Философская антропология

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 10:06, реферат

Описание работы

В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Она получила название философской антропологии. Ее основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внесли Г.Плесснер, А.Гелен и ряд других исследователей. Появление философской антропологии как специального учения о человеке явилось своеобразным итогом наращивания философского человекознания. В 1928 году М.Шелер писал: "Вопросы: "Что есть человек и каково его положение в бытии?" - занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос"

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Проблема начала философии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Культурно-исторические и экзистенциальные факторы генезиса философии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Основные проблемы философии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Современная философская антропология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Идейные источники и основное содержание современной философской антропологии. . . . . . . . . .9
Философская антропология в ХХ веке (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Работа содержит 1 файл

задание 4.docx

— 67.78 Кб (Скачать)

Эпоха Просвещения  охватывает XVII - XVIII века и характерна бурным развитием науки, которая  после философских манифестов Френсиса Бэкона приобретает опытный, экспериментальный  характер и превращается из умозрительной  и спекулятивной схоластики, университетского школярства, в науку в современном  понимании этого слова, то есть в  профессиональную познавательную деятельность. Академические учёные сообщества, книгопечатание и появление массовой прессы, распространение  грамотности от светских салонов  до городских и даже сельских низов  – вот приметы времени. Выдающиеся учёные, фундаментальные теории в  естествознании, поразительные открытия в исследовании живой и неживой  природы – вот достижения эпохи. Само слово “просвещение” означает борьбу света разума против тьмы невежества, света науки против религиозного мракобесия. Рефлексия над наукой приводит философию к тому, что  она выступает как гносеоцентризм (от греческого gnosis – знание)1.

В XIX веке наступает  эпоха классицизма. Классические, то есть образцовые, служащие примером и  предметом изучения и подражания, законченные и совершенные творения – это идеал позапрошлого века. В этот период создаются классические теории в науке, появляются классические литература, живопись, музыка. В России, к примеру, это Лобачевский и  Менделеев, поэты и прозаики пушкинской словесности, художники-передвижники, “могучая кучка” композиторов.

Век девятнадцатый  – это время наполеоновских войн, бурных и кровавых революций от декабристов  до Парижской Коммуны, глубоких социальных реформ. Исторический процесс стал не просто заметным – он обрёл характер бурной публичной жизни и состояние  общества, юридические и социальные проблемы выводят на первые роли в  науке, публицистике и даже искусстве  обществоведение на смену естествознанию. Философия отображает новый фокус  общественного внимания и выступает  как социоцентризм (от греческого socium – общество).

Наконец современная  эпоха, XX век – это время крупнейших социальных революций, имевших мировое  значение; время мировых войн, вовлекших  в трагедию самоистребления большую  часть человечества; время всемирных  организаций, таких как Лига Наций  и ООН; время создания крупнейших региональных союзов наднационального характера в Европе, Северной Америке, Азиатско-тихоокеанском регионе.

Двадцатый век  – это век глобализации общественной жизни, когда многие процессы от сфер экологии и демографии до областей экономики и политики приобретают  общепланетный масштаб. Оружие массового уничтожения, спутниковые системы связи, транснациональные корпорации, информационная сеть Internet составили первые несущие конструкции единого человечества. В этих условиях исключительную роль начинает играть политика, управленческие технологии, формирование общественного мнения, культивирование массовой психологии и идеологии.

Философия реагирует  на духовные новации эпохи выделением из своего предмета специальной дисциплины – политологии, обострённым вниманием  к социальной проблематике, и в  силу этого сама выступает на этом этапе развития своего предмета как  политоцентризм (от греческого polis – город, государство).

Какой будет  философия в XXI веке? Обратится ли она вновь к идеям гуманизма? Скатится ли к мистицизму или религиозному обскурантизму? Уйдёт ли в сухой  и педантичный сциентизм? Вновь  заразится скепсисом и иррационализмом? Ответ на эти вопросы даст время, а направление эволюции философского знания определит вектор развития духовной культуры общества, потому что философия  есть лишь зеркало этой культуры и  эхо её основного мотива.  

