Философская мысль Беларуси в эпоху Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

Культура и философия эпохи Возрождения вызывают интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей. Это объясняется не только целями и задачами, которые стоят перед наукой, но и гуманистическим пафосом ренессансных духовных ценностей, их огромной значимостью для всемирной, общечеловеческой культуры. В последнее время существенно изменяется традиционный взгляд на Возрождение. Рассматривается концепция регионального и национального восточного Возрождения. В рамках западноевропейского возрождения выделяется регион Северного Возрождения. Растет интерес к гуманистическим идеям белорусских мыслителей того времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Особенности эпохи Возрождения в Беларуси 6
2. Главные направления развития философской мысли Беларуси в эпоху Возрождения 10
2.1 Характеристика основных направлений философской мысли Беларуси 10
2.2 Философские взгляды Ф. Скорины, Н. Гусовского и А. Волана как представителей гуманистического направления 11
2.3 Философские воззрения представителей умеренного реформационно-гуманистического направления 14
3. Гуманизм философской мысли Беларуси в эпоху Возрождения 18
заключение 20
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Контрольная По философии.docx

— 57.32 Кб (Скачать)

 

                        Министерство образования Республики  Беларусь

УО «Брестский государственный  университет имени А.С. Пушкина»

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по «философии»

Тема 21. «Философская мысль Беларуси в эпоху Возрождения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 

заочной формы обучения

II курса (6 лет) «А» группа

Отделение правоведения

Снитко Евгений Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

Приняла:  Григорович Елена Николаевна

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Особенности эпохи Возрождения в Беларуси 6

2. Главные направления развития философской мысли Беларуси в эпоху Возрождения 10

2.1 Характеристика основных направлений философской мысли Беларуси 10

2.2 Философские взгляды Ф. Скорины, Н. Гусовского и А. Волана как представителей гуманистического направления 11

2.3 Философские воззрения представителей умеренного реформационно-гуманистического направления 14

3. Гуманизм философской мысли Беларуси в эпоху Возрождения 18

заключение 20

Список литературы 22

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

XV и XVI столетия были временем  больших перемен в экономике,  политической и культурной жизни  европейских стран. Бурный рост  городов и развитие ремесел,  а позднее и зарождение мануфактурного  производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту  все более отдаленные районы  постепенное размещение главных  торговых путей из Средиземноморья  к северу, завершившееся после  падения Византии и великих  географических открытий конца  XV и начала XVI века, преобразили облик  средневековой Европы.

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры, расцветом  естественных и точных наук, литературы на национальных языках, а также  общественной и философской мысли. Появление книгопечатания открыло  невиданные возможности для распространения  литературных и научных произведений.

Термин  «Возрождение» (Ренессанс) появился в XVI веке. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации Историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин «Возрождение» означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как «величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством».

Анализ  памятников культуры Возрождения свидетельствует  об отходе от многих важнейших принципов  феодального мировоззрения. Средневековый  аскетизм и презрение ко всему  земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к  человеку, к сознанию красоты и  величия природы. Непререкаемое  в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой  в неограниченные возможности человеческого  разума, который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая интерес  к человеческому в противовес божественному, представители новой  светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово  от восходящего к Цицерону понятия  «studia humanitanis», означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его духовным миром. При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизации человеческой личности в ее целостности.

Хронологические границы эпохи в разных странах  имеют свои смещения. Вначале исторические сдвиги в экономической и общественно-политической жизни привели к появлению  характерных черт Возрождения в  Италии (XIII в.), два столетия спустя — в странах Северной Европы (Нидерланды, Франция, Германия, Англия). Процессы Возрождения здесь продолжались до конца XVI в. Специфические виды ренессансной культуры сложились в среднеевропейских странах, в том числе в Речи Посполитой и Великом княжестве Литовском.

Культура  и философия эпохи Возрождения  вызывают интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей. Это объясняется не только целями и задачами, которые стоят перед  наукой, но и гуманистическим пафосом  ренессансных духовных ценностей, их огромной значимостью для всемирной, общечеловеческой культуры. В последнее время существенно  изменяется традиционный взгляд на Возрождение. Рассматривается концепция регионального  и национального восточного Возрождения. В рамках западноевропейского возрождения выделяется регион Северного Возрождения. Растет интерес к гуманистическим идеям белорусских мыслителей того времени. И сегодня эта тема не перестает быть актуальной.

