Философия образования: статус, проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:21, реферат

Описание работы

Философия с самого начала своего возникновения и до наших дней стремилась не только осмыслить существующие системы образования, но и сформулировать новые ценности и идеалы образования. В этой связи можно напомнить имена Платона, Аристотеля, Августина, Я. Коменского, Ж. Ж. Руссо, которым человечество обязано осознанием культурно-исторической ценности образования. Целый период в истории философской мысли даже называл себя Просвещением.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
2. ФИЛОСОВСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ: ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА……………………………………………………………………6
3. ИДЕАЛИЗМ, КАК ПРИНЦИП ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА……………………………………………………………………8
4. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………..11
5. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ПРАГМАТИЗМА……………………………………… 16
6. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПОДХОД В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………..…19
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотренные виды образовательного процесса, соотнесенные с различными философскими направлениями, обладают как специфическими, особенными, так и общими характеристиками. Но степень общности обнаруживается не только в сфере образовательной философской «теории» и организуемой в соответствии с ее основополагающими принципами практики. Она проявляется и в сфере философской методологии, задающей своего рода метаориентацию на формирование образовательных моделей, исходя из утверждения определенной системы ценностей. Ценности определяют целеполагание, допустимые средства и методы, ролевые возможности обучаемого и обучающегося, расстановку акцентов в формировании учебных планов,, источники и направленность мотивации, иными словами,– все «составляющие» образовательной модели, избирательный подход к которым не дает адекватного представления об образовательной стратегии в целом.

Философия университетского образования обнаруживает широкий спектр предпочтений основных направлений деятельности университета как организации и самих субъектов образовательного взаимодействия. В соответствии с многообразием философских направлений она обеспечивает направленность мышления на выявление оснований различных принципов деятельности, на постановку и разрешение образовательных проблем. Ее оптимизирующее воздействие фиксируется в прояснении особенностей ценностных ориентации, идеалов, ближайших и отдаленных целей участников образовательного отношения.

Специфика этой области знания состоит в том, что она утверждает правомерность различных точек зрения, различных «систем координат», отражая многообразные возможности современного мира и индивидуальных выборов жизненных позиций. Метод философии образования может быть определен как диалогический. Это означает, что, в отличие от собственно философии, реальная образовательная практика предполагает взаимное усиление различных философских подходов, их взаимную дополнительность, а не абсолютизацию различий.

Идеологический метод в философии образования оказывается эффективным в поиске новых образовательных моделей, отвечающих новым требованиям, формируемым обществом и культурой. Он становится возможным в виду опосредованной связи ценностных систем различных направлений философии образования с разрешением основных философских вопросов, а также вследствие закрепления приверженности к интегративным, кумулятивным образовательным моделям, открытым новациям и изменениям.

Реальность современного состояния образования, и в особенности отечественного, такова, что актуализация диалогического метода рассматривается как насущная необходимость, одно из основных средств устранения догматизма в образовании. В соответствии с этим подходом возможна разработка интегративной и оптимизирующей метамодели в образовании, позволяющей придать большую значимость отдельным аспектам экзистенциалистской ориентации, приглушить издержки прагматистской и возродить некоторые принципы идеалистического видения образовательной практики. Соотношение этих компонентов динамично и не может быть иным, т. к. образование, независимо от формы реализации, всегда есть не только результат, но и процесс, неотъемлемая составляющая развития общества и культуры.

Оптимизирующая стратегия, которую можно обозначить по-разному – как диалогическую, интегративную или конвергентную,– снижает вероятность возникновения конфликтных ситуаций, приучает к пониманию позиции оппонента, способствует поиску согласованных решений, развитию индивидуального личностного потенциала и обновлению образовательного процесса.