Основные  проблемы философии 

Философия как  сложившаяся система знаний имеет  целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Один из вопросов – это вопрос «что такое философия?» В зависимости от его решения философ создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует те или иные категории для ее раскрытия. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени – как возможно познание, для современного позитивизма – в чем суть «логики научного открытия» и т. д.

Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них следует назвать  вопрос о том, что первично: дух  или материя, идеальное или материальное? От его решения зависит общее  понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. Другими словами, помимо материального и идеального в бытии просто ничего нет. Кроме того, в зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм. Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.

Однако сказанное  вовсе не означает, что различным  философским концепциям не присуще  общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Это:

1. Исследование  наиболее общих вопросов бытия.  При этом сама проблема бытия  понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное  и идеальное; бытие природы,  общества и человека. Философское  учение о бытии получило название  онтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение).

2. Анализ наиболее  общих вопросов познания. Познаваем  или непознаваем мир; каковы  возможности, методы и цели  познания; в чем заключается сущность  самого познания и что есть  истина; каков субъект и объект  познания и т. д. При этом  философии не интересны конкретные  методы познания (физические, химические, биологические и т. д.), хотя  она, в большинстве случаев,  не игнорирует их. Философское  учение о познании получило  название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение).

3. Изучение  наиболее общих вопросов функционирования  и развития общества. Формально  эта проблема, конечно, находит  свое место в учении о бытии.  Но поскольку именно общество  оказывает основное влияние на  развитие личности, формирует социальные  качества человека, постольку эту  проблему следует выделить в  отдельный раздел. Раздел философии,  который изучает общественную  жизнь, называется социальной  философией.

4. Исследование  наиболее общих и существенных  проблем человека. Этот раздел  также представляется одним из  важнейших для философии, поскольку  именно человек является исходным  и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный  дух, а человек. Философия человека  называется философской антропологией.

p.s. философия как наука охватывает собой широкий круг вопросов относительно существования человека, его окружения и его смысла бытия. Если говорить об уникальности этих проблем, то ни одна другая наука не занимается изучением столь глубоких вопросов существования человека. И в то же время, изучаемы проблемы философии являются достаточно универсальными, и в той или другой степени рассматриваются отдельными науками. Отсюда и значение философского мышления – именно оно – стремление познать неизведанное - является двигателем развития всей науки, в том числе и прикладных ее областей.

 
Современная философская антропология

 

Философская антропология в современной философской  науке трактуется по разному.

Всемирная энциклопедия философии по ред. А.А. Грицанова приводит несколько определений, характерных для данного философского термина. Согласно ей философская антропология – это:

- специальная  философская дисциплина, занимающаяся  проблематикой человека. В качестве  таковой активно конституируется  на протяжении последней четверти  ХХ века через абсорбирование  собственной тематики из общего  философского дискурса (в котором  она выступала лишь фрагментом  философской системы) по принципу  спецификации собственного «объекта»  и «тематизма» его рассмотрения (человек в философской рефлексии; учение «о человеке, его сущности и природе») в ряду: «учение о природе», «учение о социуме», «учение о сознании», «учение о ценностях» и т.д.

- совокупность  антропологических концепций, возникших  в неклассической и постклассической философии в результате так называемого «антропологического поворота» (предметом рефлексии начинает выступать не бытие само по себе, а разъяснение и раскрытие смысла человеческого бытия), впервые явно артикулированного Фейербахом в «антропологическом принципе» философии;

- в более строгом смысле слова  философская антропология – направление  в немецкоязычной философии (отличающееся  значительным концептуальным единством), конституировавшее себя в конце  1920-х годов как принципиально  новый тип неклассического «философствования» (позднее были оформлены как  относительно самостоятельные антропобиологический, социологический, культурологический и теологический «развороты»), предлагающий и реализующий программу антропологии, как единственно возможной современной философии и противопоставляющий себя в этом качестве иным философским дискурсам (прежде всего структуралистско-постструктуралистскому и системно-структурно-функционалистскому, а также неомарскистскому и психоаналитическому комплексу идей, но также и иным типам антропологизма в философии).

