Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:39, реферат
Известен преимущественно под именем Вольтер. Родился 21 ноября 1694 в Париже, в
семь лет потерял мать. Его отец, Франсуа Аруэ, был нотариусом. Сын провел
шесть лет в иезуитском коллеже Людовика Великого в Париже. Когда он в 1711
вышел из коллежа, практически мыслящий отец устроил его в контору адвоката
Аллена изучать законы. Однако юный Аруэ гораздо живее интересовался
поэзией и драмами, вращаясь в кругу вольнодумцев-аристократов (так называемое
«Общество Тампля»), объединившихся вокруг герцога Вандома, главы Ордена
мальтийских рыцарей.
Биография Вольтера :
1.Жизнь.
2.Смерть.Захоронение тела.
Философия Вольтера :
Религиозное восприятие Вольтера.
Вопросы морали у Вольтера.
3.Взгляды Вольтера на политический строй (монархия, просвещенная абсолютная монархия, республика).
4.Вольтер о своих антивоенных высказываниях.
Вольтерьянство.
Список литературы.
прегрешениях, тем не менее хоронить его в Париже было запрещено.
Останки Вольтера были перевезены в аббатство Сельер в Шампань, настоятелем которого был его племянник Аббат Миньо, необычным образом: племянник посадил мёртвого дядюшку в халате и ночном колпаке в карету и через двенадцать часов бешеной скачки доставил на место, где Вольтер был предан земле. Запрещение, изданное местным епископом , запоздало.
В 1791 Конвент
постановил перевести останки Вольтера
в Париж и переименовать «
В 1814 году банда
реакционеров выкрала останки Вольтера из Пантеона и разбросала их на месте
свалки около Barrière de la gare. В настоящее время прах Вольтера вновь почивает
в Пантеоне.
Философия Вольтера :
Статуя Вольтера работы Гудона 1781г.
Являясь сторонником сенсуализма (СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus - чувство, ощущение) - гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных форм познания - как приоритетных когнитивных процедур.) английского философа Локка учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах», Вольтер был вместе с тем противником французской материалистической
философии в частности барона Гольбаха, против которого
направлено его «Письмо Меммия Цицерону»; в вопросе о
духе
Вольтер колебался между
и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь» , потом под заглавием «Проблемы Энциклопедии».
Религиозное восприятие Вольтера:
Важное место в философии Вольтера занимает его отношение к религии и к богу. Отношение к Вольтеру особенно по поводу религии разное. Овчинникова и Златопольская на научной конференции 2001 года попытались доказать на всевозможных примерах, что влияние Ж.-Ж. Руссо намного глубже и понятнее для русского народа, чем темы Вольтера, не свойственные нашей стране. «В области религии Вольтер выступает как символ вольнодумства и даже атеизма. В нравственной области вольтеровская мораль сближается с нравственными построениями «разумного эгоизма» французских материалистов, причем зачастую принцип «разумного эгоизма» вульгаризируется, в духе подчинения всего в мире игре эгоистических интересов. Мир представляется бессмыслицей, лишенной цели, человеческое общество построено на столкновении эгоизмов.
Авторы данной статьи подбирают такие высказывания, что вполне возможно поверить в истинную ничтожность трудов Вольтера. А данном тексте указывается цитата Философова : «Для русских Вольтер интересен как родоначальник поверхностного, несвойственного русской душе «вольтерьянства», мода на которое царила среди наших бар-крепостников екатерининского времени.» Овчинникова и Златопольская указывают на разрушительность трудов Вольтера опять оперируя уже цитатой Герцена: «Смех Вольтера разрушил больше плача Руссо».