С этих позиций укоренившаяся в отечественной практике преимущественно материалистическая трактовка целей и ценностных ориентации образования может быть дополнена признанием необходимости усиления статусных позиций и авторитета преподавателя как безусловного интеллектуального лидера, способного возглавить научную школу, исследовательское направление, владеющего искусством аргументации и риторики,– отстаиваемых идеалистическим направлением философии образования. Прагматистская ориентация обнаружит свой позитив утверждением социальной направленности образования, принципиальной роли блока социальных дисциплин в учебных планах, необходимости формирования активной деятельностной позиции у студентов и навыков адаптации в конкретной ситуации. Прагматистская интерпретация образовательной практики может быть рассмотрена более детально, т. к., по существу, предлагает свои версии выживания университета и оптимизации его деятельности в условиях рыночных отношений. Экзистенциализм, придающий основное значение личностным ориентациям в образовании, развитию индивидуальности, рефлексивности, абсолютизирует те аспекты, которые оказались на периферии образовательных интересов бывшей советской высшей школы, но без которых университетское образование во многом утрачивает свою специфику.

Все эти изменения, необходимость которых становится очевидной с позиций философского осмысления, чаще всего остаются вне поля зрения большинства руководителей образования и участников образовательного взаимодействия. Даже применительно к университетскому образованию был бы преждевременен вывод о том, что «культура» директивного и подконтрольного мышления сегодня оценивается как рудиментарная. Укоренение навыков рефлексии расширяет интеллектуальное пространство личности, способствует выявлению возможностей и обоснованию оптимального выбора.

Образование, и в частности университетское, является одним из основных ресурсов нации. Миссия университетов – быть центрами обучения высокому знанию, передового исследования и интеллектуальной культуры не будет реализована вне единства всех названных «составляющих». Университетская культура, способствуя реализации этой цели, должна представлять культуру мышления и деятельности. В этом смысле оформление саморефлексии университетской системы в относительно самостоятельную область знания, уточняющую основополагающие ценностные ориентации, цели и идеалы, функциональные механизмы и стратегии деятельности, поможет участникам образовательного взаимодействия и университету как организации осмыслить диапазон возможностей и сделать обоснованный  выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Бессонов Б.Н. История философии: Учебное пособие / Б.Н. Бессонов // М.: Высшее образование. – 2009.

2.      Гершунский Б. С. Философия образования для ХХ1 века / Б.С. Гершунский // М.: Педагогическое общество России. – 2007.

3.      Глущенко В. Совершенствование философии и методологии науки, управления, прогностики: парадигма интеллектуального управления / В. Глушенко // Издатель - Глущенко В.В. – 2008.

4.      А.С. Запесоцкий  Образование: философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий // М.: Наука. – 2008.

5.      Кузнецов В.Г. Философия: Учебное пособие / В.Г. Кузнецов // Инфра-М. – 2009.

6.      Лавриненко В.Н. Философия: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко // Юрайт, Серия - Основы наук. – 2011.

7.      Лешкевич Т.Г. Философия науки / Т.Г. Лешкевич // Инфра-М, Серия - Высшее образование. – 2010.

8.      Лопатин Л.М. Неотложные задачи современной мысли / Л.М. Лопатин // Либроком. – 2009.

9.      Мамедов А.А. Философия: Практикум для ВУЗов / А.А. Мамедов // М.: - Либриком. – 2009.

10. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов / Б.В. Марков // Питер. – 2010.

11. Мудрика А.В. Социальная педагогика / А. В. Мудрика //М: Academia. – 2002.

12. Риль А. Введение в современную философию / А. Риль // М.: - Либриком. – 2009.

13. Розин В.М. Философия образования  / В.М. Розин // Издат.: Московский психолого-социальный институт, НПО «МОДЭК». – 2007.

14. Хрусталёв Ю.М. Философия: Учебное пособие / Ю.М. Хрусталев // Академия. – 2008.

15. Шишков И.З. В поисках новой рациональности. Философия критического разума / И.З. Шишков // Эдиториал УРСС. – 2010.

16. Шишков И.З. Современная западная философия. Очерки истории / И.З. Шишков // Издатель – ЛКИ. – 2008.

17. Яскевич Я.С. Основы философии / Я.С. Яскевич // Вышэйшая школа. – 2006.

 

 

24

 



Информация о работе Философия образования: статус, проблемы, перспективы