Философия образования: статус, проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:21, реферат

Описание работы

Философия с самого начала своего возникновения и до наших дней стремилась не только осмыслить существующие системы образования, но и сформулировать новые ценности и идеалы образования. В этой связи можно напомнить имена Платона, Аристотеля, Августина, Я. Коменского, Ж. Ж. Руссо, которым человечество обязано осознанием культурно-исторической ценности образования. Целый период в истории философской мысли даже называл себя Просвещением.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
2. ФИЛОСОВСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ: ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА……………………………………………………………………6
3. ИДЕАЛИЗМ, КАК ПРИНЦИП ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА……………………………………………………………………8
4. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………..11
5. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ПРАГМАТИЗМА……………………………………… 16
6. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПОДХОД В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………..…19
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Проблема доступа к образованию в материалистической традиции разрешается более демократично. Здесь акцент сделан на обеспечение равных возможностей его получения. Применительно к университетскому образованию более очевидной является приверженность к эгалитарным формам, массовым моделям университетского образования. Однако этот подход не абсолютизирован. Можно даже сказать, что материалистическая ориентация в философии образования оказывается более гибкой, современной в организации структуры учебного процесса как многоуровневой. В соответствии с этим и проблема доступа к его различным стадиям разрешается дифференцированно. Обеспечение равенства возможностей предполагается в отношении первого цикла общетеоретического или либерального обучения. Вторая стадия специализации повышет уровень требований к качеству приобретенных знаний и, как правило, закрепляет, практику конкурсного отбора наиболее способных претендентов. В случае продвинутых видов последипломной подготовки эти требования значительно возрастают, предполагая также и наличие навыков самостоятельной исследовательской деятельности, и способность к генерации идей.

Конструктивность материалистического подхода состоит также и в том, что основополагающие цели и ценностные ориентации образования не соотносятся однозначно с религиозными, политическими или экономическими. Они предполагают согласование с потребностями личности, способной к достижению собственных целей и разрешению социально значимых проблем. В этой связи образовательная практика закрепляет деятельностные ориентации не только в направлении достижения стабильности общества, но в значительно большей степени – на открытость конструктивным изменениям, новым идеалам, целям и потребностям.

Материалистическая ориентация в университетском администрировании будет представлена большим вниманием к обеспечению высокого научного уровня обучения и исследования, материально-технической базы, к поиску возможностей получения дополнительного финансирования и распределения имеющихся средств. Достижение согласия и приоритетность институциональных целей, отстаиваемые «идеалистическими» администраторами, сохраняются в качестве основных направлений деятельности, однако принципы руководства и механизмы контроля становятся более жесткими. Факультеты и кафедры оказываются перед необходимостью обнаружения не только своей высокой функциональности,, но и существенного, конструктивного вклада в разрешение научных и социальных проблем. Материалистическая методология ориентирует на практические решения, активность жизненной позиции, социальную и профессиональную ответственность, на понимание сути происходящих изменений и значения целеполагания для будущего развития. С этих позиций основное предназначение университетов состоит в приращении научного и образовательного потенциала общества и в обеспечении практической, и в частности экспертной функции университетов, позволяющей выявить возникающие противоречия с целью их дальнейшего разрешения, дать оценку текущих событий, сделать предварительные прогнозы.

Разновидности идеалистической и материалистической философии образования, в отличие от собственно философских направлений, обнаруживают не только различия, но и очевидное сходство ориентации, имеющих опосредованное отношение к разрешению основных философских вопросов. Точно так же и уточнение сущностных характеристик прагматистской ориентации философии образования приводит к признанию относительной тождественности целей и выводов положениям, формулируемым, с одной стороны, идеализмом, с другой – материализмом, но подходы к разрешению этих целей оказываются иными.

В качестве примера можно привести несколько позиций, отражающих такого рода «тождества» и различия. Так, прагматизм разделяет цели идеализма в достижении совершенства, как личностного, умственного, интеллектуального, так и во внешней среде – социального. Но с позиций идеализма – это, прежде всего, определяющие и конечные цели деятельности, идеал, за который нужно бороться, для прагматиста – нередко наличное состояние, выступающее гарантом адекватности решений в изменяющихся ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ПРАГМАТИЗМА

 

Прагматизм обнаруживает очевидную близость материализму в оценке социальной роли и направленности образования, но при этом абсолютизирует значение социальной практики, эксперимента, сервисной активности, отвергая абсолютизацию удостоверенного знания и научного метода в познании реальности. Этот сопоставительный ряд можно было бы продолжить, но логичнее все же уточнить сначала сущностные характеристики этого направления, его образовательное кредо.

