
2.2 Философские взгляды Ф. Скорины, Н. Гусовского и А. Волана как представителей гуманистического направления 11
2.3 Философские воззрения представителей умеренного реформационно-гуманистического направления 14
3. Гуманизм философской мысли Беларуси в эпоху Возрождения 18
заключение 20
Список литературы 22
Важнейшими проблемами, которые находились в центре философско-этической мысли Беларуси XVI—XVII вв., были проблемы преемственности и синтеза духовно-нравственных ценностей античности, средневековья, Возрождения, происхождения нравственных понятий.
Предметом рассмотрения Ф. Скорины, П. Гусовского, М. Литвина были проблемы счастья, индивидуального блага, этического идеала и др.
С особой остротой встает проблема взаимоотношения Запада и Востока. В белорусской и украинской общественной мысли существовали два диаметрально противоположных подхода к ее решению, или две позиции: одна предполагала категорическое неприятие не только западных религиозных, но и светских культурных форм, другая предусматривала политическое и религиозное слияние с Западом. Идеологами отечественной ренессансно-гуманистической мысли был предложен «третий путь»: не конфронтация и не капитуляция, а свободный, равноправный, взаимовыгодный духовно-культурный диалог. Решительно осуждая всяческое как религиозное, так и светско-культурное насилие, белорусские и украинские мыслители-гуманисты не соглашались также и с политикой культурной изоляции, религиозной замкнутости.
Отечественными мыслителями решались также актуальные методологические вопросы: соотношения веры и разума, религии и науки, теологии и философии. Проблема отношения веры и знания, религии и науки в отечественной мысли решалась двояко: посредством разграничения их компетенций и путем предельной рационализации самой веры. И та, и другая позиции, по мнению исследователей, представляли собой компромиссный, обходной способ преодоления гносеологии и методологии ортодоксального теизма, средневековой философии [4, 106].
Белорусский Ренессанс не был чем-то однородным как в отношении к предшествующей философии, так и во взглядах на социально-политическое устройство общества. Здесь были свои левые и правые, радикалы и центристы.
Отечественную
гуманистическую мысль в
1) гуманистическое — наиболее видные представители — Франциск Скорина, Николай Гусовский, Михалон Литвин, Андрей Волан и Лев Сапега;
2) умеренное реформационно-гуманистическое, представленное Сымоном Будным, Фаустом Социным, Василием Тяпинским;
3) радикальное реформационно-гуманистическое, представленное Петром из Гонендза, Якубом из Калиновки и Мартином Чаховицом [3, 65].
В.М. Конон, А.С. Майхрович и другие исследователи выделяют два типа отечественной философии. К первому, умеренно-гуманистическому, относится творчество Ф. Скорины, Н. Гусовского, М. Литвина, С. Кощутского, С. Будного, В. Тяпинского, А. Волана, М. Смотрицкого, А. Филипповича, С. Полоцкого и др. Они выражали интересы горожан и прогрессивно настроенной шляхты, осознавали необходимость частичных изменений в жизни общества, являлись сторонниками активной социальной деятельности в рамках существовавших общественных институтов. Второй, радикально-гуманистический, представлен учением Петра из Гонендза, Якуба из Калиновки, Павла из Визны, М. Чеховица, С. Зизания и др. В религиозно-теологической форме они отражали настроения и идеалы низших слоев общества, стремились к радикальным социально-политическим изменениям. Учение народных идеологов носило утопический характер, было ограничено и теоретически незрело, ориентировалось не на исторический прогресс, а на ретроспективный, раннехристианский идеал [4, 104].
Религиозно-этические
воззрения идеологов
Представители левого крыла антитринитаризма Петр из Гонендза, Павел из Визны, Якуб из Калиновки и другие пытались решить проблемы имущественного неравенства и угнетения через создание раннехристианских общин, в которых место феодальной собственности заняла бы общественная собственность. Имущественные отношения в этих общинах, по их мнению, должны регулироваться принципами раннехристианской этики. Однако создание таких общин предполагалось не на основе революционного преобразования, а на основе пропаганды раннехристианских принципов и личных убеждениях людей. Такие общины могли существовать параллельно с феодальным государством. Подобные взгляды были весьма радикальны для феодального времени, но в то же время утопичны и нереальны.
Скорина являлся выразителем интересов передовой части белорусских горожан, главным образом купцов и ремесленников, в мировоззрении которых под влиянием экономических, социально-политических и культурных сдвигов наметился некоторый отход от ортодоксальных представлений своего времени.
В синтетическом по своему характеру мировоззрении Скорины доминирующим является этический момент. В тесной связи с этикой находятся социально-политические, правовые, эстетические взгляды Скорины, вся философская проблематику, к которой он обращается [8, 29].
Ф. Скорина попытался пересмотреть ортодоксально-христианское толкование проблемы человеческого существования, согласно которой земная жизнь человека не представляет самодовлеющего значения. Он реабилитирует земное бытие, утверждает самоценность человеческой жизни, не отвергая в то же время и веру в потустороннюю жизнь. В качестве идеала Ф. Скорина выдвигает высоконравственную, гражданско-ориентированную личность.
Внимание Скорины обращено к человеку. «Да совершен будет человек божий и на всяко дело добро уготован», — пишет он [8, 29]. По мнению Скорины, человек состоит из двух начал — духовного и телесного. Однако Скорина не противопоставляет эти начала, а пытается отыскать возможности для их примирения, гармонического сосуществования. Человека Скорина рассматривает главным образом в трех измерениях: как существо разумное, нравственное и общественное. В основе его концепции лежит мысль о необходимости и возможности совершенствования человеческой природы, о том, что от этого совершенствования зависит совершенство самого общества. Скорина ставит перед человеком задачу самопознания, постижения своего внутреннего мира.
