Философия науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:24, реферат

Описание работы

Создавая образ философии науки, следует четко определить, о чем вдет речь: о философии науки как о направлении западной и отечественной философии или же о философии науки как о философской дисциплине, наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией исследующей свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию, в данном случае к бытию науки. Философия науки как направление современной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности

Содержание

Введение
Глава 1. Наука в культуре современной цивилизации
Проблемы философии науки
Философия науки в Античную эпоху
Философия науки в Средневековье
Философия науки в Новое время
Глава 2. Основы философии науки
Понятие науки
Критерии научности и основные особенности научного познания
основания науки и их структура
Основные концепции современной философии науки
Структура научного познания
Закономерности развития науки
Научная картина мира и ее функуции
Глава 3. Научные традиции и научные революции
Взаимодействие традиций и возникновение нового знания
Научные революции как перестройка оснований науки
Глава 4. Особенности современного развития науки
Глава 5. Социально-гуманитарные науки
Становление и особенности социально-гуманитарных наук
Этапы развития социально-гуманитарных наук
Общее и особенное наук о природе и обществе
Специфика социально-гуманитарного познания
Глава 6. Наука как социальный институт
Институционные формы научной деятельности
Наука и власть
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Работа по философии.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     Экологическая этика являясь частью общего этического учения о моральны нормах и нравственных принципах, которыми должны руководствоваться люди в своем воздействии на природу.

     Этика (от греч. – нрав, обычай) – теоретическое  обоснование той или иной моральной  системы, которая содержит понятия  добра и зла, чести и совести, долга и ответственности, справедливости и т.д.

     Экология (греч. – дом, местообитания) – наука  об отношениях любых земных организмов с окружающей средой, как органической, так и неорганической природой.

     Экологическая этика – часть общего этического учения, которая специализируется на обосновании моральных норм и нравственных принципов, которыми должны руководствоваться люди в своем воздействии на природу.

     Принципы  экологической этики: а) ограничение  свободы человека преобразовывать  и использовать природу, если она  не может выдержать антропологическую нагрузку; б) признание ответственности человека за бездумное преобразование природы; в) создание этики, основанной на принципах почтения к природе, благоговения перед её ценностью.

     В литературе отмечается, что в экологическую  этику следует внести принцип коэволюции природы и общества. Коэволюция – состояние, когда природная система и социальная система адаптируются друг к другу, их изменения не встречают противодействия друг у друга.

     Экологический кризис – предел допустимости изменения  окружающей среды, связанный с производственной и научно-технической деятельностью людей. Экологические кризисы, достигшие планетарного масштаба, называются глобальными.

     Философским основанием экологической этики  может быть принцип благоговения перед жизнью с безграничной ответственностью за все живое на земле (А. Швейцер).

     Экологическая этика своим происхождением и  особенно обоснованием обязана новым  философско-мировоззренческим принципам  глобального эволюционизма, опирающимся  на системный подход к изучению мира и парадигму самоорганизации в процессе его эволюции.

     Сциентизм и антисциентизм

     Успехи, достигнутые в современной науке, вызвали неоднозначное отношение  к ней со стороны общественной и научной мысли. Оценка роли науки  колеблется между сциентизмом (лат. – знание, наука) и антисциентизмом.

     Термин  «сциентизм» употребляется для  обозначения позиции людей, которые  чрезмерно преувеличивают знание и  роль науки в культуре и обществе в целом. Источником распространения  сциентизма послужили крупные успехи естественных и технических наук, которые в эпоху научно-технической революции продемонстрировали силу и мощь рационального знания. Признавая эталоном всякого знания естественнонаучное знание, сциентизм негативно оценивает все иные способы познания, смыкаясь с технократическим (власть техники) взглядом на развитие общества.

     Однако  в ХХ веке обнаружились негативные последствия научного и технического прогресса, приведшие к глобальному  экологическому кризису и другим проблемам современности. Стала  ясна неспособность науки разрешать  сложные социально-экономические, политические и духовно-нравственные проблемы современного общества, и что наука слишком упрощает и схематизирует изучаемые природные и общественные явления, все это вместе взятое и породило антисциентизм.

     Это разочарование в науке породило многочисленные околонаучные направления и течения мысли, которые обычно называют паранаукой (греч. – около, возле), противопоставляя себя существующей науке. 