Но это указывается лишь одна точка зрения, для аргументации которой берется некоторые высказывания русских деятелей. С другой же стороны существует масса сторонников «вольтерьянства», выделяя Вольтера как одного из основоположников Просвещения, не только во Франции, но и во всем мире. Говоря о Вольтере как о деятеле, я считаю, что правильнее основываться именно на его трудах, а не на субъективных, менее распространенных точках зрения. Исходя из этого можно сказать, что Вольтер ненавидел схоластику и предвзятые метафизические системы, которые оправдывают религию и суеверия. Он обрушивался на всех, кто, вместо того чтобы исследовать природу, старался разгадать ее, сочиняя для этого «метафизические романы». Вольтер: «чтобы убедиться в чем-либо, нам надо исчислять, взвешивать, измерять, наблюдать — вот естественная философия; почти все остальное — химера».
«Мы
обладаем возможностью мыслить, не будучи
душой, как мы обладаем способностью двигаться,
не будучи движением», и вполне допустимо,
что «мы мыслим при помощи мозга, как ходим
при помощи ног» — почти дословно повторяет Вольтер слова великого материалиста
древности Лукреция:
Я утверждаю, что дух,—
мы его и умом назваем,
Где пребывают у нас
и сознанье живое и разум,
Есть лишь отдельная
часть человека, как
руки и ноги...
Для Вольтера душа
— это некое
условное понятие, которое
применяется для того,
чтобы обозначить свойства
живой, мыслящей материи,
а бессмертие души —
выдумка церковников.
Вольтер: «Если
я действительно бессмертен,
то я должен сохранить
свои чувства, память,
все свои способности;
откройте могилы, соберите
кости, « вы не найдете
ничего, что могло бы
дать вам какой-либо
признак подобной надежды...»
Вольтеровский бог — не
бог христианской или иной
религии. Это некое Верховное
существо (создатель вселенной). Оно
навело порядок в первозданном
хаосе, дало первый толчок. Бог приказал
один раз — материя повинуется всегда.
Вольтер — деист(Деизм(от л. deus - бог), религиозно-философское
воззрение, получившее распространение
в эпоху Просвещения, согласно которому
бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо
участия и не вмешивается в закономерное
течение его событий), его бог устроил
мир, а затем ни во что не вмешивается.
По выражению Плеханова, Вольтер пытался
образумить Верховное существо и был сторонником
конституции в вопросе о боге.
Вольтер доказывает существование Божества и потребность в нем, показывая, что общество не может существовать без веры: «Вера в существо бога необходима для общего блага». Эта вера дает надежду в несчастье. Надо лишь заботиться о том, чтобы вера не превратилась в суеверие и не дошла бы до религиозных преследований.
Надежда на бога,
который укрепляет и
В годы буржуазной революции деистическую аргументацию Вольтера использовали якобинцы. Робеспьер, говоря в Конвенте о культе Верховного существа, повторил слова Вольтера: «Если бы бога не было, его надо было бы выдумать». Вольтеровские доказательства существования бога — всего лишь логические допущения, вероятные предположения. Карл Маркс заметил, что деизм для Вольтера являлся удобной и мягкой формой избавления от религии.
Подобно Локку, Вольтер считал, что не существует прирожденных нравственных законов. Они возникают в результате общественного опыта, подобно тому как возникает у человека умение ходить, отсутствующее при рождении.
Вольтер всегда чётко разделял философию и религию: "Никогда не надо впутывать Священное писание в философские споры: это совершенно разнородные вещи, не имеющие между собой ничего общего. "
В своих трудах Вольтер постоянно поднимает вопрос: «Что такое религия?» Из его произведений можно однозначно понять, что это точно не официальная религия, по его мнению официальная религия сильно отличается от истинной религии - это религия, единящая нас с Богом в награду за добро и разъединяющая за преступления, "религия служения своему ближнему во имя любви к Богу, вместо преследования его и убиения его во имя Бога. "
Вольтер всегда при малейшей возможности осуждал религиозных фанатиков. Сравнивая фанатиков с атеистами, он приходит к выводу, что фанатики могут принести намного больше вреда, чем атеисты. Вольтер неоднозначно относился к атеизму: в чём- то он его оправдывал (атеисты "попирали ногами истину, ибо она была окружена ложью"), а в чём-то, наоборот, обвиняет ("он почти всегда оказывается гибельным для добродетели"). Долгое время до изучения полной биографии Вольтера и его истинных взглядов на религию, я рассматривала религию для Вольтера как «гадину, которую надо давить», так как именно это, как мне кажется и хотел показать автор в своей «Орлеанской девственнице».
