Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:05, реферат
В эпоху кризиса интеллигенции и сознания своих ошибок, в эпоху
переоценки - старых идеологий необходимо остановиться и на нашем отношении к
философии. Традиционное отношение русской интеллигенции к философии
сложнее, чем это может показаться на первый взгляд, и анализ этого отношения
может вскрыть основные духовные черты нашего интеллигентского мира. Говорю
об интеллигенции в традиционно русском смысле этого слова, о нашей кружковой
интеллигенции, искусственно выделяемой из общенациональной жизни. Этот
своеобразный мир, живший до сих пор замкнутой жизнью под двойным давлением,
давлением казенщины внешней - реакционной власти, и казенщины внутренней -
инертности мысли и консервативности чувств, не без основания называют
"интеллигентщиной" в отличие от интеллигенции в широком, общенациональном,
общеисторическом смысле этого слова. Те русские философы, которых не хочет
знать русская интеллигенция, которых она относит к иному, враждебному миру,
тоже ведь принадлежат к интеллигенции, но чужды "интеллигентщины". Каково же
было традиционное отношение нашей специфической, кружковой интеллигенции к
философии, отношение, оставшееся неизменным, несмотря на быструю смену
философских мод? Консерватизм и косность в основном душевном укладе у нас
соединялись со склонностью к новинкам, к последним европейским течениям,
которые никогда не усваивались глубоко. То же было и в отношении к
философии.
чисто формальный и столь всеобщий биологизм, что его мог бы принять любой
"мистик". Один
из самых умных
возможным поместить в числе преднаходимого божество. Наша же марксистская
интеллигенция восприняла и истолковала эмпириокритицизм Авенариуса
исключительно в духе биологического материализма, так как это оказалось
выгодным для оправдания материалистического понимания истории.
Эмпириокритицизм стал не только философией социал-демократов, но даже
социал-демократов "большевиков". Бедный Авенариус и не подозревал, что в
споры русских интеллигентов "большевиков" и "меньшевиков" будет впутано его
невинное и далекое от житейской борьбы имя. "Критика чистого опыта" вдруг
"оказалась" чуть ли не "символической книгой" революционного
социал-демократического вероисповедания. В широких кругах марксистской
интеллигенции вряд ли читали Авенариуса, так как читать его нелегко, и
многие, вероятно, искренне думают, что Авенариус был умнейшим "большевиком".
В действительности же Авенариус так же мало имел отношения к
социал-демократии, как и любой другой немецкий философ, и его философией с
неменьшим успехом могла бы воспользоваться, например, либеральная буржуазия
и даже оправдывать Авенариусом свой уклон "вправо". Главное же нужно
сказать, что если бы Авенариус был так прост, как это представляется гг.
Богданову, Луначарскому и др., если бы его философия была биологическим
материализмом с головным мозгом в центре, то ему не нужно было бы изобретать
разных систем С, освобожденных от всяких предпосылок, и не был бы он признан
умом сильным, железно-логическим, как это теперь приходится признать даже
его противникам (Авенариусу не удалось освободиться от "предпосылок", его
гносеологическая точка зрения очень сбивчива, пахнет и "материализмом", и
"спиритуализмом", и чем .угодно, но не проста.) Правда, эмпириокритические
марксисты не называют уже себя материалистами, уступая материализм таким
отсталым "меньшевикам", как Плеханов и др., но сам эмпириокритицизм
приобретает у них окраску материалистическую и метафизическую. Г. Богданов
усердно проповедует примитивную метафизическую отсебятину, всуе поминая
имена Авенариуса, Маха и др. авторитетов, а г. Луначарский выдумал даже
новую религию пролетариата, основываясь на том же Авенариусе. Европейские
философы, в большинстве случаев отвлеченные и слишком оторванные от жизни, и
не подозревают, какую роль они играют в наших кружковых, интеллигентских
спорах и ссорах, и были бы очень изумлены, если бы им рассказали, как их
тяжеловесные думы превращаются в легковесные брошюры.
Но уж совсем печальная участь постигла у нас Ницше. Этот одинокий
ненавистник всякой демократии подвергся у нас самой беззастенчивой
демократизации. Ницше был растаскан по частям, всем пригодился, каждому для
своих домашних целей. Оказалось вдруг, что Ницше, который так и умер, думая,
что он никому не нужен и одиноким остается на высокой горе, что Ницше очень
нужен даже для освежения и оживления марксизма. С одной стороны, у нас
зашевелились целые стада ницшеанцев-индивидуалистов, а с другой стороны,
Луначарский приготовил винегрет из Маркса, Авенариуса и Ницше, который
многим пришелся по вкусу, показался пикантным. Бедный Ницше и бедная русская
мысль! Каких только блюд не подают голодной русской интеллигенции, и все она
приемлет, всем питается в надежде, что будет побеждено зло самодержавия и
будет освобожден народ. Боюсь, что и самые метафизические и самые
мистические учения будут у нас также приспособлены для домашнего
употребления. А зло русской жизни, зло деспотизма и рабства не будет этим
побеждено, так как оно не побеждается искаженным усвоением разных крайних
учений. И Авенариус, и Ницше, да и сам Маркс очень мало нам помогут в борьбе
с нашим вековечным злом, исказившим нашу природу и сделавшим нас столь
невосприимчивыми к объективной истине. Интересы теоретической мысли у нас
были принижены, но самая практическая борьба со злом всегда принимала
характер исповедания отвлеченных теоретических учений. Истинной у нас
называлась та философия, которая помогала бороться с самодержавием во имя
социализма, а существенной стороной самой борьбы признавалось обязательное
исповедание такой "истинной" философии.