     5. Социально-гуманитарные науки

     5.1. Становление и особенности социально-гуманитарных наук

     Становление социально-гуманитарных наук долгий исторический процесс. Наука в самом общем  виде понимается как специализированная познавательная деятельность, которая  в области познания природы сложилась  в XVII веке, а в познании человека и общества в конце XIX века. Социально-гуманитарный цикл формируется в это время в условиях перехода от традиционного (аграрного) общества к капиталистическому (индустриальному) со сменой ценностно-рациональной деятельности на целерациональную.

     Первой  формой донаучного знания, как известно, была античная философия, которая объединила все существующие знания той эпохи, т.е. античное знание было синкретичным. Философы античности сформулировали многие ценные идеи о природе, обществе, человеке, политике, искусстве.

     Рассматривая зарождение и формирование социально-гуманитарных наук, следует отметить некоторые особенности этого процесса. Если в XVI – начале XVIII века для гуманитарных наук идеалом научности в познании являлась геометрия Евклида, то в XIX веке эталоном научности стала классическая механика, что возникло стремление на основе законов механики познать все явления и процессы действительности, включая и социально-гуманитарные науки. В то время казалось естественным построение науки об обществе в качестве своего рода социальной механики на основе применения принципов механической картины мира. Рассмотрение социальных объектов в качестве простых механических систем не приемлемо для гуманитарных наук, поскольку их объекты – сложные развивающиеся системы, и они требуют особых методов познания.

     При изучении социально-культурных процессов  и явлений (общество, культура, человек) в современной науке принято  делать отличия социально-гуманитарного  знания от естественного.

     Такими  отличиями будут:

     Во-первых, законы общества создаются людьми в отличие от законов природы, где они действуют стихийно.

     Во-вторых, законы общества историчны, т.е. менее  долговечны.

     В-третьих, законы общества реализуются через  сознательную деятельность людей, тогда  как законы природы существуют независимо от сознания людей.

     В-четвертых, социально-гуманитарное познание –  это всегда ценностно-смысловое, т.е. оно исследует не природную сущность вещи, а её ценностную сущность, её качественную сторону.

     В-пятых, если в естествознании главная и  определяющая процедура познания есть объяснение, где истина доказывается, то в социально-гуманитарном знании дела человеческие подлежат пониманию, где субъект их переживает как свои собственные, глубоко личные, отсюда и истина в обществознании не доказывается, а лишь истолковывается, интерпретируется, как мера понимания, сопереживания.

     Эти и другие особенности социально-гуманитарного  знания влияют на понимание предмета социально-гуманитарных наук. Предметом  обществознания является не просто человек, а связка «человек и мир», «человек и общество».

     Функции синтеза социально-гуманитарного  знания берет на себя философия, поскольку  только она способна обобщить данные наук и вненаучных форм знания (религия, искусство) в целостное научно-теоретическое  мировоззрение и предельно общую картину мира.

     Институциализация социальных наук прошла долгий путь в  своем развитии (1850-1945гг.). В это  время капиталистическая система  претерпевает структурную трансформацию, где главную роль стали играть информация и коммуникация, что в  литературе стали называть постмодерном. Стоит ожидать возрастание статуса таких социально-гуманитарных дисциплин, как социология, социальная психология, международные отношения, за ними следуют науки, изучающие человека.

     5.2. Этапы развития социально-гуманитарных  наук

     Социально-гуманитарные науки в своем развитии прошли ряд этапов: классический, неклассический, постнеклассический.

     Классический  этап в развитии социально-гуманитарного  знания начинается с XVI века по вторую половину XIX века. Этому этапу характерно то, что развитие механики и математики создало эталон научного знания, идеал, к которому стали стремиться гуманитарные науки. Позиция эта в науке называется натурализм. Суть его в том, что природные закономерности принимаются за универсальный принцип объяснения всех явлений, происходящих в обществе и связанных с человеческим бытием. Все это породило принципы жесткой причинно-следственной связи и количественной оценки в изучении духовных явлений и всего социума, стремление к созданию единственно верной науки о природе, человеке и обществе.

     Неклассический  этап (XIX – начало XX века), характеризуется  тем, что в социально-гуманитарных науках происходит переход от натурализма  к антинатурализму. В науках об обществе стала доминировать направленность знания на изучение жизни людей, а не жизни природы.

