Философия Вольтера

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:39, реферат

Описание работы

Известен преимущественно под именем Вольтер. Родился 21 ноября 1694 в Париже, в
семь лет потерял мать. Его отец, Франсуа Аруэ, был нотариусом. Сын провел
шесть лет в иезуитском коллеже Людовика Великого в Париже. Когда он в 1711
вышел из коллежа, практически мыслящий отец устроил его в контору адвоката
Аллена изучать законы. Однако юный Аруэ гораздо живее интересовался
поэзией и драмами, вращаясь в кругу вольнодумцев-аристократов (так называемое
«Общество Тампля»), объединившихся вокруг герцога Вандома, главы Ордена
мальтийских рыцарей.

Содержание

Биография Вольтера :
1.Жизнь.
2.Смерть.Захоронение тела.
Философия Вольтера :
Религиозное восприятие Вольтера.
Вопросы морали у Вольтера.
3.Взгляды Вольтера на политический строй (монархия, просвещенная абсолютная монархия, республика).
4.Вольтер о своих антивоенных высказываниях.
Вольтерьянство.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат Вольтер.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

прегрешениях, тем не менее хоронить его в  Париже было запрещено.

Останки Вольтера были перевезены в аббатство Сельер в Шампань, настоятелем которого был его племянник Аббат Миньо, необычным образом: племянник посадил мёртвого дядюшку в халате и ночном колпаке в карету и через двенадцать часов бешеной скачки доставил на место, где Вольтер был предан земле. Запрещение, изданное местным епископом , запоздало.

В 1791 Конвент  постановил перевести останки Вольтера в Париж и переименовать «Набережную  Театинцев» в «Набережную имени  Вольтера». Перенос останков Вольтера в Пантеон вырос в грандиозную революционную демонстрацию.

В 1814 году банда 

реакционеров  выкрала останки Вольтера из Пантеона и разбросала их на месте 

свалки около Barrière de la gare. В настоящее время прах Вольтера вновь почивает

в Пантеоне.

 
 
 

Философия Вольтера :

 Статуя Вольтера работы Гудона 1781г.

 
 

Являясь сторонником сенсуализма (СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus - чувство, ощущение) - гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных форм познания - как приоритетных когнитивных процедур.) английского философа Локка учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах», Вольтер был вместе с тем противником французской материалистической

философии в частности барона Гольбаха, против которого

направлено  его «Письмо Меммия Цицерону»; в  вопросе о 

духе  Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в  вопросе о свободе воли — в  нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму (ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determino - определяю) - философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций детермизма. Понятие детермизм возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий обобщению). Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в "Энциклопедии, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел"

и затем  издал отдельной книгой, сначала  под заглавием «Карманный философский  словарь» , потом под заглавием  «Проблемы Энциклопедии».

 
 
 

Религиозное восприятие Вольтера:

 

Важное  место в философии  Вольтера занимает его  отношение к религии  и к богу. Отношение к Вольтеру особенно по поводу религии  разное. Овчинникова и Златопольская на научной конференции 2001 года попытались доказать на всевозможных примерах, что влияние Ж.-Ж. Руссо намного глубже и понятнее для русского народа, чем темы Вольтера, не свойственные нашей стране. «В области религии Вольтер выступает как символ вольнодумства и даже атеизма. В нравственной области вольтеровская мораль сближается с нравственными построениями «разумного эгоизма» французских материалистов, причем зачастую принцип «разумного эгоизма» вульгаризируется, в духе подчинения всего в мире игре эгоистических интересов. Мир представляется бессмыслицей, лишенной цели, человеческое общество построено на столкновении эгоизмов.

Авторы данной статьи подбирают такие высказывания, что вполне возможно поверить в истинную ничтожность трудов Вольтера. А данном тексте указывается цитата  Философова : «Для русских Вольтер интересен как родоначальник поверхностного, несвойственного русской душе «вольтерьянства», мода на которое царила среди наших бар-крепостников екатерининского времени.» Овчинникова и Златопольская указывают на разрушительность трудов Вольтера опять оперируя уже цитатой Герцена: «Смех Вольтера разрушил больше плача Руссо».

