Средневековая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:49, реферат

Описание работы

Филосо́фия (φιλία — любовь, стремления, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.*

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Содержание

1 Что такое философия? Мировоззрение и общие принципы философии

2 Возникновение философии

3 Понятие средневековой философии. Теология

4 Религия

5 Христианство. Библейская расшифровка

6 Основы христианского вероучения. Периоды развития философии и христианства

7 Период патристики. Учение Аврелия Августина

8 Период схоластики. Философия Фомы Аквинского

9 Реализм и номинализм в философии средневековья

Cписок литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 41.35 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

ФИЛОСОФИЯ

Выполнил студент 1 курса

Пищалева К.А.

г. Вологда, 2010 г.

 

Содержание

1  Что такое философия? Мировоззрение и общие принципы философии

2  Возникновение философии

3  Понятие средневековой философии. Теология

4  Религия

5  Христианство. Библейская расшифровка

6  Основы христианского вероучения. Периоды развития философии и христианства

7  Период патристики. Учение Аврелия Августина

8  Период схоластики. Философия Фомы Аквинского

9  Реализм и номинализм в философии средневековья

Cписок литературы

 

1 Что такое философия? Мировоззрение и общие принципы философии  

 

Филосо́фия (φιλία — любовь, стремления, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.*

Философия является мировоззренческой  дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Первое, что следует отметить в рамках такого, так сказать, теоретико-эмпирического  подхода к проблеме специфики  философии - это факт многовариантности употребления термина “философия”**.

Мало того, что продукты деятельности тех, кого традиция причисляет к философам и которых можно  назвать профессиональными философами, образуют поразительно богатое многообразие учений, систем, теорий, и это делает чрезвычайно сложной задачу выявления  в них того общего, что позволяет  относить их к философии и что  составляет специфику философии. Этот термин - философ, используют еще и совершенно произвольно и притом в широком спектре эмоционально-оценочного сопровождения его использования - от презрительной, а зачастую и уничижительной, до почтительной, а иногда даже и хвалебной, оценки того, кого удостаивают отнесения к философам.

Мировоззрение — система  наиболее общих взглядов на мир (природу  и общество) и место человека в  этом мире. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие.

Философия изучает всеобщее, или наиболее общее, то есть такие  свойства и отношения вещей, которые  проявляются везде и всегда. Например, причина и следствие, содержание и форма, сущность и явление, необходимость  и случайность и т.п. Эти и  подобные им понятия — их принято  называть философскими категориями  — отображают такие характеристики вещей и процессов, которые присущи  им в любом уголке Вселенной и  в любое время.

Кроме того, философия открывает  и фиксирует всеобщее в виде законов. Вы уже знаете множество научных законов. Знаете также, что они заметно отличаются друг от друга по сфере их действия или применимости. Есть частные законы и общие законы. Скажем, границы применимости таких общих законов, как закон всемирного тяготения или закон сохранения и превращения энергии, гораздо шире, нежели таких частных законов, как закон Ома или закон Бойля-Мариотта. Но, оказывается, есть и такие законы, которые вообще не имеют границ применимости, то есть действуют в любых природных и общественных процессах, а также в познании и в мышлении. Такие законы назвали всеобщими, или иначе — законами диалектики. С содержанием этих законов, заслуга в открытии которых принадлежит именно философии. Таким образом, предметом философии является исследование наиболее общих законов развития природы, общества и познания.

Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах. Это такие, как Истина (наука и идеология), Добро (мораль и религия) и Красота (искусство в различных его формах и видах). Философия всегда находилась и находится на стыке этих сфер. Она опирается на них и впитывает тем самым все богатство и многообразие духовной культуры общества.

По мере развития естественных наук, получила распространение точка  зрения, что главной целью философского анализа является человек и всё, что с ним связано. В средние  века многие философы считали своей  основной задачей поиски безупречного доказательства существования Бога. Было время, когда предметом философии  считали исследование закономерностей и методов научного познания истины, или анализ и разработку такого языка науки, который бы не допускал противоречий и двусмысленностей.

Если мы посмотрим в  историю философии, то увидим, что  представления о предмете философии  менялись от эпохи к эпохе. Дискуссии  на эту тему продолжаются и сейчас, что вполне естественно.

«Принятые формулировки типа "что есть философия", "что  такое философия" могут быть подвергнуты  законному сомнению. Я думаю корректным было бы сказать, "что есть философия для меня?", "как я понимаю философию"».

2 Возникновение  философии

Философия как особая форма  культуры и духовного освоения мира возникла примерно в середине первого  тысячелетия до н.э. одновременно и  независимо друг от друга в трёх регионах - в Индии, Китае и Греции. Одновременность её появления говорит  нам о не случайности этого  процесса. Этот период в истории  человеческой цивилизации, в которое  зародились философские учения, и  некоторые из этих учений стали впоследствии религиями.

Автором термина "философия" стал известный греческий математик  и философ Пифагор. Как и многие другие греческие мыслители, он имел свою школу, в которой был единственным преподавателем. Рассказывают, что  однажды ученик, восхищённый его  лекцией, воскликнул: "О, Пифагор, ты — софос!". Софос — значит "мудрец". На что учитель скромно ответил: "Я не софос, а всего лишь философов", то есть "любитель мудрости". Стало быть, слово "философия" переводится как "любовь к мудрости". На Руси, например, философов долгое время так и называли — "любомудры".

