Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 10:06, реферат
В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Она получила название философской антропологии. Ее основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внесли Г.Плесснер, А.Гелен и ряд других исследователей. Появление философской антропологии как специального учения о человеке явилось своеобразным итогом наращивания философского человекознания. В 1928 году М.Шелер писал: "Вопросы: "Что есть человек и каково его положение в бытии?" - занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос"
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Проблема начала философии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Культурно-исторические и экзистенциальные факторы генезиса философии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Основные проблемы философии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Современная философская антропология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Идейные источники и основное содержание современной философской антропологии. . . . . . . . . .9
Философская антропология в ХХ веке (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Эпоха Просвещения
охватывает XVII - XVIII века и характерна
бурным развитием науки, которая
после философских манифестов Френсиса
Бэкона приобретает опытный, экспериментальный
характер и превращается из умозрительной
и спекулятивной схоластики, университетского
школярства, в науку в современном
понимании этого слова, то есть в
профессиональную познавательную деятельность.
Академические учёные сообщества, книгопечатание
и появление массовой прессы, распространение
грамотности от светских салонов
до городских и даже сельских низов
– вот приметы времени. Выдающиеся
учёные, фундаментальные теории в
естествознании, поразительные открытия
в исследовании живой и неживой
природы – вот достижения эпохи.
Само слово “просвещение” означает
борьбу света разума против тьмы невежества,
света науки против религиозного
мракобесия. Рефлексия над наукой
приводит философию к тому, что
она выступает как
В XIX веке наступает
эпоха классицизма. Классические, то
есть образцовые, служащие примером и
предметом изучения и подражания,
законченные и совершенные
Век девятнадцатый – это время наполеоновских войн, бурных и кровавых революций от декабристов до Парижской Коммуны, глубоких социальных реформ. Исторический процесс стал не просто заметным – он обрёл характер бурной публичной жизни и состояние общества, юридические и социальные проблемы выводят на первые роли в науке, публицистике и даже искусстве обществоведение на смену естествознанию. Философия отображает новый фокус общественного внимания и выступает как социоцентризм (от греческого socium – общество).
Наконец современная эпоха, XX век – это время крупнейших социальных революций, имевших мировое значение; время мировых войн, вовлекших в трагедию самоистребления большую часть человечества; время всемирных организаций, таких как Лига Наций и ООН; время создания крупнейших региональных союзов наднационального характера в Европе, Северной Америке, Азиатско-тихоокеанском регионе.
Двадцатый век – это век глобализации общественной жизни, когда многие процессы от сфер экологии и демографии до областей экономики и политики приобретают общепланетный масштаб. Оружие массового уничтожения, спутниковые системы связи, транснациональные корпорации, информационная сеть Internet составили первые несущие конструкции единого человечества. В этих условиях исключительную роль начинает играть политика, управленческие технологии, формирование общественного мнения, культивирование массовой психологии и идеологии.
Философия реагирует на духовные новации эпохи выделением из своего предмета специальной дисциплины – политологии, обострённым вниманием к социальной проблематике, и в силу этого сама выступает на этом этапе развития своего предмета как политоцентризм (от греческого polis – город, государство).
Какой будет
философия в XXI веке? Обратится ли
она вновь к идеям гуманизма?
Скатится ли к мистицизму или религиозному
обскурантизму? Уйдёт ли в сухой
и педантичный сциентизм? Вновь
заразится скепсисом и
Основные
проблемы философии
Философия как
сложившаяся система знаний имеет
целый ряд специфических
Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них следует назвать вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. Другими словами, помимо материального и идеального в бытии просто ничего нет. Кроме того, в зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм. Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.
Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Это:
1. Исследование
наиболее общих вопросов бытия.