 

Но это указывается  лишь одна точка зрения, для аргументации которой берется некоторые высказывания русских деятелей. С другой же стороны существует масса сторонников «вольтерьянства», выделяя Вольтера как одного из основоположников Просвещения, не только во Франции, но и во всем мире. Говоря о Вольтере как о деятеле, я считаю, что правильнее основываться именно на его трудах, а не на субъективных, менее распространенных точках зрения. Исходя из этого можно сказать, что   Вольтер ненавидел схоластику и предвзятые метафизические системы, которые оправдывают религию и суеверия. Он обрушивался на всех, кто, вместо того чтобы исследовать природу, старался разгадать ее, сочиняя для этого «метафизические романы». Вольтер: «чтобы убедиться в чем-либо, нам надо исчислять, взвешивать, измерять, наблюдать — вот естественная философия; почти все остальное — химера».

 «Мы обладаем возможностью мыслить, не будучи душой, как мы обладаем способностью двигаться, не будучи движением», и вполне допустимо, что «мы мыслим при помощи мозга, как ходим при помощи ног» — почти дословно повторяет Вольтер слова великого материалиста древности Лукреция
Я утверждаю, что дух,— мы его и умом назваем, 
Где пребывают у нас и сознанье живое и разум, 
Есть лишь отдельная часть человека, как руки и ноги...

        
Для Вольтера душа — это некое  условное понятие, которое применяется для того, чтобы обозначить свойства живой, мыслящей материи, а бессмертие души — выдумка церковников. 
Вольтер:  «Если я действительно бессмертен, то я должен сохранить свои чувства, память, все свои способности; откройте могилы, соберите кости, « вы не найдете ничего, что могло бы дать вам какой-либо признак подобной надежды...»

 
 Вольтеровский бог — не  бог христианской или иной  религии. Это некое Верховное  существо (создатель вселенной). Оно  навело порядок в первозданном хаосе, дало первый толчок. Бог приказал один раз — материя повинуется всегда. Вольтер — деист(
Деизм(от л. deus - бог), религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий), его бог устроил мир, а затем ни во что не вмешивается. По выражению Плеханова, Вольтер пытался образумить Верховное существо и был сторонником конституции в вопросе о боге.

 Вольтер доказывает существование  Божества и потребность в нем, показывая, что общество не может  существовать без веры: «Вера в существо бога необходима для общего блага». Эта вера дает надежду в несчастье. Надо лишь заботиться о том, чтобы вера не превратилась в суеверие и не дошла бы до религиозных преследований.

Надежда на бога, который укрепляет и поддерживает социальную дисциплину общества, звучит в словах Вольтера: «Я хочу, чтобы мой поставщик, мой портной, мои слуги, моя жена верили в бога; я думаю, что тогда меня реже будут обворовывать и наставлять мне рога».

В годы буржуазной революции деистическую аргументацию Вольтера использовали якобинцы. Робеспьер, говоря в Конвенте о культе Верховного существа, повторил слова Вольтера: «Если бы бога не было, его надо было бы выдумать». Вольтеровские доказательства существования бога — всего лишь логические допущения, вероятные предположения. Карл Маркс заметил, что деизм для Вольтера являлся удобной и мягкой формой избавления от религии.

Подобно Локку, Вольтер считал, что не существует прирожденных нравственных законов. Они возникают в результате общественного опыта, подобно тому как возникает у человека умение ходить, отсутствующее при рождении.

Вольтер всегда чётко разделял философию и религию: "Никогда не надо впутывать Священное писание в философские споры: это совершенно разнородные вещи, не имеющие между собой ничего общего. "

В своих трудах Вольтер постоянно поднимает  вопрос: «Что такое религия?» Из его произведений можно однозначно понять, что это точно не официальная религия, по его мнению официальная религия сильно отличается от истинной религии  - это религия, единящая нас с Богом в награду за добро и разъединяющая за преступления, "религия служения своему ближнему во имя любви к Богу, вместо преследования его и убиения его во имя Бога. "

Вольтер всегда при малейшей возможности осуждал  религиозных фанатиков. Сравнивая  фанатиков с атеистами, он приходит к выводу, что фанатики могут принести намного больше вреда, чем атеисты. Вольтер неоднозначно относился к атеизму: в чём- то он его оправдывал (атеисты "попирали ногами истину, ибо она была окружена ложью"), а в чём-то, наоборот, обвиняет ("он почти всегда оказывается гибельным для добродетели"). Долгое время до изучения полной биографии Вольтера и его истинных взглядов на религию, я рассматривала религию для Вольтера как «гадину, которую надо давить», так как именно это, как мне кажется и хотел показать автор в своей «Орлеанской девственнице».