Для прагматизма не существует сферы трансцендентного. С этих позиций единственной реальностью выступает бесконечно изменяющаяся человеческая практика. При этом образовательная реальность рассматривается неотъемлемой частью реальности социальной, подготавливая мышление к разрешению проблемных ситуаций. Направленность познания определяется практикой, его основным методом является эксперимент, соответственно критерием истины – полезность, практическая выгода. Такого рода релятивистскую позицию не следует понимать буквально. Как уже говорилось, прагматизм не отвергает ценности научного знания, но настаивает   на необходимости его постоянного обновления, на его инструментальное™, операциональности, сервисной направленности в достижении индивидуальных и социальных целей. Если существующее научное знание помогает в разрешении научных проблем, оно оценивается истинным, если этого не происходит, значит, научная теория не может считаться таковой и требует доработки.

Основной целью образовательного процесса становится достижение целостного и максимально адекватного представления о мире, насколько это возможно в условиях динамических изменений. В самом общем виде образовательное кредо прагматизма можно сформулировать как обеспечение подготовленности к жизни. Соответственно учебные планы, с позиций этого философского направления, должны быть адаптивны и мобильны к запросам изменяющейся практики. Обучение социальному знанию оценивается как определяющее. Ведь именно оно, с использованием проблемных методов обучения, дает наиболее общее представление о реальности, приучает к постоянству выбора, активной жизненной позиции, подтверждает убежденность в том, что изменение практики приводит к изменению идей. Таким образом, можно сказать, что безусловными образовательными императивами прагматизма становятся понимание ситуации и деятельностная мотивация на достижение индивидуального и одновременно общественного блага. В данном случае понятия «польза» и «выгода» могут быть оценены как синонимические, потому что образование рассматривается как благоприятная возможность и условие реконструкции практики, как для обучающегося, так и для общества.

Роль университетского преподавателя заключается в содействии, облегчении разрешения познавательных и исследовательских проблем, поощрении активности в обучении видению альтернатив и практическим навыкам. Предпочтительными методами образовательного процесса являются групповые формы обучения, проведение дискуссий, использование техники «мозгового штурма» в малых группах. Аналогичные деятельност-ные установки реализуются и в практике проведения исследований. И в том и в другом случаях характер коммуникаций должен быть индивидуализированным, в противном случае тренировка мышления будет затруднена.

Модель образовательного отношения, с прагматистских позиций, строится по субъект-субъектному типу, но в отличие от материалистической интерпретации наибольшая активность и инициативность предписывается студенту. Он обязан не страшиться незнания и находиться в постоянном поиске обеспечивающих ясность понимания ответов. Устойчивость интереса должна быть имманентной характеристикой студента, свидетельствующей не только о познавательной мотивации, но и о проявлении воли, характера, индивидуальности. Существуя в мире разрешения проблем, он обязан использовать возможности для индивидуального роста, проявляя свою деятельностную позицию в аудитории, в научных публикациях и исследовании, в сервисном служении обществу, частью которого он является. Соответственно и потребности студенческих групп рассматриваются определяющими при формировании учебных планов.

Университетские администраторы, отдающие предпочтение прагматистским ориентациям, будут в равной степени озабочены разрешением текущих проблем и обеспечением высокого уровня показателей учебного и исследовательского процессов. С этих позиций основное предназначение университетского образования усматривается в обеспечении разносторонней подготовки, необходимой для дальнейшей жизни в ситуации постоянного выбора, ограничиваемого лишь соображениями практической выгоды и признанием социальной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПОДХОД В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Экзистенциалистская трактовка философии образования сфокусирована на развитии индивидуальности, необходимости личностного выбора и в этом обнаруживает очевидное сходство с прагматистской ориентацией. Различие же заключается в том, что этот выбор обусловливается не адаптацией к ситуации, а достижением аутентичности собственного Я-Здесь определяющей реальностью становится индивидуальное бытие личности. Оно должно быть сформировано, в частности, в процессе образования. Для эксперимента отдельный индивид не представляет никакого интереса. Интерес к нему возникает лишь тогда, когда личностные ценностные ориентации оказываются осмысленными,  определяющими  проявление индивидуальности и направленность выбора в ситуации. Соответственно доминантой этого подхода к образованию является закрепление мотивации на постоянство рефлексии, самопознания и самоизменения. Интроспективное видение оказывается и формой и условием существования.

