Философия средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:29, реферат

Описание работы

Эта новая христианская философия имела такие же религиозные основания, как и философия предыдущего периода, однако носила совершенно иной характер. В противоположность патристике, она получила название схоластики. Если патристика вырастала на основе античности, то схоластика стала христианской средневековой философией. Ее начало приходится на 9век, а развитие шло вплоть до 14 века.

Работа содержит 1 файл

После краха античной культуры прошло несколько столетий прежде чем приблизительно в 9 веке на западе Европы.docx

— 16.16 Кб (Скачать)

После краха  античной культуры прошло несколько  столетий прежде чем приблизительно в 9 веке на западе Европы, вновь начала пробуждаться философская мысль.

Эта новая христианская философия имела такие же религиозные  основания, как и философия предыдущего  периода, однако носила совершенно иной характер. В противоположность патристике, она получила название схоластики. Если патристика вырастала на основе античности, то схоластика стала христианской средневековой философией. Ее начало приходится на 9век, а развитие шло вплоть до 14 века.

1. Схоластика имела абсолютно религиозный характер.  Сущностью средневековой философии, называемой схоластикой, было нечто иное — это была философия, которая разрабатывала догматы веры. Многие исходные истины не доказывались, а принимались как подтвержденные Божественным откровением: схоластика в своих основах была гетерономной. В то же время она стремилась эти истины прояснить, объяснить и систематизировать, то есть в своих стремлениях она была рациональной. Гетерономность вместе с рациональностью являлись ее характерными чертами.

Основным убеждением ее было то, что мир не имеет самостоятельного значения по отношению к Богу, а  обыденная жизнь несамостоятельна по отношению к вечности. В ней  главенствовал тот дух, который  имел место на закате античности. Однако патристика устанавливала догматы, схоластика же получила их в готовом  виде. Религия в тот период была не только потребностью души,— она  являлась основой государственного устройства, и тот, кто стремился  в ней что-либо изменить, ничего не мог сделать.

Тем не менее, несмотря на это обстоятельство, философия  религиозной эпохи все таки была не только теологической. Религиозные чувства были столь сильно развиты,  что они проявлялись не только в теологии, не только в исследованиях Бога, но и в исследованиях божественного творения, природного мира. Не всегда в средние века философия была служила теологии. Такая концепция соответствовала программе папства, а не взглядам великих схоластов. Наука была ограничена лишь там, где она соприкасалась с верой; однако ее значительные разделы, которые охватывали большой круг проблем логики, эпистемологии, космологии, не могли дать научных результатов, основываясь на догматах веры, и в целом эти разделы сохраняли свою самостоятельность.

Но в этот период схоластика не была единственной философией. В средние века существовали неправоверные  философские течения, которые достигали  теологических истин независимым  от откровения путем. Однако и они, и  правоверные философские течения  не обязательно были течениями схоластического  типа: не были схоластиками ни мистики  типа св. Бернара или Экхарта,

То, что средневековая  культура имела свои недостатки и  слабые стороны, не подлежит сомнению. Частные науки в течение долгого  времени находились в упадке. Для  решения научных проблем не хватало  социальной заинтересованности, еще  не была разработана научная методология. Средние века еще не научились  ни эксперименту, ни настоящей индукции; они немногого достигли в области  фундаментальной науки и еще  меньше — в области ее практического  применения. По-другому дело обстояло в философии. Никогда ранее философия, которая долго и последовательно развивалась в одном направлении, не достигала такой завершенной системы понятий.

4. Средневековая философия была традиционной и безличностной. Ее доктрины передавались из поколения в поколение, и часто очень трудно было обнаружить их первого творца.

Несмотря на то, что  философия разделялась на борющиеся  друг с другом направления и школы, в своих основополагающих позициях она имела устойчивые основания, которые не поддавались изменению  и пересмотру: 

  • Существует Бог, который является абсолютным бытием,
  • Бог нематериален,
  • Бог является бытием иного рода, чем сотворенное им бытие,
  • Бог и душа свободны, невозможно,
  • Бога и душу познать с помощью чувств.

Служители Церкви не сразу обнаружили, какие истины соответствуют Евангелию, и их попытки  создания христианской философии шли  по различным направлениям. Со временем они все-таки отказались от пантеизма в пользу дуализма, от материализма — в пользу спиритуализма, от эманатизма — в пользу креационизма; этих взглядов уже не было в средневековье. Однако некоторые проблемы остались нерешенными, и в средние века все еще шел спор между идеализмом и реализмом, фидеизмом и эмпиризмом, диалектикой и мистикой, интеллектуализмом и волюнтаризмом.

Многовековая история средневековой философии распадается на три периода:

  • период развития и формирования этой философии, длившийся до 12 века включительно;
  • период завершенных средневековых философских систем в 13 веке классический период схоластики;
  • период средневековой критики, начиная с 14 века.

Подобно античной, средневековая философия также  завершилась распадением на школы, однако, в противоположность античности, ее школьный период не обогатил философию  новыми идеями.

Информация о работе Философия средневековья