Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:55, лекция
Начало средневековой философии там, где философия впервые сознательно ставит себя на службу религии, а заключительный ее этап - там, где их союз можно считать в основном распавшимся, то есть с I - II вв. до XIV -XV вв. н. э. Как это ни парадоксально, средневековая философия началась раньше, чем завершилась античная. Несколько веков параллельно существовали два способа философствования, взаимно влиявшие друг на друга.
Среденевековая
философия
Начало средневековой
философии там, где философия впервые
сознательно ставит себя на службу религии,
а заключительный ее этап - там, где их
союз можно считать в основном распавшимся,
то есть с I - II вв. до XIV -XV вв. н. э.
Как это ни парадоксально, средневековая
философия началась раньше, чем завершилась
античная. Несколько веков параллельно
существовали два способа философствования,
взаимно влиявшие друг на друга. И тем
не менее одна эпоха уходила в Лету, а другая
завоевывала свое исторической пространство.
Так же, как феодальное имело свои предпосылки
в позднерабовладельческом обществе,
в такой же мере средневековая философия
начала свою историю в лоне позднеантичной
культуры.
Поэтому мировоззрение «средневекового
человека» опиралось, с одной стороны,
на античную философию, с другой - на христианство,
пытаясь согласовать и то, и другое. К тому
же основоположники средневековой философии
были в большинстве своем «отцами» христианской
Церкви, что, несомненно, объясняет неповторимый
колорит философии того периода.
Средневековье справедливо называют «эпохой
веры». Если попытаться определить максимы
общественного сознания каждой эпохи,
то для Античности главной была эстетико-космологическая
идея, для Нового времени (XVI - XVIII вв.), как
вы увидите в дальнейшем, в центре будет
знание и его методы. Средневековье же
пронизано теологической идеей. Что это
значит?
Под теологией понимают богословие, то
есть систематическое изложение, опирающееся
как на собственный, так и на философский
понятийный аппарат, и защиту учения о
Боге, Его свойствах, качествах, признаках,
деяниях, а также комплекс правил и норм
жизни верующих и духовенства, установленных
той или иной религией (в данном случае
христианством). Хотя теология не может
обойтись без философского понятийного
аппарата, она по сути своей отлична от
философии. В пределах теологии как таковой
философское мышление выполняет главным
образом «служебную роль», ибо оно только
принимает, разъясняет, истолковывает
«Слово Божие». Все это, конечно, весьма
далеко от философии как свободного мышления
о мире и человеке. Если в теологии мировоззренческая
мысль ограничена рамками догматики, то
действительная философия всегда плюралистична.]
Поэтому средневековые философы постоянно
озабочены вопросом об отношении
религии и философии. Если на ранних
этапах эпохи они думают о том,
как поставить философию на службу
религии, то позднее - как, сохраняя лояльность
по отношению к религии, освободить
философию из-под ее опеки.
При всем различии исторических этапов
и специфике теоретических систем для
средневековой философии в целом характерны
следующие черты: 1) ретроспективность,
2) традиционализм, 3) дидактизм (учительство,
назидательность).
Во-первых, это значит, что средневековая
философия обращена в прошлое, ибо максима
средневекового сознания гласила: «чем
древнее, тем подлиннее, чем подлиннее,
тем истиннее». А самым древним документом
для средневекового человека была Библия,
как единственный в своем роде полный
свод всех возможных истин, сообщенных
человечеству Богом. Но смысл этих истин
зашифрован, закодирован, поэтому задача
философа состояла в том, чтобы расшифровать,
раскрыть и разъяснить священные письмена.
Во-вторых, для средневекового философа
любая форма новаторства считалась признаком
гордыни, поэтому, максимально исключая
субъективность из творческого процесса,
он должен был постоянно придерживаться
установленного образца, канона. Совпадение
мнения философа с мнением других было
показателем истинности его взглядов.
Этим, очевидно, объясняется та легкость,
с которой средневековые авторы приписывали
свои произведения более крупным фигурам
(например, Аристотелю и т. п.) или оставляли
свои произведения безымянными. В средневековой
философии полностью отсутствовало и
понятие плагиата.
В-третьих, почти все известные мыслители
того времени были либо проповедниками,
либо преподавателями богословских школ.
Отсюда, как правило, «учительский», назидательный
характер философских систем. Поэтому
средневековая философия справедливо
получила название схоластики (от греч.
schole - логический прием обоснования). Большое
значение в схоластике уделялось форме
изложения материала, умению вести дискуссии,
что косвенно стимулировало интерес к
логике, лингвистике, теории познания.
Впоследствии слово «схоластика» стало
употребляться как синоним науки, оторванной
от жизни, далекой от наблюдения и опыта,
основанной на некритическом следовании
авторитетам.