Первые философы были универсалами, энциклопедистами, они с равным любопытством исследовали природу и человека, космос и жизнь общества, не отделяя  одно от другого. Экспериментальных  методов ещё не существовало, поэтому  в их теориях было много фантазии и интуитивных догадок, впрочем, гениальных. Наибольшее развитие в  это время получают области знания, требующие "чистого" мышления: логика, геометрия, философия. Однако именно эти  знания со временем легли в основу зарождения и развития таких наук, как астрономия, механика, медицина и т.п. Поэтому философию часто  называют "матерью всех наук", сравнивая её с корнями дерева, от которых, как ветви, произрастают и питаются другие области знания.

3 Понятие средневековой  философии. Теология 

 

Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного  в богословии. Философия становится “служанкой” теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно  развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или  общего (реалисты и номиналисты)*.

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада  Римской империи в V веке до эпохи  Возрождения (XIV-XV в.в.).

Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными  догматами христианства, среди которых  наибольшее значение имели такие, как  догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого  государственной властью, философия  была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские  вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Теология (греч. theología, от theós — бог и lógos — слово, учение), богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

4 Религия 

 

Религия. На базе мифологического  сознания возникает религия —  вторая, более высокая ступень  освоения мира. Отличие религиозного сознания в том, что оно подходит к миру уже дифференцированно, делит  его на посюсторонний — видимый, осязаемый и потусторонний - невидимый и неощущаемый. Кроме того, религиозное сознание вводит между природой и людьми третий элемент — божества, которые влияют на природу и человека, и перед которыми возникает чувство зависимости и страха. Таким образом, картина мира представлялась более сложной, нежели в мифах. Долгие века религиозное сознание было языческим (вера во многих богов, олицетворяющих различные природные стихии). И лишь с появлением иудаизма, а затем и христианства, совершился переход к монотеизму (вера в единого Бога).

На первых порах, особенно на Востоке, философское знание ещё  не вычленялось из религиозного, было слито с ним. И лишь затем постепенно произошло отделение философии от религии, причём не без взаимной критики и борьбы. Однако история их взаимоотношений знает и попытки объединения философского знания и религиозной веры.

В течение своего более  чем двухтысячелетнего существования  Философия часто указывала науке  новые задачи, часто, наоборот, из научного исследования или религиозного творчества черпала указания для себя. В истории  Философии мы тщетно стали бы искать строгой преемственности систем; представление Гегеля о развитии Философии в ее целом не выдерживает  критики и несогласно с фактами. Нельзя, однако, отрицать развития философских  проблем в некоторые эпохи  истории. Сложные задачи Философии  поступали в сознание человечества лишь постепенно; развитие философского сознания подчинялось общим историческим условиям, так как Философия есть один из необходимых элементов культуры.

В европейской истории  мы различаем три периода: античную культуру, средневековье с преобладанием  в нем религиозных интересов  и, наконец, эпоху свободы разума, ставшего в независимое от религиозного сознания положение. Строгие границы  между этими эпохами провести весьма трудно. Нельзя утверждать, что  каждая эпоха начинала философскую  работу заново, но и противоположное  утверждение было бы натяжкой. Упадок культуры в эпоху переселения  народов настолько очевиден, что  только предвзятое мнение может утверждать превосходство средневековья над  античным миром. Столь же несправедливо, однако, представление о средних  веках как о времени беспросветного мрака, в котором преемственность  с древним миром окончательно порвана. Еще труднее установить границу между средневековьем и  эпохой освобождения разума, во-первых, потому, что это освобождение шло  весьма постепенно и начало его можно  усмотреть задолго до падения  средневекового миросозерцания, во-вторых, потому, что сам процесс освобождения далеко еще не закончен.

5 Христианство. Библейская  расшифровка 

 

Христианство – одна из мировых религий. Оно появилось  около 2х тысячелетий назад.

В Библии нарисована такая  картина возникновения новой  религии: в дни царя Ирода в  городе Вифлееме у простой девушки  Марии родился сын Иисус. Это  было чудо, поскольку он родился  не от земного отца, а от «духа  святого» и был не человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они нашли  нужный дом, разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески – Христос) – божьего помазанника, и поднесли ему дары.

Когда Иисус, повествуется далее, возмужал, он собрал вокруг себя из 12 доверенных людей – учеников (в Новом завете они названы апостолами) и, совершая с ними многократный обход городов  и деревень Палестины, проповедовал новую веру, принесенную им с небес  религию. При этом он творил чудеса: ходил по воде, своим прикосновением оживлял умерших и исцелял  больных, превращал воду в вино, пятью  хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и после  трапезы осталось еще недоеденных  кусков полных двенадцать коробов. При  этом никто не догадывался, что он Мессия, а его родные сочли даже, что он «вышел из себя», что он ненормален.

В дальнейшем проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала  раздражение первосвященников Иерусалимского храма. Они объявили его ложным Мессией. В конфликт вмешался римский наместник  в Иудее Понтий Пилат. Иисус был  схвачен, судим и подвергнут распятию – мучительной казни на кресте, что считалось самой позорной, «рабской» формой казни. После казни  снова произошли чудеса: померкло солнце, начались землетрясения, «отверзлись  гробы» и некоторые умершие воскресли  и вышли из них. На третий день Иисус  воскрес, явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших и, осудив на Страшном суде деяния каждого, грешников  низвергнуть на вечные муки в ад, а праведников вознести на вечное жительство и «горный Иерусалим» – небесное божье царство.

 

6 Основы христианского  вероучения. Периоды развития философии  и христианства

Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей).

Информация о работе Средневековая философия