 
Идейные источники и основное содержание современной философской антропологии

 

В перспективе последнего, из приведенных  выше определений, современная философская  антропология строится как «строгая наука», нацеленная на сущностное измерение  человеческого бытия, которая при  этом:

а) не будучи собственно предметно-научным знанием, совместима с последним и может  синтезировать в себе систематизированные  данные конкретных научно-дисциплинарных исследований;

б) призвана преодолеть как сложившийся дуализм предметов и методов естественнонаучного и гуманитарно-научного знания, так и явить собой научно-философско-теологический синтез;

в) на этом основании  снимает традиционное для европейской  философии противопоставление должного и сущего, данного и заданного, витального и духовного, тела и души, прорываясь через постоянные проблематизации своих содержаний к подлинному, аутентичному, т.е. собственно к человеческому в человеке.

Ее цель –  дать целостное, а не совокупное знание о «человеческом в человеке», дать анализ физического, психического, духовного (и божественного) начал  человека, вскрыть те силы и потенции, которые движут им, а главное –  благодаря которым «движется» он.

Кризис общества, с точки зрения большинства представителей современной философской антропологии, есть проявление и результат кризиса  личности, который, в свою очередь, вытекает из того, что философия следует  унаследованной от периода классики традиции сводить человека к «точке» - субъекту, к сознанию (мышлению) и  противопоставлять его объекту, миру. Корни же «проблематичности», «нестабильности», «раздвоенности» человеческого бытия заключены в почти абсолютном игнорировании биологической, витальной подосновы, телесности человека, того, что кроме рассудка, разума, сознания он обладает телом, того, что он есть животное, хотя и специфическое.

Основная  проблема философской антропологии, достаточно четко дифференцирующая специфику ее дискурсов («разворотов») – удержание субъекта в мире.

В этом отношении  философская антропология во всех своих  версиях «жестко» оппонирует «бессубъектной философии». В силу того, что человек, будучи «недостаточным», усугубляет свою ситуацию тем, что живет в мире, постоянно провоцирующем различные  «разрывы», выталкивающем его ко всевозможным «границам», бытие человека всегда проблематично, требует постоянного усилия для снятия своей «неопределенности». Для этого ему необходимо привлечение не только «знания контроля» (естественнонаучное знание), но и «знания культуры», как и «знания спасения». Акцент на том или ином «знании», необходимом для «удержания» человека в мире, и особенности видения его механизмов предопределили различия четырех основных версий («разворотов») философской антропологии: антропобиологической, социологической, культурологической и теологической.

p.s. философия ХХ века и аналитико-рационалистской превращается в некое творчество, имеющее целью отразить, интерпретировать, объяснить изменившиеся символы культуры и смысложизненные вопросы человеческого бытия.

Философская антропология в ХХ веке (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм)

Философская антропология, по замыслу ее основателя Макса Шелера (1874-1928) и его последователей Г.Плеснера (189201985) и А.Гелена (1904-1976) и других должна была синтезировать в себе все существующие знания о человеке и стать общей теорией, объясняющей природу и сущность человека. Исходной для них стало учение Ницше о человеке, как биологически ущербном, непригодном для животной жизни существе. Человек, как биологический вид принципиально отличен от животных, т.к. не наделен от природы инстинктами, необходимыми для самостоятельного существования. Этот «недостаток» в свою очередь, делает его независимым от природы, открытым для любых иных возможностей, что привело к развитию интеллекта, творчества и появлению культуры.

Каждый раз  в поисках своей сущности человек  выходит за пределы своей биологической  природы и раскрывает себя через  такие свои свойства и способности  как вера, разум, воображение. Наличие  этих свойств говорит о многозначности человеческих архетипов. При оценке этих свойств рождаются суверенные образы человека и многообразные  антропологические учения.

М.Шелер выделил пять различных европейских дискурсов, по-разному ставивших проблему человека: 1) еврейско-христианский; 2) антично-греческий; 3) натуралистический; 4) декаданский; 5) ориентированный на сверхчеловека.

В основании  первых трех – тот или иной образ  человека, два последних простраивают «принижающий» или «возвышающий» тип его трактовок. Ни один из них, по мнению М. Шелера, не решил и не мог решить проблему человека, так как последний не был осознан как основа любого возможного подлинного «философствования». С этих позиций Шелер дистанцировался от предшествующего философского антропологизма.

Информация о работе Философская антропология