Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:05, реферат
В эпоху кризиса интеллигенции и сознания своих ошибок, в эпоху
переоценки - старых идеологий необходимо остановиться и на нашем отношении к
философии. Традиционное отношение русской интеллигенции к философии
сложнее, чем это может показаться на первый взгляд, и анализ этого отношения
может вскрыть основные духовные черты нашего интеллигентского мира. Говорю
об интеллигенции в традиционно русском смысле этого слова, о нашей кружковой
интеллигенции, искусственно выделяемой из общенациональной жизни. Этот
своеобразный мир, живший до сих пор замкнутой жизнью под двойным давлением,
давлением казенщины внешней - реакционной власти, и казенщины внутренней -
инертности мысли и консервативности чувств, не без основания называют
"интеллигентщиной" в отличие от интеллигенции в широком, общенациональном,
общеисторическом смысле этого слова. Те русские философы, которых не хочет
знать русская интеллигенция, которых она относит к иному, враждебному миру,
тоже ведь принадлежат к интеллигенции, но чужды "интеллигентщины". Каково же
было традиционное отношение нашей специфической, кружковой интеллигенции к
философии, отношение, оставшееся неизменным, несмотря на быструю смену
философских мод? Консерватизм и косность в основном душевном укладе у нас
соединялись со склонностью к новинкам, к последним европейским течениям,
которые никогда не усваивались глубоко. То же было и в отношении к
философии.
национальная. Право же, Вл. Соловьев и кн. С. Трубецкой - лучшие европейцы,
чем гг. Богданов и Луначарский, они были носителями мирового философского
духа и вместе с тем национальными философами, так как заложили основы
философии конкретного идеализма. Исторически выработанные предрассудки
привели русскую интеллигенцию к тому настроению, при котором она не могла
увидеть в русской философии обоснования своего правдоискательства. Ведь
интеллигенция наша дорожила свободой и исповедовала философию, в которой нет
места для свободы, дорожила личностью и исповедовала философию, в которой
нет места для личности, дорожила смыслом прогресса и исповедовала философию,
в которой нет места для смысла прогресса, дорожила соборностью человечества
и исповедовала философию, в которой нет места для соборности человечества,
дорожила справедливостью и всякими высокими вещами и исповедовала философию,
в которой нет места для справедливости и нет места для чего бы то ни было
высокого. Это почти сплошная, выработанная всей нашей историей аберрация
сознания. Интеллигенция, в лучшей своей части, фанатически была готова на
самопожертвование и не менее фанатически исповедовала материализм,
отрицающий всякое самопожертвование; атеистическая философия, которой всегда
увлекалась революционная интеллигенция, не могла санкционировать никакой
святыни, между тем как интеллигенция самой этой философии придавала характер
священный и дорожила своим материализмом и своим атеизмом фанатически, почти
католически. Творческая философская мысль должна устранить эту аберрацию
сознания и вывести его из тупика. Кто знает, какая философия станет у нас
модной завтра, быть может, прагматическая философия Джемса и Бергсона,
которых используют подобно Авенариусу и др., быть может, еще какая-нибудь
новинка. Но от этого мы не подвинемся ни на шаг вперед в нашем философском
развитии.
Традиционная вражда русской интеллигенции к философской работе мысли
сказалась и на характере новейшей русской мистики. "Новый путь", журнал
религиозных исканий и мистических настроений, всего более страдал
отсутствием ясного философского сознания, относился к философии почти с
презрением. Замечательнейшие наши мистики - Розанов, Мережковский, Вяч.
Иванов, хотя и дают богатый материал для новой постановки философских тем,
но сами отличаются антифилософским духом, анархическим отрицанием
философского разума. Еще Вл.Соловьев, соединявший в своей личности мистику с
философией, заметил, что русским свойственно принижение разумного начала.
Прибавлю, что нелюбовь к объективному разуму одинаково можно найти и в нашем
"правом" лагере,
и в нашем "левом" лагере.
Между тем как русская мистика,
существу своему очень ценная, нуждается в философской объективации и
нормировке в интересах русской культуры. Я бы сказал, что дионисическое
начало мистики необходимо сочетать с аполлоническим началом философии.
Любовь к философскому исследованию истины необходимо привить и русским
мистикам, и
русским интеллигентам-
объективирования мистики; высшей же и полной формой такого объективирования
может быть лишь положительная религия. К русской мистике русская
интеллигенция относилась подозрительно и враждебно, но в последнее время
начинается поворот, и есть опасение, чтобы в повороте этом не обнаружилась
родственная вражда к объективному разуму, равно как и склонность самой
мистики утилизировать себя для традиционных общественных целей.
Интеллигентское
сознание требует радикальной
огонь философии призван сыграть в этом важном деле немалую роль. Все
исторические и психологические данные говорят за то, что русская
интеллигенция может перейти к новому сознанию лишь на почве синтеза знания и
веры, синтеза, удовлетворяющего положительно ценную потребность
интеллигенции в органическом соединении теории и практики, "правды-истины" и
"правды-справедливости". Но сейчас мы духовно нуждаемся в признании
самоценности истины, в смирении перед истиной и готовности на отречении во
имя ее. (Смирение перед истиной имеет большое моральное значение, но не
должно вести к культу мертвой, отвлеченной истины.) Это внесло бы освежающую
струю в наше культурное творчество. Ведь философия есть орган самосознания
человеческого духа и орган не индивидуальный, а сверхиндивидуальный и
соборный. Но эта сверхиндивидуальность и соборность философского сознания
осуществляется лишь на почве традиции универсальной и национальной.
Укрепление такой традиции должно способствовать культурному возрождению
России. Это давно желанное и радостное возрождение, пробуждение дремлющих
духов требует не только политического освобождения, но и освобождения от
гнетущей власти политики, той эмансипации мысли, которую до сих пор трудно
было встретить у наших политических освободителей. Русская интеллигенция
была такой, какой ее создала русская история, в ее психическом укладе
отразились грехи нашей болезненной истории, нашей исторической власти и
вечной нашей реакции. Застаревшее самовластие исказило душу интеллигенции,
поработило ее не только внешне, но и внутренне, так как отрицательно
определило все оценки интеллигентской души. Но недостойно свободных существ
во всем всегда винить внешние силы и их виной себя оправдывать. Виновата и
сама интеллигенция: атеистичность ее сознания есть вина ее воли, она сама
избрала путь человекопоклонства и этим исказила свою душу, умертвила в себе
инстинкт истины. Только сознание виновности нашей умопостигаемой воли может
привести нас к новой жизни. Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда,
когда освободимся от внутреннего рабства, т. е. возложим на себя
ответственность и перестанем во всем винить внешние силы. Тогда народится
новая душа интеллигенции.
Информация о работе Философская истина и интеллигентская правда