«Иному церковь строится до смерти,
В аду его поджаривают черти …»
Данная эпическая
поэма соответствовала
Очень трудно определить как Вольтер относится к религии, ведь только фактически его можно отнести к деистам, но в тоже время он поддерживает и атеизм, я думаю, что Мари-Франсуа так и не смог определить именно своё отношение к религии, он похож на маятник в своих скитаниях в понимании религии. Он считает, что атеизм лучше слепой веры, способной породить не просто суеверие, а предрассудки, доведённые до абсурда, а именно фанатизм и религиозную нетерпимость. "Атеизм и фанатизм - два чудища, способные разодрать на части и пожрать общество, однако атеизм в своём заблуждении сохраняет свой разум, вырывающий зубы из его пасти, фанатизм же поражён безумием, эти зубы оттачивающим. "
Следовательно для Мари-Франсуа атеизм не привычный нам, он понимает его как выбор из двух зол меньшего, причём выбор этот Вольтер сопровождает довольно-таки убедительными доказательствами того, что именно это зло является меньшим.
Вопросы морали по Вольтеру или «Естественная религия»:
Вопросы морали
Вольтер рассматривает не сами по себе,
а с точки зрения их отношения к человеку.
Не существует абсолютного добра или абсолютного
зла, как нет абсолютных понятий сладкого
или горького. Добродетельно только то,
что полезно обществу и людям. Церковные
добродетели, утверждал
Вольтер, не приносят
обществу никакой пользы.
«Что мне до того, что
ты воздержан? Это лишь
исполняемое тобой предписание
относительно здоровья;
ты будешь вследствие
этого чувствовать себя
лучше, с чем тебя и поздравляю.
Ты питаешь веру и надежду,
с чем тебя поздравляю
еще больше,— они добудут
для тебя вечную жизнь.
Твои богословские добродетели
— небесные дары, но
они не добродетели
по отношению к твоему
ближнему».
Возникает вопрос:
если в мире нет абсолютного
добра и зла, если все
в мире относительно,
то не найдется ли человек,
который, усвоив это,
начнет безнаказанно
предаваться своим порокам
и вредить обществу? Такого человека,
отвечает Вольтер, повесят, и ему ничто
не поможет, «даже если он обладает стотысячной
армией». Это замечание Вольтера словно
предвосхищает судьбу тех ницшеанских
«сверх-человеков», которые начали поджогом
рейхстага, а кончили нюрнбергской виселицей.
Конечный моральный
принцип, к которому
приходит Вольтер, сводится
к следующему: не делай
вреда ближним и обществу,
в котором ты живешь,
поступай с другими
так, как ты хотел бы,
чтобы поступали с тобой.
Эта мораль совпадала
с требованиями разума
и цивилизации. Эта, как ее называл Вольтер,
«естественная религия» выше всех так
называемых положительных религий, которые
являются плодами невежества или прямого
шарлатанства. Философско-религиозные
взгляды Вольтера — одна из сторон того
нового буржуазно-революционного сознания,
которое, развиваясь, войдет в последствии
в круг идей деятелей 1789—1794 годов. Выступая
пропив несправедливости абсолютизма,
против феодально-клерикальной морали,
Вольтер стремится создать моральный
кодекс абстрактного «идеального» буржуа,
которого не окажется в действительности.
Взгляды Вольтера на политический строй :
монархия, просвещенная абсолютная монархия, республика