Закрепление такого рода приоритетов определяет совокупность требований к организации учебного процесса. Знание должно быть интериоризировано, переведено во «внутренний план», осмыслено, особенно социально-гуманитарное, обеспечивающее понимание важности постановки проблем, принятия индивидуальных решений и этического развития. Либерально ориентированные программы, индивидуализация обучения в этом случае предполагают принципиально иные цели, по сравнению с образовательной практикой идеализма, и значительно модифицированные – по отношению к практике прагматистской. Они должны обеспечить максимальное развитие индивидуальности и возможности ее собственного, внутреннего постижения. Особенным с позиций этого направления становится и то, что предпочтение отдается ситуации дискомфорта, которая создает внутреннее напряжение и приучает действовать в неблагоприятных условиях.

Если говорить о развитии мышления, то и здесь можно обнаружить точки соприкосновения с уже рассмотренными позициями. Для экзистенциалиста оно приобретает принципиальную значимость, т. к. пронизывает все его существование, представляет движение от рефлексии сознания к рефлексии деятельности. И для идеалистической, и для экзистенциалистской трактовки образования признание ответственности за «конечный» результат образования, за то, как человек распорядится собственной жизнью, является общей этической нормой. Однако ее содержательное наполнение оказывается различным. В идеалистической интерпретации развитость интеллекта будет означать способность к медитации, концентрации на духовном. Экзистенциализм в качестве такого рода результата рассматривает именно развитие мышления, направленного на разрешение проблем, и прежде всего внутренних, индивидуальных. Ведь и экзистенциальный выбор означает «выбор себя», собственного существования в ситуации. Образовательное отношение в этом случае строится по субъект-субъектному типу, но в отличие от прагматистской ориентации, обязывающей преподавателя оказывать содействие в разрешении познавательных и исследовательских задач, экзистенциалистская ролевая модель обучающего предполагает позицию единомышленника, внешне равноправного участника напряженного диалога, проясняющего ценности индивидуального человеческого бытия. Указание на внешнее равноправие позиций не случайно. Экзистенциальное бытие студента состоит из ответов на вопросы, ситуаций выбора, реализация которого и есть проявление активной позиции. Но в действительности не менее активное, но не явно выраженное начало предписано и преподавателю. Можно даже сказать, что роль преподавателя абсолютизирована. Ведь именно он, используя «сократовский диалог» и метод сомнения, должен подвести студента к индивидуальному постижению истины, пониманию того, что без существования нет возможности, равно как и нет существования, если возможности исчерпаны.

Одновременность бытия и возможности, определяемые индивидуальным выбором, составляют сущность образовательного процесса. Поэтому постоянство выбора, осведомленность, самосозидание, достижение личностного знания необходимы не только для студента, но и для преподавателя, который должен обладать развитым уровнем рефлексии в отношении собственных образовательных возможностей. Абсолютизация значения индивидуальных смыслов требует усилий в достижении независимости, автономного статуса, уменьшения воздействия внешней среды. Если социальные ориентации и ценности оказываются значимы для субъекта, то это также является результатом индивидуального выбора.

Университетское администрирование, с точки зрения экзистенциалиста, либо невозможно, либо несущественно. И преподаватель, и студент реализуют свободу в ситуации, руководствуясь исключительно собственным выбором. В соответствии с этим определяющей целью университетского менеджера в развитии университета как организации будет обеспечение максимально возможного сочетания всех целей участников образовательного   процесса,   равно как и основной задачей университетского образования – достижение согласования ориентации «в–себе–бытия»» с бытием в мире, поощрение личностной свободы, индивидуального развития и постоянства  выбора в  ситуации.

Информация о работе Философия образования: статус, проблемы, перспективы