«Иному  церковь строится до смерти,

  В аду его поджаривают черти …»

 Данная эпическая  поэма соответствовала характеру  творчества Вольтера. Эта эпическая  поэма задуманная вначале как  пародия на одну клерикально-патриотическую  поэму о Жанне д'Арк, произведение  Вольтера вскоре превратилось  в яркую, бичующую, циничную сатиру на средневековую феодально-клерикальную Францию, полную намеков и сопоставлений с современной Вольтеру Францией Людовика XV. Это произведение очень свойственно стилю написания произведений Вольтером, здесь нет ни одной стоки, не имеющей смысл.

Очень трудно определить как  Вольтер относится  к религии, ведь только фактически его можно  отнести к деистам, но в тоже время  он поддерживает  и атеизм, я думаю, что Мари-Франсуа  так и не смог определить именно своё отношение  к религии, он похож на маятник в своих скитаниях в понимании религии. Он считает, что атеизм лучше слепой веры, способной породить не просто суеверие, а предрассудки, доведённые до абсурда, а именно фанатизм и религиозную нетерпимость. "Атеизм и фанатизм - два чудища, способные разодрать на части и пожрать общество, однако атеизм в своём заблуждении сохраняет свой разум, вырывающий зубы из его пасти, фанатизм же поражён безумием, эти зубы оттачивающим. "

Следовательно для Мари-Франсуа атеизм не привычный  нам, он понимает его как выбор из двух зол меньшего, причём выбор этот Вольтер сопровождает довольно-таки убедительными доказательствами того, что именно это зло является меньшим.

 
 

Вопросы морали по Вольтеру или               «Естественная религия»:

 

Вопросы морали Вольтер рассматривает не сами по себе, а с точки зрения их отношения к человеку. Не существует абсолютного добра или абсолютного зла, как нет абсолютных понятий сладкого или горького. Добродетельно только то, что полезно обществу и людям. Церковные добродетели, утверждал Вольтер, не приносят обществу никакой пользы. «Что мне до того, что ты воздержан? Это лишь исполняемое тобой предписание относительно здоровья; ты будешь вследствие этого чувствовать себя лучше, с чем тебя и поздравляю. Ты питаешь веру и надежду, с чем тебя поздравляю еще больше,— они добудут для тебя вечную жизнь. Твои богословские добродетели — небесные дары, но они не добродетели по отношению к твоему ближнему». 
Возникает вопрос: если в мире нет абсолютного добра и зла, если все в мире относительно, то не найдется ли человек, который, усвоив это, начнет безнаказанно предаваться своим порокам и вредить обществу? Такого человека, отвечает Вольтер, повесят, и ему ничто не поможет, «даже если он обладает стотысячной армией». Это замечание Вольтера словно предвосхищает судьбу тех ницшеанских «сверх-человеков», которые начали поджогом рейхстага, а кончили нюрнбергской виселицей. 
Конечный моральный принцип, к которому приходит Вольтер, сводится к следующему: не делай вреда ближним и обществу, в котором ты живешь, поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Эта мораль совпадала с требованиями разума и цивилизации. Эта, как ее называл Вольтер, «естественная религия» выше всех так называемых положительных религий, которые являются плодами невежества или прямого шарлатанства. Философско-религиозные взгляды Вольтера — одна из сторон того нового буржуазно-революционного сознания, которое, развиваясь, войдет в последствии в круг идей деятелей 1789—1794 годов. Выступая пропив несправедливости абсолютизма, против феодально-клерикальной морали, Вольтер стремится создать моральный кодекс абстрактного «идеального» буржуа, которого не окажется в действительности. 

 
 
 
 
 

Взгляды Вольтера на политический строй :

монархия, просвещенная абсолютная монархия, республика

Информация о работе Философия Вольтера