     Социально-гуманитарные науки на этом этапе используют новые  методы исследования, которых не было на этапе классики. Это, прежде всего, философский и герменевтический методы, которые способны прояснить  индивидуально-личностные, неформализуемые, интуитивно выражаемые стороны социального. Понимать, иметь здравый смысл иногда важнее, чем знать. Естествоиспытатель знает, а философ – понимает.

     Постнеклассический  этап в обществознании приходится на 50-70 гг. ХХ века, который в литературе называют постмодернизмом. Этот этап связан с именами известных западных ученых (Р.Барт, Ж.Батай, Ж.Делез, Ж.Доррида, Ж.Лиотар, М.Фуко и др.). Главными чертами постнеклассического социально-гуманитарного знания явились: идея ценности хаоса и беспорядочного мира; мир теряет свой стержень, теряет свой смысл, теряет порядок и разумность; новое понимание свободы как свободы от всяких норм и традиций в жизни общества; деконструкция всех философских оснований и введение в культуру некую гибридность, метафоричность, эклектизм, неопределенность и т.п., создание «философии сингулярности», «философии желания».однако главная идея постнеклассики – деконструкция не привела к созданию новых позитивных идей и выродилась в разрушение различных систем и структур ради самого разрушения. Сегодня постнеклассика в развитии социально-гуманитарного знания себя практически исчерпала.

     5.3. Общее и особенное наук о  природе и обществе

     Науки о природе называются естественными  науками, которые исследуют Вселенную, нашу Землю в единстве их различных подсистем и сфер, где царствуют законы и закономерности независящие от человека. Науки об обществе называются обществознанием (социально-гуманитарные науки), которые изучают общество в целом, его основные компоненты, движущие силы и закономерности развития, формы общественного устройства.

     В соотношении наук о природе и  наук об обществе нужно иметь в  виду, что неправомерно сводить обществознание к естествознанию, нельзя их абсолютизировать, но и нельзя считать их взаимоисключающими, недопустима дискредитация как социально-гуманитарных, так и естественных наук. Естественнонаучное и социально-гуманитарное знание являются «ветвями одного дерева» - науки как целого.

     Науки о природе и науки об обществе имеют общие черты: а) та и другая науки имеют цель познания – истину; б) использование теоретического и логического анализа; в) построение идеализированных моделей; г) использование абстракций и общих понятий.

     Сегодня остро стоит вопрос о необходимости  синтеза естествознания и обществознания. Основанием такого синтеза в литературе отмечен принцип глобального эволюционизма, который покоится на теории нестационарной Вселенной; концепции био- и ноосферы; на идеях синергетики.

     5.4. Специфика социально-гуманитарного  познания

     К социально-гуманитарным наукам, сфера которых очерчивается духовно-культурной деятельностью человека, относятся история, философия, социология, теология, этика, эстетика. Резкую грань между естественными науками и науками о духе впервые провел В.Дильтей. Задачей наук о духе он считал переживание проявлений общественно-исторической действительности, их осмысление и понимание. Для социально-гуманитарного знания характерна, во-первых, более широкая трактовка субъекта познания, включающая в себя человека с его способностями, знаниями и т.п. и, во-вторых, идеал гуманитарного знания включает в себя не только познание, но и оценочную деятельность. Определенный смысл и ценность в этом познании представляет реальный опыт жизнедеятельности социальных общностей разного уровня, в котором отбираются и типизируются не только черты поведения и общения, но и оценки, коллективные представления о реальности, различного рода социальные и культурные нормы. Анализ опыта таких субъектов — важная сторона социального и гуманитарного познания. Социально-гуманитарное знание раскрывает не только объективные закономерности общества и культуры, но и их субъективные формы проявления: интересы, цели, ценностные ориентации. В соответствии с этим здесь гораздо большее значение имеет и субъективная сторона самого познания. Она проявляется в нескольких аспектах. Прежде всего, это позиция самого субъекта познания - его мировоззрение, ценностные ориентации и установки, выбор аспектов рассмотрения объектов, смысловые стороны и отношения. И в самом объекте познания проявляется как объективная, так и субъективная его сторона, поскольку все эти объекты создаются и существуют лишь через деятельность реальных социальных субъектов, через социальные отношения и связи.

Информация о работе Философия науки