Те же психологические особенности русской интеллигенции привели к тому,
что она просмотрела оригинальную русскую философию, равно как и философское
содержание великой русской литературы. Мыслитель такого калибра, как
Чаадаев, совсем не был замечен и не был понят даже теми, которые о нем
упоминали. Казалось, были все основания к тому, чтобы Вл. Соловьева признать
нашим национальным философом, чтобы около него создать национальную
философскую традицию. Ведь не может же создаться эта традиция вокруг Когена,
Виндельбанда или другого какого-нибудь немца, чуждого русской душе.
Соловьевым могла бы гордиться философия любой европейской страны. Но русская
интеллигенция Вл. Соловьева не читала и не знала, не признала его своим.
Философия Соловьева глубока и оригинальна, но она не обосновывает
социализма, она чужда и народничеству и марксизму, не может быть удобно
превращена в орудие борьбы с самодержавием и потому не давала интеллигенции
подходящего "мировоззрения", оказалась чуждой, более далекой, чем "марксист"
Авенариус, "народник" Ог. Конт и др. иностранцы. Величайшим русским
метафизиком был, конечно, Достоевский, но его метафизика была совсем не по
плечу широким слоям русской интеллигенции, он подозревался во всякого рода
"реакционностях", да и действительно давал к тому повод. С грустью нужно
сказать, что метафизический дух великих русских писателей не почуяла себе
родным русская интеллигенция, настроенная позитивно. И остается открытым,
кто национальнее, писатели эти или интеллигентский мир в своем
господствующем сознании. Интеллигенция и Л. Толстого не признала настоящим
образом своим, но примирялась с ним за его народничество и одно время
подверглась духовному влиянию толстовства. В толстовстве была все та же
вражда к высшей философии, к творчеству, признание греховности этой роскоши.
Особенно печальным представляется мне упорное нежелание русской
интеллигенции познакомиться с зачатками русской философии. А русская
философия не исчерпывается таким блестящим явлением, как Вл. Соловьев.
Зачатки новой философии, преодолевающие европейский рационализм на почве
высшего сознания, можно найти уже у Хомякова. В стороне стоит довольно
крупная фигура Чичерина, у которого многому можно было бы поучиться. Потом
Козлов, кн. С.Трубецкой, Лопатин, Н. Лосский, наконец, мало известный
В.Несмелов - самое глубокое явление, порожденное оторванной и далекой
интеллигентскому сердцу почвой духовных академий. В русской философии есть,
конечно, много оттенков, но есть и что-то общее, что-то своеобразное,
образование какой-то новой философской традиции, отличной от господствующих
традиций современной европейской философии. Русская философия в основной
своей тенденции продолжает великие философские традиции прошлого, греческие
и германские, в ней жив еще дух Платона и дух классического германского
идеализма. Но германский идеализм остановился на стадии крайней
отвлеченности и крайнего рационализма, завершенного Гегелем. Русские
философы, начиная с Хомякова, дали острую критику отвлеченного идеализма и
рационализма Гегеля и переходили не к эмпиризму, не к неокритицизму, а к
конкретному идеализму, к онтологическому реализму, к мистическому
восполнению разума европейской философии, потерявшего живое бытие. И в этом
нельзя не видеть творческих задатков нового пути для философии. Русская
философия таит в
себе религиозный интерес и
философия не давала до сих пор "мировоззрения" в том смысле, какой только и
интересен для русской интеллигенции, в кружковом смысле. К социализму
философия эта прямого отношения не имеет, хотя кн. С. Трубецкой и называет
свое учение о соборности сознания метафизическим социализмом; политикой
философия эта в прямом смысле слова не интересуется, хотя у лучших ее
представителей и была скрыта религиозная жажда царства Божьего на земле. Но
в русской философии есть черты, роднящие ее с русской интеллигенцией,- жажда
целостного миросозерцания, органического слияния истины и добра, знания и
веры. Вражду к отвлеченному рационализму можно найти даже у академически
настроенных русских философов. И я думаю, что конкретный идеализм, связанный
с реалистическим отношением к бытию, мог бы стать основой нашего
национального философского творчества и мог бы создать национальную
философскую традицию (1), в которой мы так нуждаемся. Быстросменному
увлечению модными европейскими учениями должна быть противопоставлена
традиция, традиция же должна быть и универсальной, и национальной -тогда
лишь она плодотворна для культуры. В философии Вл. Соловьева и родственных
ему по духу русских философов живет универсальная традиция, общеевропейская
и общечеловеческая, но некоторые тенденции этой философии могли бы создать и
традицию национальную. Это привело бы не к игнорированию и не к искажению
всех значительных явлений европейской мысли, игнорируемых и искажаемых нашей
космополитически настроенной интеллигенцией, а к более глубокому и
критическому проникновению в сущность этих явлений. Нам нужна не кружковая
отсебятина, а
серьезная философская
Информация о работе Философская истина и интеллигентская правда