2. Анализ наиболее
общих вопросов познания. Познаваем
или непознаваем мир; каковы
возможности, методы и цели
познания; в чем заключается сущность
самого познания и что есть
истина; каков субъект и объект
познания и т. д. При этом
философии не интересны
3. Изучение
наиболее общих вопросов
4. Исследование
наиболее общих и существенных
проблем человека. Этот раздел
также представляется одним из
важнейших для философии,
p.s. философия как наука охватывает собой широкий круг вопросов относительно существования человека, его окружения и его смысла бытия. Если говорить об уникальности этих проблем, то ни одна другая наука не занимается изучением столь глубоких вопросов существования человека. И в то же время, изучаемы проблемы философии являются достаточно универсальными, и в той или другой степени рассматриваются отдельными науками. Отсюда и значение философского мышления – именно оно – стремление познать неизведанное - является двигателем развития всей науки, в том числе и прикладных ее областей.
Современная философская антропология
Философская антропология в современной философской науке трактуется по разному.
Всемирная энциклопедия философии по ред. А.А. Грицанова приводит несколько определений, характерных для данного философского термина. Согласно ей философская антропология – это:
- специальная
философская дисциплина, занимающаяся
проблематикой человека. В качестве
таковой активно
- совокупность
антропологических концепций,
-
в более строгом смысле слова
философская антропология –
Идейные источники и основное содержание
современной философской
В перспективе последнего, из приведенных выше определений, современная философская антропология строится как «строгая наука», нацеленная на сущностное измерение человеческого бытия, которая при этом:
а) не будучи собственно предметно-научным знанием, совместима с последним и может синтезировать в себе систематизированные данные конкретных научно-дисциплинарных исследований;
б) призвана преодолеть
как сложившийся дуализм предметов и методов
естественнонаучного и гуманитарно-научного
знания, так и явить собой научно-философско-
в) на этом основании снимает традиционное для европейской философии противопоставление должного и сущего, данного и заданного, витального и духовного, тела и души, прорываясь через постоянные проблематизации своих содержаний к подлинному, аутентичному, т.е. собственно к человеческому в человеке.
Ее цель – дать целостное, а не совокупное знание о «человеческом в человеке», дать анализ физического, психического, духовного (и божественного) начал человека, вскрыть те силы и потенции, которые движут им, а главное – благодаря которым «движется» он.
Кризис общества,
с точки зрения большинства представителей
современной философской
Основная проблема философской антропологии, достаточно четко дифференцирующая специфику ее дискурсов («разворотов») – удержание субъекта в мире.
В этом отношении
философская антропология во всех своих
версиях «жестко» оппонирует «бессубъектной
философии». В силу того, что человек,
будучи «недостаточным», усугубляет свою
ситуацию тем, что живет в мире,
постоянно провоцирующем
p.s. философия ХХ века и аналитико-рационалистской превращается в некое творчество, имеющее целью отразить, интерпретировать, объяснить изменившиеся символы культуры и смысложизненные вопросы человеческого бытия.
Философская антропология в ХХ веке (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм)
Философская антропология, по замыслу ее основателя Макса Шелера (1874-1928) и его последователей Г.Плеснера (189201985) и А.Гелена (1904-1976) и других должна была синтезировать в себе все существующие знания о человеке и стать общей теорией, объясняющей природу и сущность человека. Исходной для них стало учение Ницше о человеке, как биологически ущербном, непригодном для животной жизни существе. Человек, как биологический вид принципиально отличен от животных, т.к. не наделен от природы инстинктами, необходимыми для самостоятельного существования. Этот «недостаток» в свою очередь, делает его независимым от природы, открытым для любых иных возможностей, что привело к развитию интеллекта, творчества и появлению культуры.
Каждый раз
в поисках своей сущности человек
выходит за пределы своей биологической
природы и раскрывает себя через
такие свои свойства и способности
как вера, разум, воображение. Наличие
этих свойств говорит о
М.Шелер выделил пять различных европейских дискурсов, по-разному ставивших проблему человека: 1) еврейско-христианский; 2) антично-греческий; 3) натуралистический; 4) декаданский; 5) ориентированный на сверхчеловека.
В основании первых трех – тот или иной образ человека, два последних простраивают «принижающий» или «возвышающий» тип его трактовок. Ни один из них, по мнению М. Шелера, не решил и не мог решить проблему человека, так как последний не был осознан как основа любого возможного подлинного «философствования». С этих позиций Шелер дистанцировался от предшествующего философского антропологизма.