Таким образом, Скорина выступает как представитель рефлективной формы теоретического познания — разумного самопознания, продолжая в этом отношении философские традиции античности, а также выражая одну из характернейших черт философии эпохи Возрождения.
Огромной заслугой мыслителя является патриотическая и культурно-демократическая конкретизация проблемы общего блага, попытка согласования свободной творческой деятельности человека с долгом перед обществом и народом. Для этики Скорины характерно утверждение примата общего блага перед индивидуальным, общественного перед личным. Решая данную проблему, белорусский гуманист осуществляет сплав античных и средневеково-христианских этических начал.
Высшим
принципом человеческого
В
качестве важнейшей этической
Характерной особенностью Скорины как мыслителя была гуманистическая интерпретация «Священного писания». Комментирование Библии являлось одним из весьма распространенных способов философствования в средние века, в эпоху Возрождения и даже в начальный период нового времени. В своих предисловиях и послесловиях Скорина пытался при помощи библейских текстов обосновать гуманистические идеалы эпохи Возрождения.
Источник нравственности белорусский гуманист искал в самом человеке, его разуме, его личном отношении к богу. Человек у Скорины не нуждается в помощи официальной церкви и способен достичь нравственных вершин собственными усилиями, личной верой в бога. Поэтому в своих комментариях Скорина делает упор на морально-этическую сущность Библии и обходит ее догматическое содержание.
Характернейшей чертой гуманизма Скорины является демократизм. Скорина постоянно апеллирует к народу, «людям простым посполитым», к широким массам, а не к избранным. В отличие от многих гуманистов эпохи Возрождения и даже просветителей он не третировал народ как темную и необразованную массу, неспособную воспринять философскую премудрость, а обращался к нему как к равному, стремился просветить его.
Однако исследователи отмечают компромиссный характер этических взглядов Ф. Скорины, его стремление синтезировать христианское учение о морали с элементами античной и ренессансной философско-этической культуры [4, 101].
«Общественно-политические взгляды Скорины противоречивы, исторически ограничены. С одной стороны, он откровенно выражал своп симпатии низшим слоям общества, находившимся в полном бесправии и порабощении, использовал, подобно еретикам, библейские и евангельские тексты для критики феодального строя, выступал за равенство всех людей перед законом; но, с другой стороны, он стоял за сохранение существующего, несколько подштопанного, подслащенного феодального строя, проповедовал пассивность, покорность, невмешательство в ход событий. Будучи приверженцем законности, он был противником решительной борьбы с социальным злом и несправедливостью, считая, что конечная победа будет одержана силою духа и человеколюбия. В этом отношении он оставался верен принципам гуманизма, на котором лежала печать половинчатости и непоследовательности» [2, 33].
Выдвинутая или намеченная Ф. Скориной этическая проблематика разрабатывалась его последователями. Основной вклад Николая Гусовского в философско-этическую мысль заключается в акцентировании связи моральных добродетелей человека с естественно-природной средой. Гениальным предвосхищением мыслителя является идея экологического воспитания человека и общества в целом.
В творчестве Н. Гусовского прослеживаются характерные для Раннего Возрождения гуманистические и Позднего – натуралистические тенденции. В начале XVI века поэт создает удивительную картину единения человека и природы, на фоне которой и разворачивается человеческая история. Природа у него имеет не безусловно божественный, а ренессансный этико-эстетический и правовой статус естественного лона человеческой деятельности. Она охраняется законом от хищнического вмешательства, является сокровищем края, источником бездонного богатства, благом страны. Природа, как и человек, автономна и разумна внутренним, присущим только ей разумом и волей.
В
творчестве поэта ярко проявляется
и такая особенность
А. Волан, как и Ф. Скорина, приходит к выводу, что новые общественные отношения, зарождающиеся в недрах феодализма, настоятельно требуют новых регуляторов. Таким регулятором должно стать, считает А. Волан, право. Это дает основание представлять их взгляды как соответствующие так называемому юридическому мировоззрению. Вклад А. Волана в разработку основных идей юридического мировоззрения значителен: одни из них были на уровне времени, другие значительно обогнали его.
Идеи А. Волана основываются на понятии свободы. Однако если сначала европейские современники понимали свободу как моральный выбор, а позднее — как познанную необходимость, то он одним из первых в Европе рассмотрел свободу с юридической точки зрения.
Главным содержанием свободы, как считает А. Волан, являются:
— гарантированная законом защита человека от несправедливости и посягательств на его жизнь;
— правовая охрана личных и имущественных прав человека;
— правовое
ограничение феодального
— подчинение всех (без исключения) государственных служащих, в том числе и монарха, закону;
— решение конфликтных ситуаций между гражданами только в судебном порядке;
— создание подлинно справедливых и независимых судов;
— воспитание
высококвалифицированных и
Следовательно, свободным является то общество, в котором закон и власть гарантируют человеку личную и имущественную безопасность. Такие взгляды представляют собой вполне современную теорию правового государства.
Современно звучат и слова А. Волана о естественных правах человека, который от рождения имеет право на то, что входит в понятие «достойная жизнь». Ни государство, ни его руководители, ни какая-нибудь партия не предоставляют человеку прав, они у него — неотъемлемые. В мировой правовой теории и практике такая точка зрения сегодня общепринята. Она является базовой основой всех существующих международных документов о правах человека.
Свобода, подчеркивает А. Волан, является также необходимым условием развития умственных и физических задатков человека, нравственных добродетелей, науки и культуры [3, 89].
Информация о работе Философская мысль Беларуси в эпоху Возрождения