Средневековая философия
относится к эпохе феодализма.
Это время господства религиозного
мировоззрения, которое находит
свое отражения в богословии. Поэтому,
в первую очередь, средневековая
философия – служанка теологии.
Основная ее функция – доказательство
существования Бога, толкование Священного
Писания, изложение догматов Церкви.
Попутно развивалась логика, разрабатывалось
понятие личности (различие сущности
и ипостаси) и вились споры о
приоритете общего или единичного.
В своем развитии средневековая
философия прошла три этапа и
соответственно направления:
- Апологетика.
Осуществлялось
обоснование
возможностей
построения
у
людей
целостного
мировоззрения,
основанного
на
тексте
Святого
Писания.
Главные
представители
средневековой
философии
этого
этапа:
святые
Ориген
и
Тертуллиан.
- Патристика.
Период
обновления
христианской
догматики,
установления
общественного
порядка
и
определения
роли
церкви
для
общества.
Средневековая
философия
на
этом
этапе
представлена
Августином
Аврелием
и
Иоанном
Златоустом.
Отцы
христианской
церкви
считают
Библию
абсолютной
истиной
и
утверждают,
что
Бог
находится
вне
области
умопостигаемого
и
чувственного
воспринимаемого,
а
значит,
его
невозможно
определить
словами.
Единственный
способ
познания
–
вера.
Все
беды
и
зло,
неправильный
выбор
самих
людей.
- Схоластика.
Истолкование
и
обоснование
главных
религиозных
догматов.
В
этом
время
средневековую
философию
представляли
Фома
Аквинский
и
Ансельм
Кентерберийский.
Они
считали,
что
абсолютно
все
знания
о
нашем
мире
можно
найти
в
Библии
и
работах
Аристотеля.
Их
необходимо
извлекать
откуда
путем
истолкования.
Основополагающие
принципы
- Полное
поклонение
Богу
и
беспрекословное
исполнение
воли
церкви
–
вот
главная
общая
характеристика
средневековой
философии.
- Бог
сотворил
мир
из
ничего
за
семь
дней.
Поэтому,
всем
что
имеют,
люди
обязаны
ему.
История
толкуется
как
осуществление
божественного
плана.
Всевышний
направляет
человечество
к
пришествию
царствия
Божьего
на
земле.
- Библия
–
самая
древняя
и
истинная
книга,
божье
слово.
Его
Завет
–
объект
веры,
единственная
оценочная
мера
для
любых
теорий
и
философии.
- Авторитетность
церкви.
Истинный
автор,
которого
стоит
слушать
–
Бог.
Авторитетнейшие
толкователи
его
творения
и
откровений
–
церковные
отцы.
Человеку
же
разрешено
познавать
мир
как
комментатору.
Истинное
знание
принадлежит
только
Богу.
- Искусство
толкования
нового
и
старого
Завета.
Библия
–
единственный
критерий
истинности.
Она
является
полным
сводом
законов
бытия.
Писание
–
начало
и
конец
любых
философских
теорий.
Оно
–
основа
для
размышлений:
анализируются
слова
и
значения,
общее
содержание,
идеи.
- Учительство
и
назидательность:
общая
установка
на
воспитание,
образование
и
продвижение
к
спасению,
то
есть,
к
Богу.
Форма
–
трактаты,
диалоги
учителей
и
внемлющих
учеников.
Главные
качества:
энциклопедичность,
высокий
уровень
знания
Писания
и
владения
в
совершенстве
основами
формальной
логики
Аристотеля.
- Оптимизм
–
как
общий
дух.
Бог
непостижим,
однако
его
указания
можно
понять
через
веру.
Возможность
собственного
спасения,
воскресения
и
вечной
жизни,
конечного
торжества (в
космических
масштабах)
христианской
истины.
Симбиоз
святого
и
мирского.
Христианская
философия
пользуется
следующими
формами
познания:
озарение,
интуитивное
знание,
интеллект,
и
Божественное
откровение.
Конечно
же, средневековая
философия несла
в себе массу проблем.
Вот основные из них:
- Мир
существует
благодаря
Богу,
который
его
сотворил.
- Воля
Бога
и
мир,
созданный
им,
практически
постижимы
человеком.
- Средневековая
философия
определяла
место
и
роль
людей
в
мире
через
призму
спасения
их
души.
- Абсолютное
несочетание
свободы
воли
человека
и
Божественной
необходимости.
- Определение
общего,
единоличного
и
отдельного
в
учении
о
триединстве.
- Допустим,
Бог
–
добро,
истина
и
красота,
тогда
откуда
произошло
зло
и
почему
он
терпит
его?
- Соотношение
Библейских
истин
и
человеческого
разума.