 

 

  1. Особенности эпохи Возрождения в Беларуси

 

 

 

С середины XIII в. на древне-белорусских землях начинается формирование нового государства — Великого княжества Литовского. Вследствие тесной интеграции с Европой Великое княжество Литовское проходит те же, что и европейские страны, культурно-исторические этапы. Один из них -  Возрождение. На развитие культуры Беларуси в XVI — XVIII вв. наложили отпечаток идеи европейского Возрождения, а также экономические и социально-политические условия общественной жизни. Идеи Возрождения и гуманизма на белорусской земле были сходны с общеевропейскими, но имели и свою специфику. В духовной жизни здесь сохранялась преемственная связь с древнерусскими культурными традициями, ощущалось значительное влияние православия, греко-византийской культуры и в то же время — довольно интенсивное воздействие западноевропейских идей. Новые явления европейской культуры и общественно-политической мысли не копировались слепо, а проходили своеобразную адаптацию с учетом местных условий. При этом культурные и цивилизационные достижения во второй половине XV — первой половине XVI в. оказались столь значительны, что ученые называют этот период «золотым веком» в истории Беларуси.

К XVI в. в Белоруссии сложились вполне реальные экономические, социально-политические, классовые, культурные и идейные предпосылки для формирования в обществе элементов раннебуржуазной духовной культуры, ренессансно-гуманистической философской и общественно-политической мысли. К ним, в частности, как отмечает С.А. Подокшин, относятся рост городов, развитие товарно-денежных отношений, увеличение городского торгово-ремесленного населения, усиление политической централизации и государственно-правовой стабильности общества, формирование белорусской народности и становление национального самосознания, интенсивные контакты с Российской державой, странами Западной и Центральной Европы, изменения в мировоззрении передовой части феодалов и др. [7, 22].

Значительную  остроту приобретает классовая борьба, усиливаются выступления белорусских крестьян и горожан против феодального и национально-религиозного угнетения, господствующей церкви, католицизма и унии. В этот период в основном завершился процесс формирования белорусской народности, сложилась система развитых социально-политических отношений. Культура (возникновение книгопечатания, многочисленные типографии, школы, развитие литературы и национального языка, искусства) и общественное сознание достигли уровня, на котором оказалось возможным не только усвоение прогрессивных достижений европейского Ренессанса, но и выработка более или менее оригинальных отечественных гуманистических концепций. В формировании гуманистической мысли Белоруссии XVI— начала XVII в. значительную роль играли экономические, социально-политические, культурные и идейные контакты Белоруссии с Россией, со странами Центральной и Западной Европы, обучение белорусской молодежи в заграничных университетах и т. д. [8, 18-19].

Огромное  значение для развития культуры имели появление и распространение белорусского книгопечатания, начатого великим Ф. Скориной и продолженного П. Мстиславцем, С. Будным, В. Тяпинским.

О проявлении ренессансных гуманистических начал в духовной жизни Белоруссии и, в частности, в белорусской философской мысли XVI—XVII вв. свидетельствует обращение культурных деятелей и мыслителей этого времени к античной философии, литературе, истории. В сочинениях античных писателей прогрессивные белорусские мыслители   находили  идейную опору в борьбе с официальной феодально-церковной идеологией, исходный материал для обоснования гуманистических идеалов [8, 20].

Зарождение  новых общественно-политических отношений, распространение книжного дела и  рост образованности людей постепенно освобождали общественную мысль  от господства средневековой догматической  схоластики. В соответствии с духом  времени центром исследований становился человек.

Философия возрожденческого антропоцентризма (в  отличие от религиозного — с его  идеей греховности человека и  возможностью ее преодоления только с помощью Бога) рассматривает человеческую жизнь как самоценность, утверждает право человека на достойную земную жизнь и его постоянное нравственно-интеллектуальное совершенствование.

Наряду  с этим отечественные мыслители  решали также проблемы отношения человека к религии и церкви, веротерпимости, войны и мира, индивидуальной свободы и ответственности, общего и индивидуального блага, собственности и социально-классовой гармонии, этико-правовых форм регуляции общественных отношений.

Несмотря  на общее сходство с западным гуманизмом, в отечественном можно выделить следующие специфические черты.

Первой особенностью отечественной философии Возрождения является то, что, в отличие от западноевропейской, здесь не получил решающего развития принцип индивидуальной свободы.

Человек должен служить общему благу —  таков основной лейтмотив отечественных мыслителей.

Вторая заключается в доминировании идеи права как одного из основных институтов государственного управления.

Третьей является тесная связь белорусской гуманистической философии с идеями и практикой Реформации. Идеи Возрождения находили свое утверждение в реформационном движении в Беларуси. Постоянный прилив молодежи из ВКЛ сначала в Краковский, а затем и другие европейские университеты, в которых широко пропагандировались гуманистические идеи, постепенно установил тесную интеллектуальную и духовную связь отечественной общественной мысли с европейским Ренессансом и Реформацией. Краков в первой половине XVI в. превратился в очаг распространения реформационного движения как в Польше, так и в ВКЛ. Еще более усилилась Реформация в ВКЛ в период правления Сигизмунда, когда престарелый король царствовал, а правила его молодая жена - королева Бона, двор которой стал своеобразным идейным и организационным центром для протестантов всей Европы [3, 64].

Белорусская гуманистическая мысль XVI в. теснейшим образом связана с прогрессивными традициями древнерусской культуры, русской и украинской общественной мыслью. Связь эта являлась отражением общности происхождения, экономического и культурного сотрудничества, совместной классовой и национально-освободительной борьбы народов России, Украины и Белоруссии. Во взглядах Ф. Скорины, С. Будного, В. Тяпинского содержится фундаментальная идея единства и дружбы русского, украинского и белорусского народов, общности всех славян. Взгляды белорусских гуманистов проникнуты не только патриотическим, но и интернациональным чувством, в котором стремление к единству славянских народов сочетается с пониманием необходимости мира  и  сотрудничества  всех народов земли.

Отношение между философской мыслью и духовной культурой в период зарождения белорусской  народности отмечено характерной особенностью, связанной со спецификой науки эпохи Возрождения. Вследствие незавершенности процесса дифференциации науки и неполного отделения от нее самой философии прогрессивное мировоззрение, идеология, философские идеи формулировались не специалистами-философами, а писателями, художниками, учеными.

В Белоруссии в отличие от европейского Возрождения, где абсолютной монархии было противопоставлена идея безграничности возможностей индивида, философская мысль выдвинула не «трагический гуманизм» этого противоречия (его выразителями были У. Шекспир, М. Сервантес, Микеланджело), а жизненность, неустранимость и могучую активность народной духовной культуры, чуждой философии индивидуализма. С эпохи Возрождения в Белоруссии гуманистическая концепция открытости, свободы человеческой личности противопоставлялась замкнутости  средневековья [10, 61].

В системе воззрений Ф. Скорины, В. Тяпинского, С. Будного и их современников  наблюдается соединение идей европейской философской мысли с традициями и принципами национальной культуры и этики в формах то ли трактовки на народном языке канонических текстов христианской литературы, то ли полемики с официальной идеологией под знаменем воззрений Возрождения и Реформации за народность, родной язык, культуру, то ли в дальнейшем развитии идей гуманизма и рационализма, увязывании их с провозглашенными еще Скориной социально-политическими идеями единства и братства славянских народов.

Гуманистическая культура и общественная мысль Белоруссии XVI — начала XVII в. в большей степени, чем западноевропейская, испытывала влияние религиозно-средневековой культуры и идеологии. Светское начало в ней было выражено слабее. Хотя ренессансная наука и натурфилософия не получили развития в Белоруссии, однако их идеи в той или иной форме постоянно присутствовали в мировоззрении белорусских мыслителей-гуманистов. В гуманистической мысли Белоруссии ярко выражалось патриотическое начало как отражение борьбы народа против феодального и религиозно-национального угнетения, утверждение национальной культуры и самосознания.

Ведущей тенденцией ренессансно-гуманистической  мысли Беларуси, типичным представителем которой был Ф. Скорина, является постепенная секуляризация господствующего средневеково-феодального, церковно-теологического взгляда па человека, становление рационалистически-натуралистических, раннебуржуазных идей и представлений о морали. Одним из наиболее ярких проявлений в этической мысли Беларуси XVI—XVII вв. является утверждение идеи духовно-нравственной свободы.

Информация о работе Философская мысль Беларуси